Происхождение человека. Место человека в системе органического мира
Submitted by Ирина Юрьевна Мочалова on Wed, 25/01/2017 - 02:12
1. Организационный момент.
2. Знакомство с учебником.
Учитель рассказывает о содержании курса «Человек и его здоровье» (на примере данного учебника), знакомит учащихся со структурой учебника, аппаратом ориентировки (огла
вление, вопросы и задания для закрепления знаний – рубрики «Проверьте свои знания», «Какие утверждения верны?», «Выберите правильный ответ», «Рассмотрите рисунок», тер
мины – рубрика «Запишите в словарик», практические работы).
3. Изучение нового материала.
Рассказ учителя.
Человеческое тело – это сложный, целостный организм, способный существовать в окружающем мире, преобразовывать его, взаимодействовать с другими существами; творить, передавать информацию; испытывать эмоции, желания, чувства, реализуемые в произведениях искусства, культуре, традициях. Человеческое тело является результатом длительной эволюции живой природы – миллионы лет; состоит из множества различных по своим функциям клеток и тех же химических элементов, которые встречаются в составе живой и неживой природы нашей планеты. И все это может служить доказательством его естественного происхождения.
Систематическое положение человека в мире живой природы:
Империя Клеточных
Надцарство Ядерных
Царство Животных
Подцарство Многоклеточных
Тип Хордовых
Подтип + Позвоночных
Класс Млекопитающих
Подкласс Плацентарных
Отряд Приматов
Подотряд Человекообразных обезьян
Семейство Гоминид
Род Человек
Вид Человек разумный разумный (Homosapienssapiens)
Учитель предлагает рассмотреть некоторые особенности строения человека, указывающие на его взаимосвязь с животными.
Учитель в виде беседы, опираясь на знания по зоологии, помогает ученикам сформулировать эти особенности, которые можно кратко записать в тетрадь в следующем виде.
Сходство человека с хордовыми:
1. Хорда – осевой скелет, формирующийся как выпячивание клеток энтодермы заро
дыша. Над хордой развивается нервная трубка, а под ней – первичная кишка.
2. Опорнодвигательная система представлена скелетом головы, туловища, конечно
стей и дифференцированной мышечной системой.
3. Центральная нервная система представлена головным и спинным мозгом, имеет
трубчатое строение и расположена в спинной области тела.
4. Кровеносная система замкнутая, состоит из сердца и сосудов.
5. Дыхательный аппарат сообщается с внешней средой через носоглотку.
Сходство человека с млекопитающими:
1. Живорождение и вскармливание детенышей молоком, наличие молочных желез.
2. Плацентарное развитие плода, сходные стадии эмбрионального развития.
3. Постоянная температура тела.
4. Наличие диафрагмы.
5. 7 шейных позвонков.
6. Два поколения дифференцированных зубов.
7. Четырехкамерное сердце.
8. Наружное ухо.
9. Волосяной покров тела, сходное строение кожи.
Сходство человека с приматами:
1. Пятипалые конечности с подвижными пальцами, при этом большой палец противо
поставлен остальным, наличие ногтей.
2. Сходные пропорции тела и строение губ, наружного уха и носа.
3. Мимическая мускулатура.
4. Общие особенности состава крови, структуры ДНК и белков.
5. Сходные заболевания инфекционной и паразитарной природы.
6. Стадные отношения, жизнь в обществе.
7. Выражение эмоций.
8. Бинокулярное зрение.
9. Лицевая часть лишена волос, ступни и ладони голые.
Как особый признак сходства человека с животными можно рассмотреть наличие рудиментов и атавизмов.
Рудименты– органы, сохранившиеся у человека, но утратившие свое биологическое значение (волоски на теле, копчиковые позвонки, ушные мышцы, полулунная складка во внутреннем углу глаза, зубы мудрости, слепая кишка, бугорок на ушной раковине).
Атавизмы– проявление у человека признаков далеких предков, утраченных в процессе эволюции (хвостатость, избыточное оволосение, многососковость, увеличение клыков и
наличие когтей, шейная фистула).
Для более образного представления всех перечисленных особенностей рекомендуется привести учащимся примеры из дополнительной литературы, больше опираться на их зна
ния и жизненный опыт.
4. Закрепление и подведение итогов урока.
– Самостоятельная работа по вопросам на стр. 8: «Какие утверждения верны? Выберите правильный ответ». Проверка ответов, выборочно.
– Вопросы по рисунку на стр. 9.
Вывод. Человек занимает определенное место в системе живой природы и проявляет с животными, особенно с приматами, что можно объяснить общностью происхождения.
5. Домашнее задание.
Изучить материал стр. 3–5, устно ответить на вопрос рубрики «Подумайте!» на стр. 9,выполнить в рабочей тетради практическую работу на стр. 8.