Анотация к статье: активизация познавательной, самостоятельной деятельности студентов, развитие любознательности и потребности в самообразовании у студентов.
Annotation to the article: cognitive activation , independent activity of students , development of curiosity and the need for self личность, обучение, развитие, самореализация -education students .
Успешное решение экономических задач, сопровождается повышением роли человеческого фактора. В этой связи социальный заказ нашего общества, который должна выполнить система Народного Образования - формирование, творческой, работоспособной деловой личности. В настоящее время в основе развития теории обучения (в том числе и творческого мышления) лежит собственная учебная деятельность обучаемого. Таким образом, деятельностный подход к обучению должен быть взят на вооружение педагогом. В педагогической деятельности преподаватель должен добиваться улучшения отношения студентов к учебному труду. Очень важно чтобы они не теряли интерес к учению, не были бы инфантильны, безынициативны, занимали активную жизненную позицию. Новые технологии обучения не позволяют превратить обучающегося в пассивного созерцателя, формирует личность.
Одеятельностном подходе в обучении
Рассматривая деятельностный аспект самореализации, И. С. Кон отмечает, что самореализация проявляется через труд, работу и общение
[1, 2c.]. Любой индивид развивается в деятельности.
Кто ставит цель урока? (Преподаватель.)
Кто реализует цели, выдвинутые преподаватель? (До некоторой степени - обучающийся, но совместно с преподавателем.)
Кто контролирует действия студентов? (Преподаватель.)
Кто оценивает действия обущаюшихся? (Преподаватель.)
Таким образом, студент частично выполняет лишь один компонент деятельности - участвует в реализации цели занятия. Итак, выявляется разорванность деятельности и соответственно развитие обучаемого.
За годы учебы он выполняет функцию биоробота. И стоит ли после этого удивляться безынициативности, инфантильности выпускников, отсутствию у них активной жизненной позиции. В течение всего времени обучения учащийся являются объектом педагогического воздействия. И одна из важнейших задач реформы школы - превращение их из объектов педагогического воздействия в субъекты собственной деятельности. Перед учителем как никогда остро встает проблема выбора стратегии деятельности. Это сопряжено с объективной необходимостью принимать на себя ответственность за глобальные последствия конкретных педагогических деяний» [3, 12с.]. Задача педагога - научить учиться или по - другому совершать учебную деятельность. А для этого нужно использовать новые технологии обучения. Первая, изначальная форма - введение учащихся в ситуацию коллективной деятельности группы, когда каждый чувствует себя наравне с преподавателем и участвует в дискуссии по решению всех вопросов, касающихся организации и проведения работы. Конечная цель этой формы организации учебной деятельности - осознание каждым студентом факта, что для развития, необходимо на основе целеполагания научиться планировать ту работу, которую он еще не совершал, затем реализовать этот план, обязательно самому себя проконтролировать и оценить работу, а затем с учетом этой оценки определять новую цель. Вторая форма - коллективная работа в паре или в четвертке. При этом каждый обучаемый решает небольшую задачу на основе результатов индивидуальной работы студентами выполняется общая совместная работа; а потом по результатам совместной работы в паре - общая работа четырех учащихся. Такая форма организации учебной деятельности целесообразна после изучения темы на стадии содержательного обобщения.
Организация коллективной деятельности
К подготовительной стадии организации учебной деятельности учащихся следует отнести процесс формирования минигрупп (по 4 человека). Необходимость создания групп обусловлена тем, что любая деятельность (в том числе и учебная) носит общественный характер. Впоследствии по мере необходимости можно перекомплектовать группы, чтобы в них входили учащиеся с разным уровнем познавательных возможностей. Экспериментально мной было установлено, что первым этапом организации учебной деятельности является создание условий, необходимых для формирования у учащихся таких психологических новообразований, как способность к адекватному самоконтролю и самооценке. Поэтому нужно начать с формирования у учащихся этих компонентов деятельности. При этом необходимо подчеркнуть, что реализация не только обучающей, но и воспитывающей функции обучения требует неразрывной связи процесса познания с самоконтролем и самооценкой. Формы реализации самоконтроля и самооценки должны быть на всех этапах занятия. Каждый урок неповторим, индивидуален, однако на каждом занятии должна быть организована такая учебная деятельность, при которой реализуются все ее компоненты. Это возможно в том случае, если преподаватель предусматривает действия исполнительском и рефлексивно-оценочном этапах. На ориентировочно-мотивационном этапе, выявив проблемы и противоречия в знаниях, полученных на предыдущих занятиях обучающийся совместно с преподавателем формулирует цель занятия и планирует действия по реализации этой цели. В соответствии с этим планом на операционально-исполнительском этапе он выполняет действия, направленные на усвоение содержания и способов деятельности. Этот завершается действием моделирования содержания и способов деятельности. Наконец на рефлексивно-оценочном этапе должны быть осуществлены действия по приложению этих способов к нестандартным условиям, т. е. обучаемый контролирует и оценивает усвоение способа деятельности и степень его использования для решения нестандартных задач. Контроль и оценка должны присутствовать на всех этапах занятия. Так, на ориентировочно - мотивационном этапе в первую очередь преподаватель организует самооценку выполнения учащимися домашнего задания. Он проводит предварительную беседу с учащимися о значении умения объективно оценивать себя. Преподаватель говорит о том, что оценка должна всегда быть адекватной (соответствующей) как качеству и количеству вложенного ими труда, так и результату труда. Если учащийся склонен к завышению оценки своих возможностей, способностей, то в будущем он будет претендовать на те виды работы, на которые фактически не способен. Необходимо обратить внимание, что нельзя и занижать самооценку. В этом случае формируется робкий, не уверенный в своих силах человек, всегда чувствующий, что мог бы в большей степени реализовать свои способности в той или иной работе. Поскольку он не рискует взяться за серьезное дело, его не замечают и большой ответственной работы, с которой он вполне бы мог справиться, не поручают. Такие люди особенно остро переживают свое положение в окружении людей с завышенной самооценкой, нельзя и занижать самооценку. В этом случае формируется робкий, не уверенный в своих силах человек, всегда чувствующий, что мог бы в большей степени реализовать свои способности в той или иной работе.
Таким образом, личность как субъекта жизни характеризует потребность в собственном развитии. [1, 30с.] И все формы организации деятельности должны выводить педагога на уровень формирования личности обучающихся. Средством формирования личности при этом является содержание образования.
ЛИТЕРАТУРА:
Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / - М.: Мысль, 1991. 30 с
2. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. 2 c.
3. Колесникова И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. СПб., 1999. 12 с.