Гринева Людмила Демьяновна – педагог дополнительного образования МБУ ДО ЦДОД Октябрьского района г. Ростова-на-Дону, руководитель театральной студии «Пармин».
ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО
Курсы повышения квалификации по проблеме: «Организация сетевого взаимодействия и сетевого образования для одарённых детей».
г. Ростов-на-Дону, 2016г.
Модуль личностного развития талантливых и одаренных детей.
1.Виды и типы одаренности.
Различают общую одаренность ( проявляется в овладении многими видами деятельности) и специальную одаренность (связана с видами деятельности, в которых она наиболее всего раскрывается-математическая, естественно–научная, техническая; музыкальная, изобразительная, литературная, театральная и т.д).
Различают гармоничный тип развития одаренности и дисгармоничный. Разрабатываемый модуль предназначен для детей всех видов и типов одаренности. Возраст детей 7-18 лет.
2.Опыт работы учителем математики (19лет), педагогом дополнительного образования-руководителем театральной студии «Пармин» (13лет);опыт воспитания собственного одаренного ребенка (2 золотые медали на международных олимпиадах по биологии в Швеции и Турции) позволяют сделать вывод, что сложившаяся система основного и дополнительного образования не позволяет в полной мере добиться гармоничного личностного развития одаренного ребенка. Личностное развитие наблюдается, как правило, в одной области деятельности.Но при этом часто страдают:
1. Социализация детей ,коммуникативность,уровень культуры (дети с естественно-научной направленностью)
2. Математическая, естественно-научная грамотность (дети с гуманитарной направленностью)
В моей практике есть реальные примеры детей с ярко выраженными признаками одаренности в области музыки,театрального искусства, но при этом они испытывают огромные трудности в освоении математики. Это вызывает сильный внутренний психологический дискомфорт. Если вдобавок ребенок с дисгармоничным типом одаренности, то это приводит к конфликтам в коллективе. Его начинают дразнить, возникает и недопонимание со стороны учителя «Как так, в театре ребенок блистает, а по математике одни двойки». В результате ребенок теряет интерес к предмету.
Формулировка проблемы
Гармоничное личностное развитие одаренного ребенка.
3.Цели и задачи
- Конкретизировать понятие «Гармоничное личностное развитие одаренного ребенка»
-Разработать визуальную модель, иллюстрирующую механизм гармоничного личностного развития одаренного ребенка-Наполнить модель конкретным содержанием в рамках профессиональной деятельности педагога (для автора модуля –театральная деятельность и преподавание математики).
-Описать преимущества, предлагаемого подхода к личностному развитию одаренных детей.
4.Гармоничное личностное развитие одаренного ребенка.
Ребенок существует в окружении различных сред – семья, образовательная среда( информационно-образовательная (ИОС)), общественная среда-социум,культурное пространство,и духовно-нравственное. В результате взаимодействия с этими средами ребенок обогащается содержанием этих сред; приобретает новые знания ( все более высокого уровня); новый опыт; формирует определенный стиль поведения и отношения с окружающими, руководствуясь при этом личностными ценностными установками; увеличивает свой творческий потенциал; пробуждает внутреннюю духовность. Это и есть личностное развитие,позволяющее в дальнейшем самореализоватьсяи следовательно осуществить личностный рост. Личностное развитие происходит под влиянием извне (родители, педагоги,наставник , общество).
Для одаренных детей, обладающих самоактуализацией, а значит огромной внутренней мотивацией к творчеству,личностное развитие происходит под влиянием собственных усилий. Он самостоятельно самоопределяется в жизни, обществе;осуществляет действия смыслообразования ; самостоятельно ставит себе образовательные цели и планирует свою работу. Таким образом , одаренный ребенок самостоятельно определяет вектор своего развития.
Гармоничное личностное развитие происходит в том случае, если процесс развития происходит постоянно и имеет место в каждой из сред, окружающих ребенка. В этом случае можно предположить, что векторы развития личности в каждой из сред каким-то образом «складываются», обеспечивая тем самым , наивысший уровень личностного развития одаренного ребенка.
Понимание одаренности как системного качества психики, развивающееся в течении жизни (1), предполагает рассмотрение личностного развития в качестве основополагающей цели обучения и воспитания одаренного ребенка, что соответствует положениям концепции одаренности, разработанной на государственном уровне (2).
По мнению автора модуля, гармоничное личностное развитие - это развитие, происходящее постоянно и имеющее место в каждой из сред, окружающих одаренного ребенка.
5. Конусоидальная модель гармоничного личностного развития одаренного ребенка.
Если ассоциировать личностное развитие с ростом ребенка вверх, а среды с некоторыми кругами , то наиболее приемлемой геометрической фигурой для визуального объемного представления разрабатываемой модели является конус.
На рис.1 представлена конусоидальная модель гармоничного личностного развития одаренного ребенка. В точке А находится одаренный ребенок. Он существует ( как было сказано выше ) в окружении различных сред – семья , ИОС, социум (общественная среда), культура и духовно-нравственная среда.
Среды различаются по цвету.
Логика выбора цветов следующая:
Семья- салатный – весеннее пробуждение жизни
ИОС-желтый – перед тобой огромный солнечный мир знаний,остановись,выбери свой путь развития .
Социум- красный- социальная среда порою агрессивна. Надо применить все знания и волю, чтобы утвердиться в жизни.
Культура – зеленый – ассоциация с пышной кроной древа мировой культуры, которое своими корнями уходит в далекое прошлое человеческой цивилизации.
Духовность- нравственность –синий –символ неба.Это устремленность человека к небесным высотам внутреннего нравственного самосовершенства.
Среды расположены (в плане удаления от ребенка) в определенном порядке.
Тем самым показано, что семья – это начало начал, а духовно-нравственный аспект особо сложный, особо возвышенный и наиболее важный . История науки и особенно искусства дает массу примеров того ,как отсутствие или потеря духовности оборачивалась потерей таланта. Окружности – это множество точек, расположенных на одинаковом расстоянии от центра. В информационном плане (создается сетевой модуль) это означает ,что ребенку одинаково доступны все объекты среды (все содержание и все возможности). Границы между средами условны , их нельзя считать строгими. В действительности они размыты,что объективно предполагает взаимопроникновение и взаимосвязь (например, элементы социума присутствуют и в других средах).Кроме того , эта взаимосвязь происходит также из-за активной позиции ребенка, родителей, педагога.
На рис.1 взаимосвязь сред отражена взаимонаправляемыми стрелками. На окружностях (как на электронных орбитах в атоме вещества) расположены цветные точки,условно символизирующие присутствие в этих местах( средах) педагога, наставника или эксперта. Их удаленность от ребенка означает, что в сетевом образовании в деятельности преподавателя акцент переносится с педагогического воздействия на личность ребенка в область формирования сред, в которых созданы условия для саморазвития одаренного ребенка. Ребенок – активный субъект среды. Педагог – консультант и партнер.
Основная задача наставника (как правило профессионала) – на основе диалога и поиска помочь одаренному ребенку выработать эффективную стратегию индивидуального развития. В духовно-нравственной среде наставник (педагог) должен выполнять и функцию эксперта.Для этого он должен иметь уровень духовности не ниже «измеряемой величины». Большими латинскими буквами обозначены векторы развития. АВ; АС; АD; АЕ; АF. (В геометрических конусах эти отрезки являются высотами конусов). Видно, что имеет место система вложенных конусов. В ряду векторов каждый последующий вектор больше предыдущего. В модели личностного развития это говорит о том , что личность развивается успешно, если ребенок , впитывает последовательно содержание каждой среды (и на этой основе осуществляется развитие). Внешний конус – это как-бы духовно-нравственная аура одаренного ребенка. Если такая аура есть, то это означает, что ребенок не просто развил свою одаренность, личностные качества и самореализовался, а самое главное проникся неиссякаемым желанием (мотивацией) к совершенству себя и мира; любовью к людям, к Богу.
Следует отметить , что данная модель носит иллюстративный характер, не претендует на количественную оценку векторов развития в каждом конусе. Последнее должно быть предметом отдельных исследований, как и вопрос об одновременности или параллельности развития в каждой среде. Конкретное содержание среды должно определяться педагогом , исходя из направления его профессиональной деятельности, потребностей ребенка и принимая во внимание текущее информационное состояние сети.
6.Наполнение модельных сред содержанием в рамках профессиональной деятельности автора модуля.
6.1 Театральная студия « Пармин» создана в 2003г. В театре решаются следующие задачи:
1. Приобщение молодежи посредством театра к мировой литературе, миру прекрасного.
2. Создание условий для развития индивидуальных, творческих возможностей и самореализации в социуме.
3.Формирование нравственных основ личности , гражданской позиции, собственного мировоззрения.
4. Выявление талантливых и одаренных детей.
Многообразие театральных проектов,составляющих содержание рабочих программ, позволяет осуществить художественно- просветительские , развивающие, образовательные и воспитательные цели. Для оптимизации творческой деятельности ребят в её основу положены принцип демократичности и свободы , принцип индивидуального подхода и принцип взаимообучения.
Творческая характеристика театра
За 13 лет существования театра "Пармин" создано 26 концертных программ, посвященные Дню учителя, Дню защитника Отечества, Дню Победы в Великой отечественной войне, Дню города, Дню матери, Году культуры, 2014, Году Литературы, 2015. Поставлено 28 театральных спектаклей. Коллектив театра многократно участвовал в районном и городском конкурсе инсценированной военно- патриотической песни. Завоеваны дипломы: лауреатов - (2), 1-ой степени- (6)., 2-ой степени- (2), 3-ей степени- (1). Театр награждался также грамотами и дипломами за творческое воплощение героических страниц истории нашей родины и военно-патриотическое воспитание детей. Коллектив участвовал дважды в этнографическом конкурсе (1-ое и 3-е место). Становился лауреатом районного тура Всероссийского конкурса юных чтецов "Живая классика"(2012г). В районном конкурсе самодеятельности (2013 г в номинации "художественное чтение "получен Диплом 1-ой степени). В районном фестивале "Мир начинается с детства"- 2014, в номинации "художественное чтение и драматургия" завоеваны дипломы: лауреат (1), 1-ой степени- (2), 2-ой степени -(2), 3-ей степени -(2). В 2015 году в районном Фестивале детского творчества «Салют, Победа» в номинации «Художественное чтение» получены дипломы: Лауреат - 1, Диплом 1 степени - 2, Диплом 2 степени - 1, Диплом 3 степени - 4. В муниципальном этапе Фестиваля «Салют, Победа» завоёван диплом Лауреата. В 2014 году театр «Пармин» стал дипломантов городского фестиваля детских театральных коллективов «Золотой ключик» (спектакль «Русские женщины» Н. Некрасов). В 2015 году театр выступал на сцене Ростовского-на-Дону областного академического молодежного театра со спектаклем «Ифигения в Авлиде» (по трагедии Еврипида) в рамках проекта «Экспериментальная площадка». (получена положительная рецензия – газета «Город N» №41 (1150) от 27.10.2015г.) Участник театра « Пармин» Григорий Волков стал профессиональным артистом Ростовского-на-Дону областного академического молодежного театра.
Перечень спектаклей 2003-2016гг.
- « Горшок каши»-русская народная сказка;
- « Сума, дай ума» -русская народная сказка;
- «Ночь перед рождеством»- Н. Гоголь;
- «Знакомая, незнакомая Золушка»»- Е. Шварц;
- «Княгиня Трубецкая»- Н. Некрасов;
- «Кошкин дом»- С. Маршак;
- «Папаша»- А. Чехов;
- «Про Федота -стрельца ,удалого молодца»- Л.Филатов;
- «Жених и маменька»- А. Чехов;
- «Курьерский поезд»-Д. Буццати;
- .«Горькая рябина»-Э. Севела;
- «Жемчужная раковина»-Ф. Каринти;
- «Розыгрыш»-Дж. К. Джером;
- «Женитьба Бальзаминова»-А. Островский;
- «Снежная королева»- Е. Шварц;
- «Любовное письмо лорда Байрона»- Т.Уильямс;
- «Барак № 13»-Э.Шмитт;
- «Причудница»-И.Дмитриев
- «Алиса в Зазеркалье»-Льюис Кэрролл
- «Приключение Бабы -Яги в стране Интернета»-Н.Майер;
- «Всяк сюда приходит молиться»-Д. Кедрин;
- «Письмо Татьяны»-А. С. Пушкин;
- «Новогодние приключения лесной елочки»-Л.Д Гринева
- «Русские женщины»-Н. А. Некрасов
- «Любовь к трем апельсинам»-Л.А Филатов
- «Доходное место»- А. Островский;
- «Ифигения в Авлиде»-Еврипид
- «Новогодний подарок Бабы-Яги» - Л.Д. Гринева
Огромный опыт , накопленный за эти годы ,коллекция видеозаписей наших спектаклей , концертов, конкурсов, а также наличие :
- методической и учебной литературы по театральному искусству
- библиотеки художественной литературы
-библиотеки святоотеческой литературы
-библиотеки живописи
- фонотеки музыкальных произведений разных жанров и эпох
- фильмотеки и фонотеки спектаклей с участием великих мастеров сцены
-перечняорганизаций с которыми установлены творческие связи
* Воскресная школа Свято-Иверского женского монастыря г.Ростова-на-Дону
*Парк культуры и отдыха им.Октября
*Окружной военный госпиталь
*Ростовская галерея кукол
*Ростовский –на-Дону областной академический молодежный театр
позволяют наполнить дополнительным содержанием сетевые ресурсы среды в разработанной модели.
6.2 Педагогические технологии в математике
Разработанные мною технологии преподавания математики могут быть рекомендованы учителям для работы с артистически одаренными детьми, которым тем не менее с трудом дается математика. У этих детей необходимо преодолеть отчуждение к предмету за счет положительных эмоций. Связь развития способностей с положительными эмоциями подтверждена сейчас не только в психологических, но и в физиологических экспериментах.
Мною разработана технология гуманитаризации математического образования . Эта технология направлена на гармоническое развитие ребенка, на создание такого благоприятного эмоционального фона, чтобы восприятие математических понятий происходило легко и приятно. Математика в сочетании с литературой , живописью дает ученикам представление о единстве всей мировой культуры, частицей которой служит и сама математика.(3) Творческие домашние задания в рамках этой технологии помогают влиять на нравственную сторону ребят, выявить их личностные ценности и тем самым их понять (4).А поняв, можно лучше научить и воспитать.
Также была разработана технология взаимного обучения и полного вовлечения учащихся в образовательный процесс. В её основе лежат уроки, проводимые с помощью учеников –консультантов (5,6).
Все эти технологии направлены на личностное развитие ребенка в образовательном процессе. Имеются видеозаписи открытых уроков по многим темам. Все наработки (театр, математика) могут быть рекомендованы для практического использования и размещения в сети. Для этих целей могут быть использованы сайты:
- МБОУ ДО ЦДОД Октябрьского района (http://cdodrostov.narod.ru);
- «Лицей многопрофильный №69» http://Lmprostov.ru
- www.youtube.com
и другие информационно-образовательные ресурсы сети для поддержки одаренных детей.
Таблица 1.
Примерное распределение информационных и творческих ресурсов в модели «Гармоничное личное развитие одаренного ребенка»
Среда
|
Информационные и творческие ресурсы
|
Адрес, источник
|
Цели
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Семья
|
1.Творческая характеристика театра «Пармин»
|
Сайт МБОУ ДОД ЦДОД Октябрьского района http://cdodrostov.narod.ru);
|
1.Ознакомление 2.Коммуникация
3.Образование
4.Педагогическая поддержка
|
2. Расписание работы театра.
3.Программа театра
4. Репертуар
5.Методическая литература по выявлению и поддержки одаренных детей
6.Расписание консультаций для родителей
|
Сайт «Лицей многопрофильный №69» http://Lmprostov.ru
Контакты руководителя театра скайп: grineva.mila
|
ИОС
|
1.Программа театра «Пармин»
|
http://cdodrostov.narod.ru
|
Образование
Выбор индивидуальной траектории и развития
|
2.Видеозаписи конкурсных выступлений артистов театра «Пармин» в номинации «Художественное слово и драматургия»
|
www.youtube.com
|
3.Книги по актерскому мастерству, библиотека пьес, статьи о театре и театральных деятелях
|
martynychev.ru
личная библиотека
|
4.Мастер-классы актерского мастерства бывших участников театра «Пармин», ставших профессионалами
|
личная фонотека видеозаписей
|
5.Онлайн уроки актерского мастерства для детей
|
Uroki-online.com
|
6. Конкурсные мероприятия и фестивали (Российские и международные)
|
http://mirtalantov72.ru
|
7. Подборка материалов по теме «Технологии личностного развития школьников в образовательном процессе»
|
http://Lmrostov.ru
|
Социум
|
1.Районные и городские фестивали военной патриотической песни
|
http://cdodrostov.narod.ru
|
Воспитание чувства долга, общественной солидарности, патриотизма.
|
2.Концертные программы для выступлений в парке культуры и отдыха им.Октября, Окружном военном госпитале, «Многопрофильном лицее №69»
|
http://Lmprostov.ru
|
3.Волонтерские движения, связанные с театром.
|
www.svoboda-3.ru
|
Культура
|
1. Творческие проекты театра «Пармин»
-спектакли по произведениям русских и зарубежных классиков, а также современных авторов
- камерные спектакли художественного слова
- концерты, посвященные юбилейным датам великих писателей, поэтов
|
Личная библиотека литературы и поэзии .
Личная фонотека музыкальных произведений разных жанров и эпох
Коллекция видеозаписей спектаклей и концертов артистов театра «Пармин»
|
Ощутить огромность культурного наследия, пережить радость творческого вдохновения и открыть для себя новые горизонты личностного развития
|
2. Спектакли с участием великих мастеров сцены (просмотр , прослушивание , обсуждение)
|
Коллекция видео и аудио записей спектаклей
|
3.Творческие театральные сообщества
|
www.svoboda-3.ru
|
Духовность-нравствен -ность
|
1.Творческое содружество с воскресной школой Свято-Иверского женского монастыря (г.Ростов-на-Дону)
-литературно-музыкальные спектакли
-концерты
|
http://www.iver-mon.ru
|
Воспитание духовно-нравственных основ одаренного ребенка
|
2.Просветительские встречи и беседы с деятелями науки , глубоко разбирающимися в вопросах философии , литературы, в вопросах мироздания.
|
|
3.Библиотека Святоотеческой литературы
|
|
Примечание к таблице: в дальнейшей работе с таблицей автором будут внесены уточнения и дополнения в колонке адресов и источников.
7. Преимущества предлагаемого подхода к личностному развитию одарённых детей.
7.1. Заострённость внимания на необходимости добиваться гармоничного (всестороннего) личностного развития.
7.2. Предложенная пространственная модель позволяет зримо увидеть все структурные элементы жизненного пространства ребёнка, их взаимосвязи и ощутить объективную возможность гармоничного личностного развития.
7.3. Модель универсальна, т.к. может быть применима педагогами любого профиля.
7.4. В этой модели функция педагога хорошо согласуются с современными установками на то, что в работе с одарёнными детьми педагог должен в основном быть партнёром, коллегой.
7.5. Наглядно показано, что духовность обеспечивает достижение наибольшего личностного развития одарённого ребёнка.
8. Преимущества театральной деятельности для личностного развития детей.
На протяжении тысячелетий театр, в отличие от многих важнейших искусств, не только отражает жизнь, но и преображает её, не только создаёт сны и явь, но и создаёт новые миры и мифы. Театр позволяет, забыв обо всём, плакать и смеяться, почувствовать уникальность того, что происходит «только тут и только теперь» и ощутить вдохновенное потрясение очищения – поразительное чувство, которое древние греки назвали катарсисом. Для одарённого ребёнка в основе мотивации к познанию лежит любознательность, высокая степень эмоциональности, ощущение радости в самом процессе творчества. Для таких детей театр является прекрасным пространством творческой деятельности. Театр позволяет привить детям любовь к литературе, ощутить красоту родного языка. Без этих основных элементов невозможно познание жизни. Любой театральный проект позволяет осуществить все педагогические цели: образование, воспитание, развитие. При создании спектакля имеют место различные виды практической деятельности. Ребёнок вправе всюду попробовать проявить своё творчество:
- Знакомство с литературными источниками
- Погружение в историческую эпоху
- Создание сценария
- Подбор музыкального сопровождения
- Разучивание ролей
- Создание сценических костюмов и реквизитов
- Организация репетиций и взаимодействие в коллективе
- Налаживание взаимосвязей со сторонними творческими организациями
В театре «Пармин», как было сказано выше, создано 28 спектаклей, идет работа и над новыми проектами. Трудно отнести какой-то конкретный наш спектакль к одной среде, поскольку спектакль всегда затрагивает разные стороны человеческого существования
В таблице 2 приведены названия некоторых спектаклей школьного театра «Пармин». Указана среда к которой могут быть отнесены спектакли и в которых (средах) дети в процессе творчества осуществляют личностное развитие.
Таблица 2.
Творческие проекты - спектакли театра «Пармин»
Среда
|
Спектакль
|
Автор
|
Проблематика
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Семья
|
«Папаша»
|
А.П. Чехов
|
Взаимоотношения родителей и детей; семьи и педагога.
|
«Розыгрыш»
|
Дж. К. Джером
|
Любовь, ценности семейной жизни
|
ИОС
|
«Русские женщины»
|
Н. Некрасов
|
Подвиг жен декабристов (преданность и любовь)
|
«Любовное письмо лорда Байрона»
|
Т. Уильямс
|
Биография лорда Байрона. Знакомство с творчеством Т. Уильямса
|
«Ифигения в Авлиде»
|
Еврипид (древнегреческий трагик)
|
Овладение стихотворным размером гекзаметром
|
«Поэтические струны души»
|
Л.Д. Гринева
|
Мастерство художественного чтения
|
«Алиса в Зазеркалье»
|
Л. Кэррол
|
История создания произведения
|
Социум
|
«Бабий Яр»
|
Л.Д. Гринева
|
Преступления фашизма против человечества
|
«Сестра»
|
Л.Д. Гринева
|
Подвиг военных врачей и сестёр
|
«Довоенное танго»
|
Л.Д. Гринева
|
Подвиг военных врачей и сестёр
|
«Бухенвальдский набат»
|
Л.Д. Гринева
|
«Берегите, берегите мир»
|
Культура
|
«Ифигения в Авлиде»
|
Еврипид
|
Проблема жертвенности во имя блага отчизны. Проблема выбора.
|
«Доходное место»
|
А. Островский
|
Человеческое достоинство, любовь, презрение взяточничества
|
«Причудница»
|
И. Дмитриев
|
Безделье и надменность – жизненные пороки
|
Духовность - нравственность
|
«Всяк сюда приходит молиться»
|
Д. Кедрин
|
Великие зодчие, храмы Руси, история создания Собора Василия Блаженного
|
«Курьерский поезд»
|
Д. Буццати
|
Поиск смысла жизни, материнская любовь
|
«Барак №13»
|
Э. Шмитт
|
История войны в людских судьбах.
|
Ниже схематично представлено использование отдельных творческих проектов (спектаклей) школьного театра «Пармин» в рамках предложенной автором конусоидальной модели гармоничного личностного развития одарённого ребёнка. (ссылка для просмотра схемы в Spiderscribe.net - http://www.spiderscribe.net/app/?a99fdfccc98a532eb301465e62771901)
9. Алгоритм педагогической деятельности по созданию условий для саморазвития творческих способностей детей и выявлению их одаренности.
Педагогическая деятельность-это деятельность по обучению, воспитанию и развитию детей. В сетевом образовании при работе с детьми, как было сказано выше, в деятельности преподавателя акцент переносится с педагогического воздействия на личность ребенка в область формирования сред, в которых созданы условия для саморазвития.
Ребенок-активный субъект среды. Педагог-консультант и партнер. Исходя из этого ,алгоритм моей педагогической деятельности, в рамках театральной студии , должен быть таким, чтобы стимулировать творчество детей, инициировать развитие собственной внутренней мотивации к самообучению, саморазвитию в различных сферах(интеллектуальной, духовно-нравственной, социальной коммуникативной).Распишем более подробно структурные элементы алгоритма педагогической деятельности руководителя театральной студии « Пармин »
1. Знакомство с учащимися:
- оценка творческих возможностей (чтение, танец, пластика, пение)
- беседа с целью выявления внутренней потребности ребенка заниматься в театральной студии ,планов и ожиданий родителей.
2. Осмысление полученной базы информации с точки зрения перспективного планирования работы детей и педагога.
3. Ознакомительная лекция по темам:
- театр; история театра; актеры и их судьбы; роль театра в обществе.
- творческие успехи и достижения артистов школьного театра «Пармин».
Цель этих вводных лекций стимулировать интерес к театру, инициировать собственную деятельность ребенка.
4. Знакомство с программой театра, написанной руководителем.
5. Анализ программы с точки зрения детей и учет их пожеланий(какие театральные проекты понравились, чем еще надо дополнить программу)
6. Утверждение программы, скорректированной с помощью детей.
7. Составление общего плана работы с учетом личных пожеланий учащихся(в каком проекте хочу участвовать)
8. Организация взаимодействия между учащимися в коллективе с целью успешного функционирования театра и выполнения программы. Свободное распределение (демократичное)обязанностей:
- помощник руководителя театра по организационным вопросам
- заведующий реквизитом и костюмами
- помощник руководителя по техническому обеспечению спектаклей (музыкальная аппаратура, компьютер, видеокамера)
- помощник руководителя по репетиционному процессу
- помощник руководителя по связям с другими творческими организациями, выявлению в сети перечня мероприятий (концертов, фестивалей)в рамках театрального искусства.
9. Составление плана работы каждого ребенка с учетом его индивидуальных пожеланий, выбора конкретного театрального проекта; уровня творческих умений; физических способностей; с учетом его нагрузки в школе.
10. Практическая творческая деятельность.
10.1 Художественное слово: прочтите стихотворение(прозу)
-какая идея произведения?
- какие интонации использует автор для выражения сути произведения?
- понравилось ли вам произведение,(чем и почему)?
- как сами оцениваете свои возможности для исполнения на сцене данного произведения?
- Составьте с помощью учителя индивидуальный план самообучения, с целью приобретения недостающих актерских навыков художественного чтения для овладения данным произведением.
- Организуйте взаимодействие с более опытным участником театра с целью прослушивания и оценки вашего чтения.
- используйте информационные ресурсы для ознакомления с онлайн уроками актерского мастерства.
- используйте для прослушивания и обучения художественному чтению записи выступлений известных актеров (библиотека театра)
10.2 Работа над спектаклями:
- знакомство с литературным произведением
- знакомство со сценарием
- высказывание замечаний и пожеланий учащихся по поводу сценария
- распределение ролей
- погружение в историческую эпоху
- Ответьте на вопросы:
- какова фабула спектакля?
-в чем идея спектакля?
- напишите характеристику своего героя
- манера речи ,пластика
- как вы думаете ,какова предыстория героя?
-придумайте сценический костюм и грим
-организация репетиций индивидуальных ,по мизансценам и сводных.
10.3 Премьера спектакля-событийное явление
10.4 Рефлексия:
- оцените свое выступление
- какие эмоции и чувства вы испытали
- какими новыми знаниями вы овладели
- какие ценности (нравственные и духовные)вы приобрели
- ваши планы по дальнейшему совершенствованию мастерства
11.Работа над концертными программами :
- выбор репертуара, исходя из индивидуальных пожеланий ребенка и его способностей
- взаимодействие между ребятами с целью взаимообучения , взаимоконтроля, взаимопомощи.
12. Работа над инсценировкой военно-патриотических песен:
- осмысление содержания песни
- разработка сценария
- постановка и репетиция
- осмысление своей личной гражданской позиции
- воспитание патриотических чувств, любви к родине
13. Организация социально-культурной практики, коммуникативной активности:
- установление творческих контактов с окружным военным госпиталем, публичной библиотекой, детскими домами
- выступление на концертных площадках в праздничные дни (день города, день Победы и т. д)
14. Выступление на творческих конкурсах и фестивалях:
- оценка собственного уровня мастерства, как предпосылка для дальнейшего развития личности.
- организация психологической поддержки учащихся.
15. Педагогическое сопровождение ,анализ и корректировка творческой деятельности ребенка.
16. Рефлексия педагога по итогам педагогической деятельности
- реальные успехи и недостатки
- собственные ощущения и эмоции в процессе творческой деятельности совместно с учениками
- планы по совершенствованию собственных знаний и педагогической системы, которая бы в полной мере отвечала потребностям детей, их родителей, а также задачам государства по выявлению и развитию одаренных детей, являющихся золотым фондом страны, призванным обеспечить развитие и процветание отечества.
10. Ссылки по тексту модуля.
1. «Рабочая концепция одарённости под редакцией Д.Б. Богоявленской.
2. Указ президента РФ №827 от 03.04.2012г. «Концепция Российской национальной системы выявления и развития молодых талантов.
3. Гринева Л.Д., Кондрашова З.М. Реализация технологии гуманитаризации школьного математического образования на уроках обобщения и систематизации знаний. Межвузовский сборник научных трудов В1. С. 48. Ростов-на-Дону. Изд-во РГПУ, 1998.
4. Иванова Н.В., Гринева Л.Д. Гуманитаризация математического образования как технология педагогической поддержки школьников в обучении. Инновационная школа. 2002. №1 (12) С.54.
5. Гринева Л.Д. «Поиск путей углубления процесса индивидуализации обучения на уроках математики», Сб. «Личностно-ориентированный образовательный процесс: Опыт, проблемы, решения». Ростов-на-Дону, 2001, С.62.
6. Бовкун В.Ф., Гринева Л.Д. и другие. Технология взаимного обучения и полного вовлечения учащихся в образовательный процесс. Сб. Технологии личностного развития школьников в образовательном процессе МОУ СОШ №56, Ростов-на-Дону. Изд. «Булат», 2003, С.3
Ресурсы.
- Ф.З.№ 273, от 29. 12. 2012г. « Федеральный закон об образовании в Российской Федерации»
- Документ правительства РФ (распоряжение) «Концепция развития дополнительного образования детей» от 04. 09.2014г. , №17. 26-р
- Постановление правительства РФ от 17. 11.2015г. , № 12-39 «Правила выявления одаренных детей ,сопровождение и мониторинг их развития»
- Министерство труда и соцзащиты РФ ,Стандарт для педагогов дополнительного образования, от 08.09.2015г.,613Н
- «Комплекс мер по реализации концепции общеобразовательной системы выявления и развития молодых талантов на 2015-2020гг.
- Чепкова О.Н. «Организация развивающей информационно-образовательной среды школы правовой культуры», Методическое пособие. Ростов-на-Дону ,Издательство ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО,2013.
|
На: Модуль личностного развития талантливых и одаренных детей.
Уважаемая Людмила Демьяновна! Вы представили Вашу педагогическую систему, сформированную в рамках театральной студии "Пармин", в которой
1) активно привлекаете разнообразные информационные ресурсы для подготовки спектаклей;
2) реализуете идеи гармонизации личности подростков и юношей в интеграционном поле культуры и социокультурной среды, среды взросления и духовного роста личности, взаимодействия с родителями и информационно-образовательной среды;
3) формулируете для себя условия для саморазвития творческих способностей детей и выявлению их одаренности;
4) определяете педагогические стратегии взаимодействия с детьми, проявляющими свои способности в театральной студии.
Представленный Вами проект масштабен, выстроен системно, концепция подтверждается практикой ее реализации.
Перспективы Вашей деятельности заключаются в возможностях жизнетворчества как феномена преобразования себя и окружающего мира. Все-таки просматривается позиция детей как ведомая, а не как сопровождающая (см. пункт 10 модели). Вы стимулируете участников студии к анализу и осмыслению сюжета, предстоящей роли, сделанного на сцене, но не очень ярко просматривается в тексте самостоятельная и инициативная позиция артистов.