Сценарий урока в 5 классе "Майор привёз мальчишку на лафете..."
Выберите действие:
Тема урока: Стихотворение К. Симонова
«Майор привёз мальчишку на лафете…»
Цели урока:
1. Деятельностная:
- развивать умения выделять логические части в стихотворении, понимать и оценивать изображаемое, делать обобщения и выводы;
- воспитывать чувство патриотизма, сострадание к людям;
- развивать умение слушать, работать в сотрудничестве;
- совершенствовать духовно-нравственные качества личности.
2. Содержательная:
- познакомить с литературным наследием военного и послевоенного периода, формировать историческую память о подвиге сверстников в годы войны.
Задачи урока:
1. Образовательные:
- научить анализировать литературное произведение, отвечать на вопросы, создавать монологическое высказывание на заданную тему;
- научить формулировать собственное отношение к произведению.
2. Развивающие:
- развивать логическое мышление, коммуникативные умения;
- расширять активный запас слов учащихся; развивать речь;
- развивать умение анализировать, сопоставлять, обобщать.
3. Воспитывающие:
- воспитывать культуру речи, умение слушать, работать в сотрудничестве;
- воспитывать патриотизм;
- воспитывать уважительное отношение к русской поэзии.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Формирование и развитие универсальных учебных действий:
1. Личностных: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
2. Метапредметных:
- регулятивных: постановка учебной задачи; умение работать в группе;
- познавательных: использование различных источников информации;
- коммуникативных: умение слушать и вести диалог, сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
3. Предметных: освоение произведения, умение работать с готовым текстом, анализировать его.
Межпредметные связи:
- история: знакомство с историческими событиями 1941-1945 гг.
- искусство: сопоставление репродукций картин художников и собственных иллюстраций.
Оборудование урока:
- мультимедийный проектор; компьютер; экран;
- компьютерная презентация «К.Симонов»;
- репродукции картин с иллюстрациями о ВОВ;
- рисунки учащихся.
Ход (сценарий) урока:
1. Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний.
Учитель.
Ребята, эпиграф нашего урока: Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны…
- Ребята, что вы знаете о Великой Отечественной войне?
- Как вы понимаете строки эпиграфа «Война прошлась по детским судьбам грозно”?
Учитель. ВОВ длилась долгих 4 года. Писатели-фронтовики в своих произведениях отразили будни войны.
Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Что бы вы хотели узнать нового на уроке?
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Учитель: Сейчас мы познакомимся со стихотворением Константина Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете».
- Как вы думаете, почему Симонову интересна тема Великой Отечественной войны?
Во время Великой Отечественной войны писатель, которому в 2015 году исполняется 100 лет со дня рождения, работал военным корреспондентом. Тема войны, жизни и смерти навсегда вошла в его творчество.
Учитель. Сегодня на уроке мы будем говорить об одном из подвигов русского народа, когда на защиту своей Родины встал весь российский народ, поэтому войну 1941-1945 гг. называют Великой Отечественной.
Об этой войне послушаем доклад, подготовленный учащейся Авадень К.
Ученики слушают доклад.
Учитель. Составим кластер на тему «Война». Пусть сейчас каждый из вас выйдет и напишет свои ассоциации с данным словом.
Ученики. Составляют кластер на тему «Война».
3. Постановка учебной задачи (проблемы)
Учитель: Прежде чем послушать стихотворение, познакомимся с индивидуальным сообщением Захарова К. о подвиге бойцов крепости-героя Бреста ( в стихотворении упоминается город-герой Брест)
Сообщение ученика
Крепость в черте города Брест в Белоруссии была построена в 1833—1838 гг. для обороны западных границ России. В начале XX в. она была модернизирована. Именно на эту крепость, которую оборонял малочисленный гарнизон, 22 июня 1941 года обрушился первый удар фашистских войск. Почти месяц, находясь в окружении, гарнизон крепости под командованием П. М. Гаврилова, И. Н. Зубачева, Е. М. Фомина держал оборону. Бойцам не хватало боеприпасов, продовольствия, воды, но ни один из них не поднял руки и не сдался врагу.
В 1965 году Брестской крепости было присвоено звание «Крепость-герой Брест».
Ученики. Прослушивают стихотворение в исполнении самого писателя на фоне презентации.
Физкультминутка.
Учитель. Настроение у нас теперь бодрое, и мы, ребята, постараемся сейчас сами осмыслить стихотворение.
4. Построение проекта выхода из затруднения. Практикум. Работа над осмыслением текста.
Учитель. Слушая произведение, вы обратили внимание на то, от чьего лица ведется повествование?
Попытаемся осмыслить стихотворение:
-Как вы думаете, какова тема и идея этого стихотворения?
- Какая картина поразила рассказчика?
- Что узнали мы о судьбе мальчика?
- Как описывает его автор? (Запишите описание мальчика в тетрадь).
Работа в группах. Ответьте письменно на вопрос.
1 группа.
Как вы понимаете строчки:
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.
2 группа. Как вы понимаете строчки:
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.
Учитель. События ВОВ нашли отражение и в творчестве многих художников.
Картины, как и стихи, являются произведениями искусства. А искусство не только рассказывает о чём-то, но и делает нас соучастниками событий, заставляет нас пережить изображаемое. Многие из вас заранее подготовили к уроку иллюстрации к стихотворению.
-Что являлось предметом изображения у художников и у вас?
- Совпадает ли видение событий художниками и вами с представлениями автора стихотворения ?
5. Рефлексия деятельности.
1. Учитель.
Обращаясь ещё раз к прочитанному стихотворению, ответим на вопрос:
- В каких строчках своего стихотворения Симонов выражает главную мысль? В чём она заключается?
Ответы. Пока не закончена война, пока не освобождена от фашистов вся наша земля, воины не могут чувствовать себя спокойно, не смогут «домой прийти... до конца»: они постоянно помнят о том, что в это время кто-то страдает там, где идут бои.
Автор хочет сказать, что он будет участвовать в борьбе с врагами, пока фашистов не прогонят с нашей земли. Он хочет увидеть, как ребенку будет возвращена его родина, как он возвратится в свой город и «поцелует горсть своей земли».
-Учитель. Как вы думаете, актуально ли стихотворение в наши дни?
Ученики. Нас и сегодня волнует это произведение. Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества, будет жить вечно.
3. Домашнее задание.
Учитель. Выберите то домашнее задание, которое поможет вам преодолеть вашу трудность:
1. Выучить наизусть стихотворение «Майор привёз мальчишку на лафете…».
2. Составить небольшой рассказ о событиях, описываемых в стихотворении.
3. Вспомнить, с какими видами изобразительно-выразительных средств вы знакомы, выписать их из стихотворения.
Ресурсы для учителя:
1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2014
2. Цифровые образовательные ресурсы http://www.openclass.ru/node/180810.
Konstantin-Simonov-Mayor-privez-mal_chishku-na-lafete(muz-muz.net).mp3
Литература для учащихся:
1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2013.
2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы по литературе: 5 класс. М.: Просвещение, 2013.
3. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс»: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ Сост. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. М.: Просвещение, 2013.