Интегрированное коррекционно-развивающее занятие «Моя семья»
для обучающихся 6 - 7 классов
Свечникова Светлана Анатольевна, учитель-логопед
КГОБУ «Елизовская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»
Формирование личности человека происходит в ходе деятельности и общения. Задача подготовки обучающихся с проблемами в развитии к полноценному общению в устной и письменной форме выдвигается в настоящее время на первый план. Эффективность коррекционной работы с детьми, имеющими лёгкую степень умственной отсталости, во многом зависит от средств и методов, обеспечивающих становление и совершенствование связной письменной речи обучающихся.
Данная категория детей характеризуется стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчётливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов. Специфика нарушений речи и их коррекция у умственно отсталых детей определяется особенностями высшей нервной деятельности и их психического развития.
Нарушения речи детей данной категории носит системный характер. У них оказываются несформированными все операции речевой деятельности. Отмечаются слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении. Преобладающим в структуре системного речевого нарушения является семантический дефект. Нарушения речи детей с лёгкой умственной отсталостью характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются. В свою очередь нарушения устной речи ведут к нарушениям письменной речи.
Становление связной устной речи у умственно отсталых школьников осуществляется замедленными темпами и очень длительно задерживается на этапе вопросно-ответной формы речи, что совершенно не способствует успешной социализации ребёнка в обществе, затрудняет его общение с окружающими и в дальнейшем влечёт за собой различные жизненные проблемы.
Обучающиеся старших классов школы-интерната - будущие выпускники, члены общества, будущие родители и супруги. В данный период школьного обучения обучающиеся приобретают знания, умения, навыки, черты характера, которые служат регулятором практической деятельности и опорой для дальнейшего приобретения социального опыта.
В условиях сопровождения ребёнка с ОВЗ в данном образовательном учреждении, объединение усилий учителя-логопеда и социального педагога позволяет использовать различные формы работы, дающие возможность для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка, формирования положительной жизненной перспективы и адекватной оценки своих возможностей, что обеспечит успешную социально-трудовую адаптацию выпускнику специального (коррекционного) учреждения.
Одна из актуальных форм деятельности, реализуемых на практике – проектная. Проектная деятельность позволяет своевременно и комплексно воздействовать на все компоненты психики подростка в их системном единстве, способствующая воспитанию человека, умеющего ставить перед собой достижимые цели, выбирать оптимальный путь их достижения, анализировать результаты своей деятельности и брать на себя ответственность за свои поступки.
В рамках проектной деятельности обучающиеся в библиотеке, под руководством социального педагога, знакомились со статьями Конституции РФ, Семейного кодекса РФ, Конвенции о правах ребёнка, защищающими права семьи и детей. В проектную деятельность также вошло изучение произведений устного народного творчества о семье, быте, традициях под руководством учителя-логопеда, коллективное изготовление стенгазеты «Семейные традиции».
Продуктом изучения вопроса «Семья» стало итоговое интегрированное занятие с учащимися 6 – 7 класса по теме "Моя семья".
Тема: Моя семья.
Цель: формирование устной связной речи, коллективное решение главных вопросов связанных с понятием "Семья", какие бывают семьи, выяснение причин создания семьи.
Задачи:
- формировать убеждения о важности роли семьи и школы в жизни человека;
- формировать умение составлять полный ответ на вопрос;
- обогащать словарный запас и развивать практическое умение пользоваться им;
- давать определение понятию "семья";
- характеризовать различные виды семей;
- называть причины создания семьи;
- объяснять взаимоотношения семьи и государства;
- формировать духовные и нравственные качества, мировоззрения обучающихся, их гражданского, сознательного и бережного отношения к семейным ценностям и традициям как национально-культурной ценности;
- воспитывать чувство товарищества, сопричастности к школьному сообществу;
- воспитывать уважительное отношение к семье, школе.
Оборудование: плакаты с высказываниями: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», «Семья – это та среда, где человек учится творить добро» Л.Н. Толстой, газета «Семейные традиции», мультимедийный проектор.
Демонстрационный материал: плакаты с ребусами, сборная ромашка, презентация "Семья - ячейка общества", фоторяд «Школьная жизнь», музыкальное оформление. Карточки со словами: папа, мама, дети, бабушка, дедушка, внуки, тётя, дядя, племянники, зять, тёща, свёкор, свекровь.
Раздаточный материал: цветные карандаши, карточки с заданиями к упражнениям «Незаконченные предложения», «Восстановление пословиц».
Место проведения: актовый зал школы.
Ход занятия:
I. Вводная часть.
Логопед: Ребята, тему нашего занятия мы сможем назвать, разгадав эти ребусы. (Ребусы: ЯЯЯЯЯЯЯ, 7Я)
Учащиеся отвечают, что тема занятия "Семья".
Логопед: Что значит слово семья?
Учащиеся отвечают, что это люди, живущие вместе и являющиеся родственниками.
(Составление схемы родственной связи на магнитной доске: папа, мама, дети, бабушка, дедушка, внуки, тётя, дядя, племянники, зять, тёща, свёкор, свекровь.)
II. Основная часть
1.(Звучит марш Мендельсона, после прослушивания отрывка, социальный педагог задаёт вопросы ученикам)
Социальный педагог: Знакомы ли вы с этим произведением? Какое важное событие в жизни каждого человека связано с этим музыкальным произведением?
Учащиеся узнают произведение и называют событие: свадьба, создание семьи.
На экране появляется слайд "Семья - ячейка общества".
Социальный педагог: Давайте выясним, почему семью называют ячейкой общества.
Дети выясняют, что ячейка - составляющая, мелкая часть в составе какого-нибудь объединения, а значит семья - часть общества.
Игра "Этапы рождения семьи"
Социальный педагог предлагает расставить этапы рождения семьи в правильной последовательности:
1. Встреча.
2. Образование малой группы.
3. Брак.
4. Обязанности относительно друг друга.
5. Рождение детей.
6. Обязанности по отношению к детям.
Постановка проблемы социальным педагогом: "Нужна ли человеку семья?",
"Что семья даёт человеку?",
"Для чего люди создают семьи?",
"Что является основой крепкой семьи?"
Обучающиеся составляют полные ответы и выдвигают свои версии:
- Когда мужчина и женщина любят друг друга и хотят жить вместе, они создают семью.
- Когда мужчина и женщина хотят воспитывать вместе детей, когда хотят помогать и поддерживать друг друга, вести общее хозяйство.
- Основа семьи - любовь между папой и мамой, между детьми и родителями, между братьями и сёстрами.
Социальный педагог: Ребята, какие бывают семьи?
(Ответы детей на основе жизненного опыта: многодетные, семьи в которых нет детей - бездетные, малоимущие, состоящие из одного человека, полные, неполные.)
Социальный педагог объясняет, что семьи бывают одно поколенные, двух поколенные, трёх поколенные.
(Показ слайдов презентации).
Социальный педагог рассказывает о статьях Конституции РФ и Семейного кодекса РФ, Конвенции о правах ребёнка, защищающих права семьи и детей.
2. Упражнение "Незаконченные предложения"
Логопед: Ребята, возьмите листы, на них написаны незаконченные предложения, завершите их и запишите.
(Моя семья будет...., Я хочу создать такую семью...., В моей семье будут...., У меня в семье будет ....).
Ученики записывают на листах бумаги.
Логопед зачитывает образцы завершённых предложений
Упражнение "Восстановление пословиц"
Логопед: Ребята, перед вами части пословиц, нужно найти правильное продолжение и записать.
(1а - Вся семья вместе, 1а - так и душа на месте.
2а - Работящая семья и: 2б - землю превратит в золото.
3а - В семье любовь да совет: 3б - так и нужды нет.
4а - В гостях хорошо,: 4б - а дома лучше.
5а - Дети не в тягость,: 5б - а в радость.)
Поочерёдное прочтение восстановленных пословиц и объяснение их значения.
Упражнение "Школьная семья"
Логопед: Очень много времени мы проводим в школе. А можно ли класс назвать семьёй? (Варианты ответов).
Логопед: У нас с вами тоже школьная семья, и впереди годы учёбы, жизни. И как в любой семье нам тоже нужны тепло, уют. уважение. Мы тоже должны заботиться друг о друге и помогать друг другу. А значит, у каждого из нас есть свои обязанности. Каковы ваши обязанности в семье?
(Ответы учеников)
Логопед: Точно так же у нас в классе - никто не придёт и не наведёт порядок, никто не может учиться за нас. Каждый может внести свой вклад, чтобы в нашей школьной семье было тепло и уютно. А для этого давайте составим правила и будем по ним жить.
(Обучающиеся составляют правила по незаконченным предложениям)
Мы будем:
- Называть друг друга по именам.
- Защищать наших друзей, если их обижают.
- Помогать им в беде.
- Помогать им в учёбе.
Мы не будем:
- Грубить друг другу.
- Пускать в ход кулаки.
- Говорить друзьям обидные слова
Социальный педагог. С июля 2008 в России отмечается День семьи, любви и верности и символом этого праздника является ромашка (обращает внимание детей на ромашку на магнитной доске, в центре цветка надпись - семья)
Логопед. Ребята, давайте прикрепим лепестки-пожелания к нашей ромашке.
(Ученики выбирают и прикрепляют лепестки со словами -пожеланиями: доброта, ласка, забота, внимание, радушие, радость, счастье, участие).
III. Заключительная часть, итог.
Социальный педагог: Ребята, что вы узнали на занятии?
Что запомнилось?
(Ответы обучающихся)
Логопед: Разрешите ещё раз прочесть ваши пожелания: добра вам, заботы, внимания, радушия, участия, радости и счастья в ваших семьях нынешних и будущих.
Занятие заканчивается мелодией «Родительский дом» и демонстрацией фоторяда «Школьная жизнь»
|