Официальный сайт interaktiveboard 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Модуль личностного развития талантливых и одаренных детей.

Выберите действие:

Гринева Людмила Демьяновна – педагог дополнительного образования МБУ ДО ЦДОД Октябрьского района г. Ростова-на-Дону, руководитель театральной студии «Пармин».

ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО

Курсы повышения квалификации по проблеме: «Организация сетевого взаимодействия и сетевого образования для одарённых детей».

г. Ростов-на-Дону, 2016г.

Модуль личностного развития талантливых и одаренных детей.

1.Виды и типы одаренности.

Различают общую одаренность ( проявляется  в овладении многими видами деятельности) и специальную одаренность (связана с видами деятельности, в которых она наиболее всего раскрывается-математическая, естественно–научная, техническая; музыкальная, изобразительная, литературная, театральная и т.д).

Различают гармоничный тип развития одаренности и дисгармоничный. Разрабатываемый модуль предназначен для детей всех видов и типов одаренности. Возраст детей 7-18 лет.

2.Опыт работы учителем математики (19лет), педагогом дополнительного образования-руководителем театральной студии «Пармин» (13лет);опыт воспитания собственного одаренного ребенка (2 золотые медали на международных олимпиадах по биологии в Швеции и Турции) позволяют сделать вывод, что сложившаяся система основного и дополнительного образования не позволяет в полной мере добиться гармоничного личностного развития одаренного ребенка. Личностное развитие наблюдается, как правило, в одной области деятельности.Но при этом часто страдают:

1. Социализация детей ,коммуникативность,уровень культуры (дети с естественно-научной направленностью)

2. Математическая, естественно-научная грамотность (дети с гуманитарной направленностью)

В моей практике есть реальные примеры детей с ярко выраженными признаками одаренности в области музыки,театрального искусства, но при этом они испытывают огромные трудности в освоении математики. Это вызывает сильный внутренний психологический дискомфорт. Если вдобавок ребенок с дисгармоничным типом одаренности, то это приводит к конфликтам  в коллективе. Его начинают дразнить, возникает и недопонимание со стороны учителя «Как так, в театре ребенок блистает, а по математике одни двойки». В результате ребенок теряет интерес к предмету.

Формулировка проблемы

Гармоничное личностное развитие одаренного ребенка.

3.Цели и задачи

- Конкретизировать понятие «Гармоничное личностное развитие одаренного ребенка»

-Разработать визуальную модель, иллюстрирующую механизм гармоничного личностного развития  одаренного ребенка-Наполнить модель конкретным содержанием в рамках профессиональной деятельности педагога (для автора модуля –театральная деятельность и преподавание математики).

-Описать преимущества, предлагаемого подхода к личностному развитию одаренных детей.

4.Гармоничное  личностное развитие одаренного ребенка.

Ребенок существует  в окружении различных сред – семья, образовательная среда( информационно-образовательная (ИОС)), общественная  среда-социум,культурное пространство,и духовно-нравственное. В результате взаимодействия  с этими средами ребенок обогащается содержанием этих сред; приобретает новые знания ( все более высокого уровня); новый опыт; формирует определенный стиль поведения и отношения с окружающими, руководствуясь при этом личностными ценностными установками; увеличивает свой творческий потенциал; пробуждает внутреннюю духовность. Это и есть личностное развитие,позволяющее в дальнейшем самореализоватьсяи следовательно осуществить личностный рост.  Личностное развитие происходит  под влиянием извне (родители, педагоги,наставник , общество). 

Для одаренных детей, обладающих самоактуализацией, а значит огромной внутренней мотивацией к творчеству,личностное развитие происходит под влиянием  собственных усилий. Он самостоятельно самоопределяется в жизни, обществе;осуществляет действия смыслообразования ; самостоятельно ставит себе образовательные цели и планирует свою работу. Таким образом , одаренный ребенок самостоятельно определяет вектор своего развития.

Гармоничное личностное развитие происходит в том  случае, если процесс развития происходит постоянно и имеет место в каждой из сред, окружающих ребенка. В этом случае можно предположить, что векторы развития личности  в каждой из сред каким-то образом «складываются», обеспечивая тем самым , наивысший уровень личностного развития  одаренного ребенка.

Понимание одаренности как системного качества психики, развивающееся  в течении жизни (1), предполагает рассмотрение личностного  развития в качестве основополагающей  цели обучения  и  воспитания одаренного ребенка, что соответствует положениям концепции одаренности, разработанной на государственном уровне (2).

По мнению автора модуля, гармоничное личностное развитие - это  развитие, происходящее постоянно  и имеющее место в каждой из сред, окружающих одаренного ребенка.

5. Конусоидальная модель гармоничного личностного развития одаренного ребенка.

     Если  ассоциировать личностное развитие с ростом ребенка вверх, а среды с некоторыми кругами , то наиболее приемлемой  геометрической фигурой для визуального объемного представления разрабатываемой модели является конус.

На рис.1 представлена конусоидальная модель гармоничного личностного развития одаренного ребенка. В точке А находится одаренный  ребенок. Он существует ( как было сказано выше ) в окружении различных сред – семья , ИОС, социум (общественная среда), культура и духовно-нравственная среда.

Среды различаются по цвету.

Логика выбора цветов следующая:

Семья- салатный – весеннее пробуждение жизни                                                     

ИОС-желтый – перед тобой огромный солнечный мир знаний,остановись,выбери свой путь развития .               

Социум- красный- социальная среда порою агрессивна. Надо применить все знания  и волю, чтобы утвердиться в жизни.

Культура – зеленый – ассоциация с пышной кроной древа мировой культуры, которое своими корнями уходит в далекое прошлое человеческой цивилизации.                                                                                         

Духовность- нравственность –синий –символ неба.Это устремленность человека к небесным высотам внутреннего нравственного самосовершенства.

Среды расположены (в плане удаления от ребенка) в определенном порядке. 

Тем самым  показано, что семья – это начало начал, а духовно-нравственный аспект особо сложный, особо возвышенный  и наиболее важный . История науки и особенно искусства дает массу примеров того ,как отсутствие или потеря духовности оборачивалась потерей таланта. Окружности – это множество точек, расположенных на одинаковом расстоянии от центра. В информационном плане (создается сетевой модуль) это  означает ,что ребенку одинаково доступны все объекты среды   (все содержание  и все возможности). Границы между средами  условны , их нельзя считать строгими. В действительности они размыты,что объективно предполагает взаимопроникновение  и взаимосвязь (например, элементы социума присутствуют и в других средах).Кроме того , эта взаимосвязь происходит также из-за активной позиции ребенка, родителей, педагога.                                            

На  рис.1 взаимосвязь сред отражена взаимонаправляемыми стрелками. На окружностях (как на электронных орбитах в атоме вещества) расположены цветные точки,условно символизирующие присутствие в  этих местах( средах) педагога, наставника или эксперта. Их удаленность от ребенка означает, что в сетевом образовании в деятельности преподавателя акцент переносится с педагогического воздействия  на личность ребенка в область формирования сред, в которых созданы условия для саморазвития одаренного ребенка. Ребенок – активный субъект среды. Педагог – консультант и партнер.

Основная  задача наставника (как правило профессионала) – на основе диалога и  поиска помочь одаренному ребенку выработать эффективную стратегию индивидуального развития. В духовно-нравственной среде  наставник (педагог) должен выполнять и функцию эксперта.Для этого он должен иметь уровень духовности не ниже «измеряемой величины». Большими латинскими буквами обозначены  векторы развития. АВ; АС; АD; АЕ; АF. (В геометрических конусах эти отрезки являются высотами конусов). Видно, что имеет место система вложенных конусов. В ряду векторов каждый последующий вектор больше предыдущего. В модели личностного развития это говорит о том , что личность развивается успешно, если ребенок , впитывает последовательно  содержание каждой среды (и на этой основе осуществляется развитие). Внешний конус – это как-бы духовно-нравственная аура одаренного ребенка. Если такая аура есть, то это означает, что ребенок не просто развил свою одаренность, личностные качества и самореализовался, а самое главное проникся неиссякаемым желанием (мотивацией) к совершенству себя и мира; любовью к людям, к Богу.

Следует отметить , что данная модель  носит иллюстративный характер, не претендует на количественную оценку  векторов развития в каждом конусе. Последнее должно быть  предметом отдельных исследований, как и вопрос  об одновременности или параллельности  развития в каждой среде. Конкретное  содержание среды должно определяться педагогом , исходя  из направления  его профессиональной деятельности, потребностей ребенка и принимая во внимание текущее информационное состояние сети.

6.Наполнение модельных сред содержанием в рамках профессиональной деятельности  автора модуля.

6.1   Театральная студия « Пармин» создана в 2003г. В театре решаются следующие задачи:

1. Приобщение молодежи посредством театра  к мировой литературе, миру прекрасного.

2. Создание условий для развития индивидуальных, творческих возможностей и самореализации в социуме.                         

3.Формирование нравственных  основ личности , гражданской позиции, собственного мировоззрения.

4. Выявление талантливых и одаренных детей.                                                   

Многообразие театральных проектов,составляющих содержание рабочих программ, позволяет осуществить  художественно- просветительские , развивающие, образовательные и воспитательные цели. Для оптимизации творческой деятельности ребят в её основу положены принцип демократичности и свободы , принцип индивидуального подхода  и принцип взаимообучения.

Творческая характеристика театра

За 13 лет существования театра "Пармин" создано 26 концертных программ, посвященные Дню учителя, Дню защитника Отечества, Дню Победы в Великой отечественной войне, Дню города, Дню матери, Году культуры, 2014, Году Литературы, 2015. Поставлено 28 театральных спектаклей. Коллектив театра многократно участвовал в районном и городском конкурсе инсценированной военно- патриотической песни. Завоеваны дипломы: лауреатов - (2), 1-ой степени- (6)., 2-ой степени- (2),   3-ей степени- (1). Театр награждался также грамотами и дипломами за творческое воплощение героических страниц истории нашей родины и военно-патриотическое воспитание детей. Коллектив участвовал дважды в этнографическом конкурсе (1-ое и 3-е место). Становился лауреатом районного тура Всероссийского конкурса юных чтецов "Живая классика"(2012г). В районном конкурсе самодеятельности (2013 г в номинации "художественное чтение "получен Диплом  1-ой степени). В районном фестивале "Мир начинается с детства"- 2014, в номинации "художественное чтение и драматургия" завоеваны дипломы: лауреат (1), 1-ой степени- (2), 2-ой степени -(2), 3-ей степени -(2). В 2015 году в районном Фестивале детского творчества «Салют, Победа» в номинации «Художественное чтение» получены дипломы: Лауреат - 1, Диплом 1 степени - 2, Диплом 2 степени - 1, Диплом 3 степени - 4. В муниципальном этапе Фестиваля «Салют, Победа» завоёван диплом Лауреата. В 2014 году театр «Пармин» стал дипломантов городского фестиваля детских театральных коллективов «Золотой ключик» (спектакль «Русские женщины» Н. Некрасов). В 2015 году театр выступал на сцене Ростовского-на-Дону областного академического молодежного театра со спектаклем «Ифигения в Авлиде» (по трагедии Еврипида) в рамках проекта «Экспериментальная площадка». (получена положительная рецензия – газета «Город N» №41 (1150) от 27.10.2015г.) Участник театра « Пармин» Григорий Волков стал профессиональным артистом  Ростовского-на-Дону областного академического молодежного театра.

Перечень спектаклей 2003-2016гг.

  1. « Горшок каши»-русская народная сказка;
  2. « Сума, дай ума» -русская народная сказка;
  3. «Ночь перед рождеством»- Н. Гоголь;
  4. «Знакомая, незнакомая Золушка»»- Е. Шварц;
  5. «Княгиня Трубецкая»- Н. Некрасов;
  6. «Кошкин дом»- С. Маршак;
  7. «Папаша»- А. Чехов;
  8. «Про Федота -стрельца ,удалого молодца»- Л.Филатов;
  9. «Жених и маменька»- А. Чехов;
  10. «Курьерский поезд»-Д. Буццати;
  11. .«Горькая рябина»-Э. Севела;
  12. «Жемчужная раковина»-Ф. Каринти;
  13. «Розыгрыш»-Дж. К. Джером;
  14. «Женитьба Бальзаминова»-А. Островский;
  15. «Снежная королева»- Е. Шварц;
  16. «Любовное письмо лорда Байрона»- Т.Уильямс;
  17. «Барак № 13»-Э.Шмитт;
  18. «Причудница»-И.Дмитриев
  19. «Алиса в Зазеркалье»-Льюис Кэрролл
  20. «Приключение Бабы -Яги в стране Интернета»-Н.Майер;
  21. «Всяк сюда приходит молиться»-Д. Кедрин;
  22. «Письмо    Татьяны»-А. С. Пушкин;
  23. «Новогодние приключения лесной елочки»-Л.Д Гринева
  24. «Русские женщины»-Н. А. Некрасов
  25. «Любовь к трем апельсинам»-Л.А Филатов
  26. «Доходное место»- А. Островский;
  27. «Ифигения в Авлиде»-Еврипид
  28. «Новогодний подарок Бабы-Яги» - Л.Д. Гринева

 Огромный опыт , накопленный за эти годы ,коллекция видеозаписей наших спектаклей , концертов, конкурсов, а также  наличие :

- методической и учебной литературы по театральному искусству

- библиотеки художественной литературы

-библиотеки святоотеческой литературы

-библиотеки  живописи

- фонотеки музыкальных произведений разных жанров и эпох

- фильмотеки и фонотеки спектаклей  с участием великих мастеров сцены

 -перечняорганизаций с которыми установлены творческие связи

* Воскресная школа Свято-Иверского женского монастыря г.Ростова-на-Дону

*Парк культуры и отдыха им.Октября

*Окружной военный госпиталь

*Ростовская галерея кукол

*Ростовский –на-Дону областной академический молодежный театр

позволяют наполнить дополнительным содержанием сетевые ресурсы среды в разработанной модели.

6.2 Педагогические  технологии в математике

Разработанные мною технологии преподавания математики могут быть рекомендованы  учителям для работы с артистически одаренными детьми, которым тем не менее с трудом дается математика. У этих детей необходимо преодолеть отчуждение   к предмету за счет положительных эмоций. Связь развития  способностей  с положительными эмоциями  подтверждена сейчас не только в психологических, но и в физиологических экспериментах.

Мною разработана технология гуманитаризации математического образования . Эта технология  направлена на гармоническое развитие ребенка, на создание такого благоприятного эмоционального фона, чтобы восприятие математических понятий происходило легко и приятно. Математика в сочетании с литературой , живописью дает ученикам представление  о единстве всей мировой культуры, частицей которой служит и сама математика.(3) Творческие домашние задания  в рамках этой технологии помогают влиять на нравственную сторону  ребят, выявить их личностные ценности  и тем самым их понять (4).А поняв, можно лучше научить и воспитать.

Также была разработана технология взаимного обучения и полного вовлечения учащихся в образовательный процесс. В её основе лежат уроки, проводимые с помощью  учеников –консультантов (5,6).

Все эти технологии направлены на личностное развитие ребенка в образовательном процессе. Имеются видеозаписи открытых уроков по многим темам. Все наработки (театр, математика) могут быть рекомендованы для практического использования  и размещения в сети. Для этих целей могут быть использованы сайты:

- МБОУ ДО ЦДОД Октябрьского района (http://cdodrostov.narod.ru);

- «Лицей многопрофильный №69»  http://Lmprostov.ru

- www.youtube.com

и другие информационно-образовательные ресурсы сети для поддержки одаренных детей.

Таблица 1.

Примерное распределение информационных и творческих ресурсов  в модели «Гармоничное личное развитие одаренного ребенка»

 

Среда

Информационные и творческие ресурсы

Адрес, источник

Цели

1

2

3

4

Семья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Творческая характеристика театра «Пармин»

Сайт МБОУ ДОД ЦДОД Октябрьского района http://cdodrostov.narod.ru);

 

1.Ознакомление 2.Коммуникация

3.Образование

4.Педагогическая поддержка

 

2. Расписание работы театра.

3.Программа театра

4. Репертуар

5.Методическая литература по  выявлению и поддержки одаренных детей

6.Расписание консультаций  для родителей

 

 

 

Сайт «Лицей многопрофильный №69»  http://Lmprostov.ru

Контакты руководителя театра                         скайп: grineva.mila

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИОС

 

1.Программа театра «Пармин»

http://cdodrostov.narod.ru

 

Образование

Выбор индивидуальной траектории и развития

 

2.Видеозаписи конкурсных выступлений  артистов театра «Пармин» в номинации «Художественное слово и драматургия»

 

www.youtube.com

 

 

 

3.Книги по актерскому мастерству, библиотека пьес, статьи о театре и театральных деятелях

martynychev.ru

личная библиотека

 

4.Мастер-классы актерского мастерства бывших участников театра «Пармин», ставших профессионалами

личная фонотека видеозаписей

 

 

5.Онлайн уроки актерского мастерства для детей

Uroki-online.com

 

6. Конкурсные мероприятия и фестивали (Российские и международные)

 

http://mirtalantov72.ru

 

7. Подборка материалов по теме «Технологии личностного развития  школьников  в образовательном процессе»

 

http://Lmrostov.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социум

 

1.Районные и городские фестивали военной патриотической песни

http://cdodrostov.narod.ru

 

 

Воспитание чувства долга, общественной солидарности, патриотизма.

 

 

2.Концертные программы для выступлений в парке культуры и отдыха им.Октября, Окружном военном госпитале, «Многопрофильном лицее №69»

 

 

http://Lmprostov.ru

 

 

 

 

3.Волонтерские движения, связанные с театром.

 

www.svoboda-3.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Культура

 

1. Творческие проекты театра «Пармин»

-спектакли по произведениям русских и зарубежных  классиков, а также современных авторов

- камерные спектакли художественного слова

- концерты, посвященные юбилейным датам великих писателей, поэтов

 

 

 

Личная библиотека литературы и поэзии .

Личная фонотека музыкальных произведений разных жанров и эпох

Коллекция видеозаписей  спектаклей  и концертов артистов  театра                «Пармин»

 

Ощутить огромность культурного наследия, пережить радость творческого вдохновения и открыть для себя новые горизонты личностного развития

 

2. Спектакли с участием великих мастеров сцены (просмотр , прослушивание , обсуждение)

 

Коллекция видео и аудио  записей  спектаклей 

 

3.Творческие театральные сообщества

www.svoboda-3.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Духовность-нравствен -ность

1.Творческое содружество с воскресной школой Свято-Иверского женского монастыря (г.Ростов-на-Дону)

-литературно-музыкальные спектакли

-концерты

 

 

http://www.iver-mon.ru

 

 

 

 

 

Воспитание духовно-нравственных основ  одаренного ребенка

2.Просветительские встречи и беседы с деятелями науки , глубоко разбирающимися в вопросах философии , литературы, в вопросах мироздания.

 

 

 

 

 

3.Библиотека Святоотеческой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание к таблице: в дальнейшей работе с таблицей автором будут внесены  уточнения  и дополнения в колонке адресов и источников.

7. Преимущества предлагаемого подхода к личностному развитию одарённых детей.

7.1. Заострённость внимания на необходимости добиваться гармоничного (всестороннего) личностного развития.

7.2. Предложенная пространственная модель позволяет зримо увидеть все структурные элементы жизненного пространства ребёнка, их взаимосвязи и ощутить объективную возможность гармоничного личностного развития.

7.3. Модель универсальна, т.к. может быть применима педагогами любого профиля.

7.4. В этой модели функция педагога хорошо согласуются с современными установками на то, что в работе с одарёнными детьми педагог должен в основном быть партнёром, коллегой.

7.5. Наглядно показано, что духовность обеспечивает достижение наибольшего личностного развития одарённого ребёнка.

8. Преимущества театральной деятельности для личностного развития детей.

На протяжении тысячелетий театр, в отличие от многих важнейших искусств, не только отражает жизнь, но и преображает её, не только создаёт сны и явь, но и создаёт новые миры и мифы. Театр позволяет, забыв обо всём, плакать и смеяться, почувствовать уникальность того, что происходит «только тут и только теперь» и ощутить вдохновенное потрясение очищения – поразительное чувство, которое древние греки назвали катарсисом. Для одарённого ребёнка в основе мотивации к познанию лежит любознательность, высокая степень эмоциональности, ощущение радости в самом процессе творчества. Для таких детей театр является прекрасным пространством творческой деятельности. Театр позволяет привить детям любовь к литературе, ощутить красоту родного языка. Без этих основных элементов невозможно познание жизни. Любой театральный проект позволяет осуществить все педагогические цели: образование, воспитание, развитие. При создании спектакля имеют место различные виды практической деятельности. Ребёнок вправе всюду попробовать проявить своё творчество:

  • Знакомство с литературными источниками
  • Погружение в историческую эпоху
  • Создание сценария
  • Подбор музыкального сопровождения
  • Разучивание ролей
  • Создание сценических костюмов и реквизитов
  • Организация репетиций и взаимодействие в коллективе
  • Налаживание взаимосвязей со сторонними творческими организациями

В театре «Пармин», как было сказано выше, создано 28 спектаклей, идет работа и над новыми проектами. Трудно отнести какой-то конкретный наш спектакль к одной среде, поскольку спектакль всегда затрагивает разные стороны человеческого существования

В таблице 2 приведены названия некоторых спектаклей школьного театра «Пармин». Указана среда к которой могут быть отнесены спектакли и в которых (средах) дети в процессе творчества осуществляют личностное развитие.

Таблица 2.

Творческие проекты - спектакли театра «Пармин»

Среда

Спектакль

Автор

Проблематика

1

2

3

4

Семья

 

 

 

«Папаша»

 

 

А.П. Чехов

Взаимоотношения родителей и детей; семьи и педагога.

«Розыгрыш»

Дж. К. Джером

Любовь, ценности семейной жизни

ИОС

«Русские женщины»

Н. Некрасов

Подвиг жен декабристов (преданность и любовь)

«Любовное письмо лорда Байрона»

Т. Уильямс

Биография лорда Байрона. Знакомство с творчеством Т. Уильямса

«Ифигения в Авлиде»

 

Еврипид                      (древнегреческий трагик)

Овладение стихотворным размером гекзаметром

«Поэтические струны души»

Л.Д. Гринева

Мастерство художественного чтения

«Алиса в Зазеркалье»

Л. Кэррол

История создания произведения

Социум

«Бабий Яр»

 

Л.Д. Гринева

Преступления фашизма против человечества

«Сестра»

Л.Д. Гринева

Подвиг военных врачей и сестёр

«Довоенное танго»

Л.Д. Гринева

Подвиг военных врачей и сестёр

«Бухенвальдский набат»

 

Л.Д. Гринева

«Берегите, берегите мир»

Культура

«Ифигения в Авлиде»

 

Еврипид

Проблема жертвенности во имя блага отчизны. Проблема выбора.

«Доходное место»

 

 

А. Островский

Человеческое достоинство, любовь, презрение взяточничества

«Причудница»

И. Дмитриев

Безделье и надменность – жизненные пороки

Духовность - нравственность

«Всяк сюда приходит молиться»

 

Д. Кедрин

Великие зодчие, храмы Руси, история создания Собора Василия Блаженного

«Курьерский поезд»

Д. Буццати

Поиск смысла жизни, материнская любовь

«Барак №13»

 

Э. Шмитт

История войны в людских судьбах.

 

Ниже схематично представлено использование отдельных творческих проектов (спектаклей) школьного театра «Пармин» в рамках предложенной автором конусоидальной модели гармоничного личностного развития одарённого ребёнка. (ссылка для просмотра схемы в Spiderscribe.net - http://www.spiderscribe.net/app/?a99fdfccc98a532eb301465e62771901)

 

 

9. Алгоритм педагогической деятельности по созданию условий для саморазвития творческих способностей детей  и выявлению их одаренности.

Педагогическая деятельность-это деятельность по обучению, воспитанию и развитию детей. В сетевом образовании при работе с детьми, как было сказано выше, в деятельности преподавателя акцент  переносится  с педагогического воздействия на личность ребенка в область формирования сред, в которых созданы условия для саморазвития.

Ребенок-активный субъект среды. Педагог-консультант  и партнер. Исходя из этого ,алгоритм моей педагогической деятельности, в рамках театральной студии , должен быть таким, чтобы стимулировать творчество детей, инициировать  развитие собственной внутренней мотивации к самообучению, саморазвитию в различных сферах(интеллектуальной, духовно-нравственной, социальной коммуникативной).Распишем более подробно структурные элементы алгоритма педагогической деятельности руководителя театральной студии « Пармин »

1. Знакомство с учащимися:

  •  оценка творческих возможностей (чтение, танец, пластика, пение)
  •   беседа с целью выявления внутренней потребности ребенка заниматься в театральной студии ,планов и ожиданий родителей.

2. Осмысление полученной базы информации с точки зрения перспективного планирования работы детей и педагога.

3. Ознакомительная лекция по темам:

  •  театр; история театра; актеры и их судьбы; роль театра в обществе.
  •  творческие успехи и достижения артистов школьного театра «Пармин».

 Цель этих вводных лекций стимулировать интерес к театру, инициировать  собственную деятельность ребенка.

4. Знакомство с программой театра, написанной руководителем.

5. Анализ программы с точки зрения детей и учет их пожеланий(какие театральные проекты понравились, чем еще надо дополнить программу)

6. Утверждение программы, скорректированной с помощью детей.

7.  Составление общего плана работы с учетом личных пожеланий учащихся(в каком проекте хочу участвовать)

8.  Организация взаимодействия между учащимися в коллективе с целью успешного функционирования театра и выполнения программы. Свободное распределение (демократичное)обязанностей:

  • помощник руководителя театра по организационным вопросам
  • заведующий реквизитом и костюмами
  • помощник руководителя по техническому обеспечению спектаклей (музыкальная аппаратура, компьютер, видеокамера)
  • помощник руководителя по репетиционному процессу
  • помощник руководителя по связям с другими творческими организациями, выявлению в сети перечня мероприятий (концертов, фестивалей)в рамках театрального искусства.

9.  Составление плана работы каждого ребенка с учетом его индивидуальных пожеланий, выбора конкретного театрального проекта; уровня творческих умений; физических способностей; с учетом его нагрузки в школе.

10. Практическая творческая деятельность.

10.1 Художественное слово: прочтите стихотворение(прозу)

  • Ответьте на вопросы:

-какая идея произведения?

- какие интонации использует автор для выражения сути произведения?

- понравилось ли вам произведение,(чем и почему)?

- как сами оцениваете свои возможности для исполнения на сцене данного произведения?

  • Составьте  с помощью учителя индивидуальный план самообучения, с целью приобретения  недостающих актерских навыков художественного чтения для овладения данным произведением.
  • Организуйте взаимодействие с более опытным участником театра с целью прослушивания и оценки вашего чтения.
  • используйте информационные ресурсы для ознакомления с онлайн уроками актерского мастерства.
  • используйте для прослушивания и обучения художественному чтению записи выступлений известных актеров (библиотека театра)

10.2 Работа над спектаклями:

  • знакомство с литературным произведением
  • знакомство со сценарием
  • высказывание замечаний и пожеланий учащихся по поводу сценария
  • распределение ролей
  • погружение в историческую эпоху
  • Ответьте на вопросы:

 - какова фабула спектакля?

  -в чем идея спектакля?

 - напишите характеристику своего героя

 - манера речи ,пластика

 - как вы думаете ,какова предыстория героя?

  -придумайте сценический костюм и грим

  -организация репетиций индивидуальных ,по мизансценам и сводных.

10.3 Премьера спектакля-событийное явление

10.4 Рефлексия:

  • оцените свое выступление
  • какие эмоции и чувства вы испытали
  • какими новыми знаниями вы овладели
  • какие ценности (нравственные и духовные)вы приобрели
  • ваши планы по дальнейшему совершенствованию мастерства

11.Работа над концертными программами :

  •  выбор репертуара, исходя из индивидуальных пожеланий ребенка и его способностей
  •  взаимодействие между ребятами с целью взаимообучения , взаимоконтроля, взаимопомощи.

12. Работа над инсценировкой военно-патриотических песен:

  • осмысление содержания песни
  • разработка сценария
  • постановка и репетиция
  • осмысление своей личной гражданской позиции
  • воспитание патриотических чувств, любви к родине

13. Организация социально-культурной практики, коммуникативной активности:

  • установление творческих контактов с окружным военным госпиталем, публичной библиотекой, детскими домами
  • выступление на концертных площадках в праздничные дни (день города, день Победы и т. д)

14. Выступление на творческих конкурсах и фестивалях:

  • оценка собственного уровня мастерства, как предпосылка для дальнейшего развития личности.
  • организация психологической поддержки учащихся.

15. Педагогическое сопровождение ,анализ и корректировка творческой деятельности ребенка.

16. Рефлексия педагога по итогам педагогической деятельности

  • реальные успехи и недостатки
  • собственные ощущения и эмоции в процессе творческой деятельности совместно с учениками
  • планы по совершенствованию собственных знаний и педагогической системы, которая бы в полной мере отвечала потребностям детей, их родителей, а также задачам государства по выявлению и развитию одаренных детей, являющихся золотым фондом страны, призванным обеспечить развитие и процветание отечества.

10. Ссылки по тексту модуля.

1. «Рабочая концепция одарённости под редакцией Д.Б. Богоявленской.

2. Указ президента РФ №827 от 03.04.2012г. «Концепция Российской национальной системы выявления и развития молодых талантов.

3. Гринева Л.Д., Кондрашова З.М. Реализация технологии гуманитаризации школьного математического образования на уроках обобщения и систематизации знаний. Межвузовский сборник научных трудов В1. С. 48. Ростов-на-Дону. Изд-во РГПУ, 1998.

4. Иванова Н.В., Гринева Л.Д. Гуманитаризация математического образования как технология педагогической поддержки школьников в обучении. Инновационная школа. 2002. №1 (12) С.54.

5. Гринева Л.Д. «Поиск путей углубления процесса индивидуализации обучения на уроках математики», Сб. «Личностно-ориентированный образовательный процесс: Опыт, проблемы, решения». Ростов-на-Дону, 2001, С.62.

6. Бовкун В.Ф., Гринева Л.Д. и другие. Технология взаимного обучения и полного вовлечения учащихся в образовательный процесс. Сб. Технологии личностного развития школьников в образовательном процессе МОУ СОШ №56, Ростов-на-Дону. Изд. «Булат», 2003, С.3

Ресурсы.

  1. Ф.З.№ 273, от 29. 12. 2012г. « Федеральный закон об образовании в Российской Федерации»
  2. Документ правительства РФ (распоряжение) «Концепция развития дополнительного образования детей» от 04. 09.2014г. , №17. 26-р
  3. Постановление правительства РФ от 17. 11.2015г. , № 12-39 «Правила выявления одаренных детей ,сопровождение и мониторинг их развития»
  4. Министерство труда и  соцзащиты РФ ,Стандарт для педагогов дополнительного образования, от 08.09.2015г.,613Н
  5. «Комплекс мер по реализации концепции общеобразовательной системы выявления и развития молодых талантов на 2015-2020гг.
  6. Чепкова О.Н. «Организация развивающей информационно-образовательной среды школы правовой культуры», Методическое пособие. Ростов-на-Дону ,Издательство ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО,2013.

 


»  Размещено в сообществах:   

На: Модуль личностного развития талантливых и одаренных детей.


Уважаемая Людмила Демьяновна! Вы представили Вашу педагогическую систему, сформированную в рамках театральной студии "Пармин", в которой

1)  активно привлекаете разнообразные информационные ресурсы для подготовки спектаклей;

2)  реализуете идеи гармонизации личности подростков и юношей в интеграционном поле культуры и социокультурной среды, среды взросления и духовного роста личности, взаимодействия с родителями и информационно-образовательной среды;

3) формулируете для себя условия для саморазвития творческих способностей детей  и выявлению их одаренности;

4)  определяете педагогические стратегии взаимодействия с детьми, проявляющими свои способности в театральной студии.

Представленный Вами проект масштабен, выстроен системно, концепция подтверждается практикой ее реализации. 

Перспективы Вашей деятельности заключаются в возможностях жизнетворчества как феномена преобразования себя и окружающего мира. Все-таки просматривается позиция детей как ведомая, а не как сопровождающая (см. пункт 10 модели). Вы стимулируете участников студии к анализу и осмыслению  сюжета, предстоящей роли, сделанного на сцене, но не очень ярко просматривается  в тексте самостоятельная и инициативная позиция артистов. 

Комментарий был изменен с момента создания (Olganik91, Tue, 26/04/2016 - 22:26).


Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн