Использование мнемотехники и интерактивной доски в речевом развитии детей.
Submitted by Инна Овсюк on Sat, 06/02/2016 - 20:42
Я работаю воспитателем 32 года. В процессе работы столкнулась с тем, что уровень речевого развития детей низкий. У детей односложные ответы, маленький запас слов, используют трудности при составлении рассказа. И я задумалась с помощью, каких средств научить детей свободному владению родным языком, научить выразительно читать стихи и составлять рассказы. Считается, как человек говорит, так он и мыслит, думает и придумывает. То есть, речь является одним из ярких показателей развития человека, и конечно же, ребёнка. Я решила, для заучивания стихов и составление рассказов использовать мнемотехнику и занимаюсь этим уже несколько лет. Метод основан на визуальном восприятии информации с возможностью последующего ее воспроизведения с помощью изображений. Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.
Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся различные приемы, которые помогают развивать память (мнемотехники). Чаще всего используются мнемотаблицы (схемы).
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение); таки образом, все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему), а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы.
Но, пришло время, когда информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) прочно входят во все сферы нашей жизни. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Это нашло отражение во многих документах, которые приняты правительством Российской Федерации. Следовательно, педагогам, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования ИКТв свою практическую деятельность. Использование ИКТ в дошкольном учреждении позволяет модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей. И я решила объединить мнемотехнику с работой на ИД. Мнемотаблицы и схемы выводить на доске. В процессе этого, дети не только запоминали и рассказывали рассказ, но и обучались работе с доской. Например, достать определённое количество квадратов для схемы, закрасить его в любой цвет, нарисовать схему, используя при этом маркер или перо.
Таким образом, я заметила, что детям нравятся такие занятия. Они с большим удовольствием работают на доске, это облегчает запоминание у детей и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Дети научились связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Использование мнемотехники с использованием ИД в совместной и самостоятельной деятельности ребенка явилось одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.
И я вижу необходимость своей работы в этом направлении и радость от того, что детям нравится проявлять своё творчество, когда они в речи употребляют новые слова, составляют красивые рассказы.