У педагогов есть такое выражение: «Дети слушают, но не слышат, смотря, но не видят». Поэтому надо учить детей не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать, т. е. основой для обучения является развитие восприятия – формирование умений вслушиваться в речь, понимать ее содержание, а также сосредотачиваться и настраиваться на восприятие речи.
Восприятие речи взрослого исподволь подготавливает детей к овладению более сложными функциями речи – регулирующей и планирующей.
На основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности происходит развитие речевых средств путем обогащения словаря, уточнения лексических и грамматических значений слов. Видимый предмет и слово, его обозначающее, предстают перед ребенком одновременно и воспринимаются как единое целое. Слово по мере усвоения его лексического значения закрепляется в понятии о предмете.
На основе имеющихся речевых средств осуществляется развитие речевого общения. Развитие коммуникативной функции речи необходимо осуществлять путем постепенного перехода от ситуативной к контекстной ее форме, т. е. строить развитие общения в соответствии с психическими закономерностями развития детей в норме.
Сначала необходимо вызывать у детей речевую активность. По мере появления активной речи необходимо развивать у детей самостоятельность в пользовании словом.
Сначала речь детей может быть отраженной. Самостоятельная речь в общении детей может возникнуть непроизвольно. Поэтому необходимо поощрять импульсивные детские высказывания, в какой бы форме они не возникали. Необходимо учить детей пользоваться и звукоподражаниями с целью тренировки артикуляционного аппарата.
Подбор приемов обучения осуществляется на основе учета особенностей всех психических процессов конкретной возрастной группы.
Приемы обучения могут быть такими:
- показ и рассматривание предмета;
- выполнение действий с предметом;
- просьбы, поручения;
- повторение за ребенком слов, словосочетаний, предложений;
- вопросы-ответы;
- опосредованное общение через куклу (игрушку) ;
- многократное проговаривание речевого материала;
- комментирование действий;
- элемент исследовательской деятельности.
Развитие речи осуществляется в процессе всей практической деятельности в условиях дошкольного учреждения.
Правильно планируемая и систематическая работа по формированию речи способствует накоплению, обогащению и активизации словаря, уточнению значения слов, предложений. Наряду с этим воспитатель формирует положительные навыки общего и речевого поведения, закрепляют навыки пользования доступной активной самостоятельной речью.
Формирование речи и закрепление усвоенных речевых навыков осуществляется воспитателями как на занятиях так и во время большинства режимных моментов. В последнем случае имеют место две формы речевого общения: речь, организованная взрослым, и речь, возникающая по инициативе детей. Во всех режимных моментах организованная разговорная речь основывается на вопросах воспитателя с учетом имеющихся у детей речевых навыков, а также индивидуальных особенностей. Режимные моменты благоприятны для организации правильного речевого общения, они непосредственно связаны с какими-то реальными объектами, по поводу которых можно организовывать разговор с детьми. Взрослые должны говорить спокойно, без раздражения, комментируя действия детей, четко формулируя вопросы, выдерживать паузы между своими вопросами и ответом ребенка. Каждый односложный ответ ребенка следует повторить в развернутой форме.
Как практически осуществить развитие речи детей в режимные моменты?
Во время утреннего приема детей в группу воспитатель планирует и проводит индивидуальную (подгрупповую) работу с детьми. Можно предложить ребенку: «Давай будем играть, так как подсказывают слова». Воспитатель индивидуально разучивает потешку с опорой на картинку и воспроизводит движения соответствующие словам текста:
«Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду,
сидит ворон на дубу,
он играет во трубу,
во серебряную».
Так можно воспроизвести и выучить потешки: «Сорока-ворона», «Пальчик-мальчик».
Развитие речи неразрывно связано с решениями специальных задач, в частности с развитием моторики, развитием мышления. Во время утреннего приема воспитатель сможет предложить ребенку сложить разрезную картинку. Подбор картинок соответствует изучаемой лексической теме. При изучении темы «Овощи» - разрезные картинки с изображением овощей, при изучении темы «Осень», «Деревья» - листья, дерево без веточек и т. д.
Во время выполнения работы воспитатель задает вопросы: Какое время года? Без чего стоят деревья осенью? Листья опадают, – как называется это явление? – листопад и другие вопросы. Можно предложить сложить из деталей снеговика: «Посмотри, что из этого можно слепить». Из чего слепили снеговика? Что надето на голову снеговика и т. д. Выложить с опорой на картинки «превращения Волшебницы-зимы»: вода лед, молоко мороженое, дождь снег и т. д. Почему происходят эти превращения, объясни.
В системе воспитания в дошкольных учреждениях утренней гимнастике отводится большое место. В ходе проведения утренней гимнастики дети закрепляют понятие вверх, вниз, далеко, близко, быстро, медленно, учатся ориентироваться в пространстве.
Воспитатель говорит детям: «Бегите ко мне тихо, тихо, как мышки», «Бегите к домику», «Девочки встанут справа от меня, а мальчики – передо мной» и т. д.
Как часть утренней гимнастики полезно проводить подвижную игру с рифмованным текстом, ритмичными движениями. В коррекционных целях рекомендуется проводить игру с звукоподражаниями: «Птичий детский сад», «Ежик и барабан».
Игра с рифмованным текстом: «Мы хлопаем руками», «Ладушки-хлопушки, где вы? » и др.
Во время одевания или раздевания с детьми разговаривают о том, что дети надевают или снимают, какого цвета одежда, из какого материала она сшита, детали одежды. Обращается внимание на порядок в шкафчике, – что висит на вешалке, что лежит на полке, где стоят сапоги, ботинки. Воспитатель рассказывает обо всем, что надевают дети: «Сначала дети надевают брюки. Они разные. У Пети - зеленые, у Андрюши – синий, у Оли – коричневые. У Жени ботинки со шнурками, а у Лены с ремешками. У Вовы сапоги резиновые, а у … кожаные». Говорится о других признакам одежды. Воспитатель задает вопрос: «Какая на ощупь одежда? Давайте потрогаем кофту - мягкая, пушистая, теплая, сухая, новая и т. д. », «У Тани на кофточке пуговицы гладкие, а у Вани – шероховатые. Потрогайте руками. Какие пуговицы у Вани? » и т. д.
Важно разнообразить прогулку.
1. Стучат колеса: тук-тук-тук,
И под веселый этот стук
Мы едем к бабушке своей, везем подарочки мы ей.
Бабуля выйдет на порог и вкусный вынесет пирог.
2. Расцвели в саду цветы небывалой красоты.
К солнцу тянутся цветочки, пять волшебных лепесточков.
3. На ладонь посадим птичку, кормим милую синичку.
Птичка зернышки клюет, деткам песенку поет :
«Тень-тень потетень, я летала целый день».
Ждут синичку пять птенцов - голосистых молодцов.
Детки в гнездышке сидят и, конечно, есть хотят.
4. Поскорей, поскорей прилетай к нам воробей!
Тебе на дорожке мы насыплем крошки.
Прыг-прыг-прыг, чири-чирик.
Воробей наш не велик.
Прыгает, летает, устали не знает.
5. Дети сели на качели, и качели вверх взлетели.
Опустились плавно вниз. Ну-ка с нами прокатись!
6. Если в знойный летний день даже двигаться нам лень -
Мы возьмем красивый веер, и подует легкий ветер...
7. Дождик-дождик, не дожди!
Не дожди, ты подожди!
Выйди, выйди, солнышко -
Золотое донышко!
8. Снег лежит на улице, вышли мы во двор.
«Давай лепить Снегурочку?! - предложил Егор.
Приделаем Снегурочке мы длинную косичку,
А из тонких веточек - пушистые реснички.
Кругленькие пуговки шубку украшают,
А вот щечки бледные - солнышка не знают.
Говорит вдруг Даша: «Чтоб Снегурка наша
Порумяней стала, свеколку из погреба бабушка достала.
Ведь чудеса бывают всегда на Новый год,
А вдруг наша Снегурочка возьмет да оживет?».
9. Наконец сегодня солнце заглянуло к нам в оконце,
Вместо злых метелей, стуж, на дороге много луж.
Очень нежно греет солнышко, зачирикали воробушки,
И ворона им в ответ громко каркнула «Привет!»
Ходят люди, улыбаются, ты пришла, весна-красавица!
10. Мы - веселые ребята, любим мы играть.
Как приятно и полезно мячик покатать!
Покидать его руками. Попинать его ногами,
Постучать об стенку, подкинуть коленкой.
Ах, какой хороший мяч! За спиной его не прячь!
Когда приходят с прогулки воспитатель напоминает детям и называет вместе с ними, что делают с одеждой после прогулки: очищают, сушат, сворачивают (шарф) и т. д.
- Что делают с брюками? (шапкой, шарфом) ;
- Как Оля сложила одежду? (аккуратно, быстро, тихо, старательно, бережно) и т. д.
Во время умывания можно говорить о том, что дети моют – лицо, руки, уши.
- Чем моют? – водой, мылом, щеткой.
- Вода какая? - теплая, холодная, горячая.
- Какое мыло? – душистое, скользкое, ароматное, белое.
- Чем мы вытираемся? (салфеткой, полотенцем) .
- Какое полотенце? Какая салфетка? – белая, глаженная, пушистая, жесткая, мягкая.
- У Оли полотенце сухое, а у Васи … (дети «подсказывают» слова) .
В ситуации умывания уместно выучить потешку: «Водичка-водичка, умой мое личико! ». Частое употребление потешки при умывании приводит к ее быстрому запоминанию. Можно выучить небольшой отрывок: «Да здравствует, мыло душистое и полотенце пушистое! » или
Мыли, мыли руки с мылом,
Мыли теплою водой,
Мыли, мыли, мыли, мыли -
Бело-набело отмыли.
В образовательной деятельности речевые игры, которые мы называем физкультминутки, также имеют большое значение. Как известно, внимание детей короткое, они устают от сидения, поэтому им нужно расслабляться. Дети проговаривают вместе с воспитателем и сопровождается все это движениями. Вот некоторые примеры физкультминуток:
1. Ветер дует нам в лицо - закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише - деревцо все выше, выше.
2. Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел - ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать.
3. Сел на ветку снегирек. Брызнул дождик - он промок,
Ветерок, подуй слегка, обсуши нам снегирька.
4. Хомка, хомка, хомячок - полосатенький бочок,
Хомка раненько стает, шейку моет, щечки трет,
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять - Хомка хочет сильным стать.
5. То прогнет, то выгнет спинку,
Ножку вытянет вперед -
Это делает зарядку
Наш Маркиз - пушистый кот.
Чешет он себя за ушком. Жмурит глазки и урчит.
У Маркиза все в порядке: когти, шерсть и аппетит.
Во время дежурства по столовой отрабатываются порядок накрывания на стол.
- Что ставим сначала? Потом? Что поставим последним?
- Какая посуда? – называется форма, цвет, материал, из которого она сделана, ее качество. Посуда: фарфоровая, хрупкая, чистая, круглая, гладкая.
Когда няня разливает суп можно говорить о том, из чего приготовлен суп:
- Суп из овощей. Значит суп - … (овощной и др.)
- Каша из гречки? – гречневая и т. д.
- Каша густая, сытная, аппетитная, сладкая, вкусная.
Отрабатывается количество и место разных предметов посуды на столе:
- Где поставить салфетницу?
- Что стоит (лежит) справа, слева, около, перед?
- Сколько тарелок поставил Вася?
Во время приема пищи некоторые дети часто капризничают, соответственно, нервничают. Такие шутливые потешки помогут им успокоиться и спокойно покушать:
Я обед съедаю сам. Открываю рот и - ам!
Чтобы силы были, супчик мы сварили.
Мой хороший аппетит в животе один сидит.
Ножками топочет - он обедать хочет!
Вот несет мне ложечка супчик из горошка,
И котлетку прямо в рот вилка шустрая несет.
Шепчет тихо аппетит: «Сыт, сыт, сыт, сыт».
Во время подготовки ко сну воспитатель привлекает внимание детей к одежде, отрабатывается последовательность выполняемых действий:
- Сначала снимаем, потом … .
- Обувь поставим под стульчик (Где стоят туфли) .
- Куда повесим рубашку? (на спинку стула) .
Воспитатель обращает внимание детей на детали одежды, показывает карман, пуговицы, манжеты, воротник.
- У платья рукава – короткие, длинные, узкие, широкие.
- Что делаем в спальне? – одеваемся, раздеваемся, спим. Постель – заправляем, разглаживаем, поправляем, подгибаем и др.
Во время укладывания на сон:
1. Баю-бай, баю-бай! Ты, собачка, не лай.
Белолапа, не скули. Моих деток не буди!
2. Спать пора. Уснул Бычок - лег в коробку на бочок.
Сонный Мишка лег в кровать. Только Слон не хочет спать.
Головой кивает Слон - он Слонихе шлет поклон.
3. Баю-баюшки-баю, не ложися на краю
Придет серенький Волчок и укусит за бочок.
4. Ай, люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стали гули ворковать, стали детки засыпать.
И, наконец, каждому ребенку поднимем настроение, если разбудить словами:
Светит полная луна - за волной бежит волна,
Ветер веет на просторе, и всю ночь волнует море...
Волн спокойных мерный шум усыпляет праздный ум...
Но так долго вредно спать - нам давно пора вставать.
Такое комментирование действий позволяет многократно повторить речевой материал, совершенствовать понимание речи.
В свободное время воспитатель организует игру детей так, чтобы они могли непроизвольно использовать приобретенные речевые навыки в самостоятельной деятельности, например: «К нам в гости приезжает кукла Дина. Нам надо приготовиться к ее приезду: - выбрать посуду, приготовить угощенье и т. д. Буратино испачкал свою одежду и не знает, как ее очистить. Давайте поможем Буратино».
В обучении детей с общим недоразвитием речи необходимо использовать доступные образцы литературных произведений. Для использования в работе литературных произведений, их следует отбирать с учетом коммуникативных навыков детей и речевого содержания самих художественных произведений. На разных этапах обучения одни и те же произведения могут быть использованы с разными целями: то для развития восприятия речи, то для развития речевых средств, то для развития речевой коммуникации.
Произведения по возможности подбираются в соответствии с изучаемой темой по ознакомлению с окружающим.
Так при изучении темы:
- «Посуда» - сказка К. Чуковского «Федорино горе»;
- «Дикие животные» – русские народные сказки «Зимовье зверей», «Лиса и заяц», «Теремок»;
- «Овощи» – сказка «Репка»;
- «Предметы туалета» - сказка К. Чуковского «Мойдодыр» и т. д.
Предлагаемые приемы развития речи рассчитаны на творческое и гибкое применение в практической деятельности воспитателей детей дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, но могут быть рекомендованы родителям и ваших воспитанников.
|