Развивающие: познакомить со средствами и способами ухода за аквариумом; развивать речь, умение сравнивать и анализировать, познавательные способности, устойчивое внимание, память, логическое мышление
Воспитательные: формирование ответственности и интереса к обитателям аквариума; воспитывать чувство коллективизма.
Здоровьесбережение: физминутка для глаз; смена видов деятельности; индивидуально – дифференцированный подход.
УУД.Личностные: формирование личного (эмоционального) отношения к природе
Регулятивные: выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.
Познавательные: осмысление взаимосвязи человека и природы.
Коммуникативные: умение отвечать на поставленный вопрос, формировать умения работать в парах и малых
группах
Тип урока: знакомство с новым материалом.
Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, презентация «Аквариум».
Ожидаемый результат: знать, что аквариум – целый мир, с водными растениями, рыбами, улитками; научиться распознавать наиболее часто встречающиеся виды аквариумных рыбок, водных растений и улиток.
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный момент
Прозвенел у нас звонок –
Начинается урок!
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Тихо сядут девочки, еще тише – мальчики
Садятся
Актуализация знаний
– А урок у нас какой?
– Ребята, давайте отгадаем загадки:
– Окружающий мир
1. В воде мы живём,
Без воды пропадём.
Перья есть, а не летаем.
Ног нет, а не догонишь.
– Рыбка
3. Кто она, ответьте мне?
Возит домик на спине,
А вот ползает не прытко.
Называется…
– Улитка
– Кто догадался, о чем будем сегодня говорить?
Еще загадка:
Предположения учащихся (о рыбках, об аквариуме, о рыбках в аквариуме)
1. Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой.
– Аквариум
Целеполагание
– А из чего сделан аквариум?
– Чаще всего аквариум действительно делают из стекла. Как вы думаете почему?
-из стекла, из пластика
прочное, прозрачное
– Итак, какова же тема нашего урока? «Мир за стеклянным берегом». А почему мир?
- Какие вопросы поставим перед собой на урок?
– Это не только рыбки, но и растения, и моллюски, и вода
ЗАЧЕМ аквариум?
КТО живет?
ЧЕМ питаются?
КАК ухаживать?
– Сегодня на уроке мы познакомимся с рыбками, которые живут в аквариуме и другими обитателями этого уникального мира.
– Они связаны между собой?
– Сегодня мы узнаем, как все они уживаются в одном «мире за стеклянным берегом»
– Да
Изложение нового материала
I
– Итак, начнем наше знакомство с обитателями аквариума!
- А кто-нибудь знает, когда появился самый первый аквариум?
ЭЛИНА: первый, кому в голову пришла мысль принести из моря рыб в дом, чтобы изучать их, был древнеримский писатель Апулей. За что он и жестоко поплатился: его обвинили в колдовстве и даже судили. Это было очень давно, во 2 веке.
Первый же настоящий аквариум появился в 19 веке. Англичанин Уард поместил в свой аквариум не только рыб, но и растения и назвал его «управляемый человеком прибор.
– Как вы думаете, почему он назвал аквариум прибором, да еще и управляемым человеком?
- А какие приборы он для этого использует?
- Как вы думаете, для чего нужен компрессор с фильтром? Он подаёт в аквариум воду и очищает её)
- А для чего нужна лампа? ( Она освещает аквариум)
- А для чего нужно освещать аквариум? (Что бы было красиво, чтобы не погибли растения, только на свету растения могут выделять кислород, который необходим рыбкам для дыхания)
- Для чего нужен термометр? (Что бы следить за температурой воды)
- Да, это специальный водный термометр, его опускают в воду и крепят на присоске)
-Для чего нужен сачок? (Что бы пересаживать рыбок)
- Для чего нужен скребок? (Чтобы очищать стенки аквариума)
- Из какого мультфильма этот аквариум?
– Смог Немо жить в аквариуме?
Рассматривают фотографии
Человек следит за ним.
Слайд приборы.
«Приключения Немо»
ФИЗМИНУТКА
-Итак, начнем наше знакомство с обитателями аквариума.
А для того, чтобы нам было не скучно, разучим песню с Анной Николаевной.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА.
- первыми держать рыбок дома придумали в Китае. В основном, аквариумные рыбки – это небольшие виды. А почему небольшие?
Рассмотрим первых рыбок:
Гуппи – самая распространенная и неприхотливая из живородящих рыбка. Она не требует сложного ухода, может жить даже в 3хлитровой банке без обогрева и насыщения воды воздухом.
Данио рерио – изящные, проворные рыбки. Обычно держатся стайкой. Находятся в беспрерывном движении. Данио рерио успокаивают агрессивных рыб. Родина – Индия. Гурами – рыбка, украшенная блестящими пятнышками. Родина – Юго-Восточная Азия.
Скалярия – одна из самых красивых аквариумных рыб. Родина – Южная Америка. Барбус суматранский очень популярные аквариумные обитатели. Эти рыбы миролюбивы и очень активны. Барбусы тщательно подбирают остатки корма со дна.
– Скажите, что у них общего и чем они различаются?
II
Сомики – обычно держатся у дна. Длина тела от 4 до 8 см. Родина – Южная Америка.
Рассматривают фотографии.
– Скажите этих рыбок можно перепутать? А как их отличить друг от друга?
Другая пара рыбок:
Предположения учащихся
III
Меченосцы получили название из-за того, что хвостовой плавник у самцов вытянут в виде меча. Их родина – Центральная Америка. Вуалехвост — рыбка известная удлинёнными плавниками и более длинным, пышным вуалевым хвостом.
Рассматривают фотографию
– Как вы думаете, почему их так назвали?
– А что такое вуаль? Это тонкая и нежная ткань
Ответы учащихся (у меченосца плавник в виде меча, а у вуалехвоста хвост похож на вуаль)
IV
Давайте немного поиграем. Предлагаю вам в информационном поле найти рыбок, которые могут жить в аквариуме.
К вам обращаются за помощью Аня и Ваня. Вы знаете, что они всегда спорят друг с другом, и не могут решить, кто прав.
Экологическая проблема.
Аня : Почему мне приходится постоянно продувать воздух и часто менять воду в аквариуме?
Ваня: Ты забыла поселить в нём одного из важнейших обитателей
- О каком важнейшем обитателе хотел сказать Ваня?
- Зачем нужны водоросли?
По классу- картинки.
Водоросли
- Некоторые рыбы питаются ими, а еще подводные растения насыщают воду кислородом, который также необходим рыбам
– Ребята, чего не хватает в наших аквариумах?
– Растений и моллюсков
V
ФИЗМИНУТКА (МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ РАЗ)
Учебник, с 39.
Рассмотрине фото, какие водоросли видите?
Роголистник — род многолетних травянистых водных растений с тонкими ветвями. Места распространения — водоемы со стоячей и медленно текущей водой. Растение тенелюбиво и чувствительно к свету.
Рассматривают фотографию
– На что похожи листья этого растения?
Ответы учащихся (на иголочки, но мягкие)
Элодея (водяная чума) – водное растение, в культуре выращиваемое в аквариумах и для озеленения садовых водоемов. Относится к группе растений, которые вырабатывают кислород, насыщающий воду. Элодея также очищает и препятствует цветению воды. Второе название – «водяная чума» – элодея получила за способность к быстрому размножению.
Рассматривают фотографию
– Почему это растение так называется?
Ответы учащихся (потому что быстро размножается и ее становится много)
– Откройте свои рабочие тетради на странице 29 и в задание № 4 нарисуйте растения.
Выполняют задание в Р/Т
VI
– Внимание на экран!
– Как вы думаете, имеет ли отношение лужанка к лугу?
– А на самом деле нет! Лужанка широко распространена в стоячих водоемах. Раковина относительно тонкостенная, спирально завитая, бледно-коричневатой окраски с зеленоватым отливом и тремя темно-коричневыми полосами. Окраска раковины сильно изменчива и бывает то более светлой, то более темной.
Рассматривают фотографию
– Посмотрите, что у меня в руках (показываю катушку с нитками)
Катушка роговая – представитель семейства пресноводных моллюсков с завитой раковиной. Хорошо живет в тепловодном аквариуме. Раковина коричневая или розовато-красная, тонкая, круглая, с приплюснутыми спиралями.
Эта улитка принадлежит к полезным для аквариума животным, так как, питаясь нитчаткой и водорослями, счищает их со стекол аквариума. С большой скоростью двигаясь по растениям, она с аппетитом пожирает насевший на них густой зеленый налет.
– Да
Физминутка
Следят глазами за рыбками, которые плавают по экрану
Нам осталось составить ухода за аквариумными рыбками:
Достали ножницы
1. Аквариум не должен стоять около окна, так как прямые солнечные лучи вредны для жителей миниводоема.
2. Снабжение воды воздухом должно происходить систематически.
3. Стекла аквариума очень хрупкие и обращаться с ними нужно очень бережно. Стенки аквариума необходимо регулярно чистить изнутри.
4. Обязательно кормить рыбок кормом.
Выполняют задание №2 и слушают правила
Итог урока
– Какой была тема нашего урока?
– Мир за стеклянным берегом
– Чему мы должны были учиться на уроке?
– Ухаживать за аквариумом, узнать его обитателей
– Как вы считаете, вы справились с этой задачей? Ответили на все вопросы?
Ответы учащихся
– Покажите, кто теперь хорошо разбирается в обитателях аквариума.
Показывают карточку «+» те, кто считает, что хорошо разбирается и «–» те, кто считает, что плохо разбирается.
– А кто запомнил, как нужно ухаживать за аквариумом (за правильный ответ – приз)
Работа в парах.
Приз найдете, если отгадаете, где он.
Ответы учащихся (последняя парта, 1 ряд)
Н
Я
Я
П
1
Р
Д
Е
Л
А
А
Я
П
О
С
Р
Т
Д
– Покажите, кто считает, что хорошо запомнил обитателей аквариума?
(Если есть такие учащиеся, кто не уверен в своих знаниях, то обратить внимание, что дома нужно повторить)