Официальный сайт aksakal 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Фольклор - устное народное творчество

Submitted by Елена Кодочигова on вс, 27/12/2015 - 23:45
Данные об авторе
Автор(ы): 
Кодочигова Елена Владимировна
Место работы, должность: 

МБОУ "Гимназия № 4 им. А.С.Пушкина г. Йошкар-Олы"

Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Формировать представление о фольклоре как коллективном устном народном творчестве, об исполнителях фольклорных представлений; показать вариативную природу фольклора.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2014.

 
Используемое оборудование: 

1. Кукла "Домовёнок Кузька"

2. "Волшебный сундучок" домовёнка Кузьки.

3. Карточки с произведениями разных фольклорных жанров.
 

Краткое описание: 
<p>Вводный урок к изучению произведений устного народного творчества, дающий представление о понятии &quot;фольклора&quot;, его малых и больших жанров, основных художественных особенностях.</p>

Фольклор – устное народное творчество

 

Цель: формировать представление о фольклоре как коллективном устном народном творчестве, об исполнителях фольклорных представлений; показать вариативную природу фольклора.

 

Задачи:

- повторение материала о фольклоре, изученного в начальной школе;

- развитие представлений обучающихся о фольклоре;

- актуализация роли фольклора в жизни народа.

 

Ход урока

 

1.Организационный момент.

2. Актуализация знаний обучающихся.

2.1. Проверка домашнего задания:

- рассказ наизусть пословиц об учении, объяснение их смысла.

2.2. Актуализация знаний.

- Ребята, а вы знаете, кто создает пословицы?

- Скажите, пословицы – это устный или письменный вид народного творчества?

- А как вы думаете, для чего создавались пословицы?

- Скажите, пословицы – единственный вид устного народного творчества?

3. Работа по теме урока.

3.1. Вступительное слово учителя.

- Ребята, произведения устного народного творчества знакомы нам с самых первых дней жизни. Устное народное творчество имеет научный термин – фольклор.Слово это имеет английские корни и в переводе обозначает «народная мудрость». Понимают этот термин по-разному: иногда под ним подразумевают любое народное искусство (танцы, музыка, плетение кружев, вышивание, резьбу по дереву и т.д.). Более узкое значение слова – устная словесность, устное поэтическое творчество, включая и песни. Мы будем рассматривать фольклор именно в этом значении.

 

Записываем тему урока, определение фольклора в рабочие тетради.

 

- Сегодня на уроке у нас не простой гость. Позвольте представить – домовенок Кузьма Кузьмич! Он сегодня будет помогать нам в нашем путешествии по чудесному миру устного народного творчества. Не зря он захватил с собой свой волшебный сундучок. Вы знаете, что там?  И я не знаю. Давайте, проверим…

 

Учитель подходит к одному из учеников и предлагает достать из сундучка одну вещь.

1. Карточка с изображением малыша, на обратной стороне которой написана ПЕСТУШКА.

- Ребята, давайте прочитаем произведение, которое здесь написано.

- Ладушки, ладушки!Где были?

- У бабушки.

- Что ели?

- Кашку.

- Что пили?

- Простоквашку.

- Как вы думаете, для чего нужно это произведение?

- А как бы вы его назвали?

- Действительно, такие приговорки мамы и бабушки нашептывали своим мылышам, чтобы развеселить их, успокоить, потешить. Их так и называют ПОТЕШКИ или ПЕСТУШКИ.

 

2. Карточка со спящим малышом, на обратной стороне которой написана КОЛЫБЕЛЬНАЯ.

- Ребята, давайте прочитаем произведение, которое здесь написано.

Баю-баю-баюшки,

Прибегали заюшки

И садились на кровать –

Мою детку покачать.

Баю-баю-баю-бай,

Спи, малютка, засыпай.

- Как вы думаете, для чего нужно это произведение?

- Колыбельные песни мамы напевают своим малышам уже много столетий. Они наполнены материнской лаской и любовью. Интонационный мотив народных колыбельных песен очен часто одинаков, сходен. Однако разные мамы могли на него накладывать слова, придуманные буквально тут же, что называется «на ходу». Поэтому вариантов колыбельных великое множество. Хотя есть и такие, которые передаются из уст в уста.

 

3. Карточка с божьей коровкой на листе, на обратной стороне которой написана ЗАКЛИЧКА.

- Ребята, давайте прочитаем произведение, которое здесь написано.

Божья коровка, улети на небо.

Улети на небо, принеси нам хлеба:

Черного и белого, только не горелого.

- Как вы думаете, для чего нужно это произведение?

- Ребята, это произведение называется ЗАКЛИЧКОЙ и носит игровой характер.

 

4. Карточка с играющими детьми, на обратной стороне которой написана СЧИТАЛКА.

- Ребята, давайте прочитаем произведение, которое здесь написано.

На златом крыльце сидели:

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной…

Кто ты будешь такой?

- Как вы думаете,  что это за произведение и для чего оно нужно?

- Верно, ребята, это – считалка. Счетом решали, кому водить в игре. Считалка отличается очень четким ритмом, удобным в произношении.

 

5. Карточка с играющими детьми, на обратной стороне которой написана СКОРОГОВОРКА.

- Ребята, давайте прочитаем произведение, которое здесь написано.

Сшит колпак, да не по-колпаковски. Надо колпак переколпаковать да перевыколпаковать.

- Как вы думаете,  что это за произведение и для чего оно нужно?

- Вы совершенно правы, это – скороговорка. Очень часто мы используем их в играх и конкурсах. А еще это прекрасное средство для развития речи и правильной дикции.

 

6. Карточка со знаком «?», на обратной стороне которой написана ЗАГАДКА.

- Ребята, давайте прочитаем произведение, которое здесь написано.

Сам не велик, да сотням велит:

То сядь да учись,

То встань – разойдись.

- Как вы думаете,  что это за произведение и для чего оно нужно?

- Молодцы, ребята, загадка – любимый жанр устного народного творчества и у детей, и у взрослых.

 

3.2. Пояснения учителя по теме урока.

- Важнейшие особенности фольклора – коллективность, устная форма бытования, традиционность. Фольклорные произведения передаются из поколения в поколение, сохраняя традиции народа. В большинстве случаев мы не можем сказать, кто был автором того или иного произведения. В этом проявляется коллективность: автором можно считать весь народ.

- Скороговорки, загадки, пословицы как правило предаются без изменений. Они кратки, лаконичны, ритмичны, легко запоминаются. Сказки рассказывать гораздо труднее. Они больше по объему, имеют сложный, развернутый сюжет. Поэтому при пересказе очень часто возникают небольшие отклонения, изменения в тексте. В этом проявляется вариативность фольклора.

- Еще одним важным свойством фольклора является привязанность к определенной ситуации. Колыбельные не поют утром (только на ночь, перед сном). Сказки тоже не рассказывают утром. Анекдоты – а это тоже малый жанр фольклора – также уместны в определенной ситуации.

- У всех народов были люди, сочинявшие фольклорные произведения: русские гусляры и скоморохи, французские трубадуры, украинские кобзари и т.д.

- Фольклорные произведения в зависимости от их жанра можно петь, рассказывать, разыгрывать (святочные и масленичные игры).

 

4. Закрепление изученного.

- Что называется фольклором?

- Назовите еще раз жанры устного народного творчества.

 

5. Подведение итогов урока.

- Итак, ребята, мы с вами узнали сегодня, что фольклор в художественной форме выражает представления людей о жизни, фольклор – неисчерпаемый источник литературы и искусства, фольклорные произведения сопровождают человека всю его жизнь.

 

6. Запись домашнего задания.

- учебник: стр.7-8, читать статью о фольклоре;

- стр.8, «Обогащаем свою речь», зад.1,2.


Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн