Официальный сайт detisavve 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Пока не стало поздно…» (По рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»)

Submitted by Светлана Александровна Мучкина on Tue, 03/11/2015 - 23:24
Данные об авторе
Автор(ы): 
Мучкина С.А.
Место работы, должность: 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ Г.КОЗЬМОДЕМЬЯНСКА «ДАРОВАНИЕ»

Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Цель урока: определение идейного содержания произведения, авторской позиции, формулирование личного отношения  к поднятой писателем проблеме.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемое оборудование: 

нетбук, экран, проектор, портрет писателя, эпиграфы, словарная работа, карточки, 

Используемые ЦОР: 

презентация, пейзажная зарисовка

Краткое описание: 
<p>урок-размышление и одновременно урок-открытие. <strong>Размышление </strong>потому, что мы будем говорить о писателе, чтение произведений которого требует большой работы мысли и сердца.&nbsp;<span style="line-height:1.6">А </span><strong style="line-height:1.6">открытие </strong><span style="line-height:1.6">потому, что рассказ, над которым мы сегодня будем работать, - это нравственная заповедь, вернее, заповеди, оставленные нам, потомкам Паустовского.</span></p>

Тема урока: «Пока не стало поздно…»

                       (По рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»)

Предмет: Литература

Класс: 8

Цель урока: определение идейного содержания произведения, авторской позиции, формулирование личного отношения  к поднятой писателем проблеме.

Задачи урока:

  • прочитав рассказ К.Г. Паустовского, проанализировать содержание рассказа, действующих героев; уметь, опираясь на текст, понимать тему, определять основную мысль; помочь учащимся раскрыть идейное содержание произведения;
  •  - выявить роль художественных средств в раскрытии замысла автора и характеров героев их поступков; наблюдать, сравнивать, делать выводы; развивать монологическую речь; выделять значимые эпизоды из текста для анализа;  выразительно читать;
  • - воспитывать чувство доброты, терпения, чуткости, уважения, заботливости, внимания по отношению к своим родителям.

Тип урока: комбинированный

Форма проведения: урок - размышление

Технологии: ИКТ  (презентация).

Методическое обеспечение:

I. Портрет писателя

II. Запись на доске /на буклетах/:

1. Словарная работа:

Сольвейг (норвеж. – солнечный путь) – олицетворение поэтичности, красоты.

Пустельга (простореч.) – пустой, легкомысленный человек.

Отчий дом – дом, где живут родители; родительский.

Зарубка – 1. Отметка рубящим орудием на чем-нибудь, например, на дереве.

2. перен. О том, что запомнилось крепко и надолго.

2. Эпиграфы:

·         Спешите делать добрые дела. (А.Яшин)

·         Поклонись до земли своей матери

И отцу до земли поклонись,

Мы с тобою в долгу неоплаченном

Свято помни об этом всю жизнь. (М.Рябинин)

·         «Будь человеком! За добро плати добром Не будь пустельгой» (К.Г.Паустовский)

·         Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это Мать. (А.М.Горький)

  • «Чти отца твоего и мать твою, да благо ти будет, и долголетен будеши на земле» (Пятая заповедь божия).
  • «Кто родителей почитает. То вовеки не погибает». (Пословица)

3. Проблемный вопрос:

Почему с таким трепетом, с таким волнением мы читаем произведения К.Г.Паустовского?

 

I. Организационно-мотивационный этап

Мне очень хочется, чтобы наш урок получился не только интересным, но и полезным, чтобы всё задуманное удалось, чтобы вы вынесли с урока знания и хорошее настроение. Пусть работает не только ваша память, но и душа, и сердце.

1. Пробуждение  познавательной  активности  в  связи  с  изучаемой  темой.

Существует такой приём «открытой ладони». Когда вы будете испытывать наибольшее волнение, жалость или какие-то другие чувства, поднимите открытую ладошку. Сядьте поудобнее, закройте глаза или просто опустите голову.

(Чтение письма учителем на фоне музыки) _____________________________________

 «Ненаглядная моя…зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, - смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет – совсем уж не тот, - да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело, вся наша жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень»…

- Используя этот приём, мне хотелось узнать, кто мы: только учитель и ученики, или мы люди, которые смотрим на очень важные вещи одинаково. Я поняла, мы соучастники очень важного разговора. Спасибо вам за неравнодушие.

- Что же заставило героиню написать это письмо? (Её одиночество, бескорыстная материнская любовь к самому дорогому, как ей казалось, человеку)

- Какие чувства у вас вызвало оно?

  • Сочувствие – отзывчивое отношение к переживаниям, несчастью других
  • Совестливость – чувство моральной ответственности за свое поведение
  • Милосердие – сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся
  • Жалость – сострадание, соболезнование; печаль, сожаление.

2. Вступительное слово учителя

-Сегодня у нас необычный урок: урок-размышление и одновременно урок-открытие. Размышление потому, что мы будем говорить о писателе, чтение произведений которого требует большой работы мысли и сердца.

А открытие потому, что рассказ, над которым мы сегодня будем работать, - это нравственная заповедь, вернее, заповеди, оставленные нам, потомкам Паустовского.

II. Этап проверки домашнего задания

Писателя интересовала жизнь замечательных людей (М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, А.П.Чехова, А.А.Блока, А.Грина, М.Горького), но чаще всего он писал о простых, скромных и неприметных людях. В своей биографии «О себе» Паустовский отмечает: «Я не знаю ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди». И мы читаем о них с большим волнением и трепетом, хотя в произведениях нет захватывающего сюжета и острых приключений. 1946 год…Разруха, голод, а К.Г.Паустовский пишет о человеческой душе, сердце. В чём же дело?

Может быть, в необыкновенной любви к людям?

Может быть, в умении остановиться и внимательно всмотреться в то, что тебя окружает?

Может быть, в желании разобраться в истинности человеческих чувств?

Сегодня мы размышляем над рассказом К.Г.Паустовского. Именно размышляем, а не анализируем, так как рассказы Паустовского предполагают неспешные раздумья над поступками человека, его чувствами и мыслями. Пусть рассказ «Телеграмма», о котором будем говорить сегодня, растревожит ваши души, оставит «зарубки на сердце».

«Пока не стало поздно» - тема сегодняшнего урока литературы.

Я предлагаю вам несколько эпиграфов. Постараемся к концу урока выбрать один, который бы раскрывал основную мысль не только рассказа, но и нашего урока.

«Телеграмма» – короткое название, но мысли, высказанные в произведении столь глубоки, что не могут никого оставить равнодушным.

Что же вас потрясло в этом рассказе?

О чём думали после его прочтения? Поделитесь своими чувствами.

Ответы обучающихся

- Я поняла, что рассказ растревожил ваши души.

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

III. Этап осмысления содержания рассказа

  1. Проблемная беседа по рассказу с элементами анализа

Обратимся к рассказу.

- Как вы думаете, ребята, почему люди посылают телеграммы?отят сообщить что-то очень важное)

- Какое чувство рождает это слово - «телеграмма» у вас? (Тревогу)

- Кто из героев рассказа нуждается в помощи, поддержке? (Катерина Петровна)

- Почему? (Потому что она старенькая и одинокая)

- Попытаемся доказать, что Катерине Петровне действительно плохо. У Паустовского природа – живое существо, связанное незримой нитью с человеком.

- Посмотрите пейзажную зарисовку из рассказа «Телеграмма» и послушайте музыку Петра Ильича Чайковского из его альбома «Времена года», «Октябрь»

(готовит ученик)

- Обратитесь к тексту и вспомните, какие детали в описании пейзажа выделяет автор, чтобы подчеркнуть одиночество доживающей свой век женщины.

(Таблица заполняется на уроке)

Описание пейзажа

Одиночество женщины

«Позабытые звёзды пронзительно смотрели на землю»

Катерину Петровну как бы позабыли, и звёзды понимая это, смотрят пронзительно

«Доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора»

«Доживала свой век в старом доме»

Озябший клён – «Ему некуда уйти от этой бесприютной, ветреной ночи»

К.П. тоже никто не ждёт, ей тоже некуда идти, она просто доживает. Клён  –  это её память, видя его, она вспоминает себя

- Блиц-опрос. Образ матери в рассказе.

·        Как называется село, в котором проживает Катерина Петровна?

·        Кто её отец?

·        У неё большая семья? Назовите всех её членов.

·        А если бы были, на какую тему она бы с ними беседовала?

·        Кто такой Виктор Гюго? Откуда она его знает?

·        Назовите самое главное качество её души.

·        Как бы вы охарактеризовали душевное состояние Катерины Петровны?

·        Какой надеждой живёт она?

Монологичный ответ: Катерина Петровна живет в селе Заборье. Отец её – известный художник, дом “мемориальный”, она “последняя обитательница” его. У неё нет никого родных, кроме дочери. Не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни; когда-то жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго – французского писателя. Добрая – страдает от одиночества, но не упрекает дочь; молча сидит на диване сгорбленная, маленькая, всё перебирает какие-то бумажки в ридикюле; временами тихонько плачет, для неё ночи долгие, тяжелые, у неё бессонница, не знает, как дожить до утра. Душевное состояние: одинока, разочарована, душевная боль, на переводах ощущает запах духов Насти, не теряет надежды на приезд дочери.

- Как Катерина Петровна относится к своей дочке? (Мать очень любит свою дочь. Несмотря ни на что, на невнимание Насти, мать оправдывает её: «…Насте не до неё, старухи. У них, молодых, свои дела, свои непонятные интересы, своё счастье. Лучше не  мешать». Но Катерина Петровна скучает по дочери и очень хочет увидеть её.)

  • Где живёт Настя?
  • Где и кем работает?
  • Как давно не была она дома? Чем объясняет?
  • Какую помощь она оказывает матери?
  • Что узнаём о жизни и занятии Насти? Как мы к ней относимся?

Монологичный ответ: Настя – единственная дочь Катерины Петровны. Живет далеко в Ленинграде, работает секретарём в Союзе художников. 3 года не была у матери, много работы, устраивает выставки. В почтовых переводах одни и те же слова: столько дел, что нет времени не то, что приехать, даже письмо написать настоящее. Один раз в два - три месяца шлёт перевод на 200 рублей.

Нигде не увидели осуждения, жалоб Катерины Петровны на дочь, наоборот, она оправдывает Настю: « У них,  у молодых свои дела, свои непонятные интересы, своё счастье. Лучше не мешать». Но автор сумел вызвать в нас такое сильное сострадание, что неприязнь к Насте родилась сама по себе.

- А обратили ли вы внимание, что на страницах, рассказывающих о жизни Насти в Ленинграде почти нет описаний природы. Как вы думаете, почему?

(Большой город, отсутствие уголков природы. Настя – чёрствый человек, такие обычно не видят природу, она им не нужна в жизни).

- Но можно ли говорить о равнодушии, о чёрствости Насти, зная об её участии в судьбе скульптора Тимофеева? Как проявляет себя Настя в организации выставки?     (Настойчива, требовательна).

- Как оценили деятельность Насти художники? Как они её называли?

  • Сольвейг – солнечный путь или луч.

- Но была она им для матери?

- На какую деталь портрета Насти вы обратили внимание? (Холодные глаза).

- Л.Н.Толстой говорил, что «глаза – зеркало души человеческой», а здесь такой разоблачающий эпитет. (Холодные глаза – жестокое сердце).

- У каких людей бывают холодные глаза?

(У людей бесчувственных, чёрствых душой, равнодушных, бессердечных, не способных понимать и откликнуться на чужое горе).

- Паустовский как всегда краток: одним штрихом он изобразил характер Насти. Но будем смотреть глубже. Слово «холодный» уже много раз встречалось в рассказе. С каким эпитетом  связывает писатель это слово? (одинокий – холодный)

- На что же обрекла себя Настя?     (на одиночество)

- И ещё одна черта к портрету героини. «На одной из площадок Настя достала зеркальце, напудрилась и усмехнулась, - сейчас она нравилась самой себе»…

- Что подчёркивает автор в этой фразе?      (Самолюбование)

-Во время выставки получила телеграмму. Как ведёт себя?

(Какая Катя умирает? Должно быть не мне; узнала адрес, скомкала телеграмму, нахмурилась. На вопрос: “Что-то неприятное?”, ответ: “Нет, это так, от одной знакомой”)

- Почему, даже получив такое письмо, Настя не поехала к матери? (Дилемма: мать или выставка.  Дочь выбрала выставку).

-Кто, словно пробуждает её сознание?  (Чей-то взгляд тяжёлый всё время чувствовала. Гоголь смотрел на неё, усмехаясь. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал: “Эх, ты!”).

- И великий сатирик Гоголь, и Паустовский видят Настю изнутри: доброта её показная, ненастоящая.

-Пробудилась ли совесть Насти? /Показать динамику пробуждения/, градация

(Быстро встала, торопливо оделась, выбежала на улицу, вспомнила “ненаглядная моя” - заплакала; поняла, что её никто так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка; вскочила, побежала на железнодорожную станцию – лишь бы успеть; билетов не оказалось; чувствовала, что расплачется навзрыд. В тот же вечер Настя уехала).

-Эта сцена кульминационная в центральной части рассказа. Настя прозрела, поняла, что неправильно относилась к матери, в ней проснулась совесть, понимание того, что она никогда уже не увидит мать. Слово «мама» звучит, как пропуск.

Настя так далека от матери, что не поняла, о ком говорится в телеграмме. Катерина Петровна умирает, а вместе с ней умирает и любовь? Или нет?

- А может ли умереть любовь?

(Нет, не может! На похоронах мы видим молодую учительницу, которая пошла за гробом, потом, во время похорон, поцеловала "высохшую желтую руку" покойной, сразу вспомнила про мать, которая осталась в городе.)

- А почему именно учительницу выбрал Паустовский для этой роли?

(Потому что она воспитывает детей, сеет разумное, доброе, вечное.)

-Какую библейскую заповедь нарушила Настя?

Стихотворение «Заболела мать»

По ночам звучит надрывный кашель,

Старенькая женщина слегла.

Много лет она в квартире нашей

Одиноко в комнате жила.

Письма были, только очень редко,

И тогда, не замечая нас,

Всё ходила и шептала:

«Детки, вам ко мне собраться хоть бы раз».

Ваша мать согнулась, поседела,

Что поделать? Старость подошла.

Как бы хорошо мы посидели

Рядышком у нашего стола.

Вы под этот стол пешком ходили,

В праздник песни пели до зари,

А теперь разъехались, уплыли

Вот попробуй всех вас собери!

Заболела мать! И той же ночью

Телеграф не уставал кричать:

 

«Дети! Срочно! Дети! Очень срочно!

Приезжайте – заболела мать»

Из Одессы, Таллина, Игарки,

Отложив до времени дела,

Дети собрались, да только жалко –

У постели, а не у стола.

Гладили морщинистые руки,

Мягкую серебряную прядь ….

Почему же дали вы разлуке

Между вами так надолго встать?

Мать ждала вас в бури, снегопады

В тягостной бессоннице ночей.

Разве горя дожидаться надо,

Чтоб приехать к матери своей?

Неужели только телеграммы

Привели вас к скорым поездам?

Слушайте! Пока у вас есть мама,

Приезжайте к ней без телеграмм! (ПАУЗА)

IV.Этап закрепления новых знаний (формулирование выводов о прочитанном)

- Итак, ребята, вернёмся к нашему вопросу: почему же с таким трепетом, с таким волнением мы читаем произведения Паустовского?

(Ребята говорят свои мысли, которые каждый «зарубил» на своём сердце)

- Какой из эпиграфов раскрывает идейный замысел рассказа и основную мысль нашего разговора? Докажите.

  • В чём метафористический смысл названия рассказа?

Вывод: Телеграмма - это предостережение нам, предупреждение: не забывайте о самых близких, которые нуждаются в нас, а то может оказаться поздно.

- Я думаю, ребята, что в названии “Телеграмма” скрыт глубокий подтекст. По сути, весь рассказ – это телеграмма, обращённая к нам с вами. Ведь телеграмму, как вы уже сказали, отправляют, когда хотят сообщить что-то безотлагательно важное. “Будь человеком! - напоминает Паустовский. – За добро плати добром. Не будь пустельгой”. Не прикрывайся заботой о человечестве, когда твоего тепла, твоего внимания, твоего доброго слова и взгляда ждут самые близкие люди и, прежде всего мама.

Не упустите время, чтобы потом всю жизнь не мучиться угрызениями совести. Загляните в мамины глаза, может быть, уже сейчас ей нужны ваше внимание и ваша поддержка.

 

 

"Как важно вовремя успеть..."     (А. Дементьев)

Как важно вовремя успеть

Взлететь над суетностью жизни,

Чтоб хоть оттуда усмотреть,

Как краток путь до нашей тризны...

Как важно вовремя понять –

Не вещи нам приносят счастье,

А те, кто нас умеют ждать

И любящей души участье...

Как важно вовремя прозреть

И в пояс поклониться маме,

И теплотой своей согреть

Родных, что рядом еще с нами...

-А сейчас послушайте напутствие:

Не забывай о том, что мать вспоила нас,

Отец же воспитал родное чадо,

Поэтому страшись в беспечности своей

В их старые сердца пролить хоть каплю яда,

К тому же – минёт час: ты старцем будешь сам,

Смотри же, не нарушай священного уклада.

(Из книги “В мире мудрых мыслей Хиероу)

V. Итог урока. Объявление оценок за урок.

    Домашнее задание:

1. Написать мини-сочинение на одну из тем:

·         “Что значит для меня отчий дом?”

·         “Какой я сын (дочь)?”

·         “О чём заставил меня задуматься рассказ Паустовского “Телеграмма”.

  1. Прочитать

 

 

 

 

 

 

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн