Официальный сайт travelspo 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Драгоценные частицы речи

Фото пользователя Лидия Петровна Акимова
Submitted by Лидия Петровна Акимова on Sat, 22/08/2015 - 10:32
Данные об авторе
Автор(ы): 
Акимова Лидия Петровна
Место работы, должность: 

Ярославль МОУ СОШ №88, учитель русского языка и литературы

Регион: 
Ярославская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

1. Формирование умения объяснять смысловую и эмоциональную роль частицы в анализируемом высказывании.

2.Закрепление умений нахождения и написания служебных частей речи

3. Формирование чувств уважения и любви к русской литературе, желания читать и изучать художественные произведения русской литературы

Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): 
30
Используемые учебники и учебные пособия: 

Русский язык. Учебник. 7 класс. В 3-х частях. (ФГОС)
Львова С.И., Львов В.В.

Русский язык. Теория. 5 -9 классы. В.В.Бабайцева

Русский язык. Практика. 7 класс. Львова С.И., Львов В,В.

Используемая методическая литература: 

Уроки русского языка в 7 классе. Пособие для учителя. И.П.Васильевых (к УМК Львовой С.И.)

Русский язык. 7 класс: поурочные планы по учебному комплексу В.В.Бабайцевой

Универсальные дидактические материалы по русскому языку. 6-7 класс.А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова

Используемое оборудование: 

распечатанные листы с текстами и заданиями к ним по количеству участников  групп,

таблички использования  модальных  частиц в разных стилях речи по количеству учащихся в каждой группе

, опорные карточки-подсказки для создания миниатюры,

записи на доске

Краткое описание: 
<p>Урок - исследование позволяет&nbsp; определить роль модальных частиц&nbsp; в разных стилях речи русского языка, &quot;погружением&quot; в художественные миры&nbsp; поэтов и писателей&nbsp; расширить и обогатить читательский кругозор учащихся, опираясь на творчество мастеров слова создавать&nbsp; сочинения - миниатюры с использованием эмоционально - окрашенных частиц, закрепить знания, умения и навыки в употреблении и написании частиц.</p>

Заключительный урок по теме «Частицы» по программе Бабайцевой В.В. и  по программе Львовой С.И.  в 7 классе

Тема: «Драгоценные частицы речи»

Тип урока: урок - исследование

Цели:

1. Формирование умения объяснять смысловую и эмоциональную роль частицы в анализируемом высказывании.

2.Закрепление умений нахождения и написания служебных частей речи

3. Формирование чувств уважения и любви к русской литературе, желания читать и изучать художественные произведения русской литературы

Дидактические материалы: для предварительного д\з  распечатанные листы с текстами и заданиями к ним по количеству участников  групп, таблички использования  модальных  частиц в разных стилях речи по количеству учащихся в каждой группе, опорные карточки-подсказки для создания миниатюры, записи на доске

Ход урока

I. Вступительное   слово  учителя.

А) На предыдущих уроках мы изучали с вами  разряды частиц, их правописание, правила выбора частиц НЕ и НИ,  а сегодня мы поговорим об употреблении частиц в речи, понаблюдаем их работу в разных стилях.

Форма урока – урок исследование, поэтому предварительно  для домашней работы вы были разделены на группы и  получили тексты с заданиями для выступления на уроке.

Еще раз напомню условия работы на уроке:

1. Внимательно слушаем выступающих.

2. Во время выступления делаем пометы на листах и дополняем, если ответ, по вашему мнению, неполный.

3. Начинайте свой ответ со словосочетаний «Я думаю…», «Я считаю…», «Я предполагаю…».

4. Ответы должны быть полными и развернутыми.

II. Создание  учителем проблемной ситуации для определения лейтмотива  урока:

-О чем же сегодня мы будем говорить на уроке?  Ребята, я создам цепочку ассоциаций, а вы догадайтесь: какова же смысловая тема урока?

Звон капели, плачущая сосулька, ольховые сережки, улыбающееся солнце, веснушки-конопушки

Предполагаемый ответ: О весне!

III.Проверка Д\З

Слово учителя: Весна в природе, весна в душе - как об этом удивительно могут поведать поэтические строки…   Попросим представителя 1-ой группы прочитать стихотворение И.С.Тургенева «День весенний, пленительный день!»  После чтения участники 1-ой группы выполняют исследование текста по предложенным вопросам ( вопросы напечатаны на листах под текстами для анализа).

 

Основные задания для 1-ой группы:

-Подумайте, какое настроение передает это стихотворение?

-Какую картину вы видите в своем воображении? ( предполагаемый ответ: журчащий ручей, роща, световые пятна: солнце и тень, точно огромные веснушки, за лесом полноводная река, над ними лазурное небо, легкие белые облачка)

-Какие строки стихотворения имеют в своем составе частицы? Прочитайте их.

- Исследуйте  эти предложения:

А) какие они по цели высказывания, по эмоциональной окраске?

Б) Назовите частицы, определите их значение в предложениях. В чем заключается их роль?

(Предполагаемый ответ: усилительные частицы, используются автором  3 раза, передают эмоциональное отношение автора к изображаемой картине: восторг, очарование, радость, восторг и т.д.)

В) Определите стиль этого текста (художественный)

После обсуждения стихотворения учитель обращается и к группе и к классу с вопросом: Есть ли у вас дополнительные замечания?

А затем задает дополнительный вопрос всем участникам обсуждения данного стихотворения: Подумайте, в какой  речи, прозаической или стихотворной, чаще используются частицы. Объясните свою точку зрения. Начинаем так: Частицы чаще всего используются в… (стихотворной речи, т.к. в стихотворении передаются чувства, переживания автора, и именно  частицы помогают повысить эмоциональность текста).

Слово учителя: О весне можно рассказать и в шутливом тоне. Предоставим слово 2-ой группе. Представители этой группы выразительно читают миниатюру Н.Сладкова «Рябчик и Еж» и выполняют исследование текста по предложенным вопросам.

Основные задания для 2-ой группы:

1.В какой форме представлена речь в данном тексте?

2.Найдите частицы. Укажите их разряды (да, нет - утвердит., не-отрицат., повторяется 3 раза, т.е. усиливает отрицание, же-утвердит.).

3.Объясните правописание частиц НЕ, ЖЕ.

4.Выполните морфологический разбор частицы по выбору.

5. Какому стилю свойственны найденные вами частицы? (разговорному)

Учитель предлагает дополнительные вопросы всем группам:

-Ребята, а миниатюра «Рябчик и Еж» к какому стилю относится? (к художественному стилю)

-Для чего же нужны частицы разговорного стиля в художественном прозаическом произведении?

Ответ начинаем так: Частицы разговорного стиля в художественных произведениях нужны… (для выражения эмоций героев, их речевой характеристики)

Учитель: Все времена года, в том числе и весна, связаны для русского человека с понятием «Родина», причем понятия  «Родина» и «природа» неразрывны.

Предоставим слово 3-ей группе. Представители этой группы выразительно читают текст В.М.Пескова «Отечество» и выполняют исследование текста по предложенным вопросам.

(Т.к. публицистический стиль еще не изучали, учитель дает предварительный комментарий:

Стиль данного текста публицистический, цель которого воздействовать на читателя, заинтересовать его) .

Основные задания для 3-ей группы:

1. Какие частицы в этом тексте воздействуют на читателя?

2. Укажите их значение (НИ-НИ отриц., частицы, перешедшие в повторяющийся союз НИ-НИ, давайте, частица образована от гл.повелит. накл. путем перехода одной части речи в др.)

Примечание: при затруднении учитель указывает частицы и  объясняет сложные способы образования новых частей речи.

3. Выполните морфологический разбор частиц.

Учитель:

-Дополнительный вопрос всем участникам обсуждения: С какой целью используются частицы в публицистике?

Начинаем ответ так: В публицистике частицы используются для того, чтобы… (текст был эмоциональным и с большей силой воздействовал на читателя)

-Подводим итоги: В каких стилях речи мы исследовали частицы? Какова их роль во всех стилях?

IV. Актуализация знаний.

1. Работа с текстом на доске. (учитель вызывает ученика для работы с орфограммами. На доске подготовлен текст для работы )

Задание: Прочитайте и спишите текст. Вставьте пропущенные буквы-орфограммы, раскройте скобки.

Как и все спаржевые, ландыш майский имеет (не) луковицы, а к…рневища. Так что обычно каждая «стайка» ландышей (в) лесу – (не)множество р…стений, а одно – единственное, объед…ненное сетью подземных пер…ходов.

(Энциклопедия для детей. Биология)

Основные задания для фронтального  исследования текста вопросы задает учитель):

1. Если у вас есть сомнения в правописании слов, задайте вопрос, работавшему у доски. Начните так: Объясни, почему…

2. Определите: к какому стилю относится данный текст? (научный, научно-популярный) Какие признаки данного стиля вы нашли в тексте? (термины: ландыш майский, луковица, корневища, растений и др.;  предложение осложнено П.О.; источник: Энциклопедия для детей; наука: биология)

3. Какие частицы использованы в тексте научного стиля? (отрицат. НЕ)

Каково их назначение? (внести дополнительные смысловые оттенки)

В наших текстах была использована лишь малая толика частиц. Таблички, распечатанные на отдельных листочках, помогут  расширить ваши представления об использовании эмоционально- окрашенных частиц:

Таблица

? (нет заглавия)

Разговорный стиль

Публицистический стиль

Художественный стиль

Научный стиль

ли (ль), да, ну, вот, разве, -ка, авось, же, чай и т.п.

да, что за, вот, как, пусть, давай и т.п.

Используются все частицы

 

-

 

Задания для исследования таблицы ( можно напечатать под таблицей, можно устно провести  работу)

  • Рассмотрите внимательно таблицу.

  • Озаглавьте ее. ( возможные варианты: использование модальныхчастиц в разных стилях речи, работа модальных частиц в разных стилях речи , модальные частицы и стили речи и т.д.)

  • Подумайте, какой стиль является источником для других стилей русской речи?

  • Какой стиль не допускает использования эмоционально - окрашенных частиц? Почему?

Примечание: таблички могут быть распечатаны отдельно или на листе с текстами для работы в группах.

Итоги этого этапа (учитель): Разговорный стиль самый эмоциональный, выразительный, поэтому даже в одной частице можно передать гамму различных чувств и переживаний.

Для подтверждения этого суждения обратимся к индивидуальным заданиям, которые выполняли ученики нашего класса.

2. 1-ое инд.  задание «Частица «Да»

Учитель: Ребята, слушайте внимательно, после сообщения будут заданы вопросы  об этой частице.

Прослушивание сообщения по словарной статье «Словаря русского языка» С.И.Ожегова

После сообщения ученик задает вопросы: В словарной статье говорится, что значение частицы зачастую зависит от ударения. А может ли ударение изменить частицу и  ее смысл?

Прослушиваем разные варианты ответов.

Учитель:  Проведем небольшое исследование на доске, которое или подтвердит, или опровергнет ваши версии о значении ударения

На доске записаны следующие слова:

(не) кто, (не) что – (ни) кто, (ни) что

(не) (у) кого – (ни) (у) кого

(не) где), (не) когда – (ни) где, (ни) когда

(не)сколько) – (ни) сколько

Задание: Запишите, раскрывая скобки, поставьте ударение. Что изменилось?

Вывод: Ударение изменило смысл частицы и разряд некоторых местоимений (неопр. на отриц. в первой и четвертой строках)

Учитель: В чем же значение ударения?  ( ученики не смогут развернуто ответить на этот вопрос – объясняет сам учитель)

Учитель: Если частица под ударением – ее значимость в тексте возрастает : эмоциональность, чувства наполняют текст, а если безударная – заключает в себе только дополнительные смысловые оттенки.

Учитель: Вернемся к текстам, над которыми работали в группах. Определите, в каких текстах частицы под ударением. Как меняется эмоциональность текста в зависимости от ударения или его отсутствия?

Ответы:  в 1-ом и 2-ом текстах частицы под ударением, задача - передать восхищение, восторг, радость…, в 3-ем – призыв, желание привлечь внимание читателя к проблеме

3. 2 –ое  инд. задание «Исследование сказок А.С.Пушкина» (2 ученика)

4. Учитель:  Русские писатели и поэты использовали эту удивительную особенность частиц в своих произведениях. Два ученика (предварительное  инд. д\з:  «Сказка о царе Салтане…» и «Сказка о мертвой царевне…») провели исследование сказок А.С. Пушкина по использованию этой удивительной части речи. Послушаем результаты их работы. (выступления учащихся)

Учитель: Можно ли определить, слушая перечень частиц, какая из сказок более эмоциональна, приближена  к народной сказке, к народному языку? ( сказка о царе Салтане…)

Исследователи творчества Пушкина определили, что любимая частица поэта  «ВОТ» использована им 1000 раз, а частица «ДАЖЕ» - около 300 раз в его поэтических произведениях, помимо др. частиц, что указывает на высокую эмоциональность его творчества.

Итоги:  В чем заключается особенность работы частиц в художественном, разговорном  и публицистическом стилях?  А в научном?

Какова роль ударения?

Что произошло бы, если бы  частицы исчезли?

Можем ли мы сказать, что частицы, действительно, драгоценны? Почему?

IV.Закрепление.

Учитель: Тему весны завершают творческие группы, которым также было предложено предварительное  д\з:

а) создать иллюстрацию на тему весны, можно нарисовать самим, использовать открытки, подобрать иллюстрации, воспользовавшись ресурсами Интернета;

б) объяснить свой выбор;

в) озаглавить своими словами, цитатой из поэтических или прозаических произведений русских поэтов и писателей, в которых были использованы  модальные частицы.

Представители ( 3 человека) по данному алгоритму у доски с демонстрацией  иллюстраций защищают свои работы, оставляют их у доски. После прочтения цитаты или собственного заголовка обязательно  назвать частицы и указать их роль.

Остальные оценивают их работы (обязательно комментируют), выбирая самую удачную, за которую участники получают оценку «отлично»

V.Д\З

1. Продолжая весеннюю тему, написать сочинение о весне, используя модальные частицы.

Возможно использование опорной карточки – подсказки для создания  миниатюры, учитель раздает желающим опоры (они распечатаны на количество учащихся)

Опорные карточки – подсказки для создания миниатюры

1. Не забудь озаглавить работу.

2. Напиши 2 – 5 предложений, ярких, выразительных. Для этого используй средства выразительности: эпитеты, сравнения, частицы (их не должно быть много: они могут быть в начале, в середине или в конце текста- миниатюры).

3.Конец зарисовки может быть таким:

А)И мне хотелось сказать: «О солнца свет! Как хорошо!

Или

Б)Вы глядите: и нельзя выразить словами, как радостно, и тихо, и сладко становится на сердце!

Или

В)Светло, весело, любо!

Г) возможны свои варианты

4.Варианты начала:

А) Знаете ли вы, какая радость наполняет вас, когда…

Б) Ты много ли видел на свете весенних берез?

В)А весна в зазеленевшей роще ждет зари, дыханье  затая…

Г)А удивителен первый подснежник – синяя песня на тонком стебле

Д)О, первый ландыш! Из – под снега ты просишь солнечных лучей!

Е)Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет. Колокольчики ландышей в чаще зеленой цветут…

5.Безусловно, приветствуется свое собственное творчество, поэтическое или прозаическое

2. Подчеркните в миниатюре частицы, определите их роль в ваших работах

3.Инд. задание: Провести исследование стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» :

а) подготовить выразительное чтение стихотворения

б) определить ,  какое настроение, какие переживания передаются поэтом.

в) выписать частицы, сгруппировать их в зависимости от назначения, определить роль каждой группы.(задания напечатаны)


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн