Игра – мощнейшая сфера “самостоятельности” человека: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления. В логопедической же работе игра еще выполняет коррекционную и развивающую функции. Логопедическая игра, как и вся коррекционно-развивающая деятельность, включает в себя цель, средства, процесс и результат. Уже объявление названия игры, загадочная интонация, понижение и усиление голоса создают у детей игровое настроение. Однако следует соблюдать некоторые условия: игра не должна снижать рабочего настроя учащихся, не делать занятия развлекательным препровождением времени.
Коррекционно-развивающая работа предполагает четкое определение целей и задач, и в зависимости от поставленных на данном этапе логопедической работы целей подбирается дидактический материал. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию работы. В подборе логопедических игр целью могут служить: недостатки произношения, которые находят отчетливое выражение на письме и приобретают характер хронических ошибок, формирование фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи, расширение словарного запаса слов через уточнение и расширение семантических полей слов. А так же: формирование графического образа буквы и зрительного восприятия написанного слова, нормализация мышечного тонуса и координации движений, совершенствование психических и коммуникативных навыков детей.
Игра может использоваться в качестве занятия или его части и проведена на любом этапе. А вот характер деятельности учащихся в игре зависит от места игры на занятии, от ее места в системе занятий. В системе занятий по теме подбираются игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводящую, контролирующую, преобразующую, поисковую. В игре продумывается не только характер деятельности детей, но и организационная сторона, характер управления игрой. Создание игровой модели происходит через монолог, диалог и объяснение задания от имени героя занятия. Красочно оформленная наглядность и элементы театрализованной деятельности создают у детей чувство эмоционального и психологического комфорта. Проведение психогимнастики или разминки для ума в начале занятия способствуют снятию неуверенности в своих силах, снятию барьера страха речи. Ребята действуют по игровым правилам. Игровая обстановка трансформирует и позицию логопеда, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.
Итоги игры подводятся как со стороны игровой деятельности, так и коррекционно-развивающей. Реализуются они через ретроспективное обсуждение, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, а так же ход учебно-игрового взаимодействия.
Артикуляционная гимнастика дается детям нелегко, отнимает много энергии, требует усидчивости и терпения. Прибавив к упражнениям немного игровой ситуации и увлекая в мир веселого Язычка, у ребят исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных артикуляционных укладов. Веселый Язычок приходит на занятия с различными историями о себе, стихотворениями и обязательно приносит свой любимый альбом, где все его приключения в картинках. Язычок представлен в виде игрушки-рукавички, альбом содержит в себе комплексы упражнений на выработку определенных звуков в виде рисунков и стихотворных текстов. На таких занятиях у детей повышается мотивация в трудной для них работе над выработкой правильного звукопроизношения.
Сказка о Веселом Язычке. По утрам, когда часики показывают 10 часов, Язычок любит пить чай из своей чашечки (упражнение “Чашечка”). Но иногда чай бывает слишком горячим и приходится дуть на него, чтобы быстрее остыл (дутье на широкий язык, не раздувая щек). Обычно к чаю у Язычка есть лакомства. Это блинчики (упражнение “Блинчик”), варенье (упражнение “Вкусное варенье”, ириски (упражнение “Приклей конфетку”). Такое чаепитие очень нравится Язычку, и он всех приглашает в гости.
Артикуляционные упражнения:
“Вкусное варенье”.
- улыбнуться
- открыть рот
- широким языком в форме
"чашечки" облизать
верхнюю губу
|
|
Вот так вкусно мы поели,
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.
|
Внимание! Язык двигается строго в направлении вверх-вниз, а не из стороны в сторону. Губы и нижняя челюсть во время выполнения упражнения должны быть неподвижны.
“Барабан”.
- улыбнуться
- открыть рот
- кончик языка за верхними зубами:
"дэ-дэ-дэ..."
|
|
В барабан мы сильно бьем
И все вместе мы поем:
“Да-ды, до-ды, ду-ды”.
|
Внимание! Работает только кончик языка, нижняя челюсть и губы неподвижны.
“Лошадка”.
- вытянуть губы
- приоткрыть рот
- поцокатъ "узким" языком
(как цокают копытами лошадки)
|
|
Ну и лошадка!
Шерстка гладка,
Чисто умыта
С головы до копыта.
|
“Грибочек”.
- улыбнуться
- поцокатъ языком, будто едешь на лошадке
- присосать широкий язык к нёбу
|
|
Грибочек, грибок,
Масляный бок,
Серебряная ножка,
Прыгай в лукошко!
|
“Качели”.
- улыбнуться
- открыть рот
- кончик языка за верхние зубы
- кончик языка за нижние зубы
|
|
На качелях я качаюсь
И все выше поднимаюсь,
А потом – вниз.
|
“Чашечка”.
- улыбнуться
- широко открыть рот
- высунуть широкий язык и
придать ему форму "чашечки"
|
|
Очень вкусно мы поели,
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
|
“Часики”.
- рот приоткрыт
- губы растянуты в улыбку
- кончиком узкого языка
попеременно тянуться
под счет логопеда к
уголкам рта
|
|
Тик-так, тик-так,
Язычок качался так,
Словно маятник часов,
Ты в часы играть готов.
|
Письмо – это процесс перевода устной речи в графическую (буквенную) модель, а чтение – процесс перехода от графической модели слова к его устной звуковой форме. Таким образом, написанное слово моделирует звуковую структуру слова, трансформируя временную последовательность звуков в последовательность букв в пространстве. Упражнения способствуют развитию быстрому и точному побуквенному анализу, помогают лучше ориентироваться в звуко-слоговом составе слова и тем самым не допускать ошибки в процессе чтения и письма.
Развитие навыка фонематического анализа и синтеза слов осуществляется в тесной связи с чтением и “печатанием”.
Лото “Необычный дом” На доску прикрепляется макет картонного домика с прорезями для окон и окна с изображениями различных предметов. Из предложенных картинок дети выбирают только те изображения, названия которых начинаются с заданного звука, и прикрепляют их на место пустующего окошка.
“Путаница”.
С ч над морем я летаю,
С г в машинах я бываю. (Чайка – гайка.)
С м меня ты надеваешь,
С л собаку называешь. (Майка – лайка.)
“Найди лишнее”.
Дается ряд карточек: на одних написаны слова (например, КОТ, СТОЛ, ТИГР, КОЧКА…), на других псевдослова, т.е. бессмысленные буквосочетания (например, ВЕБ, СИБ, ТУВЛ, ТИВОК…). Нужно карточки со словами сложить в одну группу, а псевдослова – в другую. Это упражнение помогает сочетать побуквенный анализ слова с его смысловой оценкой.
“Как их зовут?”
Составить женские и мужские имена из первых звуков названий картинок. Данная игра способствует развитию быстрому и точному побуквенному анализу, помогает лучше ориентироваться в звуко-слоговом составе слова и тем самым не допускать ошибки в процессе чтения и письма.
Формируя и закрепляя графический образ буквы, можно предложить детям следующую игру:
“Нарисуй портрет буквы”. Цель игры заключается в создании образа буквы через умение дать характеристику звука и назывании слов, в которых этот звук чаще всего встречается. Задаются детям наводящие вопросы. Например, какого цвета любит носить одежду, описать характер буквы, чем любит “заниматься” в свободное время и другие. Описывая букву “О” школьники отмечают: О – это весёлая хохотушка. Она любит всему на свете удивляться и весело смеяться. Любимый цвет одежды – красный. Дружит с буквами – А, У, Э, Ы. При образовании звука губы образуют овал. О – путешественница и спортсменка. Любимые виды спорта – бокс и гонки на велосипеде. Обожает кушать овощи, готовить омлет, молочный и гороховый супы. В холодильнике всегда есть: творог, мороженное, сок. Время года – осень, время суток – ночь. Наблюдает за птицами: соколом, вороной, воробьем, жаворонком, соловьем и сорокой. Животные – слон, кот, корова. Вечером перечитывает сказку о колобке.
Для развития слогового анализа и синтеза рекомендуются творческие задания и игры для закрепления умения делить слова на слоги, вычленять из слова заданный звук, определять количество слогов в слове, наблюдать слогообразующую роль гласных звуков.
“ Шифровальщики”.
Выделить из слова заданный слог, запомнить или записать его. В результате из выделенных слогов получаются слова.
1. Выделить из слова первый слог. Устно: хобот, рост, шорох – хорошо. Устно и письменно: ответ, личность, носорог – отлично.
2. Выделить в словах ударные слоги (письменно). Составить из них предложение.
Горы, пилоты, сова, без, удочка, зима, капуста, красота, яма, рисунок, маленький. Голова без ума – пустая сума.
3. Выписать третий по счёту слог. Из полученных слогов составить слово, обозначающее часть речи.
Учительница, дорога, кимоно, пение, пастила, гостеприимство. При-ла-га-тель-но-е.
Для обогащения словарного запаса детей, развития наблюдательности, внимания.
“Оживление”.
Этот приём очень эффективен в работе с детьми, ведь им от природы свойствен аниматизм – одушевление всех предметов и явлений окружающей действительности. Именно этот приём лежит в основе сказки – литературного жанра, пользующегося у ребят особой любовью. Детям предлагается представить, что тот или иной предмет вдруг ожил и заговорил – и тут же родится множество интересных историй.
Для работы над анализом структуры предложения и лексико-грамматическим строем речи используются творческие задания и игровые приёмы с целью научить детей выделять предложение из потока речи; грамматически правильно составлять предложение; вычленять из предложения слова; закрепить знание терминов “слово”, “предложение”.
“Угадай”.
К доске вызывается группа из трёх – четырёх детей. Одного из них просят на некоторое время выйти за дверь, остальные получают карточки со словами предложения, которые они должны произнести по сигналу учителя одновременно – каждый своё слово. Задача отгадчика – понять и произнести предложение целиком. Проводится игра несколько раз – так, чтобы приняли участие все дети. Выигрывает тот, кто расслышал предложение с наименьшим количеством повторений.
“Найди ошибки”.
На карточках записаны предложения, в которых не правильно употреблен предлог. Надо исправить ошибки и записать правильный вариант. В предложениях надо выделить грамматическую основу и начертить схему предложения.
Крот прорыл ход над землёй.
Под рекой поднимался густой туман.
Собака спала над столом.
Самолёт летит под лесом.
“Один – много”.
Игра проводится с мячом. Логопед поочередно бросает мяч детям, называя слова во множественном числе. Ребята возвращают мяч, подбирая к данному слову слово в единственном числе. Таким образом, дети учатся работать со словами с безударными гласными в корне и подбирать к ним проверочные.
“Собери предложение”.
На доске записаны слова из пословиц и поговорок. Необходимо поставить слова в нужном порядке, чтобы сложилась пословица. Записать в тетрадь.
За, один, одного, за, всех, все.
Время, час, делу, а, потехе.
Год, декабрь, а, начинает, кончает, зиму.
Один за всех и все за одного.
Делу – время, а потехе – час.
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Коррекционно-развивающие игры таят в себе нераскрытые возможности. Ведь игра это не только развлечение, это труд ребенка, это его жизнь. Именно в игре ребенок познает мир, самого себя, развивает мышление и воображение, общается, осваивает язык, приобретает умения и навыки, уточняет, закрепляет знания.
|