Рабочая программа Е.П. Грицковой "Русский язык как неродной"
Submitted by Виктория Ивановна Громова on пн, 14/03/2016 - 13:55
Местовнеурочной деятельностиобщекультурной направленности по курсу «Русский язык как неродной» в учебном плане
На внеурочную деятельность общекультурной направленности по курсу «Русский язык как неродной» в 5 классе в соответствии с учебным планом ГБОУ СОШ № 381 отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.
Общая характеристика внеурочной деятельностиобщекультурной направленности по курсу «Русский язык как неродной»
Программа внеурочной деятельности общекультурной направленности по курсу «Русский язык как неродной» адресована нерусским детям, в недостаточной мере владеющих или не владеющих русским языком, и служит созданию условий обучения нерусских детей государственному языку, повышению общей филологической подготовки учащихся, выполнению российского стандарта образования. Она согласована с основным учебником по русскому языку (учебный комплекс Т.А. Ладыженской), но не дублирует его, а расширяет, выступая в качестве коммуникативного и социокультурного сопровождения учебного процесса.
Программа использует тематическое расположение материала. Темы связаны с повседневной жизнью школьника, учебой, отношениями с ровесниками, а также с основными ценностями и понятиями любого человека: семья, дом, природа, культура. Каждая тема изучается на 4-9 уроках, разделенных на подтемы. На каждом уроке вводится новая лексика, проводится фонетическая зарядка, чтение и анализ текстов, создание монологических и диалогических высказываний. Кроме того, обязательно ведется работа над произношением, лексикой, грамматикой, произношением и написанием. Таким образом, главная особенность программы – комплексный подход в обучении русскому языку как неродному. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей учащихся.
Упражнения и задания различного типа, таблицы систематизируют материал, заставляют находить решение проблем, обсуждать пути, формируют диалогический способ мышления. Приложение содержит 20 аудиотекстов и электронный тренажер, что способствует комплексному решению проблемы обучения. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, выстраивают обучение на доступном уровне трудности. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом.
Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для качества выполненных заданий. Для пробуждения познавательной активности и созидательности учащихся в уроки включены сведения по различным областям жизни человека. На уроках используются художественные произведения в адаптированном виде.
Разделы учебника содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.)
Принципы, лежащие в основе занятий по данному курсу:
1.Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития.
2.Принцип оптимистического подхода (создание ситуации успеха).
3.Принцип поэтапного формирования умственных действий.
5.Принцип связи обучения с жизнью (опора на жизненный опыт ребёнка).
Формы и методы работы при обучении:
Классический подход к изучению языка
Лингвосоциокультурный метод
Коммуникативный метод
Инновационные подходы к преподаванию русского языка в условиях поликультурной среды (развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т.д.)
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения внеурочной деятельностиобщекультурной направленности по курсу «Русский язык как неродной»
Личностные результаты:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
адекватное восприятие на слух разных стилей и жанров;
способность извлекать информацию из разных источников,
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст
умение создавать устные и письменные тексты
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
владение разными видами монолога и диалога;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам
коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения
Предметные результаты:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения,
понимание места русского языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о русском языке;
распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание внеурочной деятельностиобщекультурной направленности по курсу «Русский язык как неродной»
Началоучебного года-4 часа
День знаний как государственный праздник. Традиция празднования Дня знаний в школах. Новые школьные понятия. Школьные предметы в 5 классе. Лингвистические термины. Пословицы о знаниях и учебе. Фонетика. Орфография. Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные, согласные звуки глухие и звонкие, правописание слов с глухими и звонкими согласными в середине слова и на конце слов. Однокоренные слова, безударная гласная в корне, проверяемая ударением. Правописание имен существительных собственных, Правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными, правописание терминов, относящихся к различным школьным предметам.
Я и моя семья-5 часов
Слова, обозначающие родственные связи, слова, называющие профессии. Близкие люди. Отношения в семье. Слова, обозначающие действия людей и настроение людей. Правописание новых слов и выражений, образование возвратных глаголов, спряжение глаголов, правописание возвратного суффикса -ся. Изменение глаголов в устной речи. Правописание личных окончаний глаголов, ь после шипящих в окончаниях глаголов 2 лица. Правописание безударных гласных, проверяемых и непроверяемых, правописание суффиксов -чн-, -чк.
Мой дом-8 часов
Интерьер, новые слова. Лексика, обозначающая предметы мебели. Действия, связанные с домашней работой. Сравнение предметов, прилагательные, прилагательные в сравнительной степени, выражения такой же, как, Правописание имен прилагательных правописание суффиксов имен прилагательных, правописание новых слов. Порядковые и количественные числительные. Правописание порядковых числительных. Понятие словосочетания и предложения. Отличие словосочетания от предложения. Правописание новых слов. Предложения, включающие новую лексику.
Наш город Санкт-Петербург – 9 часов
История Санкт-Петербурга. Название основных топонимов города. Названия городских объектов Новая лексика, связанная с темой города. Необычные памятники Санкт-Петербурга. Правописание новых слов. Правописание названий городских объектов (улиц, мостов, дворцов). Заглавная буква в названиях улиц, городских районов. Понятие темы и микротемы. Классификация предложений. Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложений. Склонение имен прилагательных и числительных. Правописание гласных в корнях слов. Однокоренные слова. Правописание гласных и согласных. Омонимы. Лексическое значение слова. Обобщение по теме существительное. Правописание существительных.
Новый год. Зимние каникулы- 8 часов
Встреча Нового года в разных странах. Атрибуты праздника. Традиции разных народов. Новогодние стихи и песни. Зимние забавы. Новая лексика, связанная с темой. Правописание новых слов. Из истории слов. Соблюдение орфоэпической нормы. Тема и микротемы текста. Грамматическая основа предложения. Знаки препинания в предложении. Подбор синонимов. Правописание гласных в корнях и правописание непроизносимых согласных. Знаки препинания при однородных членах.
Моя школа. Мои друзья – 9 часов
Новая лексика, связанная с темой. Определение значения понятий. Пословицы о школе. Пословицы о знаниях. Правописание новых слов. Словосочетание. Распространенные предложения. Транскрипция. Глухие и звонкие согласные. Правописание слов с согласными. Диалог. Правила диалога. Интонация. Вопросительная интонация. Правописание непроверяемых и проверяемых гласных и согласных.
Домашние животные – 8 часов
Новая лексика, связанная с темой. Лексическое значение новых слов. Правописание новых слов. Определение значения понятий. Переносные значения слов. Фразеологизмы. Пословицы. Названия домашних животных, названия звуков, издаваемых домашними животными, названия детенышей, жилище животных. Описание животного. Правописание глаголов неопределенной формы и глаголов третьего лица с -ся. Орфоэпическая норма. Тема и микротемы текста. Односложные слова. Отличие звуков по твердости/мягкости, глухости/звонкости. Ь. Роль мягкого знака. Правописание гласных в корне, корни с чередованием. Правописание -ЧН-, -ЧК-.
На городской улице – 8 часов
Новая лексика, связанная с темой. Правописание новых слов. Определение значения понятий. Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения. Тип и стиль текста. Спряжение глаголов. Правописание глаголов. Предложения с однородными членами, правописание предложений с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Правописание приставок, правописание слов с гласными в корне, правописание согласных. Нормы орфоэпии.
Магазин-4 часа
Новая лексика, связанная с темой. Значение новых слов. Правописание новых слов. Продукты. Тематические группы. Определение значения понятий. Этикет. Вежливые формы просьбы. Речевая ситуация. Использование формул вежливости в ситуации общения. Использование фразеологизмов в речи. Знаки препинания при обращении. Спряжение глаголов. Однородные члены предложения. Обобщающее слово при однородных членах предложения. Правописание слов с непроверяемыми гласными. Орфоэпическая норма. Склонение имен существительных, образование родительного падежа во множественном числе. Правописание гласных после шипящих.
Природа – 4 часа
Новая лексика, связанная с темой. Правописание новых слов. Определение значения понятий. Рассуждение. Аргументы. Пейзаж. Описание. Правописание географических названий Лексическое значение незнакомых слов. Правописание однокоренных слов. Правописание словосочетаний: окончание зависимого слова. Соблюдение орфографической, пунктуационной, языковой, речевой нормы
Итоговый урок – 1 час
Роль языка в жизни общества. Роль русского языка. Русский язык – ключ к успеху