Поисково-исследовательская деятельность дошкольников
Submitted by Елена Эдуардовна Масякина on Tue, 13/10/2015 - 02:52
Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста, является потребность и новых впечатленииях, новых знаниях. Эта потребность выделена и изучена в целом ряде исследований (Л.И. Божович, М.П. Денисова, М.И. Лисина, Н.Л. Фигурин, Н.М. Щелованов и др.) потребность в новых впечатлениях перерастает затем в познавательную потребность и в конечном итоге выступает как база для развития других потребностей ребенка. Новые впечатления, новые знания являются мощным стимулом психической деятельности на протяжении всей жизни человека. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой поисковой - исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира.
Чем отличаются исследования учёного от исследования детей?
Учёный делает открытие для всего человечества
Ребёнок делает открытия для самого себя.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие. Говоря о поисково-познавательной деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочения и систематизацию. Это деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируются восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийный действия.
Важен исследовательский подход к обучению, при котором ребенок ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного (направляемого) педагогом:
Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не готов и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особую печать на все действия, входящие в поисковую деятельность, – они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробующий характер. Пробующие действия специфичны тем, что ребенок, производящий их, готов к любому самому неожиданному результату. Это делает его очень восприимчивым к самым разнообразным изменениям ситуации, которые вызывают его действия. Все эти особенности поисковой деятельности обусловливают эффективное познание ребенком многих доступных ему предметов и явлений. Поэтому детское экспериментирование как один из видов ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности некоторые исследователи (Н.Н. Поддьяков) называют ведущим видом деятельности детей старшего дошкольного возраста. Н.Н.Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.
Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью идет от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т. д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.
Второй вид ориентировочно-исследовательской деятельности характеризуется тем, что она организуется взрослым, который выделяет определенному алгоритму действий. Ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.
Познавательная активность – активность, возникающая по поводу познания и в его процессе и выражающаяся в заинтересованном принятии информации, желании углубить, уточнить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы; проявлении творчества, в умении усваивать способ познания и применять его на другом материале.
Познавательной активности близко понятие любознательности, любопытства.
В наиболее полном, развернутом виде исследовательское (познавательное) обучение предполагает следующее:
ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
предлагает возможные решения;
проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
делает выводы в соответствии с результатами проверки;
применяет выводы к новым данным;
Делает обобщения.
У детей первых 7 лет наглядно - действенное и наглядно – образное мышление поэтому дети любят экспериментировать и весь процесс в д/с должен строиться на наглядных и практических методах.
Детское экспериментирование даёт представление о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Экспериментирование – основа детского саморазвития. Может быть формой организации педагогического процесса, так же является одним из видов познавательной деятельности.
ИЗ ПОДДЪЯКОВА
Люди научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми кто такой школы не прошел.
К.Е.Тимирязев
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ
(Практическая деятельность)
Идёт обогащение памяти ребёнка
Активизируются его мыслительные процессы т.к. возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, обобщения
Стимулирование развития речи, т.к. необходимо давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности. Прослеживается на всех этапах экспериментирования (формулировка цели, обсуждение методики, подведении итогов, в словесном отчёте об увиденном) Умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта -пополнение знаний способствует развитию речи.
Развитие творческих способностей. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет зарегистрирован результат эксперимент- чем глубже исполнитель изучит объект тем точнее он передаст детали во время изобразительной деятельности
Формирование трудовых навыков. Экспериментирования без трудовых действий не бывает. Наличие трудовых навыков создаёт благоприятные условия для экспериментирования- экспериментирование вызывающее интерес способствует развитию трудовых навыков
Укрепление здоровья за счёт повышения двигательной активности
Конструирование
Игры
Наблюдение т.к. является составной частью эксперимента, с его помощью осуществляется восприятие хода эксперимента.
Математика. Постоянно возникает необходимость считать измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Владение математическими представлениями облегчает экспериментирование.
Классификация наблюдений и экспериментов.
По характеру объектов:
-опыты с растениями;
-опыты с животными;
-опыты с объектами неживой природы;
-опыты, объектом которых является человек.
2. По месту проведения опытов:
-в групповой комнате;
-на участке;
-в лесу, в поле и т.д.
3. По количеству детей:
-индивидуальные (1-4 ребёнка)
-групповые (5-10 детей);
-коллективные (вся группа)
4. По причине их проведения:
-случайные;
-запланированные;
-поставленные в ответ на вопрос ребёнка;
5.По продолжительности:
-кратковременные (5-15 мин.);
-длительные (свыше 15 мин.).
6. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
-однократные;
-многократные или циклические.
8.По месту в цикле:
-первичные;
-повторные;
-заключительные или итоговые.
9.По характеру мыслительных операций:
-констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);
-сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);
-обобщающие (эксперимент, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам)
10. По характеру познавательной деятельности детей.
- Иллюстрированные (детям всё известно эксперимент только подтверждает знакомые факты)
- поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат)
Решение экспериментальных задач.
11. По способу применения в аудитории.
-демонстрационные
- фронтальные
Демонстрационные наблюдения и эксперименты - в аудитории один объект и он находится в руках у педагога. Он сам проводит опыт и дети следят за ходом его и результатом.
плюсы
минусы
1.Являются менее трудоёмкими.
2. Прост в методическом отношении: педагог сам может распределить время на различные этапы, сосредоточить внимание детей на самых существенных моментах, выделить главное и второстепенное.
3.Практически исключены ошибки при проведении
4. Легче распределить внимание между объектом и детьми, установить с ними контакт, следить за качеством усвоения знаний.
5. Проще следить за соблюдением дисциплины.
6. Уменьшен риск нарушений правил безопасности возникновения непредвиденных ситуаций.
7. Проще решаются вопросы гигиены
8. Создаётся возможность работы с объектами имеющимися в единственном числе, представляющими определённую опасность (ядовитые растения, грибы, огонь)
1. Объекты находятся далеко от детей и те не могут рассмотреть мелкие детали.
2. Каждому ребёнку объект виден по каким - то одним углом зрения.
3. Ребёнок лишён возможности осуществлять обследовательские действия, рассматривать объект с разных сторон.
4.Восприятие осуществляется в основном с помощью одного (зрительного), реже двух анализаторов, не задействованы тактильный, вкусовой, и иные анализаторы.
5.Сравнительно низок эмоциональный уровень воспитателя.
6. Относительная пассивность детей: они только видят как совершаются пассивные действия.
7.При наличии одного объекта дети не видят его других модификаций.
8.Восприятие знаний идёт в ритме навязанном педагогом.
9. Сведена до минимума личная инициатива детей.
10. Затруднена индивидуализация.
Фронтальные наблюдения и эксперименты – в аудитории находится много объектов и они находятся в руках у детей.
плюсы
Минусы
Хорошо видны мелкие детали
объект можно рассмотреть с разных сторон
используются все анализаторы
реализовывается заложенная потребность к деятельности
знакомятся с несколькими модификациями изучаемого объекта
работают в индивидуальном ритме
процесс обучения индивидуализирован
высокое эмоциональное воздействие.
1.Трудно найти много объектов
2. трудно следить за процессом познания, за качеством усвоения знаний
3. Труднее установить контакт с детьми
4.Постоянно возникает несинхронность в работе детей
5. Повышается риск ухудшения дисциплины
6.повышается риск несоблюдения правил безопасности.
Правила проведения экспериментов.
1. «Не навреди» (нельзя собирать коллекцию насекомых. Наблюдать как одни животные поедают других, делать чучела птиц, животных, устраивать растениям экстремальные ситуации)
2. Если животное берется из природы его потом вместе с детьми надо вернуть обратно, чтобы дети видели что в природе каждое животное имеет свою территорию.
3.Особое внимание соблюдение правил безопасности, усилить контроль за поведением детей.
4. недопустимы опыты где создаётся угроза для жизни.
5.Особое внимание вопросам гигиены, после опытов дети должны мыть руки с мылом и проводить в порядок своё рабочее место, оборудование.
6. Воспитатель должен быть готов к незапланированным явлениям (непредусмотренный результат не является неправильным)
7. Не должно быть случаев гибели животных из-за халатности.
Правила выбора объёкта.
Соответствие выбранного объекта целям и задачам. Выбирая объект надо учитывать у кого данный признак выражен сильнее.
безопасность объекта для детей.
запрещается работать с незнакомыми объектами.
объект должен быть типичным для данной группы.
Объект должен быть красивым гармоничным
Особенности детского экспериментирования.
Свободно от обязательности.
Не следует жёстко регламентировать продолжительность опыта.
Не следует жёстко придерживаться заранее намеченного плана.
Дети не могут работать не разговаривая.
Учитывать индивидуальные различия.
Не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов.
Право ребёнка на ошибку.
Применять адекватные способы вовлечения детей в работу.
Работа руками детей
Дробление одной процедуры на несколько маленьких действий, поручаемых разным детям
Совместная работа воспитателей и детей
Помощь воспитателя детям
Работа воспитателя по указанию детей
Воспитатель осознанно допускает неточности в работе
Соблюдение правил безопасности
Введение ребёнка в целостный педагогический процесс.
Не должно быть чёткой границы между экспериментом и обыденной жизнью
Из отдельных опытов приходится формировать циклы
Анализ результатов и формулировка выводов делается в непринужденной форме радости открытия.
Нельзя подменять анализ результатов экспериментов анализом поведения детей
МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСПЕРИМЕНТА.
Случайные наблюдения и эксперименты. (подготовка – постоянное самообразование, психологическая готовность разглядеть в природе новое и интересное
Плановые наблюдения и эксперименты:
определение текущих дидактических задач,
подобрать объект, соответствующий требованиям, знакомится с ним заранее и на практике и в литературе;
осваивает технику экспериментирования, если она ему незнакома.
предлагает детям поставить опыт;
сообщает цель и задачу;
даёт время на обдумывание;
затем привлекает к обсуждению хода эксперимента.(проводить опыт под команду педагога можно в редких случаях);
нежелательно предсказывать результат, т.к. теряется ощущение первооткрывателей;
не следует требовать идеальной тишины, т.к. ухудшается качество восприятия;
в процессе работы воспитатель поощряет детей ищущих собственные способы решения задач, не выпускает из поля зрения детей работающих медленно, десинхронизация – закономерное явление для эксперимента; подведение итогов и формулирование выводов;
дети самостоятельно приводят рабочее место в порядок.
Познавательные задачи должны предъявляться детям в определенной последовательности: вначале – простые, содержащие однозвенные связи, затем – более сложные, содержащие цепочку связей, и обязательно содержать в себе элементы для творческого проявления детей. Исследовательская деятельность должна побуждать творческую активность детей, стимулировать их воображение, желание созидать, творить, фантазировать, воплощая в жизнь самые невероятные гипотезы.
При этом очень важную роль играет познавательная задача, условием ее постановки перед ребенком является создание проблемной ситуации на занятии или в другом виде деятельности. Проблемная ситуация возникает в том случае, когда задача поставлена, но сразу решить ее дети не могут, так как необходимо усилие мысли, чтобы сопоставить известные факты, сделать предварительные выводы. Самостоятельная работа детей носит в такой ситуации поисковый характер. При постановке перед детьми познавательных задач следует учитывать их жизненную значимость, интерес к ним. Познавательная задача всегда должна содержать вопрос, включать некоторые данные, известные детям, которые можно использовать в решении. Часть данных дети должны отыскать сами в процессе комбинирования, преобразования уже известных знаний о способах действий. Незнание детей должно быть частичным, только тогда познавательную задачу можно решить с помощью опыта, сравнительного наблюдения или в процессе эвристического рассуждения.
Весь объём знаний не может усваиваться только путём личного исследования:
В программе есть информация, которую просто необходимо заучить, запомнить и научиться использовать.
самостоятельное исследование не экономично, оно требует много времени. Больше чем обычное восприятие объяснений (учебное время ограничено)
исследования не всегда достоверны, могут содержать элементы случайности.
Оптимальная структура – традиционное изложение с включением проблемных ситуаций.
Проблемным способом целесообразно изучать материал, который содержит причинно- следственные связи и зависимости.
Что препятствует исследовательской деятельности ребёнка?
условия при которых все действия наталкиваются на сопротивление. Деятельность обесценивается и кажется бессмысленной.
Если желания, вопросы, проблемы удовлетворяются немедленно без усилий, если выключен из контакта со сверстниками, где приходится отстаивать свои интересы
Преодоление препятствий развивают вкус к поиску их преодоления
Эксперимент как ответ на детские вопросы.
Привлекаются либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи.
Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребёнку самому установить ответ на него.( « А ты сам посмотри, как поведёт себя муравей если ему преградить дорогу»,»Давай посмотрим, сможет ли кораблик развернуться в узком месте ручейка»)
Решение экспериментальных задач.
Представляет собой зачатки экспериментирования .
Доступны 3 типа экспериментальных задач:
Как доказать что ……
Сколькими способами можно осуществить это действие….
Что получится если…..
Продолжительность эксперимента зависит:
Особенности изучаемого явления;
Наличием свободного времени;
Состоянием детей;
Их отношением к данному виду деятельности.
Решение задач осуществляется в двух направлениях:
Дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;
Дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслят.
СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ:
Работа с живым объектом:
Нельзя проводить эксперимент с незнакомыми объектами.
Работа с ядовитыми животными, растениями и грибами проводятся в особых случаях. Все операции производятся педагогом. Детям такие объекты не даются.
выбирая живой объект, нужно убедиться, что он обладает спокойным характером или наоборот слишком заторможенным.
Во время эксперимента надо создать спокойную обстановку, не нервировать животное самому и не позволять этого делать детям;
Если животное принесено из другого места есть смысл дать ему некоторое время освоиться с обстановкой.
Запрещаются эксперименты с больными животными;
Педагог должен уметь прогнозировать поведение животного;
Если животное стало нервничать, то эксперимент прекращается, и животное изолируется от детей;
Работа с детьми:
Обязанность за соблюдение правил безопасности целиком лежит на педагоге
Чем чаще применяется метод экспериментирования, тем ниже вероятность ЧП.
Работа с детьми строится «от простого к сложному». Педагог должен отдавать себе отчёт об уровне сформированности у детей необходимых навыков и не превышать их реальных возможностей;
Все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности:
Действие показывает педагог;
Действие повторяет или показывает кто–нибудь из детей, причём тот, который заведомо совершит его неверно: это даст возможность сконцентрировать внимание на конкретной ошибке.
Иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: даёт возможность сконцентрироваться на ошибке, вероятность которой велика;
Действие повторяет ребёнок, который не допустит ошобки;
Действия осуществляют все вместе в медленном темпе. Чтобы педагог имел возможность проконтролировать каждого ребёнка
Действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе.
5.Педагог должен хорошо изучить индивидуальные особенности детей.
6. предъявляя требования к поведению детей во время экспериментирования, не следует переходить разумных пределов. Работа должна строиться на принципах личностно – ориентированной педагогики, что гасит неадекватные реакции детей.
7. Необходимо выработать в форме игры условный рефлекс на какую-то короткую команду.
8. Педагог должен видеть весь коллектив для этого он должен хорошо владеть фактическим материалом и не задумываться над методикой проведения каждого опыта.
9. На занятиях должна быть спокойная обстановка. Если дети боятся совершить ошибку, вероятность возникновения непредвиденных ситуаций возрастает. У педагога должна быть психологическая готовность к возникновению непредвиденной ситуации.
НЕДОСТАТКИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Недооценка педагогами познавательного и воспитательного значения данной формы организации процесса обучения.
Недостаточная подготовленность педагогов в теоретическом и методическом отношении.
Большинство экспериментов носит созерцательный характер.
Эксперимент не получает логического завершения.
Эксперименты не формируют цикла.
Результаты эксперимента не всегда используют на последующих занятиях.
Не отвечают основному назначению – анализу природоведческого материала, ознакомлению с растительным и животным материалом, с явлениями неживой природы, с приспособлениями живых организмов к среде обитания, не показывает положительного и отрицательного влияния человека на природу.
недостаточно связано с другими видами деятельности.
Воспитатели стараются чтобы всё было правильно и тем самым лишают ребёнка его права на ошибку. Доминирующим способом познания является манипулирование предметами и последующий анализ результатов своих проб и ошибок.
Зачастую выводы сообщаются воспитателям в готовом виде, Ки х формированию не привлекаются дети.
Иногда анализ опыта подменяется анализом поведения детей и их отношения к работе.
СТРУКТУРА ЭКСПЕРИМЕНТА.
Осознание того что хочешь узнать.
Формулирование задачи исследования.
Продумывание методики эксперимента.
Выслушивание инструкций и критических замечаний.
Прогнозирование результатов.
Выполнение работы.
Соблюдение правил безопасности.
Наблюдение результатов.
Фиксирование результатов.
Анализ полученных данных. Словесный отчёт об увиденном.
Формирование выводов.
1.ОСОЗНАНИЕ ПРОБЛЕМЫ.
1-ая группа раннего возраста
Проявляют первые признаки желания что-то сделать
2-ая группа раннего возраста
Активно проявляют желание что-то сделать
1-я младшая группа
Произносят фразу: «Я хочу сделать то-то»
2- я младшая группа
Проявляют любопытство задают первые вопросы.
Средняя группа
Часто задают вопросы пытаются найти на них ответы
Старшая группа
Имеют ярко выраженную потребность спрашивать у взрослых обо всём что неизвестно.
Подготовительная к школе группа
Хорошо дифференцируют известное и неизвестное, активно стремятся добывать знания разными доступными им способами
2. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ЗАДАЧИ.
1-ая группа раннего возраста
Желание что-то сделать выражают любыми доступными средствами.
2-ая группа раннего возраста
Желание что-то сделать выражают любыми доступными средствами.
1-я младшая группа
Желание что-то сделать выражают словами.
2-я младшая группа
Задачу эксперимента формулирует воспитатель, и дети её понимают.
Средняя группа
Делают первые попытки формулировать задачу опыта при непосредственной помощи педагога
Старшая группа
Формулируют задачу самостоятельно, но при поддержке со стороны педагога
Подготовительная к школе группа
Задачу эксперимента формулируют самостоятельно; нуждаются в моральном поощрении
3. ПРОДУМЫВАНИЕ МЕТОДИКИ.
1-ая группа раннего возраста
Совершают неосознанные действия
2-ая группа раннего возраста
Некоторые действия становятся целенаправленными.
1-я младшая группа
Количество целенаправленных действий увеличивается
2- я младшая группа
При проведении простейших экспериментов начинают отвечать на вопрос взрослого: «Как это сделать?»
Средняя группа
Методику опыта излагает педагог; дети придумывают отдельные детали
Старшая группа
Часто принимают участие в разработке методики проведения опытов; воспитатель их к тому постоянно побуждает.
Подготовительная к школе группа
Самостоятельно продумывают методику проведения простых опытов и принимают активное участие в разработке методики сложных опытов
4. ВЫСЛУШИВАНИЕ ИНСТРУКЦИЙ И РЕКОМЕНДАЦИЙ.
1-ая группа раннего возраста
Выполняют по просьбе взрослого простейшие действия
2-ая группа раннего возраста
Выполняют по просьбе взрослого многие действия
1-я младшая группа
Выполняют простейшие поручения взрослых
2- я младшая группа
К концу года начинают выполнять инструкции, содержащие два поручения сразу
Средняя группа
Начинают выполнять инструкции, содержащие 2-3 поручения одновременно
Старшая группа
Выполняют до 4-х поручений одновременно, если они несложны, делают первые попытки выполнения всего опыта по одной инструкции
Подготовительная к школе группа
Выслушивают инструкции, задают уточняющие вопросы, критически относятся к советам взрослых и товарищей
5. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ.
1-ая группа раннего возраста
Предугадывают последствия некоторых своих действий, производимых с предметами.
2-ая группа раннего возраста
Предугадывают последствия некоторых своих действий, производимых с предметами.
1-я младшая группа
Предугадывают последствия некоторых своих действий, производимых с предметами.
2- я младшая группа
При проведении простейших опытов начинают отвечать на вопрос: «Что случится если мы сделаем это?»
Средняя группа
Начинают высказывать предположения каким может быть результат опыта, любят отвечать на вопрос: «Угадай что получилось?»
Старшая группа
Приобретают способность прогнозировать результат. Педагог уделяет особое внимание развитию этой способности.
Подготовительная к школе группа
Начинают строить простейшие гипотезы. Умеют принять их или отказаться от гипотез под влиянием результатов проведённого эксперимента
6. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ.
1-ая группа раннего возраста
Манипулируют предметами вначале неосознанно, затем сознательно
2-ая группа раннего возраста
Манипулируют предметами осознанно.
1-я младшая группа
Работают с помощью воспитателя
2- я младшая группа
Работают вместе с воспитателем.
Средняя группа
Работают вместе с воспитателем, а затем под его непосредственным контролем.
Старшая группа
Работают под непосредственным контролем воспитателя, в простейших случаях под его неявным (скрытым) контролем
Подготовительная к школе группа
Тоже что и в старшей группе, иногда работают самостоятельно. При коллективном труде проявляют умение спланировать работу и разделить обязанности между собой.
7.ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ.
1-ая группа раннего возраста
Свои действия не контролируют. Нуждаются в постоянной опеке со стороны взрослых. К концу года запоминают слово «нельзя».
2-ая группа раннего возраста
Свои действия не контролируют. Нуждаются в постоянной опеке со стороны взрослых. К концу года запоминают слово «нельзя».
1-я младшая группа
Начинают избегать некоторых действий имевших неприятные последствия. Нуждаются в контроле со стороны взрослых.
2- я младшая группа
Начинают предвидеть некоторые последствия своих действий. Реагируют на предупреждения взрослых .
Средняя группа
Начинают выполнять предупреждения относительно наиболее опасных моментов опыта. Иногда задают вопрос:»Можно ли так сделать?» Контроль со стороны взрослых обязателен.
Старшая группа
Воспринимают инструкции по правилам безопасности, данные до начала эксперимента, но не всегда их выполняют. Могут забыть предупреждения.
Подготовительная к школе группа
Стараются выполнять правила безопасности следят, как их выполняют другие, но часто о них забываю
1-ая группа раннего возраста
Фиксируют предметы глазами, запечатлевают отдельные объекты, события и явления. К сосредоточению и целенаправленному наблюдению не способны.
2-ая группа раннего возраста
1-я младшая группа
Приобретают способности пристально рассматривать объекты и явления. Взрослые должны постоянно привлекать внимание ребёнка к наблюдаемому объекту.
2- я младшая группа
Появляются первые признаки произвольного внимания. Непрерывное наблюдение длится 1-2 мин.. Простые наблюдения ведутся самостоятельно, остальные под непосредственным руководством педагога.
Средняя группа
Продолжительность наблюдений увеличивается до3-4 мин. Воспитатель детально комментирует ход наблюдения и эксперимента. Вводятся несложные повторные наблюдения.
Старшая группа
Продолжительность непрерывного наблюдения увеличивается до 4-6мин. Воспитатель акцентирует внимание детей на основных моментах развивающихся событий. Вводятся циклические наблюдения.
Подготовительная к школе группа
Продолжительность непрерывного наблюдения составляет 5-10 мин ( в отдельных случаях до 15 мин) Воспитатель привлекает внимание только к самым важным моментам. Часто практикуются самостоятельные наблюдения результатов эксперимента
8. НАБЛЮДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ.
9. ФИКСИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ.
1-ая группа раннего возраста
НЕТ
2-ая группа раннего возраста
1-я младшая группа
2- я младшая группа
К концу года начинают использовать готовые формы(фотографии, картинки)
Средняя группа
Начинают самостоятельно выполнять простейшие зарисовки
Старшая группа
Используют несколько графических способов фиксации наблюдений. Начинают собирать коллекции и фиксировать натуральные объекты
Подготовительная к школе группа
Владеют многими графическими и практическими способами фиксирования результатов наблюдения. Начинают осваивать письменные способы и моделирование.
10.АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ.
1-ая группа раннего возраста
НЕТ
2-ая группа раннего возраста
1-я младшая группа
Начинают запоминать последствия своих некоторых действий.
Начинают находить и различать различия между объектами. Хорошо понимают простейшие одночленные причинно-следственные связи. При анализе результатов нужна постоянная помощь воспитателя
Старшая группа
Умеют сравнивать объекты между собой; находят не только различия но и сходство. Начинают группировать объекты и явления по нескольким признакам. Видят 2-3 звена причинно – следственных связей. При анализе результатов нужна постоянная поддержка педагога.
Подготовительная к школе группа
В простых случаях могут самостоятельно проанализировать результат. Учатся делать заключения о скрытых (не воспринимаемых непосредственно) свойствах предметов и явлений. При анализе нужна постоянная моральная поддержка педагога.
11. СЛОВЕСТНЫЙ ОТЧЁТ ОБ УВИДЕННОМ.
1-ая группа раннего возраста
Называют звукоподражательным названием предметы и некоторые действия, производимые с ними
2-ая группа раннего возраста
Называют полным или хотя бы детским названием предметы и действия, совершаемые с ними
1-я младшая группа
Осваивают фразовую речь. Отвечают на простые вопросы взрослых.
2- я младшая группа
Развёрнуто отвечают на вопросы взрослых по теме наблюдения. Нуждаются в большой поддержке со стороны воспитателя.
Средняя группа
Составляют короткие рассказы об увиденном. Нуждаются в помощи и моральной поддержке педагога.
Старшая группа
Составляют развёрнутый рассказ об увиденном. Постоянно нуждаются в доброжелательной поддержке со стороны взрослых
Подготовительная к школе группа
Дают яркое, полное, красочное описание увиденного. Нуждаются в постоянном поощрении со стороны взрослых
12. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ВЫВОДОВ.
1-ая группа раннего возраста
Произносят отдельные звуки и слова, свидетельствующие о том, что заметили и как-то поняли событие.
2-ая группа раннего возраста
1-я младшая группа
Произносят фразы, свидетельствующие о понимании событий
2- я младшая группа
Отвечают на вопросы взрослых по теме наблюдения и эксперимента
Средняя группа
Называют причины простейших наблюдаемых явлений и получившихся в результате опытов
Старшая группа
ПО просьбе и при поддержке со стороны педагога формулируют выводы во всех проводимых экспериментах.
Подготовительная к школе группа
Запоминают, что после каждого опыта и наблюдения необходимо сделать вывод. Иногда делают выводы самостоятельно.
Материал лекции очень интересен, а главное, в высокой степени систематизирован. Сама тема, касающаяся детского экспериментирования, весьма актуальна. Работа с детьми в этом направлении не только стимулирует познавательную активность, но и дает ребенку азы проектирования.. Спасибо автору!
Очень содержательный и систематизированный материал, с учетом возрастных особенностей детей. Думаю, что в рамках ФГОС, поисково-исследовательская деятельность является одной из современных форм организации образовательной деятельности в детском саду.
Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. В свете данного аспекта особую значимость приобретает детское экспериментирование. Материал данной работы, мне показался интересен. Приведенная систематизация по возрастным группам поможет воспитателям четко организовывать данный вид деятельности. Спасибо автору за данную разработку.
Размещено Tue, 03/11/2015 - 03:50 пользователем Ольга Анатольевна Карлышева.
Согласна с коллегами - очень продуманный и систематизированный материал. Отметила бы также полноту рассмотрения темы, отмечены плюсы и минусы, прокомментированы особенности детского эксперимента, возможные сложности и недостатки, техника безопасности. Это может вооружить ищущего педагога и дать возможность использовать детское экспериментирование с максимальной пользой и отдачей.
На: Поисково-исследовательская деятельность дошкольников
Материал лекции очень интересен, а главное, в высокой степени систематизирован. Сама тема, касающаяся детского экспериментирования, весьма актуальна. Работа с детьми в этом направлении не только стимулирует познавательную активность, но и дает ребенку азы проектирования.. Спасибо автору!
Наталья Спирина
На: Поисково-исследовательская деятельность дошкольников
Элена Эдуардовна, прекрасная работа! Очень содержательный конспект. Тема тоже актуальна. Спасибо!
На: Поисково-исследовательская деятельность дошкольников
Очень содержательный и систематизированный материал, с учетом возрастных особенностей детей. Думаю, что в рамках ФГОС, поисково-исследовательская деятельность является одной из современных форм организации образовательной деятельности в детском саду.
С уважением, Брюханова Наталья.
моб.+79146282426
На: Поисково-исследовательская деятельность дошкольников
Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. В свете данного аспекта особую значимость приобретает детское экспериментирование. Материал данной работы, мне показался интересен. Приведенная систематизация по возрастным группам поможет воспитателям четко организовывать данный вид деятельности. Спасибо автору за данную разработку.
Оксана Евгеньевна Сербиенко
На: Поисково-исследовательская деятельность дошкольников
Согласна с коллегами - очень продуманный и систематизированный материал. Отметила бы также полноту рассмотрения темы, отмечены плюсы и минусы, прокомментированы особенности детского эксперимента, возможные сложности и недостатки, техника безопасности. Это может вооружить ищущего педагога и дать возможность использовать детское экспериментирование с максимальной пользой и отдачей.
Ольга Карлышева
На: Поисково-исследовательская деятельность дошкольников
Проделана огромная работа! Очень интересно. Большое спасибо.
На: Поисково-исследовательская деятельность дошкольников
Данная тема очень актуальна!Интересная работа! Спасибо!
На: Поисково-исследовательская деятельность дошкольников
Данная тема очень актуальна!Интересная работа! Спасибо!
На: Поисково-исследовательская деятельность дошкольников
Хороший материал. Большое спасибо!
На: Поисково-исследовательская деятельность дошкольников
Очень развернутый подробный материал, большое спасибо!