Submitted by Лидия Петровна Акимова on Sat, 22/08/2015 - 10:32
Заключительный урок по теме «Частицы» по программе Бабайцевой В.В. и по программе Львовой С.И. в 7 классе
Тема: «Драгоценные частицы речи»
Тип урока: урок - исследование
Цели:
1. Формирование умения объяснять смысловую и эмоциональную роль частицы в анализируемом высказывании.
2.Закрепление умений нахождения и написания служебных частей речи
3. Формирование чувств уважения и любви к русской литературе, желания читать и изучать художественные произведения русской литературы
Дидактические материалы: для предварительного д\з распечатанные листы с текстами и заданиями к ним по количеству участников групп, таблички использования модальных частиц в разных стилях речи по количеству учащихся в каждой группе, опорные карточки-подсказки для создания миниатюры, записи на доске
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
А) На предыдущих уроках мы изучали с вами разряды частиц, их правописание, правила выбора частиц НЕ и НИ, а сегодня мы поговорим об употреблении частиц в речи, понаблюдаем их работу в разных стилях.
Форма урока – урок исследование, поэтому предварительно для домашней работы вы были разделены на группы и получили тексты с заданиями для выступления на уроке.
Еще раз напомню условия работы на уроке:
1. Внимательно слушаем выступающих.
2. Во время выступления делаем пометы на листах и дополняем, если ответ, по вашему мнению, неполный.
3. Начинайте свой ответ со словосочетаний «Я думаю…», «Я считаю…», «Я предполагаю…».
4. Ответы должны быть полными и развернутыми.
II. Создание учителем проблемной ситуации для определения лейтмотива урока:
-О чем же сегодня мы будем говорить на уроке? Ребята, я создам цепочку ассоциаций, а вы догадайтесь: какова же смысловая тема урока?
Слово учителя:Весна в природе, весна в душе - как об этом удивительно могут поведать поэтические строки… Попросим представителя 1-ой группы прочитать стихотворение И.С.Тургенева «День весенний, пленительный день!» После чтения участники 1-ой группы выполняют исследование текста по предложенным вопросам ( вопросы напечатаны на листах под текстами для анализа).
Основные задания для 1-ой группы:
-Подумайте, какое настроение передает это стихотворение?
-Какую картину вы видите в своем воображении? ( предполагаемый ответ: журчащий ручей, роща, световые пятна: солнце и тень, точно огромные веснушки, за лесом полноводная река, над ними лазурное небо, легкие белые облачка)
-Какие строки стихотворения имеют в своем составе частицы? Прочитайте их.
- Исследуйте эти предложения:
А) какие они по цели высказывания, по эмоциональной окраске?
Б) Назовите частицы, определите их значение в предложениях. В чем заключается их роль?
(Предполагаемый ответ: усилительные частицы, используются автором 3 раза, передают эмоциональное отношение автора к изображаемой картине: восторг, очарование, радость, восторг и т.д.)
В) Определите стиль этого текста (художественный)
После обсуждения стихотворения учитель обращается и к группе и к классу с вопросом: Есть ли у вас дополнительные замечания?
А затем задает дополнительный вопрос всем участникам обсуждения данного стихотворения: Подумайте, в какой речи, прозаической или стихотворной, чаще используются частицы. Объясните свою точку зрения. Начинаем так: Частицы чаще всего используются в… (стихотворной речи, т.к. в стихотворении передаются чувства, переживания автора, и именно частицы помогают повысить эмоциональность текста).
Слово учителя: О весне можно рассказать и в шутливом тоне. Предоставим слово 2-ой группе. Представители этой группы выразительно читают миниатюру Н.Сладкова «Рябчик и Еж» и выполняют исследование текста по предложенным вопросам.
Основные задания для 2-ой группы:
1.В какой форме представлена речь в данном тексте?
2.Найдите частицы. Укажите их разряды (да, нет - утвердит., не-отрицат., повторяется 3 раза, т.е. усиливает отрицание, же-утвердит.).
3.Объясните правописание частиц НЕ, ЖЕ.
4.Выполните морфологический разбор частицы по выбору.
5. Какому стилю свойственны найденные вами частицы? (разговорному)
Учитель предлагает дополнительные вопросы всем группам:
-Ребята, а миниатюра «Рябчик и Еж» к какому стилю относится? (к художественному стилю)
-Для чего же нужны частицы разговорного стиля в художественном прозаическом произведении?
Ответ начинаем так:Частицы разговорного стиля в художественных произведениях нужны… (для выражения эмоций героев, их речевой характеристики)
Учитель: Все времена года, в том числе и весна, связаны для русского человека с понятием «Родина», причем понятия «Родина» и «природа» неразрывны.
Предоставим слово 3-ей группе. Представители этой группы выразительно читают текст В.М.Пескова «Отечество» и выполняют исследование текста по предложенным вопросам.
(Т.к. публицистический стиль еще не изучали, учитель дает предварительный комментарий:
Стиль данного текста публицистический, цель которого воздействовать на читателя, заинтересовать его) .
Основные задания для 3-ей группы:
1. Какие частицы в этом тексте воздействуют на читателя?
2. Укажите их значение (НИ-НИ отриц., частицы, перешедшие в повторяющийся союз НИ-НИ, давайте, частица образована от гл.повелит. накл. путем перехода одной части речи в др.)
Примечание: при затруднении учитель указывает частицы и объясняет сложные способы образования новых частей речи.
3. Выполните морфологический разбор частиц.
Учитель:
-Дополнительный вопрос всем участникам обсуждения: С какой целью используются частицы в публицистике?
Начинаем ответ так:В публицистике частицы используются для того, чтобы… (текст был эмоциональным и с большей силой воздействовал на читателя)
-Подводим итоги:В каких стилях речи мы исследовали частицы? Какова их роль во всех стилях?
IV. Актуализация знаний.
1. Работа с текстом на доске. (учитель вызывает ученика для работы с орфограммами. На доске подготовлен текст для работы )
Задание: Прочитайте и спишите текст. Вставьте пропущенные буквы-орфограммы, раскройте скобки.
Как и все спаржевые, ландыш майский имеет (не) луковицы, а к…рневища. Так что обычно каждая «стайка» ландышей (в) лесу – (не)множество р…стений, а одно – единственное, объед…ненное сетью подземных пер…ходов.
(Энциклопедия для детей. Биология)
Основные задания для фронтального исследования текста вопросы задает учитель):
1. Если у вас есть сомнения в правописании слов, задайте вопрос, работавшему у доски. Начните так: Объясни, почему…
2. Определите: к какому стилю относится данный текст? (научный, научно-популярный) Какие признаки данного стиля вы нашли в тексте? (термины: ландыш майский, луковица, корневища, растений и др.; предложение осложнено П.О.; источник: Энциклопедия для детей; наука: биология)
3. Какие частицы использованы в тексте научного стиля? (отрицат. НЕ)
Каково их назначение? (внести дополнительные смысловые оттенки)
В наших текстах была использована лишь малая толика частиц. Таблички, распечатанные на отдельных листочках, помогут расширить ваши представления об использовании эмоционально- окрашенных частиц:
Таблица
? (нет заглавия)
Разговорный стиль
Публицистический стиль
Художественный стиль
Научный стиль
ли (ль), да, ну, вот, разве, -ка, авось, же, чай и т.п.
да, что за, вот, как, пусть, давай и т.п.
Используются все частицы
-
Задания для исследования таблицы ( можно напечатать под таблицей, можно устно провести работу)
Рассмотрите внимательно таблицу.
Озаглавьте ее. ( возможные варианты: использование модальныхчастиц в разных стилях речи, работа модальных частиц в разных стилях речи , модальные частицы и стили речи и т.д.)
Подумайте, какой стиль является источником для других стилей русской речи?
Какой стиль не допускает использования эмоционально - окрашенных частиц? Почему?
Примечание: таблички могут быть распечатаны отдельно или на листе с текстами для работы в группах.
Итоги этого этапа (учитель): Разговорный стиль самый эмоциональный, выразительный, поэтому даже в одной частице можно передать гамму различных чувств и переживаний.
Для подтверждения этого суждения обратимся к индивидуальным заданиям, которые выполняли ученики нашего класса.
2. 1-ое инд. задание «Частица «Да»
Учитель:Ребята, слушайте внимательно, после сообщения будут заданы вопросы об этой частице.
Прослушивание сообщения по словарной статье «Словаря русского языка» С.И.Ожегова
После сообщения ученик задает вопросы:В словарной статье говорится, что значение частицы зачастую зависит от ударения. А может ли ударение изменить частицу и ее смысл?
Прослушиваем разные варианты ответов.
Учитель:Проведем небольшое исследование на доске, которое или подтвердит, или опровергнет ваши версии о значении ударения
На доске записаны следующие слова:
(не) кто, (не) что – (ни) кто, (ни) что
(не) (у) кого – (ни) (у) кого
(не) где), (не) когда – (ни) где, (ни) когда
(не)сколько) – (ни) сколько
Задание: Запишите, раскрывая скобки, поставьте ударение. Что изменилось?
Вывод: Ударение изменило смысл частицы и разряд некоторых местоимений (неопр. на отриц. в первой и четвертой строках)
Учитель:В чем же значение ударения? ( ученики не смогут развернуто ответить на этот вопрос – объясняет сам учитель)
Учитель:Если частица под ударением – ее значимость в тексте возрастает : эмоциональность, чувства наполняют текст, а если безударная – заключает в себе только дополнительные смысловые оттенки.
Учитель: Вернемся к текстам, над которыми работали в группах. Определите, в каких текстах частицы под ударением. Как меняется эмоциональность текста в зависимости от ударения или его отсутствия?
Ответы: в 1-ом и 2-ом текстах частицы под ударением, задача - передать восхищение, восторг, радость…, в 3-ем – призыв, желание привлечь внимание читателя к проблеме
4. Учитель: Русские писатели и поэты использовали эту удивительную особенность частиц в своих произведениях. Два ученика (предварительное инд. д\з: «Сказка о царе Салтане…» и «Сказка о мертвой царевне…») провели исследование сказок А.С. Пушкина по использованию этой удивительной части речи. Послушаем результаты их работы. (выступления учащихся)
Учитель:Можно ли определить, слушая перечень частиц, какая из сказок более эмоциональна, приближена к народной сказке, к народному языку? ( сказка о царе Салтане…)
Исследователи творчества Пушкина определили, что любимая частица поэта «ВОТ» использована им 1000 раз, а частица «ДАЖЕ» - около 300 раз в его поэтических произведениях, помимо др. частиц, что указывает на высокую эмоциональность его творчества.
Итоги:В чем заключается особенность работы частиц в художественном, разговорном и публицистическом стилях? А в научном?
Какова роль ударения?
Что произошло бы, если бы частицы исчезли?
Можем ли мы сказать, что частицы, действительно, драгоценны? Почему?
IV.Закрепление.
Учитель:Тему весны завершают творческие группы, которым также было предложено предварительное д\з:
а) создать иллюстрацию на тему весны, можно нарисовать самим, использовать открытки, подобрать иллюстрации, воспользовавшись ресурсами Интернета;
б) объяснить свой выбор;
в) озаглавить своими словами, цитатой из поэтических или прозаических произведений русских поэтов и писателей, в которых были использованы модальные частицы.
Представители ( 3 человека) по данному алгоритму у доски с демонстрацией иллюстраций защищают свои работы, оставляют их у доски. После прочтения цитаты или собственного заголовка обязательно назвать частицы и указать их роль.
Остальные оценивают их работы (обязательно комментируют), выбирая самую удачную, за которую участники получают оценку «отлично»
V.Д\З
1. Продолжая весеннюю тему, написать сочинение о весне, используя модальные частицы.
Возможно использование опорной карточки – подсказки для создания миниатюры, учитель раздает желающим опоры (они распечатаны на количество учащихся)
Опорные карточки – подсказки для создания миниатюры
1. Не забудь озаглавить работу.
2. Напиши 2 – 5 предложений, ярких, выразительных. Для этого используй средства выразительности: эпитеты, сравнения, частицы (их не должно быть много: они могут быть в начале, в середине или в конце текста- миниатюры).
3.Конец зарисовки может быть таким:
А)И мне хотелось сказать: «О солнца свет! Как хорошо!
Или
Б)Вы глядите: и нельзя выразить словами, как радостно, и тихо, и сладко становится на сердце!
Или
В)Светло, весело, любо!
Г) возможны свои варианты
4.Варианты начала:
А) Знаете ли вы, какая радость наполняет вас, когда…
Б) Ты много ли видел на свете весенних берез?
В)А весна в зазеленевшей роще ждет зари, дыханье затая…
Г)А удивителен первый подснежник – синяя песня на тонком стебле
Д)О, первый ландыш! Из – под снега ты просишь солнечных лучей!
Е)Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет. Колокольчики ландышей в чаще зеленой цветут…
5.Безусловно, приветствуется свое собственное творчество, поэтическое или прозаическое
2. Подчеркните в миниатюре частицы, определите их роль в ваших работах
3.Инд. задание: Провести исследование стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» :
а) подготовить выразительное чтение стихотворения
б) определить , какое настроение, какие переживания передаются поэтом.
в) выписать частицы, сгруппировать их в зависимости от назначения, определить роль каждой группы.(задания напечатаны)