Портфолио — новое слово для российской педагогики. Если проверить наличие этого слова в различных словарях на справочно-информационном портале Грамота.ру, то слово «портфолио» обнаружится только в орфографическом словаре Российской академии наук (заметим, что в словаре методических терминов это слово отсутствует).
В то же время портфолио в переводе с французского означает «излагать», «формулировать», «нести» и «лист», «страница» или «досье», «собрание достижений». В переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста». (Словарь иностранных слов.)
Слово «портфолио» не склоняется, словарь допускает использовать это слово в мужском и среднем роде.
Что такое портфолио учителя? Это описание в фактах педагогических качеств и достижений преподавателя, включающее в себя определенный набор документов, формирующий представление о специфике подхода и мере профессиональной эффективности учителя.
Создание и продвижение портфолио преследует также ряд частных целей:
- Проследить эволюцию профессиональной педагогической деятельности конкретного учителя.
- Систематизировать учебные материалы и наработки для демонстрации работодателю (для аттестации).
- Продемонстрировать достижения менее опытным коллегам.
- Предложить способ организации того или иного учебного курса.
- Послужить основой для участия в конкурсных и грантовых программах.
- Способствовать расширению методического диапазона образовательного учреждения
В портфолио учителя должны воедино сливаться личные педагогические идеи и убедительные средства подтверждения их эффективности. Ни в коем случае портфолио педагога не является беспорядочной свалкой всех когда-либо разработанных тестов, уроков, курсов.
Однако очень часто наполнение портфолио сводится к складыванию интереснейших разработок и идей в большую пыльную папку, которую кроме педагога практически никто и не видит . (Сразу хочу сказать, что если в Вашей школе дела обстоят не так печально, как я это обрисовала, то я извиняюсь и снимаю шляпу , бормоча при этом под нос: «Исключения лишь подтверждают правила»)...
Именно поэтому здесь мы решили уделить некоторое время электронному Портфолио педагога, и не только электронному, а представленному непосредственно в сети Интернет.
Задание 5.1. Структура Портфолио педагога |
Какова же структура портфолио учителя? Есть ли общепринятая модель портфолио? Как ни странно, ответ на все эти вопросы — нет. Портфолио учителя очень индивидуален. Кроме этого, большую роль в формировании портфолио играет специфика учебной дисциплины, в рамках которой он / оно создается.
И все же есть общие элементы, компоненты портфолио, которые можно проследить в любых дисциплинах. Вот они:
- Информация «от себя» — формулировка педагогической философии преподавателя, описание используемых методик, указание разрабатываемых дисциплин, представление образовательных целей и задач.
- Информация «от других» — отзывы коллег, учеников, студентов о курсах, учебных программах, тестах, стиле проведения занятий, внеаудиторной деятельности и т.д.
- Примеры учебных мероприятий — достижения учащихся / студентов, результаты научной работы учащихся, примеры эссе и т.д.
Материалами, подкрепляющими педагогические принципы преподавателя, являются следующие:
- Свидетельство сотрудничества с коллегами, которое привело к повышению эффективности их работы.
- Видеозапись типового занятия преподавателя.
- Материалы, подтверждающие эффективное использование технических средств обучения, например, компьютера, аудио- и видеоаппаратуры.
А зачем нам Портфолио? И как выглядят они?
Примеры Портфолио:
- Портфолио успешного учителя (Сеть творческих учителей)
- Портфолио учителей МОУ СОШ №9 с. Кухаривки — Ейский район Краснодарский край
- Сайт-портфолио учителя математики Догадовой Н.А.
- Портфолио Уральской Т.Ю. (Заместитель директора по экспериментальной работе в начальной школе)
- Портфолио учителя русского языка и литературы Курбановой О.В.
- Сайт учителя начальных классов Цауните И.В.
- Пример Портфолио учителя музыки (англ.)
- Пример описания учебного мероприятия (англ.)
Портфолио в Открытом классе:
- Портфолио Рахманкулова Рашида Рафаильевича — методист по информационным и компьютерным технологиям, руководитель муниципального информационно-методического центра (есть ссылки на Портфолио, расположенные в других местах)
- Портфолио Ирины Ивановны Кацай
- Портфолио методиста — Петрова Антонина Александровна
- Портфолио Василия Аркадьевича Удалова (КК ИПКиПП РО)
- Портфолио Анны Валентиновны Коровко
А теперь, собственно говоря, задание
На вики-странице «Структура электронного Портфолио» нам с Вами совместно необходимо будет:
- Предложить примерную структуру портфолио педагога с обоснованием (аннотацией) её элементов.
- Определить максимально полный список возможных областей применения портфолио педагога.
Обратите внимание!
|
|
Обсуждение возможных областей применения Портфолио педагога ведите в комментариях к Вики-странице.
|
Задание 5.2. Критерии оценки Портфолио педагога |
Работаем индивидуально
На наш взгляд, у нас с Вами остался еще один неразрешенный вопрос — кто, согласно каким критериям и, главное, зачем должен оценивать Портфолио педагога?
А обсуждать мы его предлагаем на форуме «Критерии оценки Портфолио педагога»
Задание 5.3. Наполнение личного Портфолио |
- Используя ту структуру, что у нас с вами получилась, наполните свой Портфолио, который мы создавали с вами в Открытом классе в самом начале нашего обучения.
- После создания портфолио опубликуйте ссылку на него в таблице личного продвижения по модулю 2.
- Посмотрите портфолио своих коллег и выберите наиболее удачный, интересный портфолио среди портфолио вашей (и не только Вашей) группы. При этом вы даже можете найти Портфолио, который расположен за пределами Открытого класса, главное, чтобы он был интересен и мог послужить примером для вас и ваших коллег!
- На Вики-странице «Равнение на Портфолио» (эта страница общая для всей группы) разместите ссылку на понравившийся вам Портфолио и аргументируйте свой выбор.,
Задание 5.4. Публикация в сети Интернет |
Создайте конспект урока (мероприятия, занятия) и разместите его Открытом классе. Разместите ссылку в таблице продвижения по модулю 2.
Обратите внимание!
|
|
Раздел (см. вики-страницу «Структура электронного Портфолио» ), посвященный вашей работе в Открытом классе, в вашем личном Портфолио должен быть обязательно! |
Отметьте выполнение задания!
Таблица личного продвижения по модулю 2
Материалы, которые могут пригодиться вам при выполнении заданий:
- Национальный конкурс Портфолио учителей общеобразовательных учреждений, выдвигаемых на премию Президента Российской Федерации
- Глинский А.А. Профессиональный Портфолио педагога
- Человек и профессионал (Блог о том, как стать профессионалом)
- Полилова Т.А., Концепция электронного портфолио
- Горбушин А.Г., Создание модели электронного портфолио...
- Портфолио учителя. Обобщение и систематизация педагогических достижений
- Оформление папки (портфолио) учителя-предметника по самообразованию
- Что такое «Портфолио» и рекомендации по работе с ним.
- Пара слов о Портфолио учителя.
- Вашарина Ю.Е. Как создать электронное портфолио?
|