Submitted by Елизавета Николаевна Сонина on Wed, 29/04/2015 - 13:01
МБОУ «СОШ с.Натальин Яр Перелюбского муниципального района Саратовской области»
УРОКИ ТВОРЧЕСТВА
Сонина Елизавета Николаевна
преподаватель ИЗО
Введение
Все дети любят рисовать - ведь это чудесная возможность выразить языком красок свой восторг перед окружающим миром или показать неприятие его. Детский рисунок - это своего рода связующее звено между детской душой и миром взрослых, доверительный «разговор» со старшими. Рассматривая детские рисунки, взрослые зачастую бывают поражены выразительностью образов, созданных ребенком, хотя, как правило, в этих работах отсутствует так называемая грамотность изображения.
Чтобы ребенок научился творчески мыслить, для этого необходим процесс переживания и сопереживания, чего можно добиться средствами изобразительного искусства, литературы и музыки. Таким образом, педагог должен подходить к организации уроков изобразительного искусства нетрадиционно, творчески, используя, наряду с привычными формами обучения – развивающие методы. Только при нетрадиционной организации процесса обучения достигается одна из важнейших целей уроков изобразительного искусства – развитие воображения, творческих способностей школьников, т.к. именно подобные формы работы стимулируют школьников к творческому добыванию и применению знаний и умений.
«Без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, невозможно утверждение самоуважения, чуткого отношения личности к моральному влиянию коллектива.»
В.А. Сухомлинский
ТЕМА УРОКА: Графика «Зентагл»
ЦЕЛЬ УРОКА:
- познакомить учащихся с техникой зентагл;
-научить изображать фрагменты при помощи техники зентагл.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Образовательная:
- формировать знания полученные на уроке;
- сформировать навыки и умения работы в технике зентагл;
Воспитательная:
- осуществить эстетическое воспитание (чувство прекрасного, стремление к красоте), умение работать в коллективе;
Развивающая:
- развить интеллект, общие умения и познавательный интерес.
ТИП УРОКА: комбинированный
ОБОРУДОВАНИЕ:
учитель: видеоряд, иллюстрации, ватман с изображением;
3. Итак сегодня мы познакомимся с техникой «Зентагл»
Зентангл (англ. zentangle) – новая, развивающаяся форма искусства, которая сочетает в себе сразу несколько направлений: это и творчество, и медитация, и удовольствие в одном флаконе. Любой человек, даже не умеющий рисовать, может попробовать себя в этой технике. Рисуя в технике зентагл, вы расслабляетесь и уменьшаете стресс, одновременно создаете красивые и неповторимые вещи! Зентагл это графический рисунок, состоящий из произвольно скомпонованных простых линий, узоров и элементов. Каждый хоть однажды рисовал что-то подобное, когда под рукой оказывался листок бумаги, ручка… Придумали зентагл американцы Рик Робертс и Мария Томас. Произошло это в 2006 году, но уже сегодня Zentangle называют новым орнаментом 21 века!
Суть зентагла состоит в создании очень небольших ( классический размер – это квадрат 9 х 9 см) рисунков из повторяющихся узоров. Каждый классический рисунок зентангл выполняется по следующей процедуре:
При помощи карандаша нанесите на квадрате бумаги 4 точки в каждом углу.
Соедините эти точки, определив границы рисунка.
Карандашом нарисуйте направляющие линии – струны (strings), чтобы разделить полотно рисунка на секции.
При помощи линера заполните каждую секцию, отделенную струной, орнаментами. Некоторые участки могут оставаться открытыми.
Рисунок, выполненный таким способом, не имеет ни верха, ни низа, поэтому законченное произведение можно рассматривать под любым углом и в любом направлении.
Демонстрация через видеопроектор.
Принцип понятен — в основе все тот же орнамент. Сделать его под силу любому. Просто берешь на листке бумаги и вычерчиваешь в произвольном порядке какие-нибудь узоры, а потом просто повторяешь паттерн на весь квадрат! (Вместо традиционного квадрата может выступать любая другая фигура). Все просто! Бумага, шариковая или гелевая ручка, фломастер или простой карандаш, ластик в последнем случае — вот и все, что вам нужно, чтобы стать художником по зентаглу. Есть и еще одна особенность этого жанра:
Этот способ рисования сравнивают с медитацией. Когда начинаешь рисовать эти узоры, кажется, что время останавливается и ты остаешься один на один с собой и своим творением. Просмотр видеоряда.
4. Сегодня мы с вами займемся изображением в технике зентагл. Каждый получает заготовленный заранее многоугольник и самостоятельно разрисовывает его. (Звучит фрагмент для релаксации)
5. На доске появляется рисунок на ватмане, куда учащиеся наклеивают свои фрагменты.
Синквейн придумываем вместе.
Найти материал по данной теме в интернете подготовить сообщения
В 6 классе в третьей четверти на нескольких уроках ребята знакомятся с темой «Портрет». Тема довольно сложная, требующая наблюдательности, внимания и, конечно, усердия. Сначала они учатся изображать портрет человека в соответствии с пропорциями, затем на основе полученных навыков рисуют графический портрет, пишут живописный портрет.
Урок творчества можно построить следующим образом.
Разделим ребят на несколько групп:
- уличные художники
- художники-мультипликаторы;
- косметологи-визажисты;
- реставраторы.
Естественно, самая сложная работа была у уличных художников, которым пришлось создавать портреты с натуры ( модель они выбирали сами). «Мультипликаторам» пришлось пофантазировать, так как сложно в наши дни создать новых «мультяшек», не похожих на уже известные образы. «Косметологам» предлагалось создать эскиз макияжа для маскарада. А вот «реставраторам» пришлось дорабатывать портреты кисти известных мастеров ( заранее подготовленные черно-белые ксерокопии с «испорченными» чертами лица). Ребята очень быстро выбирают для себя вид работы.
Урок получится ярким, веселым. Каждый ученик сможет самореализоваться.
По этой же теме можно создавать портреты в технике бумагопластика.
Создаем автопортреты. Правда похожи?
Заключение
Для того чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать особенности изобразительной деятельности детей. Эти знания помогут найти ключ к сердцу ребенка, установить с ним контакт, развить его художественные способности и эстетические чувства, помогут понять, как познает ученик действительность, как развиваются его зрительное восприятие, воображение, пространственные представления, память
Творческая работа на уроке изобразительного искусства – это своего рода связующее звено между ребенком и взрослым. Деятельность творческого воображения почти никогда не возникает без помощи и участия учителя, его роль - совместно с детьми построить занятие так, чтобы дети могли создать и реализовать замыслы своих творческих работ.