Submitted by Надежда Александровна Лукашина on вс, 02/10/2016 - 21:57
Открытый урок русского языка в 8 классе Учебник: Русский язык 8 класс. Л.А.Тростецова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Алексанрова. Тема: Безличные предложения. Цель урока: Познакомить с безличными предложениями, научить видеть в тексте безличные предложения по их значению и структурным особенностям, уметь составлять безличные предложения. Развивающие цели урока: • Создать мотивационную основу для восприятия учебного материала • Формировать коммуникативные умения учащихся, развитие критического и креативного мышления, • Формирование развития приемов умственной деятельности при повторении, изучении нового материала, при закреплении знаний. Воспитательные цели: • Воспитание чувства сострадания ко всему живому; привитие интереса к познанию. Тип урока: комбинированный. Формы работы: парная, групповая, фронтальная. Оборудование: карточки, презентация. Ход урока I.Оргмомент. Сообщение темы и цели урока. Сегодня на уроке мы продолжим изучение односоставных предложений и познакомимся с еще одним видом. II. Актуализация прежних знаний. (слайд 1) 1. Среди предложений найдите односоставные. Выпишите их. А. Зимняя стужа хозяйничает в лесу. Б. Идешь по зимнему лесу и любуешься его красотой. В. Искрится и переливается снег в лунном свете. Г. Вздыхали запах морозной прохлады. Д. Красны, ясны и тихи стояли короткие зимние дни. Е. Северный холодный ветер. Ответ: Б,Г, Е. Проверка. - Какие предложения вы выписали и почему вы выписали именно эти предложения? (В них только один главный член) 2.Опрос. А теперь образуйте пару с ближайшими к вам учениками («дать пять» (взяться в воздухе за руки), затем я задаю вопрос и даю 3 — 5 секунд на размышление. 1-вопрос. Какие предложения называются назывными? И чем выражен в них главный член? (Начинает тот, кто ниже ростом) Ученики делятся своими ответами по 10 секунд. — Поблагодарите своего партнера. — А теперь на этот вопрос ответит… Ученики находят другую пару. 2-й вопрос Какие предложения называются определенно-личными? И чем выражен в них главный член? (Начинает тот, у кого темнее волосы) Ученики делятся своими ответами по 10 секунд. — Поблагодарите своего партнера. — А теперь на этот вопрос ответит… Ученики находят другую пару. 3-й вопрос Какие предложения называются неопределенно-личными? И чем выражен в них главный член? (отвечает тот, у кого светлее волосы) Ученики делятся своими ответами по 10 секунд. — Поблагодарите своего партнера. — А теперь на этот вопрос ответит… Учитель: Итак, мы с вами вспомнили изученный материал об односоставных предложениях. Давайте выполним следующее задание. 3. Распределительный диктант (материал представляется в распечатанном виде каждому ученику или слайд № 2 ). 1вариант - выписать определенно - личные предложения; 2 вариант – неопределенно-личные. 1. Люблю дымок спаленной жнивы. 2. Нам показали грибные места. 3. Узнаю перекличку скворцов и синиц. 4. Дни поздней осени бранят обыкновенно… 5. Мне не спится. ( безличный глагол) 6. На душе легко. (категория состояния) 7. Быть грозе великой. ( Н.ф.глагола) 8. У меня нет линейки. ( словом нет). ( Обсудите свои ответы в паре). -Какие предложения вы не выписали? Почему? Учитель: Вот, ребята, мы и подошли к новой теме. Сегодня мы познакомимся с еще одним видом односоставных предложений. Безличные предложения.(слайд 3) III. Работа над новым материалом. 1. Создание проблемной ситуации. - Ребята, подумайте, о чем вам говорит слово «безличные»? (Работа в группе) ( слайд 4) Проверка. - Вернемся к нашим предложениям. В каком предложении говорится о состоянии человека, а в каком о состоянии в природе? - Давайте определим, какой частью речи выражен главный член в безличных предложениях. Вернемся к нашим предложениям под номерами 5-8. (слайды 5) Заполните таблицу. Выпишите предложения и определите, чем выражен главный член. (Работа в группе) Проверка (слайд 6). 2.Работа с материалом учебника на стр.94-95. А сейчас давайте откройте учебник на стр.94-95, ознакомьтесь с теоретическим материалом и скажите, о чем мы не сказали. VI. Закрепление. 1. Найдите лишнее предложение. Докажите, почему оно лишнее. 1.Не призирай совета ничьего. 2.В полях безлюдно и неуютно. 3. К вечеру подморозило. Ответ: 1. 1. В саду тихо. 2.Из речи пустой мысли не извлечёшь. 3. Вечереет. Ответ: 2 2. Составить безличные предложения. Раздаются карточки со словами. Учащиеся перемешивают и раскладывают 9 листочков в формате 3на 3. Каждый член команды составляет 3 предложения, используя любые три слова на одной линии (по вертикали, по горизонтали и диагонали). Листочки нумеруются. (На выполнение дается минута). 1 группа. Хорошо, мне, опушка; холодно, ясно, бело; душа, легко, сделалось; 2 группа. Мне, ночь, не спится; пасмурно, зябко, уныло; улица, светло, морозно. 3 группа. Мне, душа, радостно, зябко, становится, дышится, легко, тревожно, так. Полученный предложения ребята обсуждают в группе, затем один ученик от группы отвечает. Проверка: зачитать полученные предложения. 3.Анализ-исследование маниатюры В.П.Астафьева «Тоска». (слайд 8) Растаял мокрый снег. Осталось на стекле приклеившееся птичье перышко. Смятое. Тусклое и до боли сиротливое. Может, птаха малая стучала ночью клювом по стеклу, просилась в тепло, а я, тугой на ухо человек, не услышал ее, не пустил. И перышко это как укор белеет на стекле. Потом обсушило солнцем стекло. Унесло куда-то перышко. А тоска осталась. Должно быть, не перезимовала птичка, не дотянула до тепла и весны, вот сердцу –то и неловко, печально. Залетело, видать, в меня перышко. Прилипло к моему сердцу. Задания: Докажите, что перед вами текст. - Почему текст назван «Тоска»? О чем размышляет автор в своей миниатюре? ( о «глухоте» сердца, необходимости помощи всему живому). - Какие типы односоставных предложений представлены в тексте? Чем выражен главный член в безличных предложениях?( смятое, тусклое и до боли сиротливое, обсушило, унесло, неловко, печально, прилипло). - Что при помощи этих предложений удается передать автору? ( описать состояние души, субъективное восприятие действительности). 4. Проверим знания. Тест. (слайды 9-13) 1. Какое из приведенных предложений является безличным: А) Мы идем в кино. Б) Сидят на скамейке. В) Погуляю в парке. Г) Холодно! 2. Какое из приведенных предложений не является безличным: А) Ракушки привезли с моря. Б) Ветром гнало листву. В) Вечерело. Г) Ни зги не видно. 3. Односоставные предложения, в которых не называется тот, кто производит действие. А) Определенно-личные Б) Безличные В) Неопределенно-личные Г) Назывные 4. Укажите правильную характеристику предложения По вечерам пишется легко. А) простое, односоставное, назывное Б) простое, двусоставное, распространенное В) простое, односоставное, неопределенно-личное Г) простое, односоставное, безличное 5* Сколько односоставных безличных предложений в составе сложного предложения Вечерело, с полей повеяло сыростью, лес затянулся дымкой. А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4 * – вопрос повышенной сложности Ответы: 1. Г 2. А 3. Б 4. Г 5. Б V. Итог урока. - Что узнали нового? - Какой частью речи выражается главный член в безличном предложении? - Что запомнилось больше всего? Домашнее задание: Выучить п. 35, выполнить упр. 205.(слайд 7)