ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
В уроке концентрируется если не вся, то значительная часть педагогики.
Главный критерий качества урока – не применение тех или иных видов работы,
методов обучения, ТСО и т.п., а обученность учеников,
достижение цели урока…
(М.Н.Скаткин)
Обучение нужно всегда строить так, чтобы дать уму и рукам студентов работу посильную, но не легкую, обязательно требующую напряжения.
Только в напряженном труде возможно развитие профессионального мастерства студентов.
И мастеру всегда надо помнить, что студентов всегда влечет труд, в котором открываются возможности движения вперед, возможности для постоянного совершенствования.
Основа производственного обучения – производительный труд студентов, подчиненный решению учебно-воспитательных задач. Без этого рабочего не подготовить! Отсюда важнейшая задача мастера – правильный подбор учебно-производственных работ.
Но мастер допустит большую ошибку, если будет рассматривать производственное обучение лишь как процесс формирования у студентов умений и навыков.
Для мастера как для педагога должно быть не безразлично, как студенты относятся к учебному процессу, какое место он занимает в их жизни, к каким целям они стремятся. Одно из важнейших условий и факторов успешной (работы) учебы – интерес. Интересно учиться тогда, когда студент почувствует свою силу, свое умение, свой успех, свою победу в преодолении трудностей.
Мастеру следует помнить, что если театр начинается с вешалки, то учебная мастерская – с рабочего места мастера производственного обучения. Рабочее место – это эталон, образец организации труда специалиста высокой квалификации. Готовясь к уроку, не только определите организацию и методику своей деятельности, но и продумайте, чем будут заняты ум и руки студентов на каждом этапе урока. Учитесь качественно планировать урок. Хорошо продуманный, целенаправленный и содержательный план урока – незаменимый помощник мастера. Если в нем четко и последовательно раскрыты основные этапы предстоящего урока, если накануне план урока несколько раз «Проигрывался» мастером – успех урока обеспечен.
Готовясь к проведению вводного инструктажа, проверьте исправность и работоспособность оборудования и инструмента, наличие необходимой документации и наглядных пособий, заготовок и материалов для выполнения учебно-производственных работ. Расположите все подготовленное в порядке использования так, чтобы оно находилось всегда под рукой, чтобы не требовалось тратить время на поиски.
Основа вводного инструктажа на начальных этапах обучения – показ и объяснение трудовых приемов. Усвоить приемы тем легче, чем меньше их показывает мастер. Поэтому для показа нужно отбирать только новые для учащихся и наиболее важные для успеха предстоящей работы трудовые приемы. Чтобы эффективно показывать трудовые приемы, мастеру необходимо поупражняться в их выполнении перед уроком. Показ трудовых приемов – это не просто выполнение работы перед учащимися. Показывая трудовые приемы, нужно умело сочетать практический показ и словесные пояснения. Нельзя показывать приемы молча, но не следует при этом быть и многословным. При помощи слов даются попутные объяснения, обращается внимание учащихся на наиболее существенное, на невидимую часть приема, подводятся итоги показа. Не нужно прибегать к объяснениям в том случае, где достаточно практического наглядного показа.
Речь мастера имеет огромное значение в его работе. И ее необходимо постоянно совершенствовать. Надо выбирать доступные, понятные слова, разумно и экономно строить фразы, излагать материал четко, последовательно, аргументировано, акцентируя внимание на главном, наиболее трудном, избегать повторений, умело использовать мимику, жестикуляцию, интонации.
Всегда старайтесь ставить перед студентами вопросы, которые заставляют их не столько вспомнить, сколько мыслить, сравнивать, сопоставлять, обосновывать, выбирать, доказывать.
Для того чтобы успешно руководить производственным обучением студентов, прочувствовать их возможные затруднения и типичные ошибки, начинающему мастеру следует самому, лично от начала до конца выполнить (изготовить) каждую учебно-производственную работу (изделие, деталь), которую он будет предлагать студентам.
Умело используйте «эффект новизны»: начало учебного года, новую работу, новый станок, инструмент, новое учебное пособие, новую форму организации труда, новые формы применения знаний на практике, новые условия обучения. Это способствует возбуждению, поддерживанию и развитию у студентов интереса к работе.
Типичный недостаток уроков у неопытных мастеров заключается в том, что студенты выполняют все действия только по указанию мастера, но не знают и не понимают, почему и для чего все это нужно делать, почему именно в такой последовательности, чего они должны достичь. Учебно-производственная деятельность студентов может быть эффективна лишь в том случае, если они четко осознают ее сущность и конечные результаты. Организуя систему упражнений студентов, не задерживайтесь на первичном усвоении и закреплении умений, быстрее пускайте первоначальные умения «в оборот», предлагая студентам выполнить постепенно усложняющиеся учебно-производственные работы. Руководя работой студентов на уроке, соблюдайте основные правила из текущего инструктирования:
Вникайте в работу каждого студента, не упуская из поля зрения работу всей группы;
Постоянно развивайте у студентов способность анализировать свой труд, находить причины ошибок и способы их устранения и предупреждения;
Не вмешивайтесь в работу студента, если в этом нет необходимости в данный момент;
Не доделывайте работу за студента – это приучает их к безответственности;
При анализе хода и результатов работы студентов исходите, прежде всего, из ее достоинств, а затем разбирайте недостатки;
Если Вы не совсем уверены в выполнении студентом Вашего задания – похвалите его авансом, студент проявит больше старательности. Инструкционные и технологические карты, другая учебно-техническая документация, дают необходимый эффект тогда, когда ими пользуется не только мастер в ходе вводного инструктажа, но прежде всего и главным образом – студенты в процессе выполнения учебно-производственных работ.
Старайтесь использовать любую возможность, любую учебно-производственную ситуацию, чтобы побуждать студентов к мышлению в процессе работы, развивать их творческие способности, сообразительность, производственную смекалку, самостоятельность. Чем более осмысленный и творческий характер имеет труд студентов, тем с большим интересом и желанием они трудятся.
Выработать у студентов привычку думать, мыслить может лишь человек, который сам мыслит
Ошибки студентов – закономерное явление учебного процесса. Безошибочного обучения вообще не существует. Задача мастера состоит в том, чтобы поставить студента в такие условия, когда ему приходится самому найти ошибки, их причины, самостоятельно определить пути исправления и предупреждения. Осознанная ошибка возбуждает активность, стимулирует студента повышать качество работы.
Успеха в производственном обучении добиваются те мастера, которые понимают трудности в работе студентов, и главную задачу для себя видят не столько в исправлении допущенных ошибок, сколько в их преодолении. Если мастер не понимает, не чувствует трудностей студентов, он ничем не может помочь им.
Обучая и воспитывая студентов, нужно всегда ориентироваться на условия, в которых студенты будут работать после окончания училища. Поэтому следует широко применять бригадные формы учебно-производственного труда студентов, организовывать освоение доступных смежных профессий, упражнять их в самостоятельном принятии производственных решений, изыскании путей повышения качества и производительности труда, приучать к рационализации и изобретательству, дорожить рабочей честью.
Самостоятельность, способность осуществлять эффективный самоконтроль, как и другие качества студентов, не приходят к ним сами по себе – их нужно приучать постепенно и постоянно, на каждом этапе обучения.
Прежде чем требовать от студентов хорошую работу, оценивать их учебный труд, нужно научить их трудиться. Оценка – один из весьма действенных инструментов в руках мастера. Пользоваться этим инструментом нужно очень осторожно.
Оценка должна всегда способствовать обучению и воспитанию студентов. Это возможно только при безусловной объективности оценки, когда студент внутренне согласен с ней и понимает ее смысл.
Не допускайте безразличного отношения студентов к оценке. При оценке важно не только, какой балл выставляется, но и то, как он преподносится группе.
Нужно как можно шире практиковать «оценочное» общение со студентами на уроке. Это создает условия для эффективного «самооценочного» анализа студентов своей работы. Мастер может поставить студенту заслуженную «двойку», но главная задача – предупредить ее. «Двойку» допустимо ставить только тогда, когда сделано все, чтобы ее не было.
Большое значение при анализе и оценке работы сильных студентов имеет широкая гласность, способствующая тому, чтобы положительный пример стал стимулом для остальных студентов группы. Не хвалите и не поощряйте всегда одного и того же студента, чтобы не противопоставлять его всему коллективу.
Хвалить и поощрять хороших студентов следует не столько за хорошую учебу, сколько за стремление учиться лучше. Никогда не торопитесь зачислять студентов в разряд «неспособных» и «безнадежных». Проведя урок, обязательно проанализируйте его, сделайте вывод о выполнении поставленной цели, разберитесь, насколько студенты продвинулись вперед в освоении профессии, каков был воспитательный эффект урока. Объективно оцените, что у Вас получилось и что не получилось в ходе урока, постарайтесь глубоко разобраться в причинах успехов и недостатков, сделайте выводы на будущее.
|