Официальный сайт morning-news 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Проблемы и перспективы работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении

Ответов - 12
Наталия Геннадиевна Каргина
Фото пользователя Наталия Геннадиевна Каргина
На сайте с: 11/02/2009
Баллы: 470
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 2 years 29 недель назад.

Социальное неблагополучие детей является острой общественной проблемой. Дети относятся к наиболее уязвимым категориям населения, поскольку в большей степени подвержены социальным рискам. Задача повышения уровня благополучия  детей относится к числу стратегических приоритетов государственной политики в России.

 

Социальное неблагополучие детей является следствием проблем, возникающих в семье. В Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка РФ» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (в ред. федеральных законов от 20.07.2000 № 103-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 21.12.2004 № 170-ФЗ) определена категория детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. По аналогии определяются и семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. К ним относятся:

  • семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями;

  • семьи, покинувшие места вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

  • семьи беженцев и вынужденных переселенцев;

  • семьи, оказавшиеся в экстремальных условиях;

  • семьи, испытывающие насилие;

  • малоимущие семьи.

 

В целом, за исключением семей, испытывающих насилие, к числу семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, чаще всего относятся вполне благополучные семьи.

 

Принято считать, что в социально-опасном положении находятся неполные, малообеспеченные семьи, но в одних семьях проявляются признаки неблагополучия, в других нет.

 

Какой же основной критерий для определения «неблагополучной семьи»? Какие проблемы возникают в этих семьях? Какая помощь необходима этим семьям? Какие проблемы возникают в работе с ними? Кто и как должен оказать помощь неблагополучной семье?

 

Если вас волнуют подобные вопросы присоединяйтесь к обсуждению.

 

Ответы на некоторые вопросы вы найдете в выдержках из пособия «Неблагополучная семья: социально-педагогические технологии работы»/ авторы-составители:Н.Г. Чанилова, Н.Б. Дворцова. – Саратов:ООО «Издательство «Научная книга»», 2014.

 

Прикрепленный файл Size
пособие Неблагополучная семья.doc 695 KB
Наталия Геннадиевна Каргина
Екатерина Александровна Мигунова
На сайте с: 21/10/2013
Баллы: 20
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 3 years 33 weeks назад.
 Социальное неблагополучие семьи

Коллеги я думаю, что дефекты воспитания это и есть первейший, главнейший показатель неблагополучной семьи ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи – только отношение к ребенку.

Поэтому, на мой взгляд, неблагополучная семья – это прежде всего семья, в которой нарушены отношения между ее членами: родителями, родителями и детьми, это семьи конфликтные, аморальные, которые не могут быть центром воспитания.

Комментарий был изменен с момента создания (migunovaea, чт, 17/03/2016 - 09:51).

Мигунова Е.А.

Екатерина Александровна Мигунова
На сайте с: 21/10/2013
Баллы: 20
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 3 years 33 weeks назад.
На: Проблемы и перспективы работы с семьями, находящимися в соци

Очень актуальные вопросы! Уважаемые коллеги ждем ваших предложений!
 

Мигунова Е.А.

Анна Викторовна Кильдячкова
На сайте с: 21/11/2014
Баллы: 1
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 4 years 17 недель назад.
Я согласна с мнением авторов

Я согласна с мнением авторов пособия "... что не всякая семья, сталкивающаяся с трудностями, становится неблагополучной. Большинство семей довольно успешно решают возникающие проблемы и преодолевают испытания, что в конечном итоге объединяет всех членов семьи. Но бывает и так, что, потеряв уверенность в себе, взрослые впадают в апатию, снижается их социальная активность, появляется безразличие не только к своей судьбе, но и к судьбе детей, что негативно сказывается как на семье в целом, так и на воспитывающихся в ней детях".  А это означает, что семья становится пассивной и ни к кому за помощью обращаться не собирается. В некоторых Центрах  сопровождения детей ведется очень хорошая работа. У них работает выездная бригада, в которую входят специалисты разных профилей: врач-психотерапевт, педагог-психолог, врач-нарколог, социальный педагог. Именно такая бригада выезжает в семью и оказывает помощь на месте. Это в идеале. Возможен вариант, когда помощь оказывается при образовательном учреждении, которое посещает ребенок. Специалисты Центра сопровождения детей выходят в школу и ведут занятия с ребенком при школе.  Как правило, родители сами своего ребенка ни к каким специалистам не поведут, тем более не пойдут сами. Постепенно налаживая контакт с ребенком, у специалиста появляется возможность общаться  и  с его  родителями, ненавязчиво начинается работа с семьей. А самое главное -  нужно верить в успех работы.

Комментарий был изменен с момента создания (Кильдячкова Анна, Tue, 15/03/2016 - 09:56).
Елена Александровна Храмова
На сайте с: 15/03/2016
Баллы: 1
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 4 years 17 недель назад.
На: Проблемы и перспективы работы с семьями, находящимися в соци
Неблагополучные семьи – в настоящее время острая социально-педагогическая проблема. Социологическими, психолого-педагогическими и медицинскими исследованиями выявлено отрицательное влияние неблагополучной семьи на нравственное и психологическое развитие детей. Оно проявляется не обязательно в детском возрасте и может сказаться на судьбе уже взрослого человека. Почти 90% детей из неблагополучных семей страдают неврозами.
  Общие критерии неблагополучия семьи:
1.      Асоциальное поведение
2.      Ненадлежащее выполнение родительских обязанностей (педагогическая  запущенность, родители не обеспечивают ребёнка всем необходимым для нормального развития, ребёнок по каким-либо причинам не обучается в школе и т.д.)
3.      Насилие в семье.
Эти критерии касаются не только родителей непосредственно, но и всех членов семьи. Также необходимо помнить, что понятие неблагополучной семьи может применяться только в отношении конкретного ребёнка. Только система «семья-ребёнок» имеет право рассматриваться как неблагополучная.
Характерными чертами неблагополучных семей является внутренняя нестабильность, не осознание возможностей удовлетворения своих потребностей в семье, отсутствие единых ориентаций.
Дети не всегда способны успешно преодолеть стрессовые ситуации, поэтому перед всеми специалистами (педагогами учреждений)  встаёт вопрос о том, как помочь им устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, преодолеть травмирующую ситуацию и совпадать с негативными эмоциональными переживаниями.
В силу своих возрастных особенностей дети оказываются особенно восприимчивыми к негативным социальным воздействиям. Говоря о способах помощи таким детям, нужно в первую очередь сказать, что для этого требуется изменить ситуацию в семье, т.к. семья – основа воспитания и развития ребёнка, именно родители и близкие люди формируют личность, характер маленького человека. Без этого все старания специалистов  по коррекции отклоняющегося поведения, по его адаптации окажутся напрасными.
Главный метод помощи неблагополучным семьям – сопровождение.
Сущностной характеристикой сопровождения в психологическом плане является создание условий для перехода личности к самопомощи. Условно можно сказать, что в процессе комплексного сопровождения специалист создает условия и оказывает необходимую и достаточную (но ни в коем случае не избыточную) поддержку для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими трудностями».
 
Татьяна Матюх
На сайте с: 01/11/2011
Баллы: 31
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 2 years 42 weeks назад.
На: Проблемы и перспективы работы с семьями, находящимися в соци

Неблагополучная семья – это семья, которая характеризуется низким социальным статусом в разных сферах жизнедеятельности, поэтому она не справляется с возложенными не неё функциями, при этом её адаптивные возможности значительно снижены.16

Семьи с алкогольной зависимостью, взрослые в такой семье, забыв о родительских обязанностях, целиком и полностью погружаются в «алкогольную субкультуру», что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет к социальной и духовной деградации. В конечном итоге семьи с химической зависимостью становятся социально и психически неблагополучными. Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях. Совместная жизнь с больным алкоголизмом приводит к серьезным психическим нарушениям у других членов семьи, комплекс которых обозначается специалистами термином - созависимость. Созависимость возникает в ответ на затянувшуюся стрессовую ситуацию в семье и приводит к страданиям всех членов семейной группы. Особенно в этом плане уязвимыми являются дети. отсутствие необходимого жизненного опыта, неокрепшая психика - все это приводит к тому, что царящая в доме дисгармония, ссоры и скандалы, непредсказуемость и отсутствие безопасности, а также отчужденное поведение родителей глубоко травмируют детскую душу, и последствия этого морально-психологического травмирования зачастую накладывают глубокий отпечаток на всю дальнейшую жизнь.

Признаки семьи: размытость, нечеткость границ своего Я. Жизнь семьи неупорядочена, непредсказуема, дети не знают какие чувства нормальны, какие – нет, это приводит к нечеткости границ личности ребенка. Отрицание - ногое в жизни алкогольной семьи построено на лжи, на сокрытии правды, взрослые отрицают негативный характер происходящего, ребенок не понимает, что происходит вокруг. Непостоянство - потребности ребенка удовлетворяются от случая к случаю, он испытывает дефицит внимания, старается привлечь внимание со стороны взрослых любыми способами, включая девиантные формы поведения. Низкая самооценка - ребенок думает, что он виноват в происходящем, переносит на себя вину взрослых. Недостаток информации о том, как функционируют нормальные семьи.

Комментарий был изменен с момента создания (Матюх Татьяна Викторовна, чт, 17/03/2016 - 15:55).
Марина Викторовна Точилина
На сайте с: 08/09/2010
Баллы: 62
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 3 years 30 недель назад.
              Всем

     

 

        Всем известно, что жить в эпоху крутых переломов очень сложно. Экономический кризис, растущая материальная и социальная популяризация общества  обострила многие проблемы, в том числе и проблемы семьи. Неблагополучной семьей является такая семья, где  условия проживания детей далеки от нормальных.  В процессе воспитания нарушаются семейные связи, на ребенка начинают влиять  факторы, приводящие к негативным последствиям.  Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов. Как правило, это семьи  с низким социальным статусом, не справляющиеся с возложенными на них функциями,  утратившие  всякую веру и желание исправить ситуацию и продолжающие деградировать.
        Работать с такими семьями достаточно сложно, т.к. неблагополучные семьи всегда    закрыты для окружающих. Чем глубже степень семейного неблагополучия, тем более закрытой для внешнего мира она становится, тем сильнее нарушено поведение детей, тем труднее оказывать помощь такой семье.
        Начиная работу  с неблагополучной семьей, очень важно определить тип семейного неблагополучия, установить причинно-следственные связи между конкретными нарушениями в семье и нарушениями поведения ребенка. Это можно сделать с помощью метода наблюдения, посещения семьи на дому, сбора информации о семье путем взаимодействия с детской поликлиникой, участковыми уполномоченными, создания единой базы данных о семьях, заполнения социального паспорта семьи. Конечно, планировать работу с семьей необходимо на основе индивидуального подхода, возможно, вместе с членами семьи. Необходимо установить с ними контакт,  завоевать доверие, определить пути вывода семьи из сложной ситуации, привлечь специалистов к разрешению семейных проблем.
         В нашем Центре психолого- педагогического и медико-социального сопровождения  детей г. Хвалынска такая работа строится на основе договора о сопровождении семьи.   Предметом  договора является  психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение  семьи, воспитывающей несовершеннолетнего путем оказания  социальной, психолого-педагогической и юридической помощи. Под этим документом достаточно подписи одного из родителей. Согласно договору  назначаются специалисты учреждения для работы с родителями и ребенком, которые:
- оказывают юридическую, психолого - педагогическую, социальную помощь;
- проводят  консультации, тренинги, занятия с детьми и родителями, как на базе учреждения, так и в семье и школе;
- разрабатывают совместно с родителями  индивидуальный план развития ребенка и рассматривают предложения по его изменению;
- проводят мониторинг развития ребенка.

        Родная семья - это оптимальная среда для полноценного развития детей.
Разрыв с семьей всегда становится для ребенка травмой. Чтобы не допустить этого, мы стараемся вовремя начать работу  с родителями и детьми, а  основные усилия направляем  на организацию сотрудничества и совместное решение проблем.

 

 

 

Комментарий был изменен с момента создания (МаринаВТ, Fri, 18/03/2016 - 14:30).
Татьяна Владимировна Корнилова
На сайте с: 27/09/2014
Баллы: 21
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 4 years 17 недель назад.
Светлана Владимировна Павловская
На сайте с: 10/10/2013
Баллы: 51
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 1 год 1 неделя назад.
На: Проблемы и перспективы работы с семьями, находящимися в соци

Неблагополучная семья – это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов. Наиболее распространенными причинами неблагополучия в семье являются: алкоголизм, открытые и скрытые конфликты между родителями и другими членами семьи, ориентация родителей лишь на материальное обеспечение ребенка, отсутствие заботы о его воспитании, о его духовном развитии.  Самая острая проблема появляется тогда, когда ребёнок вырос в такой семье, он не знает другой жизни, поэтому на примере своих родителей продолжает вести себя точно так же, как и они. Главный метод помощи неблагополучным семьям – это социально-педагогическое сопровождение. На сегодняшний день  сопровождение семьи является эффективной формой взаимодействия специалистов и семьи, позволяющей не только держать ситуацию под контролем, но и получить конечный результат-социальное восстановление семьи.

Анна Владимировна Соколова
На сайте с: 06/09/2010
Баллы: 123
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 1 год 24 weeks назад.
На: Проблемы и перспективы работы с семьями, находящимися в соци

На мой взгляд, единственно верным или основным критерием определения "неблагополучной семьи" на данный момент не существует. Каждая семья уникальна, и к каждой семье нужен свой, отдельный подход. Мы привыкли думать, что "неблагополучная семья" -это асоциальные семьи, с зависимостями, на пороге бедности и т.д. Но, ориентируясь на свой опыт, практику, и СМИ могу сделать вывод, что к "неблагополучным семьям" можно отнести и благополучные на первый взгляд - с хорошим уровнем достатка, с наличием обоих родителей, у которых к тому же имеется высшее образование, с бабушками и дедушками... НО!с низким уровнем психологической и педагогической грамотности; озлобленностью или равнодушием, эмоциональной тупостью.Часто такие семьи не выявляются, а ведь в них растут дети, которые копируют родительскую позицию и установки. И так продолжается дальше, дальше.На мой взгляд, данная проблема требует, конечно же, комплексного решения, необходимо задействовать огромное количество специалистов, в том числе психологов. Но одним из шажочков по профилактике общего неблагополучия, будет просвещение взрослого населения (родителей, бабушек, дедушек)в психолого - педагогическом плане.

Комментарий был изменен с момента создания (соколова ав, Fri, 18/03/2016 - 17:56).
Татьяна Александровна Бузаева
На сайте с: 02/09/2010
Баллы: 7
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 4 years 17 недель назад.
На: Проблемы и перспективы работы с семьями, находящимися в соци

Кто у нас в стране только не работает с неблагополучными семьями: социальная защита, общественность, отчасти образование через образовательные организации, волонтеры и т.д. Есть ли результат?

А результат пока не радует. На мой взгляд, необходимо всю работу с такого рода семьями состредоточить в одной структуре. А структура должна быть мобильной, с набором специалистов по работе с семьей, работа должна быть подкреплена нормативно-правовой базой.

Проблемы в работе с неблагополучными семьями: семьи, как правило,  не понимают, не верят, не хотят понимать, что в семье наметились какие-то проблемы. Боятся обращаться к специалистам, боятся огласки, непрофессионализма, осуждения, уголовного, административного преследования. Как выявить неблагополучную семью? На мой взгляд, просто! Наблюдая за ребенком в детском саду, школе, уже можно определить, в какой семье он живет. И "заботу" соседей еще никто не отменял. Выявление неблагопролучной семьи не означает начала помощи ей. Печально, но законодательство устроено так, что никакие специалисты помочь этой семье не смогут, ЕСЛИ ЭТОГО НЕ ЗАХОЧЕТ САМА СЕМЬЯ!!!!

Что-то у меня комментарий получается безрадостным! НАш Центр сопровождения пытается помочь таким семьям через работу с ребенком, потом с родителями. Выступаем в таких случаях как друзья семьи, в некотором роде покровители. Согласна с участниками Форума: неблагополучная семья - это не только, даже не столько проблемы экономически-материальные, сколько проблемы внутрисемейных отношений. Вот эти внутрисемейные отношения и надо корректировать!!!

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн