Submitted by Антонина Васильевна Дутова on чт, 24/12/2015 - 19:20
План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе
учителя русского языка и литературы
филиала МБОУ «Комсомольская СОШ» в с. Селезни
Дутовой А.В.
Тема: «Неполные предложения».
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: урок – исследование
Цель: Дать понятие о структурных особенностях неполных предложений и сформировать умения различать неполные и полные типы односоставных и двусоставные предложения и опознавать их в тексте.
Задачи:
обучающие: знать неполные и виды односоставных предложений, формировать умение синонимической замены неполных полными предложениями.
развивающие: активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать логическое мышление, творческие способности; обучать анализу, сравнению, обобщению, выделению ключевого слова, аргументации и выводу.
воспитательные: воспитывать интерес к познанию и открытиям; культуру общения, самостоятельность, волю и настойчивость, уверенность в своих силах, стремление к достижению результата.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация в программе Power Point, таблица, учебник, индивидуальный раздаточный материал для учащихся (карточки с заданиями), художественный текст, Толковый словарь русского языка Ожегова С. И., Н. Ю. Шведова.
Технологии:
- Информационно-коммуникационные технологии;
- Технология развития «критического мышления»;
- Исследование в обучении;
- Обучение в сотрудничестве (в парах, в группах), формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Ход урока.
1 слайд
Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
Знание только тогда знание, когда
оно приобретено усилиями своей
мысли, а не одной памятью.
Л. Н. Толстой.
Мотивация.1. Психологический настрой «Все в твоих руках». Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Так вот результат вашей работы на уроке в ваших руках. Подумайте, какую бы оценку Вам хотелось на уроке получить. Удачи вам, ребята!
2 слайд
Проверка домашнего задания. Анализ предложений. Презентация.
1. Люблю дымок спалённой нивы.
2. На небе нет ни облачка.
3. Ночь прошла.
4.Степь и дали.
5. Травы скашивают рано утром.
6. Рассвело.
7. Быть грозе!
8. Слезами горю не поможешь.
9. Мне душно.
10. Не место красит человека, а человек – место.
11. -Какую профессию в будущем выберешь?
12 - Кондитера.
1. Беседа
- Подумайте, на какие группы их можно разделить? (двусоставные, односоставные, неизученные)
-По какому принципу вы их поделили? (принцип разделения - состав основ предложения)
-Где чаще всего употребляются односоставные предложения в речи?
(В художественной и публицистической литературе, а также в устной разговорной речи). (Они являются ярким синтаксическим средством выразительности, помогают автору донести до читателя основной идейный смысл произведения).
-А какие предложения при анализе вызвали у вас затруднение? (10, 12)
-А как назовём предложение, в котором пропущен какой-либо член предложения? (Неполным).
Слайд 6
III. Объяснение нового материала.
Откройте тетради, запишите тему урока «Неполные предложения».
Слайд 7
Цель урока
3.Учитель:
Эти предложения очень похожи на односоставные, но с выводами не стоит торопиться, анализа особенностей главных членов для этого недостаточно.
Мы столкнулись с задачей, для решения которой нам понадобятся новые знания и наблюдения.
Вообразим себе, что это научная лаборатория, а вы научные сотрудники. Перед вами поставлена серьёзнейшая задача, от решения которой зависит будущее страны.
Слайд 8
Приступайте к исследовательской работе!
Исследовательская работа в группах.
На столах учебник «Русский язык», тексты из художественной литературы.
1 гр.: Теоретики
Цель работы:
Выявить особенности строения полных и неполных предложений с научной точки зрения. ( использование теоретического материала учебника)
Вывод: По строению предложения делятся на полные и неполные предложения. В полных- присутствуютВ неполных предложениях пропущен какой-либо член предложения, главный или второстепенный, которые легко восстанавливаются благодаря предыдущим предложениям или обстановке при разговоре. Неполными могут быть как двусоставные, так и односоставные.
2 гр.: Практики
Цель работы:
Разработать алгоритм определения неполного предложения 1. Проверить, содержит ли предложение оба главных члена: ДА – предложение двусоставное НЕТ – предложение односоставное 2. Проверить, можно ли восстановить отсутствующий главный или второстепенный член ДА – предложение неполное НЕТ – предложение полное 3. Восстановить пропущенные члены предложения
Указать на примерах художественных текстов сферу употребления неполных предложений:
Неполными называются предложения, в которых пропущен член предложения, необходимый для полноты строения и значения. Отсутствующие члены могут быть восстановлены из контекста. Неполные предложения часто встречаются в диалоге и во второй части сложных предложений (может быть опущено сказуемое, подлежащее, дополнение).
- Петя, в каком классе ты учишься?
- В девятом.
Неполные предложения могут входить в состав сложных предложений. Например: Землю солнышко согревает, а человека – труд.
К числу неполным предложениям относятся также предложения с пропущенным сказуемым. Например: Наша сила – в сплоченности.
Вывод: Таким образом, несмотря на формальное отсутствие, эти члены участвуют в формировании предложений, скрепляют, организуют их структуру. Чтобы определить тип предложения, необходимо обратить внимание на наличие в нём зависимых от пропущенного члена предложения слов, а также на показатели контекста.
3 гр.: Эксперты
Исследование практиков и теоретиков прошло на достаточно высоком уровне. Приведены веские аргументы
Цель работы: Дать оценку исследовательской работе теоретиков и практиков.
IV.Закрепление знаний и умений уч-ся.
1. Работа с учебником «Русский язык» С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков Прочитайте внимательно параграф «Неполные предложения»
-Какие дополнительные сведения о неполных предложения вы узнали? (Неполными могут быть как двусоставные, так и однсоставные предложения. Пропуск членов предложения может в произношении быть выражен паузой, а на письме обозначен тире.)
Учитель: Открываю страницу: «Это интересно».
Зощенко Михаил Михайлович(1894—1958) выдающийся русский писатель, сатирик, юморист, участник 1-й Мировой и Гражданской войн
В 20-ые годыразоблачение мещанства, пошлости, скудоумия, духовной нищеты стало главной целью его творчества.
§ Особым средством создания комического эффекта у М.М. Зощенко является использование различных типов неполных предложений в диалогической и монологической речи.
§ Широко представлены эти неполные предложения в языке художественной литературы, главным образом, в речи персонажей: в рассказе "Происшествие« грузчик, внося в квартиру холодильник, употребляет неполное предложение: «Куда его?»(подразумевается, куда его ставить?).
§ В живой разговорной речи существует особый тип неполных предложений, опирающиеся на общий опыт говорящих. Например, к вернувшемуся с экзамена сыну мать обращается с вопросом: «Ну?» и сын отвечает: «Отлично, но еле-еле" (еле-еле вытянул экзамен на оценку «отлично»).
2. Упражнения в распознавании неполных предложений.
3. Комментированное письмо (Упр.252 стр. примеры диалога)
4. Слуховой диктант.
Цель работы: определить полные или неполные предложения.(в столбик с левой стороны укажите номера предложений: (+ обозначает полное, - неполное предложение)
1. + Новгород –величественный старинный русский город.
2. – В глубине рощи - вилла, обвитая покрасневшими листьями виноградника.
3. + С горы вниз по реке расстилались сады.
4. + - Хотите чаю?
5. - - Покрепче, пожалуйста.
6.+ Жара.
7.+ В доме никого нет.
8. - За избами – узенькие полоски крестьянских полей.
9. + - Как идут дела?
10. - - Ничего, нормально.
Пояснения учителя.
Обратите внимание, что в неполном предложении пропуск членов предложения подтверждается наличием в нем зависимых от этого члена слов.
Структура односоставных предложений такова, что один из главных членов в ней не пропущен, а невозможен. Конечно, мы можем, например, «подставить» подлежащее в определенно-личное или неопределенно-личное предложение, но тогда изменится сама их структура, они станут двусоставными. В неполных же предложениях пропущенные члены подразумеваются, они пропущены потому, что полное их значение очевидно из контекста, из ситуации.
V. Словарная работа.
1.Выпишите слова в рамках: декларировать, декларация, аудитория, лаборатория.
-Выясните по толковому словарю значение незнакомых слов.
2. Составьте с ними словосочетания. Определите тип и способ образования словосочетаний.
VI.Творческая самостоятельная работа. Создайте свой текст: Сочинение-миниатюра «Декабрьский денёк» или предложения на эту же тему.
Используйте односоставные и неполные предложения.
Проверка нескольких работ.
VII. Дифференцированное домашнее задание:
§ 109 , правила, слова стр. 79
составить тест по теме «Полные и неполные предложения» (5 теоретических вопросов и 10 практических)
Придумайте и запишите три диалога с использованием неполных односоставных и неполных двусоставных предложений.
Выполните упр. 254 (устно), 256 (письменно)
VIII.Оценки за урок.
IX. Рефлексия. Подведём итог урока.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: