Физика «Тепловые двигатели, транспорт и охрана окружающей среды» 8 класс
Submitted by Алексей Николаевич Савчинский on пн, 12/12/2016 - 18:01
МОУ Непецинская средняя общеобразовательная школа. Учитель физики Савчинский А.Н.
Урок «Тепловые двигатели, транспорт и охрана окружающей среды»
8 класс
На уроке решаются задачи:
Образовательная:Закрепить знания учащихся о принципах действия различных тепловых двигателей, углубить эти знания, дать им политехническую направленность. Обсудить экологическую ситуацию в мире и нашей стране, сложившуюся в связи с бурным развитием транспорта, с позиции физики проанализировать физические процессы в атмосфере, гидросфере и литосфере и влияние на них деятельности человека.
Обозначить значение данной темы при изучении биологии, географии, литературы, краеведческого материала.
Воспитательная:Убедить учащихся в жизненной важности бережного отношения к окружающей среде. Сформировать мировоззренческие идеи, связанные с использованием физики в решении экологических проблем, воспитывать умение выслушивать товарища, уважать чужую точку зрения. Провести профориентационную работу.
Развивающая:Развивать самостоятельную деятельность учащихся ( доклады, заполнение таблиц), умение выделять главное, работать с дополнительной научно-популярной литературой, отстаивать свою точку зрения, приводить нужные аргументы, коротко, четко и быстро излагать свои мысли. С помощью иллюстративного материала усилить эмоциональное воздействие на детей.
Методы:
o информационный метод (сообщения учащихся)
o исследовательский
o проблемный
Оборудование: Компьютер с проектором. ( К уроку были подготовлены три презентации и два видеофрагмента).
Модель двигателя внутреннего сгорания.
Стенд «Сегодня на уроке», где представлены основные тепловые двигатели, а также дается информация о предприятиях, НИИ и учебных заведениях города Коломны, связанных с тепловозостроением и выпуском дизельных двигателей. При создании стенда использовалась электронная энциклопедия «Коломна».
Стенд «Физика и экология».
Стенд «Пиши правильно» - в нем приводится правильное написание терминов, встречающихся в ходе данного урока.
На доске представлены слова А.Сент-Экзюпери:
Есть такое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – сразу же приведи в порядок свою планету.
Методика проведения урока:урок комбинированный, состоящий из 3 компьютерных презентаций, подготовленных учителем совместно с учениками:
1-ая презентация– иллюстрирует вступительные слова учителя и доклады учащихся.
2-ая– рассматривает проблемы экологии.
3-ая– возможные пути решения проблем.
Кроме презентаций использовались 2 видеофрагмента:
1– Современный автомобиль (Электронная «Автомобильная энциклопедия»)
2– Модель работы дизельного двигателя (Физика. Электронная библиотека наглядных пособий. Дрофа).
Были использованы различные виды работ учащихся:
а) Самостоятельный отбор материала к уроку по предварительно предложенным вопросам в виде таблиц (таблица «Двигатели внутреннего сгорания»)
б) Подготовка докладов и выступлений, участие в подготовке презентаций к уроку.
в) Самостоятельное заполнение таблицы: «Вид транспорта – Тип двигателя», с последующей самопроверкой.
г) При прослушивании докладов, для активизации мыслительной деятельности и внимания, учащиеся должны были ответить на вопросы, предложенные в таблице - «Экологические проблемы человечества», с дальнейшим углублением ответов дома.
Ход урока
Организационный момент.
Вступительное слово учителя: «Сегодня мы поговорим о тепловых двигателях и различных видах транспорта, на которых они используются. Рассмотрим экологические проблемы, вставшие перед людьми в связи с их эксплуатацией (1 слайд презентации-1).
Современный автомобиль стал объектом внедрения самых передовых научных и технических достижений.
Просмотр фрагмента 1 – Современный автомобиль.
К транспорту относятся не только автомобили. Назовите другие известные вам виды транспорта.
После ответа ученикам предлагается заполнить таблицу «Вид транспорта – Тип двигателя»
Опрос (что получилось).
Предлагается сравнить свои записи с заполненной таблицей на экране (3 слайд презентации-1).
Перейдем к домашней таблице «Двигатели внутреннего сгорания»
(таблица была дана для заполнения желающим в качестве дом. задания, предлагалось привлечь на помощь родственников-автомобилистов).
К доске приглашается один из выполнивших задание. Он отвечает на вопросы таблицы, используямодель двигателя внутреннего сгорания.(4 слайд презентации-1).
Ученики дополняют отвечающего и сдают свои таблицы на проверку учителю.
При рассмотрении последнего вопроса таблицы: Какие двигатели выпускают в Коломне? Где их используют? Учитель акцентирует внимание учеников на стенде: «Сегодня на уроке», где дается информация о предприятиях, НИИ и учебных заведениях города Коломны,связанных с тепловозостроением и выпуском дизельных двигателей.
Дизеля - особая гордость Коломны. Рассмотрим работу дизеля: видеофрагмент «Модель работы дизельного двигателя».
В данном фрагменте ставились экологические проблемы. Мы поговорим о них подробнее и, может быть, тогда лучше поймем известную вам по урокам литературы фразу Экзюпери, которая представлена на доске.
Современный транспорт оказывает различное воздействие на природу(4,5 слайд презентации-1). На 5 слайде представлены эти воздействия. ( Учитель останавливается на вибрациях и электромагнитном излучении). Остальные виды освещают ученики, приготовившие доклады. Классу поясняется, что
при прослушивании докладов, учащиеся должны ответить на вопросы, предложенные в таблице - «Экологические проблемы человечества», с дальнейшим углублением ответов дома. Эта таблица выдаётся каждому учащемуся.
Слайды комментируются учителем и учениками. В процессе демонстрации указывается на личную ответственность ребят за чистоту лесов - (мусор, слайд10), рек - (моторные масла, битая посуда, слайд11) и т.д.
Наука нужна, чтобы искать выходы: предлагать новые источники энергии, а иногда забытые старые способы получения энергии3-ая презентация – «Возможные пути решения экологических проблем» 11 слайдов.
Вывод: Выход есть, многое делается, но пока не достаточно. Конкретный пример того, что удалось достичь, можно получить, сравнив КПД современных двигателей и КПД двигателей начала прошлого века. Его мы получим при решении домашней задачи. Её условие вы найдете в домашней таблице.
Дом задача:Первый гусеничный трактор конструкции А.Ф.Блинова, 1888г., имел два паровых двигателя. За 1 час он расходовал 5 кг топлива, у которого удельная теплота сгорания топлива равна 30*106Дж/кг. Вычислить КПД трактора, если мощность двигателя была равна около 1.5 кВТ.
Сравните его с КПД современных тракторов (для них расчеты проводились на прошлом уроке) и мы увидим, что наука не стоит на месте.
В заключении учащимся предлагается прокомментировать слова Экзюпери.