Педагогический проект во второй младшей группе «К нам весна шагает быстрыми шагами»
Тип проекта: познавательно-творческий.
По составу участников: групповой.
Возраст детей: 2-ая младшая группа.
Продолжительность проекта: среднесрочный.
Характер контактов: ребенок и семья; воспитатели и дети; воспитатели – родители – дети.
Проблема: В современном мире, где во всех развитых странах решаются, в основном проблемы глобального технического и научного характера, когда массовая культура имеет приоритет над традициями и обычаями родной культуры. Молодое поколение родителей всё меньше и меньше внимания уделяет тому, что делает группу людей семьёй, с её теплыми отношениями и заботой друг о друге. Работа, порой, отнимает всё время и силы молодых мам и пап, не оставляя им, так необходимых, мгновений для общения с детьми. Даже выходные дети и родители проводят не на природе, любуясь её красой, наблюдая за происходящими изменениями, обогащая и дополняя её красоту своей заботой, а у телевизора или компьютера.
В связи с этим у детей не воспитано заботливое отношение к пробуждающейся природе. У детей нет представления о первых цветах весны. Дети владеют небольшими знаниями о перелетных птицах, об их жизни в весенний период. Дети не умеют устанавливать простейшие связи между условиями наступающего внешнего времени года и поведением животных, птиц, состоянием растительности. Снижен уровень речевого развития, активный, пассивный словарь мал, грамматический строй речи у детей не сформированы знаний о весенних изменениях в живой и не живой природе нарушен. Отсутствует связанность речи при построении развернутого высказывания. Думаем, причиной является недостаточно материалов по данной теме, мало внимания, уделено данной теме в программе детского сада. Особенно этой теме не удаляется внимания дома со стороны родителей.
Актуальность:
Ребенок должен вырасти хозяином, чувствовать ответственность за всю живую природу, которая окружает его. Сохранить, окружающий мир для своих потомков. И мы – взрослые, воспитатели, родители, должны дать необходимые знания, научить беречь, любить природу с малых лет.
Чтобы решить проблему, поставлены цели:
-Дать детям представление о времени года «весна»;
- Добиться усвоения знаний о весенних изменениях в живой и не живой природе;
-Способствовать формированию бережного отношения к пробуждению природы, к её отдельным явлениям;
-Активизировать творческий потенциал родителей и детей; укреплять преемственность поколений;
-Создавать у детей радостное настроение посредством привлечения к праздничным мероприятиям.
Задачи:
- Создать условия для участия родителей и детей в образовательном процессе;
-Конкретизировать и углублять представления детей о первых признаках весны (состоянии погоды, неба, растительности, характерных осадках).
- Обеспечить знакомство с особенностью жизни диких животных и птиц в период наступления весны;
-Добиться умения устанавливать простейшие связи между условиями наступающего весеннего времени года и поведением животных, состоянием растительности;
-Вызвать стремление общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности;
- Способствовать формированию потребности в чтении, как источнике новых знаний об окружающем;
-Способствовать развитию умения общаться со взрослыми, отвечать на вопросы по прочитанному, вести диалог;
-Укреплять здоровье детей осуществлением закаливающей процедуры, приобщать детей к здоровому образу жизни;
- Вызвать у пассивных родителей и детей интерес через стихи, загадки, творческую проектную деятельность и организацию художественно – продуктивной деятельности.
- Способствовать развитию познавательной активности, мышления воображения, коммуникативных навыков;
-Обеспечить развитие продуктивнойдеятельности детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации, развивать творческие способности;
- Способствовать формированию первичных представлений о выразительных возможностях музыки, её способности передавать различные эмоции, настроения.
Средства реализации:
Воспитатели: организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей и оформление выставки буклетов «Народные приметы о весне» и композиции «У солнышка в гостях» в группе, выставка творческих работ детей «Весенняя полянка». Подготовка совместно с музыкальным руководителем весенней сказки (утренник) «Пирожок- румяный бок» и физкультурного работникаспортивного развлечения «Весеннее приключение».
Дети: принимают участие в познавательной и продуктивной деятельности.
Родители: совместно с детьми и воспитателем создают выставку буклетов «Народные приметы о весне» и композицию «У солнышка в гостях», выставка творческих работ детей на тему «Весенняя полянка»и создании книги «Зеленая книга весны». Участвуют совместно с детьми в спортивном развлечении «Весеннее приключение» и готовят костюмы детям для музыкального представления «Пирожок – румяный бок».
Обеспечение проектной деятельности:
- Методическое:
- Наглядная информация для родителей «Весенние пейзажи».
- Материально-техническое: средства массовой информации; интернет.
- Материал для художественной деятельности;
- Семена растений и цветов для посева на рассаду.
В результате реализации данного проекта ожидается:
- Возможность каждой желающей семье принять участие в конкурсе, выставке.
- Повышение интереса детей к родному краю, его природе,
-Поднимется уровень информированности и интереса родителей к деятельности МАДОУ и группы в частности;
- Родители примут участие в жизни группы: участие в создании книги «Весна - красна», изготовлении солнышек и буклетов «Народные приметы о весне».
- Появится интерес к совместной работе с детьми, работниками детского сада и родителями.
План реализации проекта:
1.Подготовительный этап.
Цель: Заинтересовать родителей и детей проблемой и задачами проекта.
- Определение цели и задач проекта.
- Составление плана реализации проекта (основного этапа проектирования).
- Заинтересовать детей в проблеме при помощи доступных средств: диалогов, бесед, игр, чтения литературных произведений, сбора информации;
- Подбор художественной литературы для чтения детям про весну: стихи, загадки, сказки.
- Изучение сайтов с весенними пейзажами русских художников.
- Подобрать методическую литературу по теме:изучение литературы: Н. Е. Веракса «Проектная Деятельность в детском саду», Л. В. Куцакова «Творим и мастерим», Г. Н. Давыдова «Подарки к праздникам».
Познавательное развитие (Формирование целостной картины мира, расширение кругозора).
Наблюдение за состоянием погоды; за небом; за снегом; за деревьями; птицами; за явлениями природы, характерными для наступления весны – сосульки, ледоход, проталины.
Опыты: изучение трёх состояний воды: вода, снег, лёд; фильтрация воды с использованием различных материалов.
Беседа на тему: «Опасный лёд», «Ног не намочи – не становись в ручьи!», «Какие опасности таятся на улице весною».
Наблюдение за сосульками (длинные, острые,тяжёлые, состоящие изо льда); нельзя подходить к домам, на крышах которых висят большие сосульки.
Физическое развитие
Проведение спортивного соревнования «Весеннее приключение».Подвижные игры: «Птички в гнездышках», «Клетка и птичка», «Шустрые воробушки», «Гуси». Пальчиковые игры:«Чудные птицы», «Дует ветер нам в лицо,,.», «Цветы», «Дождь идет».
Художественно-эстетическоеразвитие творчества
Проведение утренника «Пирожок – румяный бок»;театр на столе «Заюшкина избушка»
Привлечение родителей к составлению книги самоделки на тему «Зеленая книга весны» и ее презентации.
Презентация проекта:
1. Создание фотоальбома « Весенняя творческая кладовая».
2. Презентации книги (самоделки) «Зеленая книга весны».
3. Спортивное развлечение «Весеннее приключение».
Рефлексия:
В рамках проекта, работа получилась познавательной. Проектная деятельность спланирована с учетом интеграции областей, помогая детям освоить и осмыслить новые знания, добытые с помощью родителей и воспитателей. Расширяя кругозор и представления об окружающем мире. Дети овладели конкретными знаниями. Научились делать конкретные простейшие выводы. Поняли, что надо беречь природу, любоваться ею, а не разрушать. Дети стали делиться полученной информацией из различных источников с другими детьми. Родители заинтересовались результатами и продуктами проекта.