Все мы связаны с образованием – кто-то учит, кто-то учится… Школа – это наш дом, а мы в нем хозяева, которые должны «держать в приличии свой дом», учить: чистому, доброму, светлому, прекрасному, классическому, инновационному, нужному, необходимому, поучительному, разностороннему...
Давайте поговорим о том, как жила ваша (наша) школа в те сложные (лихие…) 90-е.
Предлагаем вам ответить на вопросы Смирнова Игоря Борисовича, кандидата педагогических наук, Заслуженного учителя РФ, абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2002», лауреата Премии Президента РФ в области образования – человека не понаслышке знающего все плюсы и минусы образования 90-х…
Наша российская школа пережила довольно сложный период в 90-е годы ХХ века. С одной стороны, для него характерно отрицание всего советского, начиная с государственных символов СССР и заканчивая бытовыми деталями и мелочами, которые выдавали бы частную жизнь обывателя рухнувшей великой страны с его принадлежностью к «совку».
В то время на школу обрушился настоящий шквал общественной критики, под удар попала вся сложившаяся за многие десятилетия советская образовательная и воспитательная системы: единообразие, устаревшие учебные планы, преподавание начальной военной подготовки, с которой ассоциировали милитаристский дух воспитания подрастающего поколения, школьная форма, якобы противоречащая свободному воспитанию молодого поколения, методы обучения советской педагогики, которые связывались, в первую очередь, с тоталитарной властью, школьная воспитательная система, направленная на воспитание всесторонне и гармонично развитой личности. Как изжившие себя были ликвидированы Всесоюзная пионерская организация и Ленинский комсомол.
Отсутствие разработанных новой властью законов позволяло проводить в школе разного рода эксперименты и выдавать иногда довольно сомнительные идеи за инновации и новые технологии обучения взамен старых советских. Именно в это время появляется термин, никогда в советское время не употреблявшийся в области педагогики - «технология», ибо педагогика всегда рассматривалась не только как наука, но и как творческий процесс, и подход к обучению и воспитанию как поточному технологическому процессу не был свойствен советским педагогам. В новых общественно-экономических условиях, когда ориентация России на Запад пронизывала все сферы жизни общества, на свалку истории угодили все ценности советского общества и достижения советской педагогики в том числе. Имена Макаренко, Сухомлинского были подвергнуты остракизму. На щит были подняты западные теории обучения и методы преподавания, например, завороживший многих «современный» метод проектов, на поверку оказавшийся разработанным еще в 20-е годы в Ленинграде, но вернувшийся к нам в обновленном виде через Канаду и США, которые и придали ему модернизированный, товарный вид.
Однако следует признать, что это было время поиска и время творчества подавляющего большинства педагогических работников, на всех уровнях образовательной системы, от детского сада до Министерства образования, возникающей на иной правовой базе, на принципах гуманной педагогики, общечеловеческих ценностях.
Вопросы для обсуждения:
Людмила Алексеева, правозащитница, заявила в одном из интервью: «Вот мы самое счастливое поколение в России, потому что с конца 80-х и где-то по начало 2000-х годов мы были свободными. Это, по моему, только нашему поколению в российской истории выпало». Какие основания позволяют Алексеевой Л. сделать такое утверждение?
Какие новые предметы появились в учебном плане российских школ в 90-е годы. Чем отличался учебный план каждой конкретной школы в это время? Кто из педагогов вашего образовательного учреждения решился преподавать инновационные предметы? Каковы его/ее впечатления? Это был положительный или отрицательный опыт? Нашел ли данный опыт продолжение в работе педагогов вашей школы сегодня?
Как осуществлялся принцип «свободы выбора» на всех уровнях школьной жизни? В чем чувствовали себя свободными - администрация школы, учителя, воспитатели, ученики, родители? Возьмите интервью у представителей каждой названной категории участников образовательного процесса.
Именно в это время появилась компьютерная и множительная техника, ведь до 90-х годов ее использование было запрещено в СССР. Как это отразилось на становлении свободной прессы в образовательных учреждениях? Когда появились первые газета, журнал, ТВ в вашей школе, колледже, вузе? Кто стоял у их истоков? Какие традиции школьных средств информации удалось сохранить и сегодня?
В начале 90-х годов был принят новый закон о свободе совести и вероисповедания, началось активное возрождение религиозных институтов, передача храмов религиозным общинам. Каковы общественно-политические последствия принятия этого закона? Что изменилось в жизни российского общества в связи с принятием этого закона? Какие конфессии распространены в вашем селе, городе, области? Оказывают ли они надлежащее влияние на духовно-нравственное становление, развитие и совершенствование человека? Как вы относитесь к введению в школьную программу такого курса, как «Основы религиозной культуры»? Какие культовые учреждения можно посетить в вашем селе, поселке, городе? Что вам известно об их функционировании в 90-е годы?
По инициативе ЮНЕСКО был выработан такой показатель, как «уровень человеческого развития», который учитывает продолжительность жизни, степень образования, качество питания и другие важнейшие факторы (общий уровень культуры). В 50-х годах наша страна занимала по уровню человеческого развития 3-е место в мире после США и Канады, в конце 80-х годов - 33-е, в 1996 году - 57-е, в 1997 году - 67-е место в мире. Как вы прокомментируете результаты обследования российского общества в 90-е годы?
Да, 90-е , не сделали нас счастливее, но они сделали нас мудрее… Это десятилетие кардинально меняло всё: как учить, чему учить, к чему стремиться, чего достигать. Главное, они никого не оставили равнодушными. Именно, в эти противоречивые 90-е была проведена огромная работа в нашей школе (МБОУ "Сиверская гимназия" Гатчинский р-н): 7 учителей получили 17 грантов Джорджа Сороса. Его деятельность вызывает неоднозначную оценку в разных странах и различных кругах общества. Но то, что работа наших учителей была отмечена этой премией, показатель огромного труда, новаторства и творчества наших учителей.
1991 г. - введение профильного обучения.У истоков стояли Титкова Ирина Леонидовна, Гончаров Анатолий Моисеевич, Остапенко Александр Егорович, Уткина Светлана Борисовна, Мешкова Надежда Александровна, Матвеева Ольга Николаевна, Скрылева Татьяна Леонидовна, Гусева Вера Алексеевна.
1992-1993 г. - устанавливаются прочные связи с вузами Санкт-Петербурга и области. 1994 г. - школа становится экспериментальной площадкой по отработке модели школы-гимназии. 1992-1999 г. - 7 учителей школы получили 17 грантов Дж. Сороса (А.М. Гончаров, М.В. Андрианова, Н.А. Мешкова, В.П. Смолякова, Т.Л. Скрылева, Л.И. Голубева, О.Н. Матвеева. 1999 г. - школе присуждается статус гимназии.
Не было ни одного года, когда бы школа жила скучной жизнью. Встречи с интересными людьми, дискуссии, конкурсы, олимпиады, научные разработки, составление профильных программ, так как открывались классы физико-математического и гуманитарного цикла.
Если посмотреть на наших учителей, мы видим людей, которые в трудные 90-е годы не отступили от своего призвания, отдали свое сердце и душу детям.
И хочется сказать словами нашего учителя - ветерана Мешковой Надежды Александровны: "Во все времена, очень трудные для России, школа жила: ярко, интересно, творчески, познавательно. Да, 90-е годы коснулись и нашей гимназии, но учителя все равно любили свое великое дело, своих учеников, вкладывая всю душу и знания. Ведь Учитель - это не профессия, это состояние души!"
Комментарий был изменен с момента создания (Мусенко Ольга, Wed, 20/01/2016 - 13:44).
Коллектив Сиверской гимназии сделал действительно очень много в 90-е, это была настоящая экспериментальная школа с творческими учителями, успехи которых признаны не только в Ленинградской области, но и в России.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Полностью разделяю позицию Людмилы Алексеевы, правозащитницы, заявившей, что "...мы самое счастливое поколение в России, потому что с конца 80-х и где-то по начало 2000-х годов мы были свободными". Действительно, это было самое противоречивое, но и интересное время - время творческих идей. И хотя Игорь Борисович утверждает, что многие инновации оказались сомнительными, однако всё проверяет время. Я сама, увлечённая идеей новаторства, по собственной инициативе ездила на семинары в Подмосковье и обучалась системе Шаталова и Меженко, а затем внедряла в свою практику, подстраивая, разумеется, под особенность школы, в которой работаю до сих пор (тогда ни о каких компьютерах в кабинетах и речи не было). Был ли результат? Всё работало на стадии эксперимента, но заинтересованность у ребят была большая, мотивация была очень сильная: всё новое увлекало. Именно в начале и середине 90-х мне пришлось сделать три первых выпуска. Какие же дискуссии у нас разгорались на уроках литературы! И по поводу вопроса: нужны ли были колхозы и насколько усерден и трудолюбив русский народ. И по поводу того, нужна ли нам "такая" свобода, которая вдруг "обрушилась" на наши головы со своим плюрализмом. Мы читали Солженицына, Замятина и рассуждали, в каком государстве удобнее жить и кто такие МЫ? Да многое чего обсуждали! А как горели глаза!Не соглашались со мной порой ученики-максималисты, а через несколько лет на встрече выпускников многие заявляли: "Как же Вы правы были, Жанна Геннадиевна". Прийти к такому осознанию им помогла, конечно, непростая жизнь в 90-е, но и та свобода, которая позволяла открыто заявлять свою позицию.
Коллеги! Но что же происходит сейчас? Где и когда мы многое растеряли? Выпускники имеют право поступать сразу на несколько факультетов (спасибо ЕГЭ!), а учиться-то не желают! Читать не желают, равно как и обсуждать, поскольку многим нечего. Отдачи прежней нет. Сегодня век новых технологий. Программы - разные. Учебники - разные. Выбирай! А мы, учителя, погрязли в отчётах-бумагах. Когда выбирать и творить?! Может, подует ветер перемен? Власти от образования поймут, что не введение дополнительных предметов (у старшеклассников и так по 7 уроков каждый день), а сам подход к образованию нуждается в изменении. Но это отдельный разговор.
А вообще, «время всегда хорошее»! И зависит оно от нашего с Вами отношения к одним и тем же явлениям и проблемам.
Жанна Геннадиевна Родина
Комментарий был изменен с момента создания (ZHANNA.R, Wed, 20/01/2016 - 00:49).
Согласна, главная беда современной российской средней школы - сверхбюрократизация. Педагоги стонут под тяжестью министерских циркуляров, бесконечных реформ и отчетов. А новые "драконовские" правила аттестации педагогических кадров? так что о свободных 90-х можно только ностальгически вспоминать...
Да, уж! Особенно "страдали" в 90-е учителя литературы. Каково им было изучать со старшеклассниками Маяковского, Шолохова. Фадеева в 11 классе, когда все коммунистические идеалы слили в одночасье, все ниспровергли, а в школьной программе быстрых изменений не предвиделось, ведь темы для выпускного сочинения все равно формулировались с учетом обязательной гос. программы. Помню и бунт учеников, которые были недовольны учителем, пытавшимся с ними изучать, например, поэму В.Маяковского "В.И.Ленин". Сейчас, по прошествии 25 лет, имея определенную временную дистанцию, уже можно это сделать в классе без особых эмоциональных издержек, тогда же это было довольно сложно. Сопротивление общества, СМИ подпитывали негативизм учащихся, и страдали от перемен в первую очередь те учителя, кто"не мог поступиться принципами". В общем, для многих преданных профессии и своим устоявшимся идеям педагогов это время было трагичным.
Да, соглашусь с Людмилой Алексеевой, 90-е для нашего поколения были свободные! Мы были свободны от навязчивой идеологии коммунистической партии, от зазубривания необъятных трудов В.И.Ленина…Мы также были свободны от бескрайних просторов Интернета, от маниакальной зависимости мобильных и электронных устройств. Меня этот период сделал исключительно счастливой! Мы были действительно свободными. Наслаждаясь ежедневно свежим воздухом улиц, общаясь со сверстниками и одноклассниками, а не просиживая драгоценное время за компьютером….В начале 90-х нам предоставляют свободу во всем: свобода вероисповедания, свобода слова, свобода печати…
В начале 90-х годов вводится профильное обучение. У истоков стояли Поспелова Людмила Николаевна, Стремоусова Алина Владимировна, Доценко Наталья Семеновна, Кливинская Тамара Павловна, Чугунова Наталья Васильевна, Пасько Ольга Михайловна. Все эти педагоги работали в режиме эксперимента. Был открыт путь к «Базисному учебному планированию» многообразия образовательного пространства. Разработка и введение в действие в 1993 г. Базисного учебного плана как элемента государственных образовательных стандартов дало возможность школам разрабатывать новые учебные планы, позволяющие обеспечить, с одной стороны, единство педагогического пространства, с другой - отразить специфику региона и школы. Значительно расширился спектр предметов образовательной области «Общественный дисциплины» с включением инвариантных дисциплин отвечающих потребностям регионального и школьного направлений. Обществознание включалось в список тех предметов, которые составляют инвариантную часть учебного плана. Вместе с тем, становление системы обществоведческого образования столкнулось с серьезными препятствиями и трудностями. Среди них можно выделить четыре группы проблем: ограниченность учебного времени, отведенного на изучение обществознания; кадровые проблемы; учебно-методическое обеспечение; связь содержания с жизнью.
В начале 1990-х гг. необходимость нового обществоведческого курса объяснялась коренными переменами в стране; стремлением возродить российскую государственность, преодолеть «образ врага» в отношениях с другими странами; перестройкой в сфере образования; активным отторжением педагогами и школьной молодежью прежнего содержания общественных дисциплин. Стратегия развития исторического и обществоведческого образования (1994 г.) в разделе «Разработка новой системы школьного обществоведческого образования», рекомендовала учащимся широкий выбор курсов: «Право и политика»; «Введение в экономику»; этико-философский курс «Человек»; интегрированные курсы «Граждановедение» (5-9 кл.), «Человек и общество» (8-9 кл.).
В соответствии с концепцией перестройки преподавания общественных дисциплин в старших классах средней и общеобразовательной школы в 1991/1992 уч.г. был введен курс «Человек и общество» (вместо «Основ советского государства и права», «Этики и психологии семейной жизни», «Обществоведения»), который должен был стать базовой основой обществоведческой подготовки учащейся молодежи. Новый курс в объеме 136 час. был призван интегрировать знания о человеке и обществе, почерпнутые из многих областей наук (антропологии, медицины, психологии, философии, социально-политических, правовых, экономических наук). В 1990-1998 годы издается большое количество учебной литературы для основной средней и полной средней школы по курсам «Право», «Обществоведение» и.т.д.
В период 1990-2000 годов в школьную жизнь активно внедряется компьютерная и множительная техника, ведь до 90-х годов ее использование было под запретом в СССР. Но на становление свободной прессы в нашем образовательном учреждении сначала это не отразилось. Школьная редколлегия по-старинке выпускали общешкольную газету на двух листах ватмана, вплоть до начала 2000 годов. Очень было модным в своем классе издавать собственную «газету», это была парочка листов формата А4, на котором были напечатаны с помощью струйного принтера все интересные и «классные» новости. Такие газеты в классе «выпускали» самые продвинутые школьники, которые имели «5» по русскому языку и литературе, ну, и конечно, имели дома принтер.
В конце 80-х - начале 90-х годов, был создан действовавший до 1997 г. Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий». За семь лет действия закона «О свободе вероисповеданий» религиозная жизнь в стране сильно изменилась. Во-первых, начали активно распространяться ранее практически не известные, нетрадиционные вероучения иностранного и российского происхождения. В России возникла проблема так называемых «тоталитарных сект». Однако к 95-96 году российское общество пришло к осознанию того, что надо применять к «тоталитарным» сектам правовые ограничения. Кстати, такие юридические методы, как ликвидация и запрещение деятельности религиозных общин, посягающих на здоровье и благосостояние адептов, привлечение организаторов и лидеров этих общин к ответственности, вплоть до уголовной, уже довольно долго используются в ряде стран наряду с общественными мерами. Предоставленные Законом от 1990 года свободы изменили и положение традиционных для нашей страны религий - православия, ислама, иудаизма н буддизма. В частности на территории Асиновского района Томской области распространены православие, и в малой степени ислам. По прошествии немалого времени введен в школьную программу курс «Основы религиозной культуры». Все педагоги выразили положительное отношение к нововведению. В 90-е культовыми учреждениями в городе Асино Томской области становятся кинотеатр «Восток», Библиотечно-эстетический центр, в которых ежедневно количество посетителей переваливало за 200 человек!
Результаты обследования Российского общества в 90-е годы в плане «Уровня человеческого развития» я могу прокомментировать так: в этот период времени происходит падение уровня жизни россиян. За годы проведения рыночных реформ реальные доходы населения снизились более чем в два раза, ухудшились практически все показатели уровня и качества жизни населения России. 90-е годы отметились чрезвычайно низкими показателями доходов населения, невыплатой заработной платы, пенсий, пособий, превратились в системный узел проблем социально-экономического развития России. Падает качество оказываемых услуг: как медицинских, так и образовательных. Из-за задержек заработной платы, большое количество квалифицированных кадров уходят с прежнего места работы. «Свобода выбора» приводит к огромному потоку наркоманов, алкоголиков, в конечном счете эти люди в большинстве заканчивали жизнь суицидом от безысходности и непонимания, как выживать в условиях разрухи после распада СССР. Распад СССР привел к экономическому кризису в стране, банкротом становится большое количество государственных предприятий. Безусловно, без кардинального улучшения ситуации в экономике, перехода к экономическому росту невозможно добиться значительных положительных результатов в повышении уровня жизни. Однако не вызывает сомнения и то, что низкий уровень доходов населения во многом обусловлен отсутствием активной государственной политики доходов и занятости. Одним из наиболее острых отрицательных последствий снижения доходов в России является изменение рациона питания среднестатистического жителя России. Потребление мясных и молочных продуктов опустилось до уровня 1960 г., рыбы и рыбопродуктов – до уровня пятидесятых годов, а необходимая для нормальной жизнедеятельности людей калорийность в последние годы обеспечивается в основном за счет потребления хлебных продуктов, картофеля и сахара.
Счастивый человек, выросший в 90-х - Булыгина Наталья Алексеевна)
Комментарий был изменен с момента создания (atas1nka25, чт, 21/01/2016 - 09:23).
Наталья Алексеевна, спасибо Вам за такой обстоятельный и подробный ответ. Вы прекрасно описали то сложное время в истории нашей страны, особенности становления новой российской образовательнйо системы. Это было здорово: новый учебный базисный план, вариативность, право школы вводить свои собственные образовательные программы - целое поле для творчества! В то же время, Вы тонко почувствовали и опасности, с которой столкнулась в то время демократическая Россия и российская школа. Правда, никогда еще в нашей стране не плодилось такое количество сект, мракобесия, как в 90-е. Словно наука сдалась и уступила свои позиции в созании здравомыслящих людей.
2. Да, действительно, размеренная,с определенной перспективой на будущее жизнь поколения конца 80-х - 90-х гг прошлого века была потрясена изменнениями во внутренней и внешней политике страны. Не могли не коснуться эти изменения и жизни школы. Средняя школа имени С.М. Кирова г. Арзамаса Нижегородской области (с 28 января 1992 года - средняя общеобразовательная школа - гимназия) начала работать в режиме эксперимента:
- в начальных классах - обучение по системе развивающего обучения Занкова и Эльконина - Давыдова (учителя Левашова Э.И., Дмитриева А.И., Большакова Т.И.);
- с начала 1991 г. начался эксперимент по раннему обучению детей иностранному языку по зарубежным УМК с 1-го класса (учитель Козлова В.Н.);
- в гимназических классах обучение происходило по измененным программам, которые впоследствии позволили подготовить учащихся к дифференцированному обучению в 10-11 классах.
В школе начали работать преподаватели Арзамасского педагогического института, которые преподавали новые школьные предметы: "Культура речи", "Народная словесность", "Риторика", "Философия", "Латинский язык".Кроме этого в расписании гимназистов появились второй иностранный язык, информатика, валеология (лечебная педагогика), хореография.
3. Демократические преобразования в стране отразились и на школьной жизни. В 1989 году был создан общешкольный общественный орган управления - Совет гимназии, который представлял интересы гимназии, утверждал планы развития, формировал собствнный гимназический фонд(внебюджетные источники финансирования). В 90-е гг. наша школа начала осваивать мировое (европейское) пространство - на базе гимназии по инициативе учителя немецкого языка Барановой С.В. был открыт филиал немецкого культурного Центра российско - германских мвязей. В мае 1999 года в школе впервые были зарубежные гости (жители немецкого города Ксантен). Так началась дружба, продолжающаяся до сегодняшнего дня (в мае 2016 года гимназисты отправятся в очередное увлекательное путешествие по Германии).
В это время учащиеся получили максимальную свободу самовыражения, свободу творчества и мысли. Учитель русского языка и литературы Тюрин В.Б. (выпускник 2006 года) вспоминает: "Мы открывали новые горизонты, учились с большим удовольствием. было много внеклассных мероприятий: посещение музеев, семейные вечера, литературные конкурсы. Я оказался в танцевальном ансамбле "Надежда" (успешно продолжает работу и сегодня) - руководитель Шульте Н.М.". Педагог - психолог Кочкина Э.А. попыталась сравнить гимназистов 90-х гг. и гимназистов современных: "В ребятах тех лет было больше собранности и ответственности. В школе царил особый дух успеха , свободы, творчества!"
4. 5 ноября 1992 года вышел в свет первый номер школьной газеты "Гимназистъ". Идейным вдохновителем, главынм редактором стала учитель русского языка и литературы Трунтаева С.Ю. Вот что она вспоминает сейчас: "Мне вместе с ребятами пришлось осваивать целину школьной журналистики..." К настоящему времени вышло 154 номера "Гимназиста". Школьная газета отражала каждый шаг, каждый день, каждое событие в гимназии на своих страницах. на ее страницах родилась уникальные рубрики - "Школьно - военные афоризмы", "Пёрышко гимназиста" (авторы сами гимназисты). Гимназисты придумали и само название и девиз газеты "Друзья мои! прекрасен наш союз...". Так, например, газетная шапка, которая и по сей день украшает обложку каждого выпуска газеты - компьютерное творчество Володи Поздяева. В 1993 году на базе редакции школьной газеты был создан теле - пресс - центр "De Visu" (руководитель Трунтаева С.Ю.) Три раза в неделю школьное телевидение выходит и сейчас в эфир, освещая текущие события, выступая с тематическими телепрограммами и музыкальными поздравлениями.
Наталия Евгеньевна, спасибо за то. что Вы избрали совершенно правильную тактику: выбрали те вопросы, которые волнуют Вас лично, либо ярко проявились в жизни Вашей школы в 90-е годы. Замечательно, что Вы приводите конкретные примеры, вспоминаете имена педагогов и учащихся тех лет, которые и определяли лицо Вашей гимназии в 90е годы. Достойно упомянуты те инициативы, которые живут в Вашей школе и по сей день и стали за эти годы лучшими традициями. Возможно, и на остальные вопросы со временем найдутся столь же интересные и исчерпывающие ответы.
1. Я частично согласна с Людмилой Алексеевной. Да, в то время ощущение свободы было действительно удивительным, хотя, надо признаться, что в Сибири, в то время, где я родилась и училась, что на Камчатке, в то время, где и когда я работала, сильного ощущения несвободы я тоже не ощущала. Одна из причин - личностный фактор, который в нашей стране всегда играл достаточно сильную роль.
Что же касается 90-х годов, что это были особые годы. Очень противоречивые. ,Я думаю, что на них лёжит сильный отпечаток личности Б.Н.Ельцина. О школе я скажу отдельно. С одной стороны, достаточно почитать газеты 90-х годов. Там не было запретных тем, там вскрывались самые животрепещущие вопросы, твм постоянно печатались письма разных людей по разным сфкрам жизни. сталкивались мнения. И главный редактор сама не боялась высказывать своё мнение,и не боялась давать это делать другим. Наша районная газета "Мильковские вести", именно в 90-е годы, была даже отмечена специальным грантом именно за свою демократичность. Тогдашние газеты читать интересно, пульс жизни в них ощущается очень явственно. К сожалению, о сегодняшней нашей районной газете этого не скажешь.
На всех местах люди чувствовали себя свободно. на собраниях велось свободное обсуждение, перед начальством ставились любые вопросы, Люди понимали, что у них есть возможности отстаивать свои интересы, они тогда учились их отстаивать и многое у них получалось. Начальство было вынуждено считаться с этой демократичной струёй. . .
С другой стороны, я помню своё ощущение, когда мы ехали августовским утром 1991 года в аэропорт, возвращаясь на Камчатку из отпуска. а навстречу нам по Москве шли танки. До сих пор в памяти - сразу притихший автобус, недоумение и страх, что же это такое. Сейчас мы все знаем, что это было, хотя, может быть, до конца ещё не понимаем. А потом потрясшая общество осень 1993 года,, война в Чечне и обманы, обманы, обманы... И манипуляции. Удивившие многих результаты выборов 1996 года. Многое стало оборачиваться совсем не той стороной. И эта сторона, во многом, дискредитировала идею демократии в глазах многих людей, которые не привыкли к жизни при настоящей демократии и ещё не вкусили её по-настоящему.
2. В 90-годы, я работала в школе, учителем истории и обществоведения. В середине 90-х годов меня пригласили работать в Дом творчества школьников совместно с руководителем ансамбля "Камчадалочка" Татьяной Георгиевной Жуковской. Они пели песни, а я для лучшего понимания песен готовила для них различные исторические справки, готовила сценарии для различного рода мероприятий. Потом Татьяна Георгиевна уехала, и мне предложили работать самостоятельно. Несколько лет я работала по совместительству, потом полностью перешла на работу в Дом творчества. Для меня там было интереснее, и именно там я начала составляить свою программу "Духовная культура человечества (мир мудрости и красоты), по которой я работаю по сей день. К 2000 году я её разработала на пять лет, к 2002 году - на 7 лет, с 5 по 11 класс. Но исходным моментом для этой Программы стала Программа "Введение в эстетику", которую я разработала и частично опробовала ещё в школе в 90-е годы. Но эта Программа была рассчитана всего на год.
3. У меня хорошо сохранилось в памяти (может это связано с нынешним ЕГЭ), как ребята в школе могли выбрать форму экзамена. Лично для, меня, как историка, самым предпочтительным было собеседование, потому что при этой форме однозначно не могло быть никаких подсказок. никакого списывания и погонять можно было по всему курсу, проверить, как ребята знают историю в системе: для меня система знаний всегда была важна. Но ребята могли выбрать ещё и такие формы, как реферат и традиционную форму. Реферат мне тоже нравился. мы выбирали темы, которые предполагали работу над многими сквозными темами курса. Работа над рефератом была довольно сложной, она многому учила. Эти формы выбирали сильные ученики. Традиционная форма мне не нравилась никогда, но если кто-то её выбирал для вящего спокойствия, я не возражала. Её обычно выбирали троечники. Но поскольку для каждой категории учеников можно было подобрать подходящий вариант экзаменов - было очень хорошо. Причём ученики могли выбрать и учителя, с которым им предпочтительнее было готовиться к экзаменам.
4. В 1996 году наш Дом творчества получил звание лауреата во Всероссийском конкурсе учреждений дополнительного образования. В качестве приза (1,5 миллиона рублей. но реально мы получили 1,2 миллиона, и сейчас я понимаю, почему так получилось) мы получили автомобиль и компьютерную технику. В том числе и такую. которая специально была предназназначена для выпуска газет. Кроме того, наш директор писала грант на компьютерный класс, Мы это тоже получили. Овладевать компьютером тогда мы только начали, наш директор Галина Ивановна Бартошина настойчиво подвигала нас на это, как и на выход на педагогические сайты.. Появление компьютерного класса ускорило наше ознакомление с ИКТ-технологиями, Газетами занималась тогда у нас,Ольга Александровна Колоскова, сейчас она в у нас уже не работает. Кроме того, в это время мы часто делали бюллетени и буклеты на разные темы. В этом нам помогала корреспондент нашей районной газеты Елена Попова. Буклеты мы и до сих пор делаем. .
5. В нашем селе священнослужители были репрессированы, но здание самой церкви не уничтожалось. Поначалу в ней находилась изба-читальня, потом - клуб "Зорька", потом Дом пионеров (районный Дом детского творчества в настоящее время)
Верующие Милькова неоднократно обращались в соответствующие органы за разрешением открыть в селе церковь. И после того, как Дом детского творчества переехал в детский сад «Журавушка», здание бывшей церкви было передано православным. 17 февраля 1995 года была освящена, а 30 августа - зарегистрирована Свято-Богоявленская церковь в селе Милькове. Владыкой Камчатским, Курильским и Амурским Нестором был рукоположен в священники отец Николай (в миру Николай Иванович Бородин).
К сожалению, эта церковь в настоящее время уже не существует: она не так давно сгорела. и сейчас решается вопрос о строительстве нового здания церкви. А првославные пока свои службы отправляют в здании детского сада "Василёк", который уже как детский сад давно не функционирует. Поэтому и здание православной церкви у нас в настоящее время не увидишь.
Надо сказать, что к самому факту возрождения православной конфесии я отношусь положительно. равно как и других, хотя сама я - атеистка. Я - за то, чтобы каждый человек мог удовлетворить свои духовные запросы. В рамках закона, культуры и морали, конечно.
Но к введению курса "Основы религиозной культуры" в школах я всегда относилась отрицательно, поскольку полагала, что детей нужно знакомить с духовной культурой человечества, в целом. А там они пусть сами выбирают свой духовный путь. В своё время даже писала эту тему статью "У детей должен быть выбор". Она была напечатана в газете "Вести образования". Желающие могут её прочитать в приложенном файле.
К сожалению, не могу сказать, что православные оказывают положительное влияние.на духовное состояние в селе. Недавно был случай, вообще, возмутившихй многих, когда распространилась информация о том, что во время выборной кампании в местные представительные органы власти 20 декабря 2015 года местный батюшка в так называемый "День тишины" во время проповеди призывал верующих голосовать за кандидатов от "Единой России", показывал их фотографии в газете, называл фамилии и даже, конкретно, давал рекомендации по участкам. Случай этот получил большой общественный резонанс, Некоторых этот случай вообще отвратил от церкви.
6. Мне кажется, в 50-годы XХ века, которые воспринимались людьми как оттепель, у людей было больше оптимизма, они верили в улучшение настоящего и ещё более прекрасное будущее. В конце 90-х годов, когда эйфория от перемен в стране уже проходила, а экономические трудности вставали во весь рост.у людей уже было много пессимизма. неуверенность была и в будущем, а это в большей степени сказывается на состоянии людей.
Комментарий был изменен с момента создания (Воропаева Лилия Алексеевна, вс, 24/01/2016 - 11:17).
Уважаемые коллеги!
Все мы связаны с образованием – кто-то учит, кто-то учится… Школа – это наш дом, а мы в нем хозяева, которые должны «держать в приличии свой дом», учить: чистому, доброму, светлому, прекрасному, классическому, инновационному, нужному, необходимому, поучительному, разностороннему...
Давайте поговорим о том, как жила ваша (наша) школа в те сложные (лихие…) 90-е.
Предлагаем вам ответить на вопросы Смирнова Игоря Борисовича, кандидата педагогических наук, Заслуженного учителя РФ, абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2002», лауреата Премии Президента РФ в области образования – человека не понаслышке знающего все плюсы и минусы образования 90-х…
Наша российская школа пережила довольно сложный период в 90-е годы ХХ века. С одной стороны, для него характерно отрицание всего советского, начиная с государственных символов СССР и заканчивая бытовыми деталями и мелочами, которые выдавали бы частную жизнь обывателя рухнувшей великой страны с его принадлежностью к «совку».
В то время на школу обрушился настоящий шквал общественной критики, под удар попала вся сложившаяся за многие десятилетия советская образовательная и воспитательная системы: единообразие, устаревшие учебные планы, преподавание начальной военной подготовки, с которой ассоциировали милитаристский дух воспитания подрастающего поколения, школьная форма, якобы противоречащая свободному воспитанию молодого поколения, методы обучения советской педагогики, которые связывались, в первую очередь, с тоталитарной властью, школьная воспитательная система, направленная на воспитание всесторонне и гармонично развитой личности. Как изжившие себя были ликвидированы Всесоюзная пионерская организация и Ленинский комсомол.
Отсутствие разработанных новой властью законов позволяло проводить в школе разного рода эксперименты и выдавать иногда довольно сомнительные идеи за инновации и новые технологии обучения взамен старых советских. Именно в это время появляется термин, никогда в советское время не употреблявшийся в области педагогики - «технология», ибо педагогика всегда рассматривалась не только как наука, но и как творческий процесс, и подход к обучению и воспитанию как поточному технологическому процессу не был свойствен советским педагогам. В новых общественно-экономических условиях, когда ориентация России на Запад пронизывала все сферы жизни общества, на свалку истории угодили все ценности советского общества и достижения советской педагогики в том числе. Имена Макаренко, Сухомлинского были подвергнуты остракизму. На щит были подняты западные теории обучения и методы преподавания, например, завороживший многих «современный» метод проектов, на поверку оказавшийся разработанным еще в 20-е годы в Ленинграде, но вернувшийся к нам в обновленном виде через Канаду и США, которые и придали ему модернизированный, товарный вид.
Однако следует признать, что это было время поиска и время творчества подавляющего большинства педагогических работников, на всех уровнях образовательной системы, от детского сада до Министерства образования, возникающей на иной правовой базе, на принципах гуманной педагогики, общечеловеческих ценностях.
Вопросы для обсуждения: