Официальный сайт e-rus 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Вводный ИТБ. Атом. Химический элемент

Фото пользователя Эльвира Васильевна Ермак
Submitted by Эльвира Васильевна Ермак on Wed, 09/12/2015 - 22:38
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ермак Эльвира Васильевна
Место работы, должность: 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа  № 35 имени Героя Советского Союза А. В. Гусько муниципального образования Каневской район, учитель химии и биологии

Регион: 
Краснодарский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Химия
Цель урока: 

Повторить и обобщить понятия «атом», «химический элемент», «аллотропия», «изотопы», «простые и сложные вещества», распространённость химических элементов в земной коре; развивать умение анализировать, выделять главное в изучаемом материале, делать выводы; продолжить формирование убеждённости в познаваемости мира веществ и взаимосвязи противоположностей; развивать познавательный интерес, способствовать формированию информационной, коммуникативной, общеучебной компетенций личности.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
17
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник: Рудзитис Г. Е. Химия. Основы общей химии. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе: базовый уровень / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – М.: «Просвещение», 2010г.

Используемое оборудование: 

Оборудование: компьютер, электронная доска, ЦОР, периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Используемые ЦОР: 

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/search/?text=%C0%F2%EE%EC+%F5%E8%EC%E8%F7%E5%F1%EA%E8%E9+%FD%EB%E5%EC%E5%ED%F2&submit=%CD%E0%E9%F2%E8&interface=catalog&rubric_id=78708&rub_guid%5B%5D=d05469b0-69bd-11db-bd13-0800200c9c09

Краткое описание: 
<p>Понятие атома.&nbsp;Понятие химического элемента.&nbsp;Распространённость химических элементов в природе.&nbsp;Простые и сложные вещества.&nbsp;Аллотропия.&nbsp;Изотопы</p>

Ход урока

  1. Организация начала урока (приветствие, настрой на работу, отметка отсутствующих)
  2. Вводный ИТБ.
  3. Изучение нового материала: «Атом. Химический элемент»
    • Понятие атома
    • Понятие химического элемента
    • Распространённость химических элементов в природе
    • Простые и сложные вещества
    • Аллотропия
    • Изотопы

Химический элемент

Вся сущность теоретического учения в химии

лежит в отвлеченном понятии об элементах.

Найти их свойства, определить причины их

различия и сходства, а потом, на основании

этого, предугадать свойства, образуемых ими

тел – вот путь, по которому идет эта наука.

           Д. И. Менделеев.

Структурные единицы вещества:

Атом – наименьшая элекронейтральная частица химического элемента и простого вещества, обладающая всеми его химическими свойствами, невидимая, химически неделимая.

Молекула – наименьшая электронейтральная частица вещества, обладающая всеми его химическими свойствами, физически неделимая, но делимая химически.

В ПС 122 химических элементов.

Химический элемент – это вид атомов с определённым зарядом ядра.

         Химический элемент характеризуется следующими параметрами:

  1. Химический знак или символ, который образован начальной-(ыми ) буквами латинского названия элемента.
  2. Атомная масса.
  3. Атомный радиус.
  4. Заряд ядра (главная характеристика).
  5. Распространённость в природе.
  6. Массовая доля.

(Э) = n . M(Э)/M(в-ва)          (Э) в земной коре = m(Э)/m(земной коры)      (Э) = n .  Ar(Э)/Mr(Э) (Э) в веществе = m(Э)/m(в-ва)        

(С) в CH4 = 12/16 = ¾ =0,75(75%)

Химический элемент входит в состав простых и сложных веществ.

         Простые вещества - это вещества, состоящие из одного элемента (H2,  S, Na).

         Сложные вещества – это вещества, состоящие из различных элементов (CH4, H2O, H2SO4).

Простых веществ намного больше, чем химических элементов.

         O                     O2             O3   (Аллотропия  вызвана различным составом  молекулы)  

                               (кислород)       (озон) 

Аллотропия – это явление, когда элемент образует  несколько простых веществ (2 000 простых веществ).

Вещества, образованные одним элементом, называются аллотропными модификациями данного элемента.

                                                                                  C

 

         алмаз                   графит                 карбин                 фуллерен (C60)

                   (Аллотропия вызвана различным кристаллическим составом веществ)

         А сложных веществ ещё больше.

         Состав вещества выражается формулой – это условная запись состава вещества с помощью знаков и индексов:

O2молекулярная (эмпирическая) формула (показывает состав вещества);

H : H – электронная формула (способ образования связи в молекуле);

H – H – структурная формула (порядок соединения атомов в молекуле).

         Химические уравнения – это условная запись химической реакции с помощью формул и коэффициентов.   

H2O =  2H2 + O2                    – молекулярное уравнение

         При написании уравнения должны соблюдаться следующие законы:

 - качественный состав веществ до реакции и после реакции одинаков;

 - закон сохранения массы веществ (М. И. Ломоносов);

 - закон Пруста.

   H+ + OH- = H2O       – ионное уравнение

CaCO3 = CaO + CO2 – 180кДж – термохимическое уравнение

  1. VI.  Закрепление:
    1. http://schoolcollection.edu.ru/catalog/search/?text=%C0%F2%EE%EC+%F5%E8%EC%E8%F7%E5%F1%EA%E8%E9+%FD%EB%E5%EC%E5%ED%F2&submit=%CD%E0%E9%F2%E8&interface=catalog&rubric_id=78708&rub_guid%5B%5D=d05469b0-69bd-11db-bd13-0800200c9c09
    2. выполнение учащимися разноуровневых заданий:

Задания 1 уровня

Задания 2 уровня

Задания 3 уровня

ХИМИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ. РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ В ПРИРОДЕ

1.Какой из приведённых элементов назван в честь страны:

(1)In, (2)Si, (3)Ra, (4)Ru?

2.Какой элемент наиболее распространён в природе:

(1) кислород,

(2) водород,

(3) гелий,

(4) углерод?

1. Какой из элементов назван в честь континента:

(1)N; (2)Au; (3)Am; (4)At?

2. Какой элемент впервые был получен Г. Н. Флёровым в институте ядерной физики в 1964 г.: (1) германий,

(2) радий,

(3) уран,

(4) курчатовий?

1.Какой из элементов иаиболее распространён в природе:

(1)Al; (2)Te; (3)Mo; (4)W?

2.Элемент № 110 синтезирован в:

1) 1986г.,

2) 1989г.,

3) 1987г.,

4) 1981г.?

 

ИЗОТОПЫ

1. Один из нуклидов элемента не содержит нейтронов. Назовите этот элемент?

2. Чем сходны и чем отличаются изотопы:

а) 3He u 4He, б) 16O, 17О и 18О, в) 24Mg, 25Mg и 26Mg?

1. Каков состав ядер дейтерия H, трития H, протия  H, Li, Fe, Sn, Ni,  Sn?

2. Массовое число изотопа равно:

(1) числу протонов в ядре,

(2) числу нейтронов в ядре,

(3)числу орбитальных электронов,

(4) суммарному числу протонов и нейтронов?

1.Кислород представляет собой смесь изотопов: O (99.5%), O (0.039%) u O (0.204%). Вычислите, сколько примерно атомов каждого нуклида приходится на один атом нуклида О.

2.Рассчитайте, относительную атомную массу бора, если известно, что массовая доля нуклида 10В составляет 19,6%, а нуклида 11В – 80,4%.

АЛЛОТРОПИЯ

1.Даны простые вещества: сажа, озон, графит, карбин, кислород, алмаз, красный фосфор. Сколько всего химических элементов входит в состав этих веществ:

(1) 3, (2) 4,(3) 5,(4) 6?

2. Какие два аллотропных видоизменения образует сера? Назовите их.

1.Чему равна максимальная масса озона (г), которую можно получить из 16г кислорода:

(1) 12,0г,

(2) 16,0г,

(3) 24,0г,

 4) 32,0г.

2.Укажите структуру и тип гибридизации приведённых ниже веществ по схеме:

вещество – структура – тип гибридизации

Алмаз

Графит

Карбин

1.При пропускании озона через раствор иодида калия происходит следующая окислительно-восстановительная реакция: ………….?

2.Графит обладает меньшей прочностью кристаллической решетки по сравнению с алмазом. Энергетический эффект перехода С(графит)-С(алмаз) можно определить:

1) на основе данных исследования кристаллических структур графита и алмаза;

(2) на основе данных о тепловых эффектах сгорания графита и алмаза;

(3) экспериментально в калориметрической установке?

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ХИМИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ»

И «ПРОСТОЕ ВЕЩЕСТВО»

1.Укажите, в каких предложениях речь идет о простом веществе, а  в каких о химическом элементе:

а) медь входит в состав медного купороса;

Б) пластинка изготовлена из меди;

В) азот входит в состав мочевины;

Г) азот содержится в воздухе;

Д) сера и кислород входят в состав сернистого газа;

Е) азот входит в состав азотной кислоты.

1.Вместо точек поставьте в нужном падеже слова: «химический элемент», «простое вещество»:

а) оксид меди – это..., так  как состоит из разных … меди и кислорода;

Б) при разложении электрическим током … воды образуются два … водорода и кислорода;

В) сульфид железа содержит два …  – железа и серу.

1. При прокаливании смеси цинка и серы образовался сульфид цинка массой 9,7г, кроме того, осталось 0,8г серы. Рассчитайте массу каждого из веществ, взятых для реакции.

 

  1. Домашнее задание: повторить законы постоянства состава веществ и закон сохранения массы веществ.

 

 

Прикрепленный файл Size
Вводный ИТБ. Атом. Химический элемент.docx 44.85 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн