ЭТАПЫ УРОКА
|
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ
|
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ.
|
ФОРМИРОВАНИЕ УУД
|
1.Организационное начало урока
(Мотивация к учебной деятельности).
|
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
|
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.
Создает эмоциональный настрой на урок.
Добрый день, друзья! Вновь вас видеть рада я. Улыбнитесь друг другу, настройтесь на работу. Надеюсь, вы все будете внимательны, активны и старательны.
|
-коммуникативные (создание доброжелательной психологической атмосферы в классе, мотивация на работу)
|
2. Актуализация опорных знаний.
2.1. Словарная работа.
Слайд1-2.
|
Записывают число.
Выполняют словарную работу по заданию учителя.
|
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Урок начнем со словарной работы.
- Прочитайте слова.
Решать, выражать, стараться, сочинять.
- Что общего?
Значения слов.
Нам необходимы эти глаголы на уроке?
- Образуйте от них новые слова с помощью суффикса -eни(j)-, -aни(j)-.
- Какие слова получились, к какой части речи относятся? (Сочинение, решение, выражение, старание.)
- Запишите слова, выделите суффиксы, подчеркните гласную, написание которой надо запомнить.
|
- познавательные (подведение под понятия, выведение следствий));
-коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).
|
2.2. Беседа о видах предложений.
Слайд 3.
|
Самостоятельно составляют предложения.
Вспоминают какие виды предложений уже изучены.
|
Составьте предложение со словом решение.
- Что вы можете сказать об этом предложении?
А какие виды предложений вы ещё знаете?
|
- познавательные (умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме)
-коммуникативные (слушать и понимать речь учителя и своих одноклассников)
|
3. Постановка проблемы.
|
Выполняют задание, испытывают затруднение.
Рассуждают
|
– А теперь запишите новое предложение:
Учитель сказал ребятам: «Старайтесь писать грамотно».
– Не знаете, как записать? Почему? Что необычного?
– Проведем исследование этого предложения. Что необычного заметили?
(Рассуждения детей: «Слышим два предложения»)
– Это не два, а одно предложение.
– Как можно назвать учителя? (Автором)
– А то, что он сказал? (Это его речь)
– Кто может сказать, как называется такое предложение? (Предложение с прямой речью)
|
-познавательные (учатся рассуждать)
|
4. Открытие новых знаний.
4.1. Формулировка темы урока.
Слайд 4.
4.2. Составление плана выхода из затруднения.
Слайд5.
|
Формулируют тему урока и задачи.
Составляют план работы.
|
Учитель побуждает учащихся к высказыванию своего мнения.
Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.
– О чем же мы будем говорить на уроке? (О предложениях с прямой речью)
– Как назовем тему урока? (Прямая речь)
– Составим план работы.
(1.Узнать, что такое прямая речь; 2.Научиться отличать предложения с прямой речью от других предложений; 3.Узнать, из чего состоят предложения с прямой речью)
– Молодцы!
|
- познавательные (учатся находить ответы на вопросы, используя ранее полученную информацию)
-регулятивные (учатся определять и формулировать тему урока и составлять план работы с помощью учителя)
|
4.3. Поиск решения проблемы.
Слайд 6.
Слайд 7.
|
Фронтальная работа.
Работа в парах.
Рассуждения детей.
|
1. Наблюдение по учебнику.
а) Упр. 83.
- Кто автор этих стихотворных отрывков?
- Определите по рисункам на пазлах, из каких сказок здесь строки.
- Прочитайте первый отрывок. Кому принадлежат выделенные слова? Откуда это известно? (Затем дети читают остальные отрывки и отвечают на эти же вопросы.)
б) Чтение определения.
Прямая речь - это передача чужой речи дословно, без изменения. Ответили на 1 вопрос.
- Прочитайте в предложениях только прямую речь.
- Почему эта речь получила такое название?
А как отличать предложения с прямой речью от других предложений?
В устной речи при помощи интонации.
А как на письме выделяется прямая речь? (Прямая речь заключается в кавычки и пишется с большой буквы)
-Как вы думаете, почему прямая речь заключается в кавычки? (Чтобы знать ее границы).
Сможем отличать предложения с прямой речью от других предложений? Ответили на 2 вопрос.
-Из каких частей состоит предложение с прямой речью? (Из слов автора и прямой речи).
Прямая речь сопровождается словами автора, в которых обычно указывается, кому эта речь принадлежит, как, при каких условиях она была сказана, кому адресована, вообще указывается всё то, что необходимо для более точного её понимания.
– Какую букву используем для обозначения слов автора в схеме предложения? (А)
– А саму прямую речь обозначают какой буквой? (П)
- Какие еще знаки препинания нужно поставить в этом предложении? (Двоеточие)
-Почему?
-Кавычки – знак, который выделяет чужую речь.
Двоеточие – знак, который обозначает, что дальше
- Где может стоять прямая речь в предложении?
Тире – знак, который отделяет прямую речь от слов автора.
|
-регулятивные (умение делать выводы)
-Познавательные (умение рассуждать, отвечать на вопросы, слушать и понимать речь других, формирование умения формулировать выводы)
|
4.4. Проверка высказанных предположений по учебнику.
4.5. Физкультминутка.
Слайд 8.
|
Работа с текстом правила
|
– Посмотрим, как об этом говорится в учебнике, убедимся в том, правильно ли мы ответили на все поставленные вопросы? (Стр. 57 правило)
– Молодцы! Оказывается, вы были абсолютно правы в своих предположениях.
|
- познавательные (уметь оформлять свои мысли в устной форме, сравнивать)
|
5. Первичное закрепление.
5.1. Фронтальная работа.
Слайд 9.
5.2. Самостоятельная работа.
Слайд 10-11.
|
Фронтальная работа
Самостоятельная работа.
Выполняют упражнение. Расставляют недостающие знаки препинания.
Самопроверка по образцу, само оценивание.
|
Теоретический материал повторили, теперь перейдем к практике.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4cbe5604-0c71-4a1a-98ad-73e8230a3491/%5BNS-RUS_4-04%5D_%5BQS_066%5D.html
Вернёмся к нашему предложению, запишем его. Кто к доске?
Учитель сказал ребятам: «Старайтесь писать грамотно».
-Перед вами карточки двух цветов.
Прочитайте на них задание и выберите для себя ту карточку, с которой вы сможете справиться самостоятельно.
Задание: поставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью.
1) И чайник шепнул утюгу Я дальше идти не могу.
2) И заплакали блюдца Не лучше ль вернуться?
Задание: поставьте НЕДОСТАЮЩИЕ знаки препинания при оформлении прямой речи.
1) И сказала скалка: Мне Федору жалко.
2) И сказала чашка «Ах, она бедняжка!»
|
-регулятивные (умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей)
-общеучебные (умение применять полученные знания в конкретной ситуации0
-регулятивные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности)
|
6. Подведение итогов.
6.1. Домашнее задание.
6.2. Рефлексия.
Слайд 12.
Слайд 13.
6.3. Организационное завершение урока.
|
Записывают домашнее задание в дневники.
Отвечают на вопросы учителя.
|
Д/З: Выпишите 4-5 предложений с прямой речью из сказок А.С. Пушкина.
Организует самооценку учебной деятельности.
Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности учащихся на уроке.
-Ребята, наш урок подходит к концу.
Те задачи, которые перед собой поставили, решили?
– Прочитайте ключевые слова урока. Все ли они соответствуют теме урока?
Чужая речь.
Слова автора.
Прямая речь.
Однородные члены.
Дословно.
Закончи предложение.
- Сегодня я узнал…
- Я знаю, как…
- Я почувствовал, что…
- У меня получилось …
- Мне захотелось…
- Я ещё не уверен, что…
Оценивает работу учащихся. Заканчивает урок.
|
-познавательные (умение самостоятельно добывать информацию и применять полученные знания на практике)
-личностные (формирование умения формулировать выводы, адекватно оценивать свою работу на основе критерия успешности учебной деятельности
-познавательные (рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
-коммуникативные (уметь слушать и понимать речь других)
|