Содержание.
1. Раскрытие понятия метапредметности……………………….….стр.3
2. Повышение мотивации учащихся при метапредметном
подходе……………………………………………………….……..стр.5
3. Основные метапредметы и их практическое отражение в преподавании английского языка……………………………..……..стр.8
4. Список используемой литературы ………………………….…....стр.12
Идеальные учителя - это люди-мосты, которые
предлагают своим студентам перейти на другой берег.
В тот момент, когда они решаются, мосты разрушаются
и учителя вдохновляют студентов строить свои мосты.
Никос Казандзакис, греческий писатель, поэт, политик
За последние десятилетия стало очевидным то, что для качественного образования не достаточно приобретать знания, так как сведения, заложенные в основу знаний, могут устаревать. Поэтому была переосмыслена задача учителя. Она заключается не исключительно в передаче ребёнку суммы знаний, но и в том, чтобы научить его учиться и мыслить, потому что только развитый ум и владение универсальными приёмами учебной деятельности могут стать залогом его успеха, чем бы он ни занимался в жизни.
1. Раскрытие понятия метапредметности.
В период с 1990 г. по 2010 г. были проведены исследования по развитию образования в экспериментальных образовательных школах г. Москвы. Группа ученых под руководством Ю.В. Громыко разработала новый подход, который позволяет ответить на поставленную проблему. Данные разработки получили название «метапредметные технологии». Достижение метапредметного результата обучения было включено в новый Федеральный государственный стандарт (ФГОС), который сегодня внедряется в системе образования.
Федеральные государственные образовательные стандарты определяют в качестве требований к результатам освоения основной образовательной программы наряду с личностными и предметными так называемые метапредметные результаты, которые предполагают, что учащиеся будут владеть универсальными учебными умениями информационно-логического, организационного характера, широким спектром умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, базовыми навыками исследовательской деятельности, основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, то есть всем арсеналом средств, позволяющих человеку успешно учиться в течение всей жизни, реализуя идею непрерывного образования и соответствуя вызовам нашего времени.
Как известно, изменение целевых ориентиров в образовании повлекло за собой серьёзные изменения как в содержании, так и в технологии образовательной деятельности. Учительское сообщество уже не первый год знакомо и работает над внедрением метапредметного подхода, а также формирует метаумения.
В таблице ниже перечислены метапредметные умения и даны примеры урочной деятельности из моей практики, направленной на развитие данных умений.
Метапредметные умения
|
Примеры урочной деятельности, предмет иностранный язык
|
- теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);
|
- передача содержания текста в пяти предложениях
- распределение лексики по группам на основе общих признаков
|
- навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);
|
- обоснование своей точки зрения
- объяснение поведения героя в рассказе
- интерактивное чтение
- предположение дальнейших событий в продолжение рассказа
|
- критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);
|
- определение верности / ложности утверждений или отсутствия упоминания факта в тексте
- выбор правильного ответа из ряда предложенных
- исправление ошибок
|
- творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);
|
- участие в ролевых играх
организация дискуссий и «круглых столов»
- обсуждение нескольких путей решения проблемы
- описание картинки и домысливание ситуации,
- представленной на картинке
соединение разрозненных картинок в логическую цепочку и составление истории.
|
- регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция свей деятельности).
|
- выяснение отсутствующей информации путем формулирования вопроса;
- высказывание предположений о том, как дальше будут разворачиваться события в рассказе, на основе лишь начальных частей текста
- «мозговой штурм»
- построение ассоциаций
|
В результате своего опыта работы учителем я пришла к такому выводу, что обучение иностранным языкам представляет собой широкое раздолье для применения подхода метапредметности, поскольку характер обучения иностранному языку межпредметен. Это значит, что на уроках иностранного языка идёт работа на материалах из разных предметных областей, будь то история, география, литература, математика, физика, химия, биология или психология. Такая специфика иностранного языка создаёт ученикам идеальные условия для овладения метапредметными умениями.
2. Повышение мотивации учащихся при метапредметном подходе
Метапредметный подход ориентирован на получение нового знания более высокого уровня, освоение универсальных принципов и стратегии познания. Также он позволяет существенно повышать мотивацию учащихся, создавая учебные ситуаций, в которых ученик ощущает нехватку имеющихся знаний, проявляет желание найти пути решения проблемы и видит положительные результаты своей деятельности.
В своей работе я пользуюсь следующими технологиями, повышающими мотивацию:
- Технология проектной и исследовательской деятельности;
- Привлечение информационных технологий;
- Коллективное мышление.
Проектная и исследовательская деятельности вырабатывают у учащихся умения находить проблемную ситуацию, ставить цели и задачи, отбирать и анализировать информацию, делать выводы и заключения.
Примером проектной деятельности на моих уроках английского языка служат проекты на тему «Достопримечательности моего родного города», «Блюда национальной кухни», «Твой любимый национальный праздник», «Историческая фигура прошлого России», «Музыкальные инструменты твоего народа», «Моя любимая сказка», «Места отдыха в твоём регионе».
Проект всегда начинается с мозгового штурма, в результате которого практически каждый ребенок находит в нем интересный для него проблемный вопрос, на который хочется найти ответ. При выполнении подобных проектов ученики нередко находят и используют гораздо больший объем информации, чем требуется по программе. Для оформления продуктов проектной деятельности – докладов, стенгазет, плакатов, сборников они готовят иллюстрационный материал, подыскивают фотографии или рисунки. Презентация – заключительный этап проекта проводится в формате конференции, саммита, выставки с экскурсоводами и приглашенными гостями. Обязательно следует защита проекта и обратная связь от одноклассников и учителя.
Примером исследовательской деятельности на уроках английского языка можно назвать самостоятельное «выведение» детьми грамматических правил. Например, я предлагаю учащимся текст, содержащий глаголы во времени Present Simple. Предварительно разбив класс на три группы, предлагаю первой группе подчеркнуть утвердительные предложения, второй группе - отрицательные предложения, а учащимся из третьей группы - вопросительные. Учащиеся наблюдают за поведением глаголов в «своих» предложениях, находят сходства и различия в формах глаголов, замечают присутствие вспомогательных глаголов и их форму в зависимости от подлежащего. Я прошу их сформулировать правило построения «их» типа предложений. После обсуждения в группах дети высказывают свои правила. Остальные группы слушают и проверяют верность свежевыведенного правила на тексте. Таким образом, учащиеся заново «открывают» механизмы функционирования языка. Несомненно, подобный опыт исследований языка и радость от достигнутого результата закрепляют положительное отношение к предмету.
Сложно отрицать пользу привлечения информационных технологий в ходе современного урока. Так как мы обучаем поколение детей, растущих на технологиях и интернете, то нам, учителям, следует учитывать специфику восприятия материала этими детьми. Мотивирующим фактором является использование интерактивных программ, сайтов и видео, созданных для обучения он-лайн. В своей работе я использую обучающие видео по грамматике из серии Grammar Genius, по разговорной практике — серию Real English и ресурс Кембриджского университета «Penfriends» - друзья по переписке. Также учителям английского языка следует познакомиться с таким ресурсом, как Cambridge English Corpus, который представляет базу слов, словосочетаний и текстов, используемых современным английским языком. Этот корпус можно отсортировывать по уровню языковой компетенции, что может быть крайне полезно для определения уровня лексической компетенции своих учеников и доведения их знаний до соответствия желаемому уровню.
Я считаю, что учитель должен пребывать в одном контексте со своими учениками в отношении умения пользоваться информационными ресурсами. Привлечение интерактивного образовательного материала и информационных технологий в ходе урока призвано повысить учебную мотивацию учащихся.
Известно, что наиболее эффективное мышление происходит в процессе коллективной деятельности. Поэтому в своей деятельности я стремлюсь на минимум свести фронтальную форму работы и максимально организовывать работу класса в парах, группах или командах. Примерами коллективного мышления на уроках английского являются приём «Мозговой штурм», составление так называемых fishbone, spidergrams, выработка аргументации в защиту точки зрения/ мнения, совместная проектная и исследовательская деятельность.
Подобная организация учебного процесса значительно повышает мотивацию учеников, во-первых, так как каждый участник деятельности стремится первым предложить верное или оригинальное решение или, как минимум, внести свой вклад в деятельность группы. Во-вторых, все участники имеют возможность вдоволь коммуницировать и выражать свои мнения.
Таким образом, можно сделать вывод, что указанные метапредметные действия в обучении иностранному языку как бы «убивают двух зайцев»: во-первых, происходит обучение детей метаумениям, во-вторых, повышается учебная мотивация школьников. Получается, что метапредметый подход способен разрешить одну из самых больших учительских трудностей: повысить у учеников желание учиться.
3. Основные метапредметы и их практическое отражение в преподавании английского языка.
Чтобы реализовывать принципы метапредметности в условиях школы, необходимо иметь понятие о так называемых метапредметах, выделенных доктором психологических наук, директором Института инновационных стратегий развития общего образования Громыко Ю.И. В основе метапредмета лежит мыслительный тип интеграции учебного материала. Ученик, имея дело с разными предметами, с разным учебным материалом, использует сходные приёмы мышления: анализ, синтез, воображение, схематизацию, проблематизацию. Если ребёнок владеет этими приёмами, то у него исчезает проблема с заучиванием больших объёмов учебного материала, он принимает каждую конкретную тему в контексте целостного восприятия мира. Осуществив работу на разном предметном материале, ученик делает предметом своего осознанного отношения не содержание учебного материала, а сам способ своей работы с этим материалом. Он начинает осмысливать собственный процесс деятельности: что именно он мыслительно проделал, как он мыслительно двигался. И тогда у него появляется возможность обнаружить, что, несмотря на разные предметные материалы, он в принципе проделывал одно и то же, потому что работал с одной мыслительной вещью.
В качестве деятельностных единиц содержания разработчиками метапредметов выделены знание, проблема, знак, задача. Далее были разработаны соответсвующие метапредметы «Знак», «Проблема», «Задача», «Знание».
В рамках метапредмета "Знак" у школьников формируется способность схематизации на основе выделения главного в материале. Это работа в дальнейшем позволяет им более осознанно использовать те графические изображения, которые они заучивают в рамках традиционных учебных предметов (различные таблицы с данными; чертежи фигур и сами фигуры; формулы и чертежи изучаемых процессов и т.д.). За этими разными графическими изображениями они учатся мысленно видеть то содержание, которое в них выражено.
В качестве применения метапредмета «Знак» на материале английского языка на своих уроках при работе с текстом я применяю метод выделения ключевых слов. Учащиеся читают каждое предложение и выделяют слово или словосочетание, несущее основную информацию предложения. Далее эти ключевые слова выражаются в виде картинок, объединяются в план и записываются или, лучше сказать, рисуются на доску. Учитель прочитывает текст вслух, при этом учащиеся смотрят на план из знаков. Далее детям предлагается воспроизвести текст, основываясь на данном плане.
Другим примером реализации метапредмета «Знак» может послужить проведение урока по теме «Finding your way in a town» («Сориентируйся в городе»). В ходе урока учащиеся знакомятся с несложными дорожными знаками и обозначениями мест, которые можно встретить в большинстве стран мира. Учащимся предлагается использовать карту и, следуя инструкциям, «выйти» к определённому месту на карте.
Метапредмет "Проблема"
Изучая метапредмет «Проблема», учащиеся учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем. На метапредмете «Проблема» учащиеся получают соответствующее оснащение для работы с проблемами: они осваивают техники позиционного анализа, умение организовывать и вести полипозиционный диалог, у них развиваются способности проблематизации, целеполагания, самоопределения и др. Задействуются механизмы критического мышления, поиска выходов и решений проблем.
Примером реализации метапредмета «Проблема» в своей деятельности могу привести занятие по теме «The problem of traffic in the town of Gatchina». На занятии учащиеся анализируют и пытаются решать проблемы, связанные с большим количеством транспорта в городе. Для этого класс разбивается на несколько групп, которым я как учитель присваиваю роли: «жители города — пешеходы», «жители города — автомобилисты», «городская администрация». Занятие проводится в форме «круглого стола». Каждая ролевая группа представляет поставленную проблему со своей точки зрения. Далее учащиеся, объединив свои усилия, пытаются найти пути её решения.
Метапредмет «Задача» помогает ученикам осмыслить механизм решения разных классов задач. При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.
В своей деятельности я реализую этот метапредмет при работе с текстом, поочерёдно предлагая учащимся на основе одного и того же текста разные задачи:
- Сначала, предшествуя чтению, можно предложить ученикам несколько слов из текста. Задача: догадаться об основной теме текста.
По мере догадок можно добавлять слова-подсказки. В зависимости от возраста детей и уровня их развитости можно предлагать слова/ словосочетания, не напрямую связанные с основной темой. Выполняя данное задание, учащиеся учатся решать такую задачу, как достраивание картины по отрывочной информации.
- Далее учащимся выдаётся сам текст, только разрезанный на части.
Задача: выстроить части текста в правильном порядке.
Здесь тоже можно усложнять или упрощать задачу, разделяя текст на большее — меньшее количество частей.
Выполняя данное задание, учащиеся учатся прослеживать логические связи событий.
- До чтения текста задаю учащимся вопросы и даю задание найти ответы на поставленные вопросы в тексте.
Таким образом, учащиеся учатся такому виду работы с информацией, как поиск конкретной информации.
- Также можно попросить учащихся установить причины событий, описываемых в тексте, а также предположить события, которые последуют за описанными в тексте.
Здесь мы учим решать задачу устанавливать причинно-следственные связи и строить предположения о будущем.
- Составление плана текста из ключевых слов прививает умение решать задачу вычленения приоритетной информации.
- Озаглавливание частей текста решает метапредметную задачу анализировать содержание материала.
В результате своего опыта работы учителем английского языка я пришла к такому выводу, что иностранный язык является идеальным школьным предметом с точки зрения реализации принципов метапредметности, поскольку этот предмет междисциплинарен. Поэтому выскажу смелое предположение, что учителя иностранных языков просто обязаны стать флагманами метапредметного обучения в современной школе, цель которой — воспитание человека-исследователя и человека-творца.
4. Список использованной литературы и ресурсов: