Официальный сайт 70rus 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Понятие модели. Виды моделей

Submitted by Любовь Владимировна Муравьёва on пн, 11/01/2016 - 22:47
Данные об авторе
Автор(ы): 
Муравьева Любовь Владимировна
Место работы, должность: 

Учитель информатики МБОУ «Софринская СОШ № 2»

Пушкинский район

Регион: 
Московская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Информатика и ИКТ
Цель урока: 

формирование знаний понятий «модель», «моделирование», цели моделирования, виды моделей; формирование умений: приводить примеры моделей разного вида, проводить компьютерный эксперимент.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемое оборудование: 

проектор, компьютеры

Используемые ЦОР: 

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d3f971ba-ac57-437b-a1ab-4574e0b82ce2/view/

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0534e099-3607-454a-b812-a56ee611cfbd/view/

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/75ac73a5-de66-494e-87bd-189dc3a5398d/view/

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/3dd1e52a-3f13-4041-abb2-f2db9c2e8fca/view/

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d68b2443-11a2-4f03-b3e4-16c46b195125/view/

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/273cf88d-2993-4ba0-ba53-739f8fdc5fbe/view/

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e8fefcde-4906-4660-9342-d1b536be2a90/view/

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6b72ba68-190b-411f-aace-cd5b63656d1d/view/

Краткое описание: 
<p><em>Структура урока: </em></p> <ol> <li>Организационный момент. (1 мин.)</li> <li>Изучение нового материала. (15 мин.)</li> <li>Релаксационная пауза. (5 мин.)</li> <li>Выполнение практической работы.</li> <li>Подведение итогов. Домашнее задание.</li> </ol>

МБОУ «Софринская СОШ № 2»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План-конспект урока

ТЕМА: Понятие модели. Виды моделей

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Муравьева Любовь Владимировна

Учитель информатики МБОУ «Софринская СОШ № 2»

Пушкинский район

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: Понятие модели. Виды моделей

Учитель: Муравьева Любовь Владимировна

Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пушкинского муниципального района "Софринская средняя общеобразовательная школа № 2"

Должность: учитель информатики

Предмет: Информатика и ИКТ                        Класс: 9

Раздел «Информационное моделирование», 1-й урок этого раздела.

Цель урока: формирование знаний понятий «модель», «моделирование», цели моделирования, виды моделей; формирование умений: приводить примеры моделей разного вида, проводить компьютерный эксперимент.

Оборудование: ЦОР:

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d3f971ba-ac57-437b-a1ab-4574e0b82ce2/view/

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0534e099-3607-454a-b812-a56ee611cfbd/view/

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/75ac73a5-de66-494e-87bd-189dc3a5398d/view/

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/3dd1e52a-3f13-4041-abb2-f2db9c2e8fca/view/

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d68b2443-11a2-4f03-b3e4-16c46b195125/view/

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/273cf88d-2993-4ba0-ba53-739f8fdc5fbe/view/

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e8fefcde-4906-4660-9342-d1b536be2a90/view/

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6b72ba68-190b-411f-aace-cd5b63656d1d/view/

Структура урока:

  1. Организационный момент. (1 мин.)
  2. Изучение нового материала. (15 мин.)
  3. Релаксационная пауза. (5 мин.)
  4. Выполнение практической работы.
  5. Подведение итогов. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Сегодня мы приступаем к изучению сложного, но очень интересного раздела информатики «Моделирование».

  1. Изучение нового материала. (лекция с элементами беседы).
  1. Понятие модели и моделирования.

- Вам знакомо слово «модель»? Какие модели вы можете назвать?

- Существует огромное количество моделей. Например, модель движения городского транспорта, модель застройки города (которая в архитектуре называется макетом). Или, допустим, глобус – это модель нашей планеты.

- Как вы думаете, манекен в витрине магазина является моделью? Моделью чего или моделью кого?

- А робот?

- И манекен, и робот – это модели человека. Но они совершенно разные. Их создавали с разными целями. Цель создания манекена – воспроизвести внешний облик человека, прежде всего его фигуру, для того, чтобы на него можно было надеть одежду. Робот же должен воспроизводить совсем другие возможности человека: его двигательные функции или, например, речь. При поступлении на работу обычно человек заполняет личный листок по учету кадров. Эта анкета – также модель человека: она отражает его черты.

Таким образом, мы видим, один и тот же объект может быть описан множеством моделей.

Рассмотрим презентацию:

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d3f971ba-ac57-437b-a1ab-4574e0b82ce2/view/

Каждая из этих моделей дает лишь какое-то представление о самом объекте. Но каким бы ни было описание человека, это всё равно не сам человек.

Можно сказать, что модель – это некоторое упрощённое подобие реального объекта.

Модель – это объект-заменитель, который в определённых условиях может заменять объект-оригинал. Модель воспроизводит интересующие нас свойства и характеристики оригинала.

Модели играют огромную роль в различных естественных науках: физике, химии, математике, информатике. Хорошо построенная модель доступнее для исследования, чем реальный объект, например круговорот воды в природе, Солнечная система.

Другое, не менее важное назначение модели состоит в том, что она позволяет понять, как устроен объект (его структуру, свойства, законы развития, взаимодействие с окружающим миром). Также модель позволяет учиться управлять объектом, что важно в тех случаях, когда экспериментировать с объектом бывает неудобно, трудно или невозможно (например, когда эксперимент имеет большую продолжительность). И, наконец, модель необходима для того, чтобы прогнозировать последствия эксперимента.

Интересно, что хорошо построенная модель обладает удивительным свойством: её изучение может дать некоторые новые знания об объекте-оригинале.

Процесс построения модели называется моделированием.

Моделирование – это деятельность человека по созданию модели.

  1. Виды моделей (материальные и информационные)

Выбор модели зависит от того, какие мы ставим перед собой цели, для решения каких задач эта модель предназначена, от этого выбора зависит точность и достоверность получаемых выводов, прогнозов и рекомендаций.

Различают материальные и информационные модели. Рассмотрим следующий ресурс:

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0534e099-3607-454a-b812-a56ee611cfbd/view/

Модель называется предметной (натурной, материальной), если эта модель является объёмным предметом. Например, глобус, скелет человека, боксерская груша, детские игрушки. Модель называется образно-знаковой (информационной), если эта модель является описанием моделируемого объекта в виде образов и знаков. Например, фотография, учебник географии, картина, компьютерная игра, описание человека в художественном произведении.

Предметом изучения информатики являются информационные модели. Рассмотрим подробнее типы информационных моделей:

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/75ac73a5-de66-494e-87bd-189dc3a5398d/view/

Попробуйте привести примеры моделей. Определите, к какому виду они относятся.

Примеры графических моделей:

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/3dd1e52a-3f13-4041-abb2-f2db9c2e8fca/view/

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d68b2443-11a2-4f03-b3e4-16c46b195125/view/

Объектом информационного моделирования может быть что угодно: отдельные предметы (дерево, стол); физические, химические, биологические процессы (течение воды в трубе, получение серной кислоты, фотосинтез в листьях растениях); метеорологические явления (гроза, смерч); экономические и социальные процессы (динамика цен акций на бирже, миграция населения).

Можно сказать, что информационным моделирование занимается любая наука, поскольку задача науки состоит в получении знаний, а наши знания о действительности всегда носят приближённый, т. е. модельный характер.

  1. Типы компьютерных информационных моделей.

Современным инструментом для информационного моделирования является компьютер. Конечно, на компьютере можно писать тексты (строить вербальные модели), рисовать карты и схемы (графические модели), строить таблицы (табличные модели). Но при таком использовании компьютера в моделировании его возможности проявляются не в полной мере.

Рассмотрим типы компьютерных информационных моделей: математическая и имитационная модели:

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/273cf88d-2993-4ba0-ba53-739f8fdc5fbe/view/

Для моделирования на компьютере главной является его способность к быстрому счёту. Современные компьютеры считают со скоростями в сотни тысяч, миллионы и даже миллиарды операций в секунду. Эти возможности проявляются при компьютерном математическом моделировании.

Математическая модель – это описание моделируемого процесса на языке математики.

Компьютерная математическая модель – это программа, реализующая расчёты состояния моделируемой системы по её математической модели.

Имитационное моделирование – особая разновидность моделирования на компьютере.

Имитационная модель воспроизводит поведение сложной системы, элементы которой могут вести себя случайным образом. Иначе говоря, поведение которых заранее предсказать нельзя.

Такое поведение в математике называется стохастическим. Из курса физики вам  знакомо явление броуновского движения: хаотического перемещения лёгких частиц на поверхности жидкости из-за неравномерных ударов молекул с разных сторон. Нельзя точно рассчитать траекторию броуновской частицы, но движение частицы можно сымитировать на экране компьютера. Отсюда и происходит название – имитационная модель.

К имитационным моделям относятся модели систем массового обслуживания: например, системы торговли, скорой помощи, в которых появление заявок на обслуживание и длительность обслуживания одной заявки – события случайные.

Задачи, решаемые с помощью имитационных моделей систем массового обслуживания, заключаются в поиске режимов работы служб сервиса (магазинов, автозаправок и пр.), уменьшающих время ожидания клиентов.

Если на компьютере реализована математическая или имитационная модель, то дальнейшее её использование с целью исследования и прогнозирования называется вычислительным экспериментом.

Вычислительный эксперимент в некоторых случаях может заменить реальный физический эксперимент. Впечатляющий пример использования такой возможности – прекращение испытаний ядерного оружия, которые сопровождались значительным экологическим ущербом. Благодаря очень точным математическим моделям и мощным компьютерам стало возможно просчитать все последствия, к которым приводит изменение в конструкции ядерной бомбы. Образно говоря, удалось «взорвать бомбу» внутри компьютера, ничего не разрушив.

  1. Релаксационная пауза.

Упражнения для глаз, самомассаж.

  1. Выполнение практической работы.

Рассмотрим примеры математической и имитационной моделей:

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e8fefcde-4906-4660-9342-d1b536be2a90/view/

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6b72ba68-190b-411f-aace-cd5b63656d1d/view/

Выполните практическую работу:

Математическая модель полета снаряда

1. Запустить программу «Демонстрационная математическая модель». Познакомиться с работой модели в режиме без учета сопротивления воздуха и с учетом сопротивления воздуха.

2. В режиме «Сопротивление воздуха не учитывать» провести следующий эксперимент: изменяя величину начальной скорости снаряда от 60 м/с до 200 м/с с шагом 10 м/с для каждого значения скорости подбирать величину угла выстрела, при котором произойдет попадание снаряда в цель. Желательно поиск искомого значения угла осуществлять методом деления пополам. При попадании в цель фиксировать время полета снаряда. Полученные результаты занести в таблицу.

V0 (м/с)

α  (град)

t  (c)

 

 

 

 

 

 

Определить параметры выстрела, при которых цель будет поражена за наименьшее время. В тех случаях, если попасть в цель не удается, в графе времени поставить прочерк.

  1. Подведение итогов. Домашнее задание.

- Что нового вы сегодня узнали?

- Домашнее задание: провести компьютерный эксперимент модели системы массового обслуживания.

Имитационная модель системы массового обслуживания

1. Запустить программу «Имитационное моделирование». Познакомиться с работой программы.

Пояснение. В магазине проводится эксперимент с целью совершенствования обслуживания покупателей. Эксперимент длится 60 минут. Управляемыми  являются параметры А, В, С (см. описание на экране).  Результатами эксперимента являются параметры D, E, F, G, H, I.  Покупателей обслуживает один продавец.

2. Для заданных  значений параметров С и А (например С=3 чел. , А=5 мин) подобрать максимально возможное В, при котором не будет покупателей, отказавшихся от совершения покупки.  Для этого изменять В от 1 мин до 10 мин с шагом 1 мин. Результаты эксперимента заносить в таблицу:

A

B

C

D

E

F

G

H

I

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Провести численный эксперимент с целью определения режима работы продавца, при котором будет обслужено наибольшее число покупателей.

Прикрепленный файл Size
Понятие модели. Виды моделей.doc 79 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн