Тема урока: «Обучение выбору союза и построению предложений с однородными членами»
Технология: Системно-деятельный подход обучения.
1.Организационный момент
Цель этапа
Результаты
Оценка
личностные
метапредметные
предметные
Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.
Иметь ценностное отноше-ние к учебной деятельности на личностном значимом уровне.
Р. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
К. Использовать речь для регуляции своего действия.
Предметная го-товность к учеб-ной деятельности.
Оценочные суждения на умение оценивать готовность к предметной деятельности.
Взаимодействиев образовательном процессе
Действия педагога: создать ситуацию самооценки готовности обучающихся к предстоящей деятельности.
Действия обучающихся
СЛАЙД 1. 1 минута
Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться: Доброе утро!
- Проверьте, все ли готово к уроку? Чем мы будем заниматься на уроке? 2 минуты
У – учиться, удивляться,
Р – рассуждать, размышлять, развиваться,
О – обобщать, обсуждать, открывать,
К – корректировать и красиво писать!
- Словами, какой части речи мы воспользовались сейчас? Что вы можете сказать про них? Укажите спряжение этих глаголов.
На доске эпиграф:«С малой удачи начинается успех!»2 минуты
- Какое ключевое слово в этом высказывании? (успех)
- Что необходимо, для успешной работы на уроке? (Быть внимательным, вдумчивым, активным и т.д.)
- Пожмите друг другу руку и пожелайте успеха.СЛАЙД 2.
Выполняют самооценку готовности к уроку.
Называют цели урока.
Высказывают своё мнение.
2. Активизация и мотивация. Постановка учебной задачи
Цель этапа
Результаты
Оценка
личностные
метапредметные
предметные
Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала. Фиксировать повторяемые понятия и правила в виде схемы.
Иметь ценностное отношение к умению воспринимать задания.
Р. Самоорганизация учащегося при выполнении задания.
П. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
К. Использовать адекватные речевые высказывания
Уметь воспринимать, понимать содержание задания и решать поставленную задачу.
Оценочные суждения на понимание задания.
Взаимодействиев образовательном процессе
Действия педагога: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.
Действия обучающихся
СЛАЙД 3.
1.Минутка чистописания.
- Приступим к работе. Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- Что за буквы составляют узор? И А Н О Ю
- Какая буква лишняя? Почему? (и – соединительный союз, а, но – противительные союзы)
- Пропишите одну строчку в тетради эти союзы: ИА Но и а но … и одну строчку прописную и строчную букву Юю.
- Кто сможет сформулировать тему сегодняшнего урока? 1 минута
СЛАЙД 4. «Обучение выбору союза и построению предложений с однородными членами»
СЛАЙД 5. - Какую учебную задачу поставим перед собой?
2.Для продолжения урока нам необходимо вспомнить основные признаки и правила однородных членов предложения, в этом вам поможеттест. (работа в парах)2 минуты
СЛАЙД 6. Ключ к тесту. СЛАЙД 7 - 8.
СЛАЙД 9.
3.Словарная работа. 5 минуты
- Вспомните, пожалуйста, одно из стихотворений про словарные слова и запишите в тетрадь. Не забудьте указать ударение, подчеркнуть орфограмму. Сообщение о картофеле (Шамонов В), о метро (Галеева А) и т. п.
Презентация – тренажёр 1 минута
4.Игра (презентация) «Футбол».Безударная гласная в корне слова.
- Знаете ли вы, как образовалось это слово?Долинаот слова«дол», что означает «низ, нижний край».2 минуты
Дол – это корень родственных слов.
Долина – это низина, впадина между горами.
А как называется нижний край платья? Правильно – подол.
Долина – подол – дол.Выделите корень родственных слов и подчеркните орфограммы.
- Каким правилом вы пользовались, подбирая проверочные слова?
5.Игра «Ты – мне, я – тебе»Памятки – запоминалки. Стихотворная форма помогает школьникам запоминать основные лингвистические термины и орфографические правила.1 + 3 минуты
Развитие мышления, логики
Самостоятельно формируют проблему, цель и тему для изучения.
Работа в парах.
Вспоминают правила
Частично-поисковый метод (исследование словарных слов – сообщения, небольшая презентация) – д/з
Подбирают проверочные слова, вспоминают правила
2 команды: групповая работа
3. Решение учебной задачи
Цель этапа
Результаты
Оценка
личностные
метапредметные
предметные
Формировать и развивать ценностное отношение к умению определять и формулировать проблему. Зафиксировать отличительные свойства задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности. Сформулировать цель и тему урока.
Иметь ценностное отношение к умению самостоятельно определять и формировать учебную задачу и способ деятельности.
Р. Самостоятельно формулировать тему и цели урока, предполагать свои действия.
П. Устанавливать причинно-следственные связи, строить логичные рассуждения, анализировать, сравнивать, группировать.
К. Сроить высказывания, аргументировано доказывать свою точку зрения. Критично относиться к своему мнению, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в паре.
Иметь представление о цели урока, о способах деятельнос-ти. Определять «поле незнания». Уметь находить однородные члены предложения, расставлять знаки препинания
Оценочные суждения об умении самостоятельно определять и формировать учебную задачу и способы деятельности.
Оценочные суждения на умения применять знания на практике
Взаимодействиев образовательном процессе
Действия педагога: создать ситуацию формулирования проблемы, цели, темы изучения через выяснения каких знаний не хватает для решения проблемы
Действия обучающихся
СЛАЙД 10.Групповая работа 2 минуты
6.Работа с пословицами. Прочитайте и закончите предложения, выбрав союз. Найдите и подчеркните однородные члены.
- Обсудите в группе как необходимо расставить знаки препинания в этих предложениях?
Нет друга – ищи (и/а/но/да) нашёл – … (а, береги)
Один за всех (и/а/но/да) все за … (и, одного)
Сам погибай (и/а/но/да) товарища … (а; но; да выручай)
Любит кошка рыбу … в воду лезть не хочет.
Надо, надо умываться по утрам … вечерам.
Летучая мышь днём спит … ночью летает.
Мальчик был очень слабый … смелый. - С какими трудностями вы встретились?
Проговаривают проблему, отделяют знания от незнания, самостоятельно формируют проблему, цель и тему для изучения, предлагают свои действия.
Потянулись - руки вверх, потянулись влево, вправо.
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте.
«Здоровье в порядке. Спасибо зарядке!»
4. Решение учебной задачи – проектирование и алгоритмизация
Цель этапа
Результаты
Оценка
личностные
метапредметные
предметные
Формирование и развитие умения создавать зрительный образ или модель понятия. Формировать и развивать умения строить алгоритм действия, вносить изменения. Зафиксировать его при помощи знаков, изобразить схематически и проговорить во внешней речи.
Иметь ценностное отношение к умению создавать зри-тельный образ или модель понятия, строить алгоритм действия, вносить изменения.
Р. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
П. Устанавливать причинно-следственные связи, строить логичные рассуждения, анализировать, сравнивать, группировать. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, представлять информацию в виде схем.
К. Высказывать и обосновывать свою точку зрения; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Уметь создавать зрительный образ понятия, алгоритм действия, пользуясь знаниями, получен-ными на уроке.
Оценочные суждения на умение создавать зрительный образ понятия и умения строить алгоритм действия, вносить изменения.
Взаимодействиев образовательном процессе
Действия педагога: создать ситуацию для построения модели и алгоритма. Схематическое обозначение на доске (слайде) при помощи условных знаков.
Действия обучающихся
8.Кластер. 1 минута
СЛАЙД 11.
- Чтобы добиться успеха, надо сделать несколько шагов:
1. Определи, есть ли в предложении, однородные члены, и найди их.
2. Посмотри, как соединены однородные члены предложения.
3. Вспомни, как расставляются знаки препинания при однородных членах предложения.
Запятая ставится, если …
Запятая не ставится, если …
Строят модель, проговаривают понятия. Строят алгоритм пошагово и проговаривают во внешней речи.
5. Закрепление. Самостоятельная работа
Цель этапа
Результаты
Оценка
личностные
метапредметные
предметные
Формировать и развивать ценностное отношение к закреплению знаний, умений и способов действий по алгоритму. Формировать и развивать умение оценивать свою работу.
Иметь ценностное отношение к умению самостоятельно применять алгоритм и оценивать результат своей деятельности.
Р. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов
П. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы.
К. Осуществлять самоконтроль.
Уметь самостоятельно пользоваться алгоритмом при выполнении упражне-ний. Формировать умения ставить запятые в предложе-ниях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но).
Оценочные суждения на умения выполнять зада-ние на закрепление зна-ний и способов действий, на умение применять построенный алгоритм.
Оценочные суждения на умения осуществлять самоконтроль и самопро-верку.
Взаимодействиев образовательном процессе
Действия педагога: создавать условия для применения построенного алгоритма. Предложить выполнить систему тренинговых заданий. Организовать самооценку детьми нового способа действий.
Действия обучающихся
СЛАЙД 12.
9.Работа с учебником: упр. 481, 482, 483 8 минут
Выполняют задание, результат сравнивают с алгоритмом и оценивают себя.
6. Задание на дом (включение в систему знаний)
Цель этапа
Результаты
Оценка
личностные
метапредметные
предметные
Формировать и развивать ценностное отношение к выполнению задания на повторение и закрепление. Тренировать навыки использования нового материала совместно с раннее изученным..
Иметь ценностное отношение к умению выполнять задание на повторение и закрепление изученного раннее.
Р. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов.
П. Устанавливать причинно-следственные связи.
К. Использовать речь для регуляции своего действия.
Иметь прочные знания и умения как оформлять на письме предложе-ния с однородными чл (без союзов и с союзами и, а, но).
Оценочные суждения на умение выполнять задание на закрепление и повторение.
Взаимодействиев образовательном процессе
Действия педагога: создавать ситуацию для закрепления нового материала и повторения ранее изученного.
Действия обучающихся
10. Карточки № 3. 1 минута
- У каждого по две, на них разные задания по сложности. Я предлагаю вам самим, выбрать какое задание будете выполнять.
- Почему вы сделали этот выбор?
Дома выполняют задание, пользуясь алгоритмом и знаниями полученными ранее.
7. Итог и рефлексия
Цель этапа
Результаты
Оценка
личностные
метапредметные
предметные
Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить собственную деятельность на уроке; обсудить и записать д/з.
Иметь ценностное отношение к умению самостоятельно анализировать свои действия, оценивать и делать выводы.
Р. Оценивать результаты собственной деятельности. Адекватно воспринимать критику и учитывать её в работе над ошибками.
П. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
К. Сроить высказывания, аргументировано доказывать свою точку зрения.
Уметь самостоя-тельно фиксировать новое содержание, изученное на уроке.
Уметь соотносятся цель урока и результаты, фикси-ровать степень их соответствия.
Оценочные суждения об умении анализировать свою работу на уроке, делать выводы, подводить итоги.
Взаимодействиев образовательном процессе
Действия педагога: создать ситуацию для анализа своей работы на уроке.
Действия обучающихся
СЛАЙД 13.
- Итак, что узнали на уроке нового? Сегодняшний урок помог вам получить новые знания? Было ли вам трудно?
СЛАЙД 14.
- Давайте посмотрим на экран и сделаем вывод: «А справились ли мы с поставленными в начале урока задачами?»
- Кому бы вы поставили оценку за работу на уроке? Почему?
- Ваши письменные работы я оценю, проверяя тетради.
СЛАЙД 15. Синквейн.
Урок
2 прилагательных поучительный полезный
3 глагола удался запомнится научился
Короткое предложение – своё отношение, мнение. Было очень интересно работать на уроке!
1 слово – обычно существительное, выражающее свои чувства Здорово! Класс!
Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала