Мастер-класс по теме: "Освоение системно-деятельностного подхода при реализации ФГОС ООО по географии"
Submitted by Алексей Евгеньевич Ластовка on Wed, 24/02/2016 - 00:30
В связи с официальным введением Федеральных государственных образовательных стандартов системно-деятельностный подход стал обязательным для всех учителей страны. Но у педагогов и руководителей образования появилось множество вопросов. Как выполнить нормативные требования стандартов и не потерять при этом интересы ученика?
Так как географии принадлежит одно из ведущих мест в обучении мышлению и формировании познавательной активности, то строить работу по развитию мышления и познавательной активности мне помогает одно из основных положений педагогической науки и практики: интерес активно развивается, если удовлетворяется естественное стремление ученика «открывать» новое и вырабатывать собственные суждения.
Чтобы понять как это действует на практике я предлагаю вашему вниманию небольшой мастер - класс. Урок в 6 классе по теме: "Температура воздуха"
Цель урока: Формирование представления учащихся о суточном и годовом ходе температур; развитие умения работы с цифровыми данными в различной форме (табличной, графической), составление и анализ графиков хода температуры;
Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Овладение элементарными практическими умениями работы с дополнительными материалами.
Предметные: выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности; анализировать географическую информацию.
Тип урока: урок формирования умений и навыков.
В самом начале урока предлагаю вспомнить прошедшую зимнюю олимпиаду в Сочи и задаю проблемный вопрос: почему в одном городе возможно сочетание парков с пальмами и снежных горнолыжных трасс? Какой климатический показатель на это повлиял? Совместно с детьми приходим к выводу, что это температура.
А от чего зависит температура воздуха? Пытаемся выяснить с учащимися опытным путем.
III. Демонстрация опыта
Давайте попробуем разобраться в этом с помощью обычного фонаря. Представьте, что доска – это земная поверхность, на которую падают солнечные лучи (в данном случае лучи от фонаря).
Направим луч отвесно на доску так, чтобы освещенная поверхность, представляла собой круг.
С того же расстояния направим луч фонаря под углом – освещена уже большая поверхность, овальной формы, но освещена слабее, чем круг.
Как вы думаете, под какими лучами фонаря будет теплее и почему? А теперь давайте проследим, как движется солнце по небосклону в течение дня.
Откройте рабочие тетради и сделайте вывод: от чего же зависит изменение температуры воздуха?
Далее рассказываю детям о шкалах измерения температуры, (Цельсий, Кельвин, Фаренгейт), чтобы связать теорию с практикой предлагаю решить задачу № 2 в рабочей тетради.
Следующий вопрос, который мы затронем, будет касаться изменения температуры воздуха, с изменением высоты. После объяснения учителя решаем задачу № 3
На уроке детям можно выполнить небольшой проект, связанный с температурой воздуха.
Давайте попробуем. Класс можно разделить на несколько групп, или дать задания в парах.
Все мы с детства помним приметы. Мы слышим их каждый день по радио и телевидению, от бабушек и дедушек. Но сбываются ли они? Давайте проверим. (Раздаются задания, время работы 2-3 минуты, затем следуют доклады групп и общий вывод, который озвучивает учитель или ученик)