Официальный сайт itartass-sib 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



учебный блок по химии к учебникам рудзитис

Фото пользователя Марина Николаевна Вострикова
Submitted by Марина Николаевна Вострикова on чт, 15/10/2015 - 17:41

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по химии, Программы курса химии для 8 - 9 классов общеобразовательных учреждений. Автор Н.Н. Гара. (Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2009. -56с.), рабочей программы Л.М. Брейгера, А.Е.Баженовой (Химия 8-11 классы: развернутое тематическое планирование по учебникам Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана 2007-2008 годов(базовый уровень)/ - Волгоград: учитель, 2009.71с). Изменения: По программе практические работы объединены в блоки – практикумы, которые проводятся после изучения разделов. Как показывает опыт преподавания химии, проводить практические работы целесообразнее сразу после изучения соответствующей темы. В этом случае они больше отвечают своему назначению и выступают как средство закрепления, совершенствования и конкретизации экспериментальных умений и навыков. В своей рабочей программе практические работы я планирую проводить сразу после изученных тем.

Весь теоретический материал курса химии для основной школы структуирован  по шести блокам: Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии; Вещество; Химическая реакция; Элементарные основы неорганической химии; Первоначальные представления об органических веществах; Химия и жизнь. Содержание этих учебных блоков в авторских программах  направлено на достижение целей химического образования.

В курсе 8 класса учащиеся знакомятся с первоначальными понятиями: атом, молекула, простое и сложное вещество, физические и химические явления, валентность; закладываются простейшие навыки в написании знаков химических элементов, химических формул простых и сложных веществ, составлении несложных уравнений химических реакций; даются понятия о некоторых химических законах: атомно – молекулярном учении, законе постоянства состава, законе сохранения массы вещества; на примере кислорода и водорода углубляются сведения об элементе и веществе. Учащиеся изучают классификацию простых и сложных веществ, свойства воды, оксидов, кислот, оснований, солей; закрепляют практические навыки, необходимые при выполнении практических и лабораторных работ. Изучаются структура периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева, периодический закон, виды химической связи.

Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

·      освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

·      овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

·      развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

·      воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

·      применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Место предмета в базисном учебном плане

         Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования МКОУ СОШ с.п.п.Звездный

Данная программа рассчитана на 1 год – 8  класс.

Общее число учебных часов в 8 классе - 68 (2 ч в неделю).

 

Учебно-методический комплекс

Программа, автор

Класс

Учебник, издательство, год издания, уровень

Пособие для учителя, издательство, год издания

Пособие для учащихся, издательство, год издания

Контрольно-измерительные материалы, издательство, год издания

Программа среднего общего образования по химии 8-9 класс. Автор Г.Е. Рудзитис Базовый уровень

8 класс  

Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман.  Химия.  9  класс: учебник.  М.: Просвещение, 2009.

 

А.М. Радецкий.  Химия. Дидактический материал.  8-9 классы: пособие  для  учителей.   М.: Просвещение, 2009.

 

Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. – М.: ООО «Издательство Новая волна», 2010

А.М.Радецкий. Химия. Дидактический материал.  8-9 классы. М.: Просвещение, 2009

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по химии, Программы курса химии для 8 - 9 классов общеобразовательных учреждений. Автор Н.Н. Гара. (Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2009. -56с.), рабочей программы Л.М. Брейгера, А.Е.Баженовой (Химия 8-11 классы: развернутое тематическое планирование по учебникам Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана 2007-2008 годов(базовый уровень)/ - Волгоград: учитель, 2009.71с). Изменения: По программе практические работы объединены в блоки – практикумы, которые проводятся после изучения разделов. Как показывает опыт преподавания химии, проводить практические работы целесообразнее сразу после изучения соответствующей темы. В этом случае они больше отвечают своему назначению и выступают как средство закрепления, совершенствования и конкретизации экспериментальных умений и навыков. В своей рабочей программе практические работы я планирую проводить сразу после изученных тем.

Весь теоретический материал курса химии для основной школы структуирован  по шести блокам: Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии; Вещество; Химическая реакция; Элементарные основы неорганической химии; Первоначальные представления об органических веществах; Химия и жизнь. Содержание этих учебных блоков в авторских программах  направлено на достижение целей химического образования.

В курсе 8 класса учащиеся знакомятся с первоначальными понятиями: атом, молекула, простое и сложное вещество, физические и химические явления, валентность; закладываются простейшие навыки в написании знаков химических элементов, химических формул простых и сложных веществ, составлении несложных уравнений химических реакций; даются понятия о некоторых химических законах: атомно – молекулярном учении, законе постоянства состава, законе сохранения массы вещества; на примере кислорода и водорода углубляются сведения об элементе и веществе. Учащиеся изучают классификацию простых и сложных веществ, свойства воды, оксидов, кислот, оснований, солей; закрепляют практические навыки, необходимые при выполнении практических и лабораторных работ. Изучаются структура периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева, периодический закон, виды химической связи.

Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

·      освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

·      овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

·      развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

·      воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

·      применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Место предмета в базисном учебном плане

         Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования МКОУ СОШ с.п.п.Звездный

Данная программа рассчитана на 1 год – 8  класс.

Общее число учебных часов в 8 классе - 68 (2 ч в неделю).

 

Учебно-методический комплекс

Программа, автор

Класс

Учебник, издательство, год издания, уровень

Пособие для учителя, издательство, год издания

Пособие для учащихся, издательство, год издания

Контрольно-измерительные материалы, издательство, год издания

Программа среднего общего образования по химии 8-9 класс. Автор Г.Е. Рудзитис Базовый уровень

8 класс  

Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман.  Химия.  9  класс: учебник.  М.: Просвещение, 2009.

 

А.М. Радецкий.  Химия. Дидактический материал.  8-9 классы: пособие  для  учителей.   М.: Просвещение, 2009.

 

Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. – М.: ООО «Издательство Новая волна», 2010

А.М.Радецкий. Химия. Дидактический материал.  8-9 классы. М.: Просвещение, 2009

 


Фото пользователя Марина Николаевна Вострикова

На: учебный блок по химии к учебникам рудзитис


СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА ПО ПРЕДМЕТУ...

Класс_10______________

Тема курса__Химические свойства непредельных углеводородов.

Цель_мотивирование к учебной деятельности учащихся в изучении химических свойств непредельных углеводородов.

Реализуется на этапе учебного занятия (выбрать): усвоение новых знаний

Оргмомент; актуализация опорных знаний; усвоение новых знаний; закрепление; контроль; инструктаж по домашнему заданию; рефлексия.

Задача

Название Содержание Вопросы (задания) Результаты
Личностные Метапредметные Предметные

"Углеводороды"

 

Для изучения данной темы оптимально походит пара уроков или два отдельных урока, так как предлагаемый вариант содержит не только учебную, но и творческую работу. На первом этапе изучения темы учитель знакомит учащихся с классификацией углеводов.

На втором и третьем этапе учащиеся работают в группах. Лучше, если группы организованы исходя из пожеланий учащихся. Задача групп – из всего имеющегося научного материала в предложенной учителем по данной теме литературе, а возможно, при наличии электронного оборудования, и с использованием ресурсов интернета, составить опорный плакат, характеризующий одного из представителей углеводов. В представлении должны быть отражены наиболее важные и значимые характеристики углевода и соответствующий, сопровождающий творческую работу рассказ. Второй этап – это непосредственно работа с литературой, то есть выбор необходимого для характеристики углевода учебного материала. Третий этап – работа групп по оформлению опорного плаката.

На четвёртом этапе (на втором уроке из пары) группы представляют свои работы, поясняя их и сопровождая рассказом. Остальные учащиеся слушают и заполняют в тетради сводную таблицу, характеризующую разных представителей углеводов. Этот этап урока представляет собой демонстрацию подготовленных опорных плакатов учащихся и сопровождающего эти плакаты рассказа об углеводе.

На пятом этапе урока проводится оценка работы групп и рефлексия. Затем формулируется домашнее задание.

Установите соответствие между названием вещества и его формулой.          Установите соответствие между названием вещества и его физическими свойствами.  Установите соответствие между названием вещества и его содержанием в природе.        Установите соответствие между названием вещества и его применением.

Формирование

 представлений

о явлениях и

процессах,про-

текающих в

природе, изуче-

нием которых

 они занимают-

ся. Мотивация

на решение

проблемы.

Поиск необходимой информации, ее анализ и систематизация. Уметь применять имеющиеся знания в нестандартных ситуациях.

познакомить учащихся

  • с классификацией углеводов,
  • с особенностями их строения,
  • со свойствами углеводов,
  • с биологической ролью и применением углеводов;

продолжить развитие умений

  • выявлять связь между составом и строением веществ, их свойствами и функциями;
  • работать с дополнительной литературой, составлять опорные плакаты, сводные таблицы;
  • использовать полученные знания для доказательства материального единства живой и неживой природы;

продолжить

  • эстетическое воспитание учащихся,
  • формирование у них навыков работы в группе,
  • формирование научного мировоззрения.

 

Комментарий был изменен с момента создания ([email protected], Sat, 17/10/2015 - 11:55).

Вострикова Марина Николаевна




Фото пользователя Марина Николаевна Вострикова

На: учебный блок по химии к учебникам рудзитис


Оценка материала: Классификация химических реакций по различным основаниям

Качество и методическая грамотность ресурса Балл
Наличие содержательных ошибок (чем больше ошибок, тем больше баллов вычитается)  0
Наличие грамматических и речевых ошибок (чем больше ошибок, тем больше баллов вычитается)  0
Оцените техническое качество ресурса (при выставлении оценки руководствуйтесь следующими критериями: корректная работа ссылок и открытие файлов; читаемость текста; качество графики и цветовой гаммы ресурса, аудио-, видеоряда; удобство навигации)  3
Оцените соответствие названия ресурса его содержанию: 
Название соответствует описанию и содержанию ресурса
2
Оцените, четко ли определены цели и задачи ресурса  3
Оцените доступность и последовательность изложения материала  2
Оцените полноту изложенного материала в рамках заявленной темы и целей ресурса  3
Оцените достаточность и доступность методических комментариев по использованию ресурса  3
Оцените соответствие предложенных средств ИКТ задачам ресурса  3
Оцените интерактивность ресурса (или степень интерактивности предлагаемой в ресурсе формы работы)  3
Возможности использования ресурса. Какие формы организации деятельности предполагает ресурс? (Можно выбрать несколько вариантов) Балл
Традиционная классно-урочная система  2
Современные проектные и деятельностные формы организации занятий (например, индивидуальное и групповое исследование)  2
Самостоятельная работа обучающихся (вне урока)  2
Внеклассная и внешкольная работа  2
Методические материалы для учителя или школьного администратора  2
Возможности использования ресурса Балл
Какое из приведенных ниже утверждений в большей степени соответствует вашему мнению о ресурсе? 
Ресурс отличный, рекомендую его использовать
5
Суммарный балл: 37 Из 38 возможных
 

Вострикова Марина Николаевна




Фото пользователя Марина Николаевна Вострикова

На: учебный блок по химии к учебникам рудзитис


КОНСПЕКТ  УРОКА  ХИМИИ  ПО ТЕМЕ «ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ»

 

Технологическая карта

Предмет: химия

Класс: 8 класс

Автор учебника: Фельдман Ф.Г., Рудзитис Г.Е.

Тема урока: «Физические и химические явления»

Дидактическая цель: создание условий для усвоения  знаний учащихся о физических и химических явлениях.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Задачи урока:

  1. Способствовать усвоению понятий «физические явления»,  «химические явления»,  выделения  признаков химических  реакций и условий их протекания (предметный результат).
  2. Продолжить развивать умения  наблюдать окружающий мир, задумываться над его сутью, возможностью влияния на происходящие вокруг нас процессы,  выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде (метапредметный результат).
  3. Содействовать развитию мотивации к обучению, умений управлять своей учебной деятельностью, формированию культуры диалоговой и монологической речи (химического языка); представлению результатов работы в команде (личностный результат).

Методы обучения: проблемно-поисковый, эвристический, экспериментальный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, парная,  групповая.

Средства: учебник, компьютер, интерактивная доска SMART Вoard, презентация, лабораторное оборудование (стакан, штатив с пробирками, спиртовка), реактивы и материалы (картофель, бенгальская свеча, сода, уксус, лёд, тёплая вода, спиртовка, медная проволока, раствор йода, кусочек белого хлеба, парафин, цинк, раствор соляной кислоты, раствор сульфата меди (II), раствор гидроксида натрия, хлорид натрия), видеосюжеты, игра мини-лото, ЦОР «Химические и физические явления».

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

Ресурсы

Этап 1. Организационный

 

 

 

Психологический настрой 

 - Добрый день, друзья! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе.

Поднимите руки вверх, возьмитесь за руки и почувствуйте свою уникальность, необычность и талантливость.

Приветствуют учителя, психологически настраиваются на урок.

 

 

 

Личностные

 (доброжелательность)

 

 

 

 

Этап 2. Проверка домашнего задания

 

 

 

Предлагает экспресс-тестпо теме «Смеси. Разделение смесей»(приложение 1) 

Учитель выборочно проверяет тетради (2-3 работы).

 

   Выполняют два варианта теста, обмениваются тетрадями и осуществляют взаимопроверку (на слайде презентации ответы и шкала оценивания).

Личностные(самоопределение)

Регулятивные 

(оценка, саморегуляция)

Коммуникативные(взаимоконтроль по ходу выполнения заданий)

Раздаточный материал (тесты)

Этап 3. Актуализация субъектного опыта

 

 

 

Создание проблемной ситуации.

    Вы хорошо усвоили способы разделения смесей,  научились отличать смеси от чистых веществ.  Но наши знания будут неполными, если мы не изучим явления происходящие с ними.

    Мы часто сталкивались с понятием «явление». А что, на ваш, взгляд означает данное слово? Что вам известно о явлениях из курсов природоведения и физики?

Какие явления вы видите на слайде? В чём сущность этих явлений? По каким признакам можно отличить одни явления от других?  (показ музыкальных видеофайлов «Листья жёлтые», «Журчат ручьи»).

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на поставленные вопросы, опираясь на ранее полученные знания и жизненный опыт.

(испытывают затруднения при объяснении сущности физических и химических явлений, выявлении признаков химических реакций, условий их протекания)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные

анализ объектов с целью выделения признаков)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеосюжеты

http://festival.

1september.ru/articles/

584846/pril7.wmv

Этап 4. Этап изучения новых знаний и способов деятельности

 

 

 

Ребята! Как вы думаете, а  какова  тема нашего сегодняшнего урока?

 

 

Запишите тему урока «Физические и химические явления» в тетрадь.

Подумайте, чему мы должны сегодня научиться, что нового узнать?

 А также мы выявим признаки химических явлений и выясним

при каких условиях могут идти химические реакции.

 

Затем  класс на некоторое  время превращается в несколькоисследовательских лабораторий, группы(4 человека) работают по вариантам. В группе  у каждого ребёнка своя роль: экспериментатор (проводит эксперимент),наблюдатель (ведёт лабораторный журнал),аналитик (анализирует и фиксирует вывод),теоретик (делит все увиденные явления на физические и химические)

 

Акцентирует внимание учащихся на значении физических и химических явлений в природе и в повседневной жизни.

Показываетвидеофрагмент о значении физических и химических явлений (Кот Матроскин и другие герои мультфильма «Простоквашино»).

Приведите свои примеры физических и химических явлений.

Вариант ответа: «Думаю, что тема нашего сегодняшнего урока – физические и химические явления».

Записывают тему урока в тетрадь.

Должны узнать,  чем физические явления отличаются от химических явлений.

 

 

 

 

 

По инструктивным картам по группам выполняют ЛО–

 ( приложение № 2)

Представитель группы знакомит с результатами исследований, выводами, оценивает работу членов команды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приводят свои примеры физических и химических явлений, с которыми сталкиваются в повседневной жизни.

Личностные

(работа над смысло-

образованием, установление связей между учебной деятельностью и мотивом) 

 

 

 

 

 

 

Познавательные

 (постановка и решение проблемы, логические универсальные действия)

Коммуникативные

(сотрудничество в поиске и сборе информации)

Регулятивные

 (формирование умения слушать собеседника, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструктивные карты, учебник, лабораторное оборудование и реактивы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеосюжет

 

Этап 5.Первичная проверка понимания изученного материала

 

 

 

   После краткой беседы о сущности явлений учитель предлагает заполнить кластер с классификацией явлений, а также с признаками и условиями протекания химических реакций.

 

Физкульминутка

Заполняют кластер

(приложение  №3)

 

На интерактивной доске

на слайде с фотографиями химических явлений  по цепочке вписывают признаки химических реакций.

Познавательные (поиск и выделение необходимой информации и структурирование знаний,  анализ объектов с целью выделения признаков)

Раздаточный материал (кластеры)

 

 

 

 

 

http://pedsovet.su/load/244-1-0-2615

Этап 6. Закрепление изученного материала

 

 

 

Учитель предлагает разнообразные задания:

1)Работа с интерактивной доской

а)Задание1.Распределите предложенные явления на физические и химические.  На слайдах следующие фотографии: река Нева с клубящимися над ней облаками; скульптура, на которой видны результаты окисления медного сплава; горящий лес; ржавчина на ограде; иней на кустарнике, накипь на кипятильнике и т.д.

б) Выберете из списка химические явления(электронное приложение задание 2)

в) Отметьте цифрой 1 физическое явление, цифрой 2 химическое явление, нажав на синюю стрелку проверьте ответ(электронное приложение задание 3)

2)Моделирование.

 Из предложенного материала самостоятельно смоделируйте физические и химические явления

3) Задание по карточкам на установление соответствия

 

4) Игра мини-лото «Физические и химические явления»

 

 

 

Двое учащихся распределяют (перетаскивают) картинки на физические и химические явления. Приводят аргументы.

 

 

 

 

 

 

 

Отмечают галочкой химические явления, указывают признак явления

Отмечают цифрами представленные  явления

 

 

 

За отдельным столом 4 ученика моделируют физические и химические явления, отмечают признаки явлений.

2 ученика выполняют задание по карточкам(приложение  №4)

 

Остальные обучающиеся работают  в парах.

Описание игры(приложение №5)

 

 

Познавательные

анализ объектов с целью выделения признаков)

Регулятивные

 ( формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные

(планирование учебного сотрудничества и способов взаимодействия)

 

 

 

Ресурсы программы

Notebook для интерактивной доски

SMART board

 

 

 

ЦОР из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов № 131669 «Физические и химические явления»http://school-collection.edu.ru

 

http://mirhim.ucoz.ru

 

Материал для моделирования: стакан, лёд, тёплая вода, спиртовка, спички, уксус, сода, бенгальская свеча, медная проволока, картофель, раствор йода, кусочек белого хлеба, парафин

 

Игровые поля

Этап 7. Информация о домашнем задании

 

 

 

Предлагаетразноуровневые домашние задания по выбору, комментирует предложенные задания:

1 уровень: §3,упр.10,11,13 стр.13.

  2 уровень: §3,составить тест по изученной теме или сделать подборку стихов, загадок, пословиц о химических и физических явлениях.

3 уровень: §3,мини-проект «Физические и химические явления в повседневной жизни»»

Ученики по желанию выбирают задания

Личностные(самоопределение)

 

Регулятивные (оценка, саморегуляция)

 

Этап 8. Подведение итогов учебного занятия

 

 

 

Анализирует работу класса, нацеливает на формулирование выводов по уроку о  необходимости умения наблюдать, проводить эксперимент, изучать вещества и происходящие с ними явления,  о тесной связи  происходящих явлений и возможности познания тайн природы для сохранения её и практического применения человеком.  Выставляет оценки.  

По цепочке ученики  продолжают материал «серия выводов на уроке».

Регулятивные (оценка, саморегуляция)

 

Познавательные(общеучебные   универсальные действия, логические универсальные действия)

 

 

Этап 9. Рефлексия

 

 

 

Учитель инициирует рефлексию (метод пяти пальцев)

Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.

М (мизинец) -  мыслительный процесс: какие знания я сегодня получил

Б (безымянный)  - близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг

С (средний) - состояние духа: каким было у меня сегодня настроение

У (указательный) – услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем порадовал или чему способствовал

Б (большой) – бодрость,физическая форма: каким было моё самочувствие

Учитель благодарит за урок.

На листе бумаги обводят левую руку, вписывают своё мнение по каждой позиции

Регулятивные (оценка, саморегуляция)

 

    Литература:

  1. Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2008.
  2. Рудзитис Г.Е Химия: Неорганическая химия учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2008

Интернет ресурсы:

  1. http://school-collection.edu.ru
  2. http://mirhim.ucoz.ru
  3. http://festival.1september.ru
  4. http://pedsovet.su/load/244-1-0-2615

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

Приложение №1

 

Экспресс-тест по теме: « Смеси. Разделение смесей»

Вариант 1

Выберите правильный ответ:

1. Способ разделения смесей, которыми можно отделить воду от растворённых в ней примесей:

     а) дистилляция                   б) отстаивание          

  в) фильтрование                   г) центрифугирование

2. Фильтрованием можно отделить нерастворимые вещества от: 

     а) жидкости                       б) газы    

     в) раствора                        г) других нерастворимых веществ

3. Для разделения смеси вода -  машинное масло может быть использовано различие веществ по:

    а) магнитным свойствам          б) плотности  

    в) цвету                                      г) температуре кипения  

4. Название вещества, не принадлежащие к указанной группе.

    Смеси: гранит, кровь, молоко, медь, морская вода.

5Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях? 

 А. Молоко является смесью веществ.

 Б. Водопроводная вода является чистым веществом.

 1) верно только А         3) верны оба суждения

 2) верно только Б         4) оба суждения неверны

 

Вариант 2

 

Выберите правильный ответ:

1.Смесь бензина с водой можно разделить

   а) фильтрованием       б) с помощью делительной воронки

   в) отстаиванием          г) выпариванием

2.  Фильтрованием можно разделить смесь:

 а) воды и сахара                       б) воды и поваренной соли

 в) воды и угольной пыли        г) воды и уксусной эссенции

3.Выпариванием можно разделить смесь:

 а) воды и сахара                      б) воды и поваренной соли

 в) воды и угольной пыли        г) воды и уксусной эссенции

4. Название вещества, не принадлежащие к указанной группе.

    Смеси: чернила, нефть, воздух, железо, речная вода.

 5Верны ли следующие суждения о способах разделения смесей? 

 А. Железные опилки из смеси можно выделить магнитом.

 Б. Очистить воду от угольной пыли можно выпариванием.

 1) верно только А                  3) верны оба суждения

 2) верно только Б                  4) оба суждения неверны

Приложение №2

 

Инструктивная карта №1

 

Лабораторные опыты «Физические и химические явления»

 Оборудование и реактивы:

химический стакан с водой, штатив с пробирками, сухое горючее, асбестовая сетка, держатель, пробка для пробирки; вода, хлорид натрия  (NaCl).

 

При выполнении опытов соблюдайте правила техники безопасности!

 

По результатам наблюдений заполните таблицу:

 

№ экспери

мента

 

Описание опыта

Наблюдаемое явление

Тип явления

1

Поместите в пробирку немного поваренной соли (хлорид натрия) и добавьте воды. Встряхните пробирку.

 

 

2

Налейте в пробирку немного воды, заткните горлышко пробирки пробкой и нагрейте воду до кипения.

 

 

Выводы по работе:

  1. В первом опыте соль растворилась в воде, во втором – вода изменила ……..… состояние.
  2. Вещества в ходе исследования…………………..

 

Физическими называются такие явления, при которых данные вещества не превращаются в другие, а обычно изменяется только их агрегатное состояние или форма.

Химическими называют такие явления, в результате которых из данных веществ образуются другие

 

Перечислите признаки химического явления, используя учебник стр. 10

1)

2)

3)

4)

5)

 

Приложение №2

Инструктивная карта №2

 

Лабораторные опыты «Физические и химические явления»

Оборудование и реактивы:

Химический стакан с водой, штатив с пробирками,

кусочек цинка (металлического), раствор соляной кислоты (HCl), раствор сульфата меди (CuSO4), раствор гидроксида натрия (NaOH)

 

При выполнении опытов соблюдайте правила техники безопасности!

 

По результатам наблюдений заполните таблицу:

 

№ экспери-

мента

 

Описание опыта

Наблюдаемое явление

Тип явления

3

В пробирку с кусочком металлического цинка прилейте несколько капель раствора соляной кислоты.

 

 

4

К раствору сульфата меди (II) добавьте 2 –3 капли раствора гидроксида натрия.

 

 

 

Выводы по работе:

  1. В третьем опыте выделился …, а в четвертом – выпал ...
  2. В ходе исследований исходные вещества превращаются в ……..

 

Физическими называются такие явления, при которых данные вещества не превращаются в другие, а обычно изменяется только их агрегатное состояние или форма.

Химическими называют такие явления, в результате которых из данных веществ образуются другие

 

Перечислите признаки химического явления на основе наблюдений и дополните, используя учебник стр. 10

1)

2)

3)

4)

5)

Приложение №3

 Заполните кластер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №4

 

Карточка №1

 

Установите соответствие:

 

Физические явления: _______

Химические явления: _______

 

  1. Вода в озере покрылась коркой льда;
  2. Появление ржавчины на железном гвозде;
  3. Золотую проволоку вытянули в нить;
  4. Сжигание бензина в двигателе внутреннего сгорания (в автомобиле);
  5. Ледяная игрушка весной растаяла;
  6. Высыхание дождевых луж;
  7. Для приготовления теста в ложке смешали соду и уксусную кислоту;
  8. Морской прилив;
  9. Кусочек свинца бросили в азотную кислоту, он «исчез», «растворился», при этом выделился бурый газ;
  10.  Лёд уронили, он разбился, и получилось несколько ледышек.

 

 

 Карточка №2

 

Установите соответствие:

 

Физические явления: _______

Химические явления: _______

 

  1. Выветривание горных пород;
  2. Серебряная ложка на воздухе потемнела;
  3. Испарение воды с поверхности реки;
  4. Горение керосина в лампе;
  5. Движение воздуха (ветер);
  6. Скисание молока с образованием кефира;
  7. Плавление куска железа;
  8. Горение спички;
  9. Дети на пляже построили из песка замок;
  10.  Кусочек цинка бросили в соляную кислоту, при этом интенсивно начал выделяться газ.

 

 

 

 

 

Приложение №5

 

Мини – лото «Физические и химические явления»

Оборудование: игровое поле (4 Х 4 квадрата), в каждой клетке которого записано физическое или химическое явление (количество игровых полей равно числу пар учащихся); маленькие карточки – фишки ; конверт (мешочек, сундучок )

Описание игры. Учитель выдает на каждую парту игровое поле.

 

1.Горение дров

 

16.Звонок будильника

4.Переваривание пищи в желудке

 

10.Выпадение росы

 

 

2.Засахаривание варенья

5.Образование зеленого налета на медных изделиях

9.Разрушение мраморной скульптуры под действием кислотных дождей

13.Высыхание мокрого белья

 

 

3.Гниение листвы

 

8.Окрашивание забора масляной краской

12.Образование инея

15.Приготовление яичницы

 

 

 

6.Испарение воды

 

7.Плавление олова

11.Прокисание молока

14.Прогоркание масла

 

 

       У учителя (в конверте, мешочке) маленькие карточки – фишки. На каждой из фишек указан номер. Учитель достает из конверта одну из фишек и озвучивает номер. Один из учащихся пары, на столе которой игровое поле содержит указанный номер, озвучивает явление и объясняет, о каком физическом или химическом явлении идет речь. При правильном ответе ученик получает фишку и закрывает соответствующий участок игрового поля. При неправильном ответе фишка изымается из игры. Выигрывает та пара учащихся, которая полностью закроет игровое поле фишками.

 

 

 

Дополнительный материал для учителя

(физические и химические явления в стихах)

 

1. Унылая пора! Очей очарованье!

 Приятна мне твоя прощальная краса -

 Люблю я пышное природы увяданье.

 В багрец и золото одетые леса.

(А.С.Пушкин)

 

2. И трещат сухие сучья,

 Разгораясь жарко.

 Освящая тьму ночную

 Далеко и жарко!

(И Суриков.)

 

3. В декабре, в декабре

 Все деревья в серебре.

 Нашу речку, словно в сказке

 За ночь вымостил мороз…

(С.Я.Маршак)

 

4. А если медь в печи нагреть.

 То станет тяжелее медь

 С окалиною вместе.

 Не верите – так взвесьте…

(Е. Ефимовский)

 

5. Что за звездочки резные

 На пальто и на платке?

 Все сквозные, вырезные,

 А возьмешь – вода в руке?

(Е. Благинина)

 

6. На рукомойнике моем

 Позеленела медь.

 Но так играет луч на нем,

 Что весело смотреть.

(А Ахматова)

 

7. Когда металл в крутые формы льем,

 Мне верится, что оживут в металле

 Горячие полдневные поля.

 Кипит металл и ждут его поля.

(А. Кравцов)

 

Вострикова Марина Николаевна



Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн