Конспект урока по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" с презентацией
Submitted by Вероника Валерьевна Пучкова on Wed, 01/07/2009 - 13:32
КОНСПЕКТ УРОКА
«Тема любви и творчества в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Цель: способствовать развитию креативности мышления посредством творческих заданий;
развивать навык коллективной работы учащихся (в микрогруппах) в сочетании с самостоятельной исследовательской работой;
развивать познавательный интерес к изучению литературы;
воспитывать ответственность не только за собственные знания, но и за успешность работы всего творческого микроколлектива
Задачи:
оценить результаты усвоения данной темы не только классом (группой), но и каждым учащимся (знание текста, умение анализировать и т. д.);
развивать умение работать с текстом (художественным, публицистическим) и переносить свои знания и опыт работы в группу;
воспитывать у учащихся умение работать в коллективе и микрогруппе через развитие коммуникативных свойств (умение доказать свою точку зрения; понятно, грамотно, аргументировано излагать свои мысли; владение терминологией, логикой, элементами риторики).
Форма урока: урок-семинар
В качестве домашнего задания детям было предложено разделиться на группы и ответить на предложенный вопрос, аргументируя свои мысли цитатами из текста романа.
1. Вступительное слово. СЛАЙД 1
Сегодня на уроке мы обсуждаем тему любви и творчества в романе Булгакова «М и М». Какие нравственные проблемы поднимает в романе автор, почему эти проблемы актуальны и сейчас – на эти вопросы вы должны сегодня найти ответы.
Каждая группа работала со своим заданием. Чтобы унести с собой как можно больше, вы будете заполнять таблицу формулировками проблем, связанных с конкретными героями и эпизодами романа. Общий вывод предстоит сделать каждому, хотелось бы, чтобы этот вывод был субъективным.
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: как связаны в романе темы любви и творчества?
(история Мастера – это и история романа о Понтии Пилате, и история любви.)
СЛАЙД 2,
СЛАЙД 3
2.Итак, 1-я группа отвечала на вопрос «Что принесла любовь главным героям?»
Мастер – историк, переводчик в музее, одинок, какая-то в полосатом платье, выигрыш 100 тысяч, нанял комнаты, начал сочинять роман, весной встретил Маргариту, роман, счастье…
Маргарита – жемчуг, жемчужина, нет портрета, голос, смех, глаза.
( Почему нет подробного портрета Маргариты? – важен не внешний облик героини, а жизнь ее души)
СЛАЙД 4
Вывод?
Любовь М и М – дар судьбы, спасение от одиночества. Любовь оказывается долговечной, и это подтверждают слова Б:
КАКИЕ??? (Учащиеся зачитывают отмеченные цитаты)
За мной, читатель…
СЛАЙД 5
Любовь возвышает человека, с ее помощью человек постигает вечное, духовное. Если любовь истинна, то она бессмертна, вечна.
ЦИТАТЫ???
СЛАЙД 6, заполнение таблицы, вернуться.
3.Вторая группа отвечала на вопрос: Какую ответственность несет творец за свое произведение?
Уединение, минимум комфорта, природа за окном, пылающий огонь, книги и ЛЮБОВЬ – это обстановка полной творческой свободы, роман – это плод свободного труда, свободной мысли, творческого полета.
ЦИТАТЫ???
Слайд 7
Но роман не принят, мастер начинает борьбу, но сдается, даже любовь ему не помогает. Решение сжечь роман.
Какую проблему поднимает автор?(ответственности за талант. Прожить жизнь и не суметь потом вспомнить о прожитом – это грех. Мастер в конце концов понял это и начал жить. Его жизнь – это его творчество, его роман.)
Чем мастер оправдывает свой поступок? (не хочет страданий Марго, но, по сути, уходит от всего.)
СЛАЙД 8
Мог ли мастер поступить по-другому?(Да, он мог продолжить борьбу или найти другую цель в жизни. Его поступок усилил душевные страдания и его, и Маргариты. У него не хватило веры – и поэтому он заслужил покой, но не свет.)
Заполнение таблицы
СЛАЙД 9 ВЕРНУТЬСЯ
Любовь и творчество связаны в романе через образы М и М, но нельзя забывать и о каком персонаже? (Иванушка)
Слайд 10
4.3-я группа отвечала на вопрос: Кого же можно назвать настоящим писателем?
ЦИТАТЫ??
Массолит, ее суть, члены организации, их интересы.
Мастер – это человек, посвятивший себя творчеству. Он и есть настоящий писатель, но слово МАСТЕР противопоставлено пошлому псевдописательскому миру. Мастер – человек, наделенный творческой свободой, силой слова, великим пониманием жизни. Это наставник, художник милостию Божьей.
СЛАЙД 12, 13, 14.
Испытывая страх, отвращение к роману, Мастер утрачивает имя и добровольно уходит в клинику Стравинского, видя в этом спасение от ненавистного ему общества. Он постиг высшую истину, но добровольно отрекся от романа. И это тоже имеет прямое отношение к поставленной проблеме ответственности.
Возврата в современный московский мир для мастера НЕТ. Что же сделает возможным возрождение Мастера?
ВЕРНУТЬСЯ
Этот вопрос анализировала 4-я группа.
ЦИТАТЫ???
СЛАЙД 15
Договор с Воландом, выбор Марго, «Я погибаю из-за любви».
Выбор после бала.
Награда.
СЛАЙД 16
Какие истинные ценности связаны с образом Мартариты?
МИЛОСЕРДИЕ
ЧЕСТНОСТЬ
ВЕРА
ЛЮБОВЬ
Верная и вечная любовь – один для другого!!!
Кого из героев романа, написанного Мастером, напоминает Маргарита в своем стремлении спасти возлюбленного? Как вернет она свою любовь?
Ответ учащегося:
Маргарита сейчас так же бескорыстна, отважна, как и Левий Матвей, пытавшийся спасти Иешуа. Люди сделали все, чтобы разлучить возлюбленных, а вернуть Мастера поможет Маргарите нечистая сила.
Выводы
СЛАЙД 17, 18, 19
Заполнение таблицы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заключение
Общий вывод по теме урока вы сделаете самостоятельно и запишете под таблицей.
Оценки по группам.
Домашнее задание – закончить таблицу, разобрать особенности композиции романа (сделать опорную схему в тетради)
Размещено чт, 02/07/2009 - 12:44 пользователем Ольга Николаевна Соколова.
· Содержание урока полностью соответствует базовому стандарту по литературе и авторской программе А.Г.Кутузова. Весь содержательный материал урока соответствует заявленной теме – любви и творчества. Предложенные формы и методы направлены на формирование у обучающихся практических навыков, требуемых программой: построения монологического высказывания, обоснования собственной позиции, анализа текста и т.д.
· В отобранном материале прослеживается соответствие содержанию романа. В процессе анализа выдерживается авторская концепция героев, их отношений, позиций. Литературоведческий анализ выполняется с соблюдением принципа научности.
· В методической организации урока обеспечивается разнообразие форм, методов и приемов организации учащихся: анализ текста, групповая работа, исследование, проблемная ситуация, монологическое высказывание, дискуссия и др. Учитель, задействовав практически всех учащихся и подобрав задания с учетом их индивидуальных особенностей, профессионально управляет уроком.
· Выбранные формы, методы и приемы, отбор фактического материала оптимальны, направлены на достижение высоких результатов усвоения темы, организована обратная связь.
· Задания и их объем посильны для обучающихся, электронное приложение (презентация) соответствует эргономическим требованиям.
Пожелания: Хотелось бы встретиться с автором и поговорить по поводу целесообразности рассмотрения в рамках одного урока темы любви и темы творчества. Может быть, стоит их развести?! Ведь каждая из них очень значима и объемна. Не открываются видеофрагменты, не работают некоторые ссылки, но это объяснимо: сбой явно произошел в процессе прикрепления файла. Надеемся на то, что автор выложит и другие конспекты уроков в ЦОР. (Коллективное творчество группы №1.)
Данный ЦОР не является уникальным, но актуален, т. к. на уроке обсуждаюся вечные проблемы, дети учатся ориентироваться в философских вопросах, грамотно и оргументированно отстаивать свою позицию, что необходимо в рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
Данный ЦОР не является уникальным, но актуален, т. к. на уроке обсуждаюся вечные проблемы, дети учатся ориентироваться в философских вопросах, грамотно и оргументированно отстаивать свою позицию, что необходимо в самказ подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Судя по конспекту, учащиеся имели возможность самостоятельно отобрать содержательный материал и интерпретировать его.
К уроку прилагаются презентация и таблица с вопросами для групп учащихся. Каждый этап урока сопровождается рядом слайдов с иллюстрациями, выводами, чтобы учащиеся могли скорректировать свои высказывания, сделать записи.
К данному ЦОРу нет комментариев, т.к. выставлен он недавно.
В качестве улучшения качества проведения данного занятия хочется предложить провести двухчасовое занятие. Не отражен принцип деления на группы, не конкретизировано предварительное задание. (Данный комментарий является плодом коллективной работы группы № 5!)
Комментарий был изменен с момента создания (Y4IJIKA, чт, 02/07/2009 - 11:51).
На: Конспект урока по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"
На: Конспект урока по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"
· Содержание урока полностью соответствует базовому стандарту по литературе и авторской программе А.Г.Кутузова. Весь содержательный материал урока соответствует заявленной теме – любви и творчества. Предложенные формы и методы направлены на формирование у обучающихся практических навыков, требуемых программой: построения монологического высказывания, обоснования собственной позиции, анализа текста и т.д.
· В отобранном материале прослеживается соответствие содержанию романа. В процессе анализа выдерживается авторская концепция героев, их отношений, позиций. Литературоведческий анализ выполняется с соблюдением принципа научности.
· В методической организации урока обеспечивается разнообразие форм, методов и приемов организации учащихся: анализ текста, групповая работа, исследование, проблемная ситуация, монологическое высказывание, дискуссия и др. Учитель, задействовав практически всех учащихся и подобрав задания с учетом их индивидуальных особенностей, профессионально управляет уроком.
· Выбранные формы, методы и приемы, отбор фактического материала оптимальны, направлены на достижение высоких результатов усвоения темы, организована обратная связь.
· Задания и их объем посильны для обучающихся, электронное приложение (презентация) соответствует эргономическим требованиям.
Пожелания: Хотелось бы встретиться с автором и поговорить по поводу целесообразности рассмотрения в рамках одного урока темы любви и темы творчества. Может быть, стоит их развести?! Ведь каждая из них очень значима и объемна. Не открываются видеофрагменты, не работают некоторые ссылки, но это объяснимо: сбой явно произошел в процессе прикрепления файла. Надеемся на то, что автор выложит и другие конспекты уроков в ЦОР. (Коллективное творчество группы №1.)
На: Конспект урока по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"
Огромное спасибо за прекрасный анализ предложенных материалов! При личной встрече могу предложить более совершенные материалы с видео и голосом.
На: Конспект урока по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"
Данный ЦОР не является уникальным, но актуален, т. к. на уроке обсуждаюся вечные проблемы, дети учатся ориентироваться в философских вопросах, грамотно и оргументированно отстаивать свою позицию, что необходимо в рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
На: Конспект урока по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"
Данный ЦОР не является уникальным, но актуален, т. к. на уроке обсуждаюся вечные проблемы, дети учатся ориентироваться в философских вопросах, грамотно и оргументированно отстаивать свою позицию, что необходимо в самказ подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Судя по конспекту, учащиеся имели возможность самостоятельно отобрать содержательный материал и интерпретировать его.
К уроку прилагаются презентация и таблица с вопросами для групп учащихся. Каждый этап урока сопровождается рядом слайдов с иллюстрациями, выводами, чтобы учащиеся могли скорректировать свои высказывания, сделать записи.
К данному ЦОРу нет комментариев, т.к. выставлен он недавно.
В качестве улучшения качества проведения данного занятия хочется предложить провести двухчасовое занятие. Не отражен принцип деления на группы, не конкретизировано предварительное задание. (Данный комментарий является плодом коллективной работы группы № 5!)