ГБОУ РМЭ «Школа-интернат среднего (полного) общего образования
с углублённым изучением отдельных предметов г. Козьмодемьянска»
Урок русского языка в 7 классе по теме
«СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ»
(урок-исследование)
Учитель русского языка и литературы
МУЧКИНА СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА
2014г.
Методическое руководство к уроку
Тема урока «Слова категории состояния как части речи» в 7 классе достаточно новая и потому трудная. До сих пор среди лингвистов нет единого мнения о квалификации слов, обозначающих состояние внешней среды, состояние человека. Одни считают их самостоятельной частью речи, другие рассматривают как особую группу наречий и называют их предикативными наречиями. В учебниках русского языка 7 класса авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. слова категории состояния до 2000г. не выделялись, упоминалось, что наречия могут выступать в роли сказуемых. В учебнике Бабайцевой (6 кл.) слова категории состояния рассматриваются как особая группа наречий. Новая учебная программа по русскому языку выделяет слова категории состояния в особую часть речи и отводит на её изучение 4 часа.
Представленный урок является первым в теме.
Тип урока: объяснение нового материала.
Цели:
-
Обучающие:
- дать понятие о категории состояния как части речи,
- научить детей распознавать эту часть речи среди других,
- использовать слова категории состояния в своей речи;
-
Развивающие:
-
Воспитательные:
- воспитывать толерантное отношение друг к другу;
- развивать способность видеть красоту, эстетический вкус;
-
Мотивационные:
- сформировать у детей интерес к изучению русского языка;
-
Диагностические:
- осуществить первичную диагностику общего уровня обученности детей;
-
Управленческие:
- обеспечить четкую организацию учебного занятия.
Материально-техническое обеспечение урока:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- экран;
- набор карточек с заданиями;
- учебник русского языка для 7 класса М.Т. Баранова и Т.А. Ладыженской;
Электронное приложение к уроку
Ход урока:
Слайд №1
Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно вас всех видеть этим прекрасным утром! И для поддержания хорошего настроения я предлагаю начать наш урок с игры
«Кто больше»
Ваша задача – назвать слова, которые передают состояние, давайте я начну, а вы мне поможете: мне с вами ИНТЕРЕСНО (немного ВОЛНИТЕЛЬНО, ТЕПЛО, УЮТНО, РАДОСТНО, СВЕТЛО, ХОРОШО, ЛЮБОПЫТНО). Молодцы, ребята!
В. А что все эти слова обозначают? (Они передают состояние)
Знаете, ребята, мы стоим с вами на пороге открытия, оказывается, в русском языке есть часть речи, которая так и называется – категория состояния, или предикативные наречия? Предлагаю вам сегодня поучаствовать в научном исследовании по открытию новой для вас части речи! А заодно встать на сторону одной из лингвистических позиций в вопросе названия данной части речи.
Слайд №2
Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему нашего урока:
СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ (УРОК- ИССЛЕДОВАНИЕ)
В. Чем же мы будем заниматься сегодня на уроке?
О. Мы будем открывать новую часть речи и учиться отличать ее от других слов!
Во время исследования мы будем опираться на уже известные вам знания, проводить лингвистические опыты, а в конце пройдем испытания. По ходу нашего исследования мы с вами запишем ключевые (важные) понятия, составим опорные схемы (шпаргалки), которые помогут в дальнейшей вашей работе по этой теме.
Вы готовы? Тогда в путь! Самые активные исследователи по ходу урока будут получать отличительные слова «Правильно!», «Молодец!»
Слайд №3
А начнем мы наше исследование с повторения, потому что «Повторенье – мать ученья»
Запишем слова, объясним их написание, у доски работает…
ГОРЯЧО, ДРЕМУЧ, НЕКОГДА, СВЕЖО, НЕУКЛЮЖЕ, ГОРЯЧ, НИГДЕ, ЧУТЬ-ЧУТЬ, СВЕЖ, ВО-ПЕРВЫХ, ХОРОШ, ЕЩЁ, СЛЕВА.
В. На какие 2 группы можно разделить все записанные слова?
(наречия, краткие прилагательные)
В. Вспомните, по каким признакам мы определяем части речи? (задаем вопрос и определяем значение, затем определяем морфологические признаки и роль в предложении).
На основании наших выводов заполним таблицу №1
ЧАСТЬ РЕЧИ
ВОПРОС ЗНАЧЕНИЕ ПРИЗНАКИ РОЛЬ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
НАРЕЧИЕ
|
где, когда, куда как, зачем и др
|
признак действия
|
не изменяется
|
обстоятельство
(связано с глаголом)
|
Мать как-то спокойно сидела
|
КР.ПРИЛ.
|
каков (а, о, ы)
|
признак предмета
|
изменяется по числам, родам
|
сказуемое (связано с подлежащим)
|
Утро тихо, радостно и молодо
|
Задание 1. Списать, вставить пропущенные буквы, используя таблицу-шпаргалку, определите часть речи выделенных слов в данных предложениях (каждой группе по 1 предложению):
1 группа В этот тихий вечер море грус(?)но (И. Бунин) – КР.ПРИЛ
2 группа. В печ(?)ке грустно насвистывал свою песню сверч(?)к (А. Чехов).- НАРЕЧИЕ
3 группа. Сер(?)це грустно от холода зимнего (И. Бунин) – КР.ПРИЛ
Слайд №4
«И опыт – сын открытий чудных»
Внимание! Проведем лингвистический опыт.
Определите часть речи в последнем предложении
- Мне грустно и ле(?)ко… (А.С. Пушкин)
Слушаем ваши предположения, анализируем в том же порядке:
1.Вопрос: КАК? КАКОВО?
2.Значение: СОСТОЯНИЕ человека, природы
3.Признаки: НЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ
4. Роль в предложении: СКАЗУЕМОЕ, но обратите внимание,
в предложении НЕТ и не может быть ПОДЛЕЖАЩЕГО
В. Что же это за часть речи: наречие или краткое прилагательное?
В. Почему это слово не является ни той, ни другой из названных частей речи?
А как вы думаете, что это за часть речи?
Правильно – это категория состояния, занесем признаки СКС в таблицу №1
вопрос значение признаки член предложения примеры
СКС
|
Как? Каково?
|
состояние
|
не изменяется
|
Сказуемое
в безличном
предложении
|
Мне грустно и легко
|
Попробуем вместе сформулировать определение СКС.
Слайд № 5
«Маска, я тебя знаю!»
Продолжаем наше исследование.
Задание 2. Значения состояния, которые определяют СКС, самые разнообразные и в ходе дальнейшего исследования нам надо определить значение СКС.
Перед вами таблица №2, в которой даны группы слов, определите, состояние чего они обозначают (групповая работа, на обсуждение в парах 1 мин.)
Заполним таблицу:
Скучно, смешно, весело, жарко, больно, стыдно
|
Состояние человека или животного
|
Дождливо, морозно, пыльно, тесно, темно
|
Состояние природы или среды
|
Рано, поздно, близко, узко, высоко, далеко
|
Временное или пространственное состояние
|
Можно, нельзя, надо, полно, охота, пора, лень
|
Оценка, отношение к действию.
|
Ещё раз сформулируем определение СКС.
Давайте сравним наше определение с определением учебника: п. 45 стр. 127, правило в рамке, читаем вслух, сравниваем с таблицей.
Кто может повторить по памяти, что такое СКС? (Заслушиваются 2-3 ответа)
Слайд №6
«Что в имени тебе моем…»
Ребята, я вас поздравляю, вы повторили лингвистическое открытие, сделанное известным ученым Львом Владимировичем Щербой в 1928 году, который объединил все слова со значением состояния в самостоятельную часть речи СКС. Запишите это имя в ключевые понятия. Хотя у лингвистов до сих пор нет единого мнения по поводу этих слов, некоторые называют их предикативными наречиями,
т.е. особой группой наречий, употребляемых в безличных предложениях.
Давайте дружно поаплодируем нашему открытию, пожмем друг другу руки и поиграем в «Вопрос- ответ». Это ИГРА НА ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ.
Я называю утверждение, если вы согласны с ним, то хлопаете, если нет – топаете
Молодцы!
Слайд №7.
«Маска! Я тебя знаю!»
Переходим к практической части нашего исследования.
Будем учиться узнавать СКС в лицо.
Работаем с учебником, упр. 275 записываем предложение в тетрадь и комментируем по цепочке (один ученик у доски): предложение, СКС, значение.
Слайд №8.
«Тяжело в ученье - легко в бою»
В. Ребята, а от каких частей речи нам надо отличать СКС?
О. От наречий и кратких прилагательных.
Да, ребята, это слова-двойники: они пишутся и слышатся одинаково, но являются разными частями речи.
Вспомните, как в лексике называются слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное значение.
Например: лук (зеленый и для стрельбы), ключ (от двери и родник).
Как называются такие слова? (Омонимы).
А СКС, наречия и краткие прилагательные - это грамматические омонимы.
Запишите первое ключевое понятие.
Внимательно посмотрите на таблицу-шпаргалку №1 и ответьте:
В. Какое же главное отличие между СКС, кратким прилагательным и наречием?
О. Роль в предложении.
В. Ребята, а что такое безличное предложение? Оно без чего?
О. Оно без лица, т.е. действие происходит само по себе, не от чего не зависит, в таком предложении не может быть лица, т.е. нет подлежащего (слова в Им.п.), его нельзя подставить.
Запишите это ключевое понятие в тетрадь: безличное предложение
Давайте составим Алгоритм (порядок действий)
различия СКС, кр.прил. и наречия:
Шаг 1
Каким членом предложения является слово?
|
Сказуемое
|
Обстоятельство
|
Шаг 2
Нахожу грамм. основу.
Предложение БЕЗЛИЧНОЕ?
|
Да
|
Нет
|
Это СКС
|
Это кр. прил.
|
Это наречие
|
Отработаем наш алгоритм. Записываем предложение и рассуждаем:
(Дышала как? Обстоятельство, значит слово тяжело - наречие).
- На сердце тяжело и грустно
(На сердце каково? Сказуемое. Предложение безличное – СКС)
- Небо от нависших туч тяжело
(Небо каково? Сказуемое. Есть подлежащее, значит слово тяжело – кр.прил.)
Кто не понял, как отличить СКС от других частей речи?
Теперь примените наш алгоритм самостоятельно (определить часть речи выделенных слов по алгоритму)
Сегодня за урок вы получили оценки….
Дома вам надо выучить определение СКС п.45, стр. 127 и выполнить упр.№277 по заданию
Давайте вернемся к словам, сказанным в начале урока, и выразим отношение к сегодняшнему уроку словом категории состояния.