Официальный сайт nokia 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



конспект урока по теме " Условия оптимального выбора профессии"

Submitted by Елена Александровна Шилина on чт, 10/12/2015 - 13:49
Данные об авторе
Автор(ы): 
Шилина елена Александровна
Место работы, должность: 

МАОУ СОШ № 118 города Челябинска, учитель технологии

Регион: 
Челябинская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Технология
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
Тема урока: Условия оптимального выбора профессии Изучение нового материала. Коротко формула хорошего выбора выражается тремя словами: «нужно», «смогу», «хочу». Восемь углов ситуации выбора профессии: 1. ПС – позиция старших членов семьи. 2. ПТ - позиция товарищей, подруг (сверстников). 3. ПУ - позиция учителей, классного руководителя. 4. ЛПП - личные профессиональные планы. 5. Сп – способности (задатки, талант, гениальность) 6. УП – уровень притязаний на общественное признание. 7. Инф – информированность. 8. Скл – склонности. Когда есть склонность, то предполагается и интерес. При оценке своих личных качеств важно обращать внимание именно на симптомы склонностей – не просто на желание узнать, а желание вмешаться в дело, в дело, от которого вас трудно оторвать для чего-либо другого. Практическая работа: диагностика склонностей и качеств личности по диагностическим тестам

Тема урока: Условия оптимального выбора профессии

Ход урока

  1. Организация урока.

Проверка присутствия учащихся на уроке.

Проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Повторение изученного материала.

Устный опрос.Вопросы для повторения:

  1. Дайте определение профессии и специальности. В чём их различие?
  2. Какова классификация профессий по предмету труда? Дайте характеристику первых двух типов профессий.
  3. Каковы особенности профессий типа «человек-человек»?
  4. На какие предметы труда направлены профессии типа З и Х?
  5. Какова классификация профессий по цели труда?
  6. Какие вы знаете отделы профессий?
  7. Какова классификация профессий по условиям труда?
  1. Изучение нового материала.

Почему на обеденном столе лежит вкусный хлеб? Почему мы не проваливаемся под пол? Почему мы умеем читать? Почему картинки в книге радуют нас? Всё это в частности потому, что кто-то из взрослых умеет молоть зерно и выпекать из муки хлеб, кто-то организовывать торговлю. Кто-то умеет вести расчёты и строить дома, а кто-то учить детей уму-разуму. Не просто умеет, а умеет и любит делать что-то полезное для других. Да, именно для других. Ведь в современном обществе никто не делает всего того, что ему нужно для себя. Например, ткачиха производит много ткани, пекарь много хлеба. Самим им столько не надо. Но в результате они будут обеспечены всем необходимым. Все получают потому, что отдают. На своём трудовом посту люди делают определённое полезное дело. Полезным делам соответствует и материальное вознаграждение (зарплата). Но сразу всё не умеет делать никто. Нужно, как уже говорилось, выбирать ограниченную область приложения своих сил. Сделать хороший выбор – это и значит выбрать работу, которая, во-первых, нужна людям, обществу, во-вторых, может быть доступной и посильной для тебя в будущем, в-третьих, может приносить тебе удовлетворение, радость. Коротко формула хорошего выбора выражается тремя словами: «нужно», «смогу», «хочу».

Как вы думаете, почему именно таким образом расставлены слова в этой формуле?                                                                              Да, на первом месте должно быть именно слово «нужно». Ведь можно получить профессию по своему желанию, но сможете ли вы потом устроиться на работу?

Ну а сейчас мы с вами рассмотрим восемь углов ситуации выбора профессии. Для этого нарисуйте в тетради правильный восьмиугольник. Он послужит основой схемы, на которой мы будем расписывать обстоятельства выбора профессии.

  •  

 

 

                    Скл.                                                         ПУ    

 

 

 

                   Инф.                                                        ЛПП

                          

                                    УП                              Сп. 

  1. ПС – позиция старших членов семьи.

Вы живёте не в одиночестве. Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается ваша жизнь, проявляют заботу. Эта забота распространяется и на вопрос о вашей будущей профессии. Здесь возможны варианты:

  1. Взрослые могут предоставлять детям значительную свободу выбора: «Пусть будет, кем хочет, лишь бы был хорошим человеком». Такая позиция старших требует от детей большой инициативы, самостоятельности и ответственности в обдумывании своего будущего.
  2. Взрослые принимают близко к сердцу вопрос о будущем ребёнка, но не согласны с его собственными желаниями и категорически предлагают сделать другой выбор. Вам приходится вести переговоры и идти, возможно, на разумные уступки или проявлять изобретательность в поисках дополнительных доводов в пользу намеченного выбора.
  3. Если взрослые и дети единодушны в вопросе о выборе профессии и если первые содействую вторым добрыми советами, то об этом можно только мечтать.
  1. ПТ - позиция товарищей, подруг (сверстников).

Дружеские связи в вашем возрасте уже очень крепки и могут влиять на выбор профессии. Иногда ученицы идут учиться за компанию в то же учебное заведение, куда поступают их подруги. Ну, а если не пойдешь учиться с ними, то это считается изменой дружбе.

  1. ПУ - позиция учителей, классного руководителя.

Учитель – это не просто математик, биолог или физик, но вместе с тем и специалист-человековед. Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, педагоги ставят своего рода диагнозы относительно интересов, характера, способностей, подготовленности учащихся.

  1. ЛПП - личные профессиональные планы.

 Было бы очень хорошо, если бы конструкция твоего личного профессионального плана состояла из знаний о следующих обстоятельствах:

  • Главная цель (что будешь делать, чего достигнешь; твой идеал жизни и деятельности);
  • Цепочка ближайших и более отдалённых конкретных целей (первая область деятельности, специальность, работа; чему и где учиться, первый трудовой пост после окончания учёбы, перспективы профессионального роста);
  • Пути и средства достижения ближайших жизненных целей (изучение справочной литературы, самообразование, поступление в определённое профессиональное учебное заведение);
  • Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия);
  • Внутренние условия достижения целей (свои возможности: состояние здоровья, способности к обучению, настойчивость, терпение и др.);
  • Запасные варианты целей и пути их достижения на случай возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов (не поступлю в техникум, пойду на эту же профессию в училище).

Личные профессиональные планы могут быть детально продуманными, но при всём этом морально несостоятельными.Здесь надо быть особенно бдительными. «Лишь бы ввуз», «туда, где конкурс меньше, не важно куда», «туда, где знакомые помогут поступить» - вот примеры морально ущербных позиций.

  1. Сп – способности.

Они составляют важное звено вашей будущей профпригодности. Что же называют способностями? Любые индивидуально-психологические особенности человека, помогающие успеху в какой-либо деятельности (и не сводящиеся к знаниям, навыкам), можно считать способностями.  От уровня способностей зависит скорость, глубина, лёгкость и прочность процесса приобретения знаний, умений и навыков. Но, в то же время, способности не сводятся к тем знаниям, навыкам или умениям, которые выработаны у человека. Следует отметить, что способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. Если, например, человек хорошо различает запахи и точно помнит их, то это способность. Ведь указанные способности нужны повару, парфюмеру, химику, фармацевту, не помешают и столяру – ведь он по запаху древесины уточняете сорт, породу и т.д. В одной и той же работе успех может быть достигнут за счёт разных сочетаний способностей. Каждый играет на тех струнах, которыми располагает.  Даже забивая гвоздь, один может полагаться прежде всего на силу, другой – на частоту ударов, третий – на точность. И во всех случаях гвоздь будет забит.    Физиологическими основами способностей являются задатки. Они даются человеку генетически, с рождения. Задатки выступают как исходный момент, предпосылка формирования и развития способностей. Систематические занятия и упорные тренировки помогут в формировании недостаточно развитых способностей. Высшими уровнями развития способностей является талант и гениальность. Талант – выдающиеся способности личности в определённой деятельности. Гениальность – наивысшая степень творческих проявлений личности. Задатки проявляются и перерастают в способности различного уровня при взаимодействии с окружающим миром, при обучении и воспитании, а также активной творческой деятельности.

  1. УП – уровень притязаний на общественное признание.

Может быть вам приходилось замечать, что не все учащиеся и не всегда довольны получаемыми оценками. При этом внутреннее отношение к педагогической оценке очень любопытно: один ученик получил 3 и повеселел, он этой оценкой доволен. А другой получил 4 и огорчён, считает, что провалился, не повезло. В чём дело? Педагогическая оценка – как бы измеритель достоинства ученика на определённом этапе, измеритель его общественной ценности. Но каждый человек, в том числе и ученик, имеет ещё и самооценку. У него есть более или менее устойчивое представление о том, чего он заслуживает, какой оценки достоин. Когда речь идёт о  заниженной самооценке, то под этим подразумевается недооценивание своих возможностей. В этом случае человек не уверен в себе, испытывает чувство тревоги и робости, акцентирует внимание на неудачах. Завышенная самооценка предполагает преувеличение своих заслуг, успехов, знаний и других качеств. Адекватная (нормальная) самооценка – это объективный анализ своих личных качеств, способностей, поведения, внешнего облика.    Устойчивое, свойственное данному человеку представление о том, какого места среди людей он заслуживает, назовём уровнем притязаний. Выбирая профессию и планируя трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний на первую ступень профессиональной подготовки.

  1. Инф – информированность.

«Не зная броду, не суйся в воду» - просто и мудро говорит народная пословица о соотношении ориентировки и исполнения. Или ещё: «Семь раз отмерь, а один раз отрежь». Я уже говорила вам о роли знаний, информации в деле выбора профессии. Но вам важно ещё позаботиться, чтобы приобретаемые вами сведения не оказались искажёнными ( не пользуйтесь устаревшими или недостоверными источниками).

  1. Скл – склонности.

Часто применяется выражение «интересы и склонности». Интересами называют у человека побуждения познавательного характера. Интерес – это «хочу знать».  Склонность  - это нечто большее, чем просто познавательное побуждение. Одно дело – любить смотреть спектакли или слушать музыку, другое – участвовать в драмкружке, овладевать техникой исполнения музыки. Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть времени, в частности так называемого свободного времени. Склонность – это «хочу делать».  Надо оговориться, что делать что-либо можно не обязательно руками, но и в уме. Областью склонностей может быть и сфера межлюдского общения, одним словом, любая возможная область приложения духовных или  физических сил человека. Когда есть склонность, то предполагается и интерес. При оценке своих личных качеств важно обращать внимание именно на симптомы склонностей – не просто на желание узнать, а желание вмешаться в дело, в дело, от которого вас трудно оторвать для чего-либо другого.

  1. Закрепление изученного материала

Практическая работа: диагностика склонностей и качеств личности по диагностическим тестам на стр. 218-221 учебника и опроснику Йовайши.

V. Заключительная часть

Выставление оценок за устный опрос.

Домашнее задание: выполнить задание № 2 на стр. учебника 221-225

Оценка профессиональных склонностей школьников 

Опросник  Йовайши   Инструкция для учащихся

При выборе профессии человеку очень важно учиты­вать свои индивидуальные склонности. Склонность — это влечение к какому-либо занятию. Чтобы определить свои профессиональные склонно­сти, выберите один из трех вариантов— «а», «б» или «в» — и отметьте его в бланке.

1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности:

а) общаться с самыми разными людьми;

б) заниматься расчетами; вести документацию;

в)       снимать фильмы, рисовать, писать книги, высту­пать на сцене

2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает:

а) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;

б) сюжет, действия героев;

в)  информация, которая может пригодиться в жизни.

3. Меня больше обрадует премия:

а) в области науки;

б) за общественную деятельность;

в)  в области искусства.

4. Я скорее соглашусь стать:

а) управляющим банка;

б)  главным инженером на производстве;

в)  начальником экспедиции.

5. Будущее людей определяют:

а)  научные открытия;

б)  развитие производства;

в) взаимопонимание между людьми.

 

6. Если я стану директором школы, то прежде всего займусь:

а) ее благоустройством (столовая, спортзал, компьютеры и т.п.);

б)      созданием дружного, сплоченного коллектива;

в)       разработкой новых технологий обучения.

7. На технической выставке меня больше при­влечет:

а)  внешний вид экспонатов (их цвет, форма и т.п.);

б) внутреннее устройство экспонатов;

в)  их практическое применение.

8. В людях я прежде всего ценю:

а)      мужество, смелость, выносливость;

б) дружелюбие, чуткость, отзывчивость;

в) ответственность, честность, аккуратность.

9.  В свободное от работы время мне хотелось бы:

а) писать стихи, сочинять музыку или рисовать;

б) ставить различные опыты, эксперименты;

в)  тренироваться.

 

10.    Во время туристических поездок меня ско­рее заинтересует:

а) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);

б) общение с новыми людьми;

в)       возможность знакомства с историей и культурой другой страны.

11. Мне интереснее беседовать:

а) об автомобиле нового типа;

б) о новой научной теории;

в) о человеческих взаимоотношениях.

12.    Если бы в моей школе было всего три круж­ка, я бы выбрал:

а) технический

б) музыкальный;

в) спортивный.

13.    В школе следует обратить особое внимание на:

а)       создание атмосферы взаимопонимания между учи­телями и учащимися;

б) укрепление здоровья учащихся, занятия спортом;

в) состояние дисциплины.

14. Я с большим удовольствием смотрю:

а) научно-популярные фильмы;

б) программы о культуре и искусстве;

в) спортивные программы.

 

15. Мне хотелось бы работать:

а)  с машинами, механизмами;

б) с объектами природы;

в)  с детьми или сверстниками.

16.    Школа в первую очередь должна:

а)       давать знания и умения;

б)      учить общению с людьми;

в)       обучать навыкам работы.

17.    Главное в жизни:

а)       вести здоровый образ жизни;

б)      иметь возможность заниматься творчеством;

в)  иметь комфортные бытовые условия.

18.    Для благополучия общества в первую оче­редь необходимы:

а)       защита интересов и прав граждан;

б)       забота о материальном благополучии людей;

в) развитие науки и технический прогресс.

19.    Из предложенного списка мне больше всего нравятся уроки:

а)      физкультуры;

б)      математики;

в)  трудового обучения.

20.    Мне интереснее было бы:

а)       планировать производство продукции;

б)      изготавливать изделия;

в) заниматься сбытом продукции.

 

21.    Я предпочитаю читать статьи:

а)      о выдающихся ученых и их открытиях;

б)      о творчестве художников и музыкантов;

в)   об интересных изобретениях.

22.    В свободное время я люблю:

а)      что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за живот­ными, растениями;

б)      читать, думать, рассуждать;

в)   ходить на выставки, концерты, в музеи.

23.    Больший интерес у меня вызовет сообщение:

а)   о художественной выставке;

б)      об экономической ситуации;

в)    о научном открытии.

24. Я предпочту работать:

а)   в помещении, где много людей;

б)       в необычных условиях;

в)       в обычном кабинете.

 

Подведение итогов

Полученные данные занесите в бланк ответов. Под­считайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клет­ках нижней строчки:

10-12 баллов— ярко выраженная профессиональная склонность;

7-9 баллов — склонность к определенному виду дея­тельности;

4-6 баллов— слабо выраженная профессиональная склонность;

0-3 балла — профессиональная склонность не вы­ражена.

Шесть столбцов — это шесть видов деятельности. Обратите внимание на те виды деятельности, кото­рые набрали большее количество баллов. Совпадает ли ваш предварительный выбор профессии с полу­ченными результатами?

Бланк ответов

I

II

III

IV

V

VI

1

А

 

 

В

 

Б

2

 

В

 

А

Б

 

3

Б

А

 

В

 

 

4

 

 

Б

 

В

А

5

В

А

Б

 

 

 

6

Б

В

 

 

 

А

7

 

Б

В

А

 

 

8

Б

 

 

 

А

В

9

 

Б

 

А

В

 

10

 

 

 

В

А

Б

11

В

Б

А

 

 

 

12

 

 

А

Б

В

 

13

А

 

 

 

Б

В

14

 

А

 

Б

В

 

15

В

 

А

 

Б

 

16

Б

 

В

 

 

А

17

 

 

 

Б

А

В

18

А

В

Б

 

 

 

19

 

 

В

 

А

Б

20

В

 

Б

 

 

А

21

 

А

В

Б

 

 

22

 

Б

А

В

 

 

23

 

В

 

А

 

Б

24

А

 

 

 

Б

В

Всего

 

 

 

 

 

 

 

Краткая характеристика рекомендуемой профес­сиональной деятельности по группам

 I — склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с обучением, воспитанием, обслуживани­ем (бытовым, медицинским, справочно-информационным), управлением. Тех, кто успешен в професси­ях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения, хорошо помнить их осо­бенности.

IIсклонность к умственной работе. Профессии, связанные с научной и исследовательской деятель­ностью. Кроме специальных знаний такие люди обыч­но отличаются рациональностью, независимостью и оригинальностью суждений, аналитическим складом ума. Как правило, им больше нравится размышлять о проблеме, чем заниматься ее реализацией.

IIIсклонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и ме­ханизмов; ремонт, наладка, обслуживание электрон­ного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; обработка и использование различных материалов; управление транспортом; изго­товление изделий.

         IV     — склонность к эстетическим видам деятель­ности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных
способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость.

         V       — склонность к экстремальным видам деятель­ности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельностью, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке и здоровью человека.

         VI     — склонность к планово-экономическим видам деятельности.  Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопро­изводством; анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и акку­ратности.

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн