Submitted by Анна Агейкина on Fri, 01/07/2016 - 11:22
Неологизмы
1. Прочитайте старинную колыбельную песню. Найдите в ней архаизмы, подчеркните их, объясните их значение. Спи, усни, - Бай, бай, бай! Угомон тебя возьми… Спи, посыпай, Боронить поспевай. _________________________________________ Помимо устаревших слов в русском языке есть и новые слова, неологизмы. Возникло понятие – возникло и слово. Подумайте, что такое неольгизмы. Заполните таблицу. При затруднениях пользуйтесь учебником. Слова устаревшие новые – неологизмы историзмы архаизмы авторские общеязыковые __________________ ________________ __________________ ________________ __________________ ________________ Проверим себя. Учебник: стр.41, правило. А почему же в языке появляются новые слова? Каковы причины этого процесса? (Ответы учеников). Появляясь в языке, слово стареет и уже не выглядит новым. Давайте потренируемся находить неологизмы в тексте. 2. Учебник: стр.41 упр. 87 (у.) Необходимо отличать авторские неологизмы, «живущие» только в произведениях, от безграмотного словообразования. 3. Подчеркните авторские неологизмы в стихотворении Э.Успенского «Про дивано-инострано-чемодано-огурец». —Глубокоуважаемый Глубокопродавец, Продайте мне, пожалуйста, Глубокоогурец! —Глубокоуважаемый Глубокопокупатель, Мы продаем диваны, Серванты и кровати. Быть может, вы ошиблись, Глубокогражданин, И забрались глубоко Не в этот магазин? —Глубокоуважаемый Глубокопродавец, Ведь я же иностранец, Поймите, наконец, У нас, у иностранцев, Так завелось отцами, Диваны и серванты Зовутся огурцами. —Глубокоуважаемый Диванец-чемоданец, Наверное, вы очень Глубокий иностранец, Поскольку среди наших Обычных молодцов Я не встречал ни разу Подобных огурцов. —Глубокоуважаемый Глубокопродавант, Я препираться с вами Здесь не намеревант, Я подобрал вот этот Пружинный огурец, И вы его на крышу Поставьте, наконец. —Глубокоуважаемый, Да что же я, балбес?! Да чтобы я на крышу С диванчиком полез?! И хоть себя я чувствую Отменным молодцом, Да я свалюсь оттуда, И вместе с огурцом. —Глубокоуважаемый, Я вам хочу сказать... Не надо вам с диваном На крышу залезать. А шутки с продавцами Шутить я не привык, У нас обычно крышей Зовется грузовик. —Глубокоуважаемый Глубокоиностран, Прошу вас, забирайте Скорее ваш диван. И чтобы я вас видел У нас в последний раз... Не то возьму я гирю И гирей тресну вас. Он был весьма расстроен, А иностранец рад! У них обычно гирею Зовётся шоколад. По-моему, это очень смешно! А что было бы, если ученик начал изобретать неологизмы? Тот же Э.Успенский представляет это так: ...По стенам красовались плакаты: "Уменьшим ругаемостъ, увеличим улыбаемостъ!", "Долой котлетоподгораемостъ!", "Поднимем подметаемостъ на небывалую высоту!". —Это ещё на какую такую высоту?— спросила бабушка.— Может, нам потолки подметать? —Зачем потолки? Вот на полках сколько пыли собралось. —Ладно,— согласилась бабушка.— Но если я ещё что-то про котлетоподгораемостъ услышу, придется тебе столовопосещаемостъ повышать. 4. А вот ещё один «литературный перевёртыш»: Показал садовод Нам такой огород, Где на грядках, заселённы густо, Огурбузы росли, Помидыни росли, Редисвёкла, чеслук и репуста. Селъдерошек поспел, И моркофелъ дозрел, Стал уже осыпаться спаржовник, А таких баклачков Да мохнатых стручков Испугался бы каждый садовник. Н.Кончаловская. Какой вывод можно сделать о чрезмерном употреблении неологизмов в речи? Заимствованные слова Если присмотреться к одежде русского человека, то нетрудно заметить деталь, необычную для русского национального костюма — галстук. Человек заимствует всего лишь деталь одежды, а язык заимствует слово. При этом слово обрусевает, приспосабливается к языку, становится привычным. Оно произносится на русский манер: не кюхэ, хальстух, гэфрайте, а кухня, галстук, ефрейтор. Все языки обмениваются словами. Учебник: стр. 42, 43 – правило. Если вы сомневаетесь в происхождении слова, то заглядываете в _____________________ _________________, _____________________________________, а также _______________ ___________________. 1. Впишите заимствованные слова в предложения, дающие их толкования. 1) ……………………… - раздел науки о языке, изучающий лексическое значение и употребление слов. 2) ……………………… - слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. 3) ……………………… - слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию (написанию), но совершенно разные по лексическому значению. Как отличить заимствованные слова? - слово начинается на а, ф, ц, э: акт, этаж; - слово имеет иноязычную приставку: дез-, био-, гео-, макро-, микро- и т.д.: биология, география; - слово оканчивается на –ция: акация, демонстрация ; - в слове есть сочетание гласных ио, иа, иэ, уа, уи и др.: лианы, театр; - в слове есть сочетание согласных шт, хт, кс, пс, мп, вп: бокс, штамп; - удвоенный согласный на стыке морфем: -бб-, -вв-, -гг-, -дд-, -зз-, -кк- и др.: аккорд, аббревиатура; - мягкие г, к, х: кефир, хитон. 2. Найдите «четвертое лишнее» и объясните свой выбор, проанализировав слова с точки зрения их происхождения. 1) футбол, хоккей, счет, матч. 2) белка, береза, фонарь, осень. 3) телевизор, телеграф, телефон, приемник. 4) автомобиль, локомотив, локомобиль, паровоз. 3. Учебник: стр. 44 упр. 94. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 4. Учебник: стр. 45 упр. 96 ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………................................................... Что нового вы узнали на уроке? Что вам понравилось, запомнилось? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________