"Формирование информационной образовательной среды с целью достижения современных образовательных результатов в системе географического образования школы" - тема моей методической разработки.
Анализ ситуации: В ФГОС начального и общего образования уделено внимание условиям реализации образовательных программ, выполнение которых должно обеспечить создание образовательной среды. В современном мире неотъемлемым качеством образовательной среды является наличие доступной, открытой, качественной информации, что и делает среду образовательной информационной. В работах Я.А. Ваграменко, А.В. Хуторского, Н.В. Брановского утверждается положение о том, что информационные технологии могут стать основой проектирования и моделирования новой развивающей среды и обучающего пространства.
Кроме того, важно отметить, что мы живем в информационном обществе, в котором востребованы высококвалифицированные специалисты, это определяет НТР. Поэтому развитие образования не только должно шагать со временем, но и опережать его, чтобы успевать выполнять социальный заказ.
Актуальность определяется обеспечением обучающихся качественной и доступной информацией, регламентирующей их учебную деятельность на уроках географии и дома.
Эффективность и практическая значимость заключается вовлечении обучающихся в образовательную среду, насыщенную информационными ресурсами и имеющую механизмы самоуправления процессом и качества учения, диагностики, рефлексии.
Целевое назначение: Конструирование информационной образовательной среды влияющей на достижение высоких результатов.
Задачи:
- Повышение собственной компетентности в законодательной и процессуальной основе образования, разработка рабочих образовательных программ.
- Создание информационных ресурсов по географии:
- обновление УМК, стендов в кабинете географии;
- разработка рабочих листов, модулей, заданий, карточек;
- отбор ЦОР для уроков географии;
- разработка собственных ЭОР;
- создание личных обучающих платформ в сети Интернет.
3. Управление учебным процессом и качеством образования:
- Выбор учебных технологий: игровая, образно-эмоциональная, учебно-исследовательская, модульная, смешанное обучение.
4. Диагностика и анализ результатов.
-отбор диагностических инструментов и методов рефлексии.
Содержание образования становится средством достижения результатов. В основном образовании школы в связи с переходом на ФГОС выбрана новая линия учебников - авторы Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. — М.: «Русское слово», 2014. Инновационный характер учебников отражается в системной подаче целевых установок, проблемных вопросах, заданиях, тестах, практикумах, что определяет деятельностный подход, который позволяет с помощью знаний приемов учебной деятельности (УУД) сформировать компетенции учеников. По данному УМК преподаю в 5 и 6 классах. Для них с учетом требований ФГОС создала учебные сайты.
Дополнительное образование, реализую через авторский элективный курс в 9 классе «Прикладная география России», он предусматривает проектную деятельность учеников. Во внеурочной деятельности по географии работаю по авторской программе дополнительного образования «Новые горизонты» для 5-6 классов. Программа прошла экспертизу и рекомендована к внедрению в практику школы как инновационный ресурс, имеющий практическую направленность. (Раздел 3, приложение).
Во внеурочное время веду занятия геологического кружка «Известняк», где занимаются увлеченные науками о Земле ученики. Их работы переходят из разряда учебно-исследовательских в разряд научно-исследовательских и проходят защиту на областном и республиканском уровнях. Большую роль в заинтересованности детей науками о Земле их воспитании имеет туристско-краеведческая и геологическая деятельность, включающие экскурсии и экспедиции в природу.
Для работы кружка создала атлас ископаемых Каменского района Ростовской области, который используют в своей практике учителя города и области. На всероссийском палеонтологическом портале http://www.ammonit.ru/foto/50438.htm разместила фотогалерею из атласа ископаемых.
Кабинет географии – это научный, культурный, творческий центр, в нем оформлены выставки геологических коллекций, материалов, собранных во время краеведческих экскурсий; стенды по учебно-воспитательной работе, собрана библиотека геолого-географической литературы из более 200 книг, альбомы фотографий.
Инструментами познания, действенными средствами освоения и развития такой среды становятся информационные и коммуникационные технологии (ИКТ). Они способствуют созданию открытости и прозрачности образовательного процесса, формированию доступных учебных материалов каждому ученику. Активно внедряю в свою педагогическую деятельность смешанное обучение. Понимаю, что данная технология помогает реализовать персонифицированный подход обучения, заинтересовать ученика и мотивировать его на высокий результат. При этом важно отметить, что между учениками и учителем складываются доверительные отношения, возникает атмосфера сотрудничества, в педагогике преобладает гуманистическая составляющая. Повышается мотивация к учению. В такой среде высоких ожиданий ученик несет личную ответственность за результаты обучения.
Мною созданы образовательные сайты, они поддерживают очное и дистанционное обучение. Например, участие в Международной дистанционной обучающей олимпиаде по географии не обходится без образовательных платформ. Где выкладываются учебные материалы, ведутся обсуждения, корректируются ответы. На моем сайте «Школьная география» http://geokam.jimdo.com/ размещены тематические планы и поурочные материалы к каждому классу, тренировочные контрольные работы, интерактивные тесты, модули для старшеклассников, методика выполнения различных творческих работ, критерии оценивания. Детям и родителям видно учебное продвижение в течение года, объемы и сложности заданий, типовые планы, рабочие листы, образцы и примеры выполненных заданий. Реализация учебных программ в информационной среде позволяет производить смену подходов в получении знаний, эффективно управлять учебным процессом.
Таким образом, в информационном образовательном пространстве нашли место и центр учебной деятельности – школьный музей в кабинете географии, оборудованный творческими усилиями учеников, и личные сайты учителя как платформа для организации смешанного обучения, и природный ландшафт, восхищающий юных исследователей во время экскурсий.
В мою компетентность входит не только преподавательская деятельность, но и методическая.
- С 2010 года выполняю обязанности руководителя методического объединения учителей географии города Каменск - Шахтинский. Создала сайт ГМО «Учителю географии». http://metodi.jimdo.com/ (провожу семинары, круглые столы, консультации по ИКТ)
- Являюсь членом областного координационного совета по работе с юными геологами (участвовала в разработке положений по проведению областных геологических слетов и экспедиций, правил техники безопасности полевых работ школьников, входила в состав судейской коллегии областных слетов юных геологов, принимала участие в подготовке сборной команды РО к Всероссийским олимпиадам).
- С 2013 – 2015 гг выполняла роль модератора учителей географии области по внедрению технологии смешанного обучения в рамках проекта, реализуемого ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО. Администратор на сайте «Открытый класс» сообщества «Творческая мастерская учителей географии». http://www.openclass.ru/node/438349
Сетевое взаимодействие
- С 2009 года вхожу в методический совет сообщества учителей географии на портале «Сеть творческих учителей», выполняю функции сетевого методиста. http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=3436&tmpl=com
- Работаю в составе сообществ «Учителя географии Ростовской области», «Смешанное обучение», «Мастерская учителей географии» на педагогическом сайте «Открытый класс».
- В социальной сети Facebook обмениваюсь с коллегами педагогическими интересами и наработками. Группы: 1) Е.В. Нечитайловой «Blended Learning», «Облачные сервисы в школе», 2) Naty Vo «Смешанное обучение» 3) «Мастерская Марины Курвитс»
- Partners in Learning - платформа для обучения педагогов мира и их взаимодействия.
2. Формируя информационную образовательную среду, большое внимание уделяю IT-пространству. Размещенные в нем авторские сайты, многие интерактивные разработки и публикации, имеют положительные отзывы и прошли экспертную оценку. Материалы, прошедшие экспертизу в СТУ, считаются оригинальными и высококачественными. За ними закрепляется авторское право. Свидетельство имеет официальную нумерацию, реквизиты Федерального государственного научного учреждения "Институт научной и педагогической информации" РАО (ИНИПИ РАО). Имею свидетельства РАО (ИНИПИ РАО) о регистрации 22 электронных ресурсов образовательного назначения .
3. Распространяю свой опыт через публикации:
1.Творческие мастерские. Лучшие учителя Дона: Информационно-методический сборник. – Ростов н/Д: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2012
- Стр. 130 М.Н. Пурикова. Разработка урока географии в 7 классе «Куда плывет Евразия».
- Стр. 132 М.Н. Пурикова. Методическое руководство к уроку географии в 7 классе «Куда плывет Евразия».
2. Практические советы учителю. Методический журнал № 9, 2014. – Ростов н/Д: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2014
- Стр. 14. М.Н. Пурикова. Личный сайт учителя как платформа для организации смешанного обучения.
3. Е.Е. Алимова. Смешанное обучение. Сборник статей. – Ростов н/Д: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2014 (статья о смешанном обучении; методическая разработка урока географии)
Федеральный уровень
4. Электронный журнал "Учитель географии" № 3 -2013
- Педагогическая мастерская учителя географии: М.Н. Пурикова. Методическая разработка урока географии в 7 классе "Северный Ледовитый океан".
4. Размещение методической разработки в открытом доступе:
Авторские сайты:
- Школьная география http://geokam.jimdo.com/ ,
- Геологический кружок «Известняк» http://izvestn.jimdo.com/,
- Географическая команда «Горизонт» http://prostorn.jimdo.com/ ,
- Введение в географию, 5 класс https://sites.google.com/site/vvedenievgeografiu/ ,
- Физическая география, 6 класс http://izvest.wix.com/geo6 ,
- Сайт ГМО «Учителю географии» http://metodi.jimdo.com/ ,
- Сообщество в "Открытом классе" «Мастерская учителей географии» http://www.openclass.ru/node/438349
Педагогические порталы:
- Авторские материалы на портале Сеть творческих учителей в профиле автора (20 интерактивных разработок): http://it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=113739
- Глобальная школьная лаборатория «Глобаллаб», проект «Мир камня» (3 методические разработки) (проект создан совместно с учителем химии г. Цимлянска Е.В.Нечитайловой) https://globallab.org/ru/project/cover/mir_kamnja.ru.html#.Vwc2qlSLS1s
- Рабочая площадка Международной обучающей олимпиады по географии
- Авторские материалы в разделе семинар и форум конкурса (более 10 разработок) -Пурикова М.Н. Учебное занятие по теме «Куда плывет Евразия» (7 класс). http://geo.metodist.ru/doog/2011/seminar_work/036-DOOG-2011.zip
- Сайт виртуального портфолио http://4portfolio.ru/user/view.php?id=17916
- Blendspase: урок «Население Южной Америки» https://www.tes.com/lessons/GiyTnvsEFTsZEQ и другие.
- Портал «Открытый класс» (тесты, уроки, внеурочные мероприятия)
- На сайте «Завуч. Инфо» размещена моя рабочая программа по общей географии для 11 класса, которая вышла в финал 1Всероссийского конкурса «Мастерская учителя».
- На международной педагогической платформе Microsoft Partners in Learning
5. Наличие научных и учебно-методических публикаций, отражающих особенности методической разработки учителя:
Для учителей мною созданы платформы с методическими материалами
1. Сайт ГМО учителей географии Каменск - Шахтинского «Учителю географии» http://metodi.jimdo.com/
2. Сайт в "Открытом классе" Мастерская учителей географии для работы по технологии смешанного обучения. http://www.openclass.ru/node/438349
3. Сайт-площадка по педагогическому исследованию модели "Автономная группа" технологии смешанного обучения http://avtonomn.jimdo.com/
4. Школьный сайт "Здоровая школа" http://zdrav10.jimdo.com/
Публикации
1. Практические советы учителю. Методический журнал № 9, 2014. – Ростов н/Д: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2014 (Стр. 14. М.Н. Пурикова. Личный сайт учителя как платформа для организации смешанного обучения).
2. Е.Е. Алимова. Смешанное обучение. Сборник статей. – Ростов н/Д: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2014: (Стр. 52. Стр. 66. - М.Н. Пурикова.)
3. Сообщество Творческая лаборатория педагога-экспериментатора Сеть творческих учителей - Разработка интерактивного приема "Ареал".
4. Темы докладов в программах межрегионального семинара: «Межрегиональный опыт, инновации, творчество, стандарт», Сочи, 2013, 2014.
5. На сайте «Глобаллаб» в проекте «Мир камня https://globallab.org/ru/project/cover/mir_kamnja.ru.html#.VwcvtFSLS1s (М.Н. Пурикова. Определители минералов и горных пород, тест для 6 класса «Узнай горную породу»).
6. Выступления с докладами по обобщению опыта
1.Приняла участие в августовском межрегиональном интернет-форуме 30.08.2015 по теме: "Проблемы обеспечения преемственности в реализации ФГОС общего образования при обучении географии на разных ступенях образования". Форум размещён в сообществе учителей географии Ростовской области, пройти на него можно и по ссылке: http://www.openclass.ru/node/485481.
2.X Межрегиональный семинар: «Межрегиональный опыт: инновации, творчество, стандарт». Лазаревское, 1 – 5 ноября 2014
- Тема: Организация педагогического исследования по теме: «Изучение эффективного использования модели технологии смешанного обучения. Автономная группа в практике работы современной школы».
- Тема: Опыт создания сетевого урока.
3.IX Межрегиональный семинар: «Межрегиональный опыт: инновации, творчество, стандарт». Лазаревское, 1 – 5 ноября 2013
- Тема: Личный сайт учителя как платформа для организации смешанного обучения.
4.Вебинар на площадке ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО. Выступление в рамках проекта РО.11.2013
5.Областной семинар на тему: Интернет-проект «Здоровая школа", 2012
- Тема: Интернет - проект "Здоровая школа" как инструмент здоровьесберегающей политики школы. (скриншот - создан сайт «Здоровая школа»)
6.Городская августовская конференция, г. Каменск-Шахтинский, 2011
- Тема: Поддержка одаренных детей в системе географического образования школы № 10 г. Каменск – Шахтинский РО.
7.Областной конкурс «Учитель Дона-2011» Методический семинар: Информационные технологии как средство повышения эффективности образовательного процесса.
8.Вебинар в сообществе учителей географии Сети творческих учителей. Тема: Формирование УУД на уроке географии как одно из основных требований ФГОС.
|