Официальный сайт jetune 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Быть добрым надо по привычке

Фото пользователя Ольга Витальевна Николаева
Submitted by Ольга Витальевна Николаева on Wed, 09/11/2016 - 12:23
Данные об авторе
Автор(ы): 
Николаева Ольга Витальевна
Место работы, должность: 

МОУ "Приволжская средняя общеобразовательная школа" Волжского муниципального района Республики Марий Эл, педагог-психолог

Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Психология
Цель урока: 

Формирование у детей доброжелательного поведения, навыков управления нагативными эмоциями, осознанного отношения к нормам социального поведения.

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
17
Используемые учебники и учебные пособия: 
  1. Бурнашов В., Зайцева Е. Уроки нравственности. Учебное пособие. – Казань, 1997.
Используемая методическая литература: 
  1. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. В 2 ч. – М.: 1997.
  2. Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. Авт.-сост. С.И.Семенака. – М.: АРКТИ, 2002.
  3. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. – 2-е изд., спр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005.
  4. Стрелкова Л. Творческое воображение: эмоции и ребенок. Ж-л “Обруч”, 1996.
  5. Строганова Л.В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности). - М.: Педагогическое общество России. 2006.
Используемое оборудование: 

компьютер, проектор

Используемые ЦОР: 

Презентация к уроку по данной теме

Краткое описание: 
<p><strong>Урок направлен на то, чтобы:</strong></p> <ul> <li>дать представление о доброте;</li> <li>научить практически применять эту добродетель в повседневной жизни;</li> <li>научить дифференцировать поступки;</li> <li>учить анализировать собственное поведение и поступки других;</li> <li>закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни.</li> </ul> <p><strong>Структура урока:</strong></p> <ol> <li>Вступление.</li> <li>Работа с притчей.</li> <li>Игра &ldquo;Тайное свойство&rdquo;.</li> <li>Работа с иллюстрацией.</li> <li>Работа с историей.</li> <li>Игра &ldquo;Хорошо &ndash; плохо&rdquo;.</li> <li>Работа с пословицами.</li> <li>Песня &laquo;Дорогою добра&raquo;.</li> <li>Заключение.</li> </ol>

1. Вступление

- Ребята, занятие мы начнем с одной притчи. Вы должны понять ее смысл и догадаться о чем сегодня будем говорить.

2. Работа с притчей о добре.

Продавец стоял за прилавком магазина и рассеянно смотрел на улицу. Одна маленькая девочка подошла к магазину и буквально прилипла к витрине. Когда она увидела то, что искала, её глаза заблестели от восторга…

Она вошла внутрь и попросила, чтобы ей показали бусы из бирюзы.

«Это для моей сестры. Вы можете красиво завернуть их?» — спросила девчушка.

Хозяин с недоверием посмотрел на малышку и спросил:
«А сколько у тебя денег?» Девочка вытащила из кармана платочек, развернула его и высыпала на прилавок горсть мелочи. С надеждой в голосе она спросила: «Этого хватит?» Там было всего несколько мелких монет. Девочка с гордостью продолжала: «Знаете, я хочу сделать подарок своей старшей сестре. С тех пор, как умерла наша мама, сестра заботится о нас, а на себя у неё не остается времени. Сегодня у неё день рождения и я уверена, что она будет счастлива получить такие бусы, они очень подойдут под цвет её глаз».

Мужчина взял бусы, прошел вглубь магазина, принес футляр, положил в него бирюзу, обернул лентой и завязал бант. «Держи!» — сказал он девочке. — «И неси осторожно!»

Девчушка выбежала и вприпрыжку понеслась к дому. Рабочий день подходил к концу, когда порог того же магазина переступила молодая девушка. Она положила на прилавок знакомый продавцу футляр и отдельно оберточную бумагу и развязанный бант.

«Эти бусы были куплены здесь? Сколько они стоили?»
«А!» — сказал хозяин магазина, — «стоимость любого изделия в моем магазине — это всегда конфиденциальный договор между мной и клиентом.»

Девушка заявила: «Но у моей сестры было только несколько монет. Бусы из настоящей бирюзы, так ведь? Они должны стоить очень дорого. Это нам не по карману.»

Мужчина взял футляр, с большой нежностью и теплотой восстановил упаковку, вручил девушке и сказал: «Она заплатила самую высокую цену… Больше, чем мог заплатить любой взрослый: она отдала всё, что имела.»

Тишина заполнила маленький магазинчик, и две слезы скатились по лицу девушки, сжимающей в дрожащей руке небольшой сверток…

На прошлых занятиях мы с вами читали притчи и говорили о таких важных для нашей жизни понятиях, как добро и зло. Напомните мне, пожалуйста, эти притчи. (“Три слова о прощении”, “Притча о двух волках”, «Чем люди живы» и др.).

- Сегодня, мы продолжим говорить о доброте и тема нашего занятия будет называться “Быть добрым надо по привычке. Будем читать стихи, узнаем новые пословицы, прочитаем интересный рассказ и т.д., где наша задача заключается в том, чтобы научиться различать добрые и злые поступки и стараться приучать себя к добрым поступкам.

Педагог обращает их внимание на обобщенное содержание понятия “доброта”:

Добрый — это тот, кто помогает взрослым, не обижает младших, защищает слабых.

Быть добрым - значит проявлять заботу обо всем, что есть на земле: в отношениях с людьми, с животными, с природой.

Быть добрым - значит заботиться о людях и обо всем окружающем не меньше, чем о себе самом.

3. Игра “Тайное свойство”

         Дети становятся в полукруг и вытягивают руки перед собой. Учитель держит в руках монетку или камешек, который символизирует качество, а именно доброту. Учитель помещает сложенные в ладоши руки в руки каждого из детей и говорит: “Слава добрый”, “Катя добрый” и т.д. каждый ребенок закрывает ладошки, как будто ему дали вещь. Учитель действительно оставляет вещь в руках одного из детей. Один из детей пытается отгадать, у кого эта вещь, говоря при этом: “Слава очень добрый” и т.д. и ребенок, которого назвали открывает ладони и показывает. Дается три попытки.

4. Игра «Пирамида добра»

Вспомните вместе с детьми о том, что все мы что-то любим. У кого-то это семья, у кого-то кукла, а некоторым просто нравится мороженое. Предложите детям построить пирамиду любви. Взрослый начинает ее строить, называя то, что он любит и кладет руку в центр. Затем каждый из детей называет то, что ему нравится или вызывает симпатию и кладет свою руку сверху. Таким образом, получилась целая пирамида.

         5. Работа с рассказом

- Хочется ко всему этому прочитать еще один рассказ, который называется “Старый дед и внучек”. [6]

“Стал дед стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И, когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за один стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее пододвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им в доме все портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она будет кормить его из лоханки (лоханка— небольшое корыто из деревянных дощечек).Старик только вздохнул и ничего не сказал.

Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечкой играет, что-то мастерит. Отец спросил: “Что ты делаешь, Миша?” А Миша и говорит:“Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить”. Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и с тех пор стали сажать его за стол и ухаживать за ним.”

Вопросы к обсуждению.

- Почему заплакали муж и жена?

- Почему дед “только вздохнул”, когда невестка его ругала?

- Почему ребенок стал делать именно лоханку, а не что-нибудь другое?

- На какую пословицу или известную поговорку похожа эта история?

(На доске: “Как аукнется - так и откликнется”,“Не делай того, чего, не хотел бы, чтобы тебе сделали другие”)

Ребенок учится тому, что видит у себя в дому.

6. Игра “Хорошо—плохо”

Детям предлагается оценить поступки и действия с двух позиций: хорошо это или плохо?

Взрослый раздает детям фишки двух цветов — красного и черного, с помощью которых они будут оценивать соответственно: хорошие поступки — фишки красного цвета; плохие поступки — фишки черного цвета. Взрослый называет поступок или действие, а дети должны поднять фишку, соответствующую его моральной оценке.

Примерный перечень детских поступков для игры:

Плохие                     

Хорошие

порвал блузку;

защитил слабого;

обидел друга;

проведал больного друга;

поссорился с мамой;

обогрел и накормил

толкнул ногой щенка;

помог младшей сестре одеться и др.

ударил котенка и др.

 

7. Работа с пословицами

- А сейчас каждому из вас достанется по одной пословице, её нужно прочитать и объяснить, как вы понимаете смысл этой фразы.

Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Делай другим добро – будешь сам без беды.
Худо тому, кто добра не творит никому.
Добрые умирают, да дела их живут.
Добро помни, а зло забывай.
Что посеешь, то и пожнешь.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Злой не верит, что есть добрый.
Доброе слово, что дождь в засуху.
Людям забота, как воздух нужна,
Cтать всем добрее поможет она.
Доброго чтут, а злого жалуют.

- С какими словами ассоциируются слова добро и зло? (Записать на доске)

“Добро – нежность, забота, внимание, верность, радость, дружба, свет, любовь.”

“Зло – зависть, предательство, месть, жадность, ложь, эгоизм.”

- А как вы думаете, какому человеку легче живется и почему? (Злой человек плохо ест, беспокойно спит, злится, завидует, он может заболеть и даже умереть)

- Как же стать добрым? Ведь не бывает так: вечером лег спать злым человеком, а утром вдруг стал добрым.

(Выслушать ответы ребят и подвести к выводу, что доброта - это забота о благе других. Быть добрым - значит проявлять заботу обо всем, что есть на земле. Доброта проявляется в отношениях с людьми, с животными, с природой. Быть добрым - значит заботиться о людях и обо всем окружающем не меньше, чем о себе самом. Для этого нужно прилагать усилия и работать над собой ежедневно)

8. Песня «Дорогою добра»

9. Заключение

"Является ли добрым человек, который..?" - дети должны ответить "да" или "нет" [6]:

а) делает зимой для птиц кормушки;

б) всегда чувствует, кому нужна помощь;

в) стреляет в птиц из рогатки;

г) помогает маме ухаживать за младшей сестренкой;

д) не оказывает помощь в трудную минуту;

е) каждый день ходит за покупками для старенькой бабушки.

(Обсудить с детьми ответы на поставленные вопросы и подвести к выводу, что значит добрый человек, какой он.)

         - Человек рано или поздно задумывается, по какому пути он идет: по дороге “добра” и “света” или по дороге “зла” и “тьмы”. У доброго человека и слова, и дела добрые. А может ли в одном человеке уживаться и добро, и зло? Нет! Не может! Как не может быть одновременно в одном кувшине сладкая и горькая вода. “Каждый кувшин изливает то, что содержит”, - гласит пословица. Если сердце наполнено добром, то и изливается добро, и наоборот.

В заключении нашего занятия хочу пожелать, посоветовать вам, приучайте себя к добрым поступкам. 

Прикрепленный файл Size
Быть добрым надо по привычке.ppt 1.31 MB

»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн