В федеральных образовательных стандартах нового поколения усилена ориентация на комплексный результат. Новый образовательный результат представляет собой единство личностных, метапредметных и предметных результатов
Личностные результаты - ценностные ориентации, отражающие личностные качества, социальные чувства, мотивы учебной деятельности. Они позволят выпускнику школы обучаться и развиваться всю жизнь.
Метапредметные результаты - отражают универсальные способы деятельности, как правило, логические операции. К ним относят умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, хранение, передачу; умение планировать деятельность, ставить цели, осуществлять контроль и самоконтроль, корректировать деятельность и др.
Предметные результаты - это система базовых (фундаментальных) географических, биологических, химических знаний и умений.
Для получения деятельностного результата образования учебный материал должен содержать, помимо репродуктивных заданий, задания, направленные на формирование ключевых компетенций и ценностного отношения к изучаемому материалу. В этом большую помощь оказывают учителю и ученикам современный учебно-методический комплекс по предмету. В УМК нового поколения, помимо учебника, могут входить тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, тетрадь-экзаменатор, методические рекомендации для учителя, электронное приложение к учебнику и др. Методическая система УМК создаёт условия для реализации системно-деятельностного подхода. Она ориентирует учащихся на познавательную деятельность и решение задач, различающихся по уровню самостоятельности. УМК предлагают разнообразные подходы к реализации самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе обучения географии, биологии, химии. Эти подходы выражены различными способами. Например, один из этих подходов связан с совершенствованием структуры курсов, с усилением в структуре дедуктивного подхода в изложении содержания. Следующий подход нашёл выражение в особом внимании к методическому аппарату (системе вопросов и заданий) учебников и рабочих тетрадей. Метапредметные учебные действия формируются также посредством предъявления различных схем, графиков, диаграмм и т.п.
Изучите в прикреплённом к теме файле презентацию "УМК по географии - средство достижения целей современной парадигмы образования".
На сайте УК познакомьтесь со статьёй "Реализация требований ФГОС в учебниках биологии издательства "Дрофа""
Изучите материалы семинара "Учебно-методический комплект авторского коллектива О.С. Габриеляна и преподавание химии в современных условиях".
Задание 3.1. Анализируем УМК с позиции деятельностного подхода к обучению географии, биологии, химии. |
Итак, приоритеты современных УМК:
- организация собственной учебной деятельности;
- работа с информацией разных видов и стилей;
- индивидуальный прогресс и успешное обучение.
Что надо сделать?
- Проанализировать направленность УМК по географии, биологии, химии на реализацию деятельностного подхода той линии учебников, по которой Вы работаете.
- Создать свой учебный блог, мы предлагаем назвать «Учебный блог И. Ф» (например, «Учебный блог Юлии Залега») и прикрепить его к дневнику обучения нашей группы "Черноярец". У многих из вас уже заведён такой учебный блог, можно им воспользоваться, подкорректировав название. Блог - это дневниковые записи, многоразовые, он должен быть активно посещаемым. Кто первый раз заводит свой блог, должен сделайть первые записи в нём: вам надо обосновать деятельностную направленность используемого в обучении УМК по географии, биологии, химии в вашей школе, убедить в успешном применении его в организации учебной деятельности школьников. Кто продолжает вести записи в ранее созданном блоге, тот в комментариях к своему блогу обосновывает деятельностную направленность используемого в обучении УМК (задание 3.1). Копируете ссылку странички блога с выполненным заданием и отмечаете выполнение в таблице продвижения по курсу (задание 3.1)
Задание 3.2. В комментариях к своему учебному блогу размещаем доказательства об учебнике как организаторе учебной деятельности (УД) ученика. |
Ведущая роль в достижении нового образовательного результата принадлежит школьному учебнику , поскольку усвоенные учебные действия школьники усваивают как базовые и переносят их на другие источники информации (например, выделять главную мысль, составлять план, описывать, объяснять, задавать вопросы, составлять схему, оценивать, определять и планировать свои учебные действия, конспектировать, составлять реферат и др.).
В комплексе средств обучения учебник занимает центральное место. Он не только передает научную информацию, преобразует научные сведения в учебный материал, но и обучает самостоятельной работе с книгой, формирует желания и умения самостоятельно приобретать новые знания, воспитывает и развивает школьников. Современный учебник должен формировать мотивы учения, самостоятельность, ответственность и творческое отношение к учению. С помощью современного учебника ученик становится учителем для самого себя и приобретает умения и навыки самостоятельно.
Специфика работы с учебником географии, биологии, химии в целях достижения нового образовательного результата заключается в сочетании различных видов деятельности с его методическим аппаратом. Наряду с этим система работы с учебной книгой требует постоянного привлечения других компонентов учебника или источников знаний (например, понимание текста с помощью географической карты, предметных таблиц, иллюстрации, привлечение статистических материалов и др.).
Изучите в прикреплённом к теме файле презентацию Душиной И.В."Учебник - организатор учебной деятельности школьников".
Предлагаем в комментариях к своему учебному блогу обозначить рубрику "Учебник - организатор учебной деятельности школьника" и представьте доказательства реализации деятельностного подхода посредством используемого Вами учебника географии, биологии, химии ге (на примере одного курса - любого) на различных этапах учебной деятельности.
Удивите интересными обоснованными доказательствами, что современный учебник, действительно, отличный помощник учителю в организации деятельности ученика и на уроке, и дома. .
Обязательно отметьте свое продвижение в выполнении заданий в таблице продвижения по курсу (помните, что это делать лучше всего «по ходу» выполнения заданий).
|