Пояснительная записка. Необходимым условием качественного современного образования сегодня является гармоничное сочетание традиционного обучения с использованием передовых технологий. Целью современного образования в России является развитие активной, сознательной, ответственной, конструктивной личности. В настоящее время повышение эффективности учебно-воспитательного процесса является важной проблемой в обучении. Ее можно реализовать, применяя различные средства, методы, способы физического воспитания. Специфика организации учебной деятельности детей в спортивной школе вызвала необходимость поиска и внедрения новых форм и методов обучения, которые позволили бы повысить интерес к игре волейбол, создать у обучающихся положительный эмоциональный фон, активизировать двигательную деятельность на тренировке, способствовать формированию физических качеств личности. В рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды» в 2008 г. была поставлена задача обеспечения единства государственного образовательного пространства, решить которую предполагается за счет совершенствования существующих и формирования недостающих элементов информационной инфраструктуры сферы образования. Наиболее перспективными являются цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), под которыми понимается доступная в цифровом виде совокупность данных, используемая в учебном процессе как единое целое. Цель педагогической деятельности: поднять уровень физической подготовленности учащихся. Задачей физического воспитания является развитие физических качеств соответственно возрасту ученика, без чего его личность нельзя признать всесторонне развитой «Этот процесс возможно осуществить только посредством физических упражнений – многократного повторения заданного двигательного действия». Эту задачу можно решить при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Однако эффективность физических упражнений во многом зависит от желания и активного отношения учащихся к их выполнению. Когда ученик проявляет сознательное стремление и мобилизует волевые усилия на укрепление и совершенствование своих физических сил и способностей, его физическое развитие будет проходить более успешно. Актуальность выбранной темы состоит в следующем: комплексное использование в учебном образовательном процессе цифрового образовательного ресурса и информационных технологий для повышения интереса к обучению и помощь в усвоении учебного материала на учебно-тренировочных занятиях по волейболу в группах начальной подготовки. Я предполагаю, что мастерство юных волейболистов, технические приемы, тактические действия и психологическая подготовка спортсменов будет эффективным, если в тренировочном процессе будет использоваться цифровые образовательные ресурсы, которые помогут мне достигнуть следующих результатов: повысить качество обучения на основе внедрения ЦОР в учебно-тренировочный процесс и обобщить опыт работы и сделать определенные выводы, для усовершенствования и адаптации ЦОР в образовательном процессе. «Формирование интереса к учению есть результат всего учебно- воспитательного процесса в школе, усилий педагогического коллектива и родителей в течение всех лет обучения.» http://www.openclass.ru/sites/default/files/dig_resource/2011/10/_doc_58.... Не в меньшей степени важна мотивация и в обучении игры в волейболу. Изучение мотивов занятий физическими упражнениями и спортом является одной из наиболее трудных и специфических сторон изучения проблемы. Её исследованием занимались А.Ц.Пуни, Ю.Ю. Палайма, В.А. Соколов и др. «Физическая активность детей обусловлена, в основном эмоциональными переживаниями привлекательности физкультурно–спортивных занятий и доставляемых им удовольствие. Не случайно, видимо, школьники в качестве мотивов таких занятий на первом месте называют получения удовольствия от самого процесса физической активности». (Палайма Ю.Ю. «Мотивы спортивной деятельности»). « Игры традиционно популярны среди людей всех возрастов благодаря разностороннему воздействию на организм человека, в том числе эмоциональному. Специфика игр определяет ряд требований к участникам, их взглядам, установкам, личностным качествам, характеру действий в состязании. Следовательно, в игре вырабатывается коллективизм, способность жертвовать собственными интересами ради командной победы, желание видеть и понимать коллективный интерес в каждый момент состязания. Воздействие коллектива на участника игры может быть весьма жестким, сильным, действенным, что способствует развитию соответствующих личностных качеств. Таким образом, можно сказать, что в игре физические, эмоциональные, умственные качества учащихся включаются в творческий процесс, при котором учащиеся вступают в социальное взаимодействие, а значит, должны обладать коммуникативной и социальной компетенцией. Практика показала, что игра – это сильнейшее средство социализации учащихся, включающая в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности. Так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на его формирование». http://www.openclass.ru/node/459440 Спортивная игра «волейбол», в силу присущей ей психологической особенности, вызывает сильный эмоциональный отклик у учащихся. Поэтому, играя, учащиеся с одной стороны, улучшают свое физическое развитие, а с другой, делают это с удовольствием и без принуждения. Волейбол развивает физические качества, опорно-двигательный аппарат, повышает работоспособность организма, эмоциональный заряд, укрепляет здоровье, воспитывает моральные и волевые качества, имеет высокий зрелищный эффект и благоприятно влияет на умственное развитие. Популярность волейбола делает его могучим средством пропаганды физической культуры и спорта. Волейбол предъявляет высокие требования к функциональным возможностям занимающихся. «Современный волейбол характеризуется высокой двигательной активностью волейболистов. Эффективное выполнение прыжковых игровых действий, технических приемов и большинства тактических комбинаций на протяжении одной игры, или нескольких игровых дней основано на высоком уровне развития физических качеств (отдельные стороны двигательных возможностей спортсменов). В волейболе, физические качества, условно делятся на общие: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость и специальные, которые развиваются на базе выше перечисленных физических качеств: «взрывная» сила, быстрота перемещения и прыгучесть, скоростная, прыжковая и игровая выносливость, акробатическая и прыжковая ловкость». http://www.openclass.ru/sites/default/files/dig_resource/2014/03/_docx_1... Основная цель внедрения цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в учебно-тренировочный процесс - формирование устойчивой мотивации к занятиям спортом и активное вовлечение каждого из учеников в образовательный процесс: развитие физических качеств, технических приемов и тактических действий. Одной из задач учебно-тренировочного процесса является его интенсификация, повышение эффективности не только за счет повышения объема и интенсивности тренировочных воздействий (что не везде целесообразно), но и за счет использования технических средств обучения, способствующих развитию специальных способностей и как следствие повышающих эффективность подготовки спортсменов. Для функционирования высокоэффективной модели обучения, необходима помощь информационных технологий (ИТ). Появление информационных технологий позволяет индивидуализировать обучение по темпу и глубине прохождения учебного материала. «Одним из перспективных направлений повышения качества преподавания физической культуры в школе является информатизация образовательного процесса. Ее основой должны стать электронные пособия». http://www.openclass.ru/node/476509 ». Такой дифференцированный подход дает большой положительный результат, т.к. создает условия для успешной деятельности каждого ученика, вызывая у учащихся положительные эмоции, и, таким образом, влияет на их учебную мотивацию. Использование новых информационных технологий в учебно-тренировочном процессе является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать занятия интересными и запоминающимися для учащихся. Использование тренером ЦОР делает реальным для учащихся получение качественного образования, соответствующего современным запросам. Как показывает практика работы в образовательной среде, информация, воспринятая зрительно, лучше запоминается учениками. Не зря гласит народная мудрость: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Перед тренером постоянно возникает вопрос: как сделать материал тренировки запоминающимся, интересным, чтобы ученики за короткое время усвоили как можно больше. В настоящее время Интернет - это источник различного рода информации (знаний), способствующий расширению информационного поля. Он дает возможность для самообразования и приобретения новой информации. Как всемирная информационная система он прочно вошел в нашу жизнь. Присутствуя практически в каждом доме, Интернет значительно расширил возможности в процессе поиска и обмена информацией, общения между людьми, особенно это касается так называемых социальных сетей, которые имеют большую популярность среди людей разного возраста, особенно среди молодежи. Общение играет важную роль для развития личности на каждом возрастном этапе, но для молодых людей общение и межличностные отношения являются важнейшим фактором становления личности. Одной из научно-исследовательских работ, проведенных Лабораторией мониторинговых исследований Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ), стало исследование «Роль виртуальных социальных сетей в жизни современного школьника». Создание онлайновых социальных сетей имеет большой успех среди учащихся самого разного возраста. Разнообразие социальных сетей удовлетворяет потребности всех возрастов, культур и языков. Иметь профиль в социальной сети стало важной частью жизни в онлайновой среде для многих детей и молодых людей. В рамках исследования были опрошено 356 учащихся и 100 родителей, а также проведена экспертная сессия в онлайн-формате в виде фокус-группы с 16 модераторами и администраторами наиболее популярных групп и сообществ ВКонтакте. Наиболее популярной сетью является сеть ВКонтакте – 95% общаются в ней регулярно; в 2,5 раза меньшая популярность – 36% – у Instagram. Для Twitter и Facebook показатели составили 22% и 16% соответственно. Для 82% опрошенных, привлекательность основной социальной сети ВКонтакте, связана с ее использованием большинством друзей и знакомых, а для 67% – с богатым набором функциональных возможностей. Наибольшее число опрошенных – 44% – проводит в сети от одного до трех часов. 80%школьников заглядывают на свою страничку несколько раз в день; 94% школьников в социальной сети общаются с близкими друзьями и знакомыми из реальной жизни, при этом добавляют в друзья только тех, кого знают лично - 80% . Преобладающими мотивами для использования сетей для опрошенных являются: - легкий способ оставаться на связи – 80%; - быстрый поиск интересующей информации – 44%; - быть в курсе событий из жизни друзей – 43%; - поиск единомышленников – 42%. Результаты этих исследований стали главными и определяющими в выборе популярной сети ВКонтакте, в создании группы - «Барсы |ДЮСШ №4 г. Волгодонск»| http://vk.com/barcac.volgodonsk. Поиск дополнительной информации при формировании информационной базы необходим для улучшения тренировочного процесса в волейболе, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса. Для меня хранилищем электронных образовательных ресурсов, как для пользователя, является: Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов ФЦИОР http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru, сетевое образовательное сообщество «Открытый класс» http://www.openclass.ru/, «Волейбол для всех» волейбольный интернет портал – http://www.volley4all.net/time-out/48-time/367-volleyabc.html, волейбол – каталог – файлов – Физкультура в школе - http://fiz-ra-ura.ucoz.ru/load/volejbol/5, спортивные уроки – http://sport-lessons.com/. «При реализации ФГОС вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных учебных действий (УУД). Поскольку существует большое количество видов УУД, то в рамках предмета «Физическая культура» одним учителем невозможно сформировать все УУД. Поэтому определение структуры и содержания УУД, которым отводится на современном уроке особое место, является творчеством самих педагогов». http://www.openclass.ru/node/459437 В ФГОС указан ряд компетенций, объединенных в такую ключевую компетентность, как информационная - эта компетентность предполагает способность обучающихся осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения личностного развития, готовность анализировать, систематизировать, обобщать и формулировать полученную информацию, а так же собственный опыт учебной, исследовательской и профессиональной деятельности. 22 ноября 2014г была создана группа в сети ВКонтакте - «Барсы |ДЮСШ №4 г. Волгодонск»| http://vk.com/barcac.volgodonsk. На первоначальном этапе группа носила информационный характер. Постепенно цели и задачи группы «Барсы» в сети ВКонтакте стали расширяться, я стала размещать обучающие видео, например: Передача сверху: http://vk.com/barcac.volgodonsk?w=wall 81107854_9&z=video175190758_170791793%2F0043617b6b85f2a14e или Разминка: http://vk.com/barcac.volgodonsk?z=video 175190758_171021972%2Fb17e344d7b1b2149b0 и т.д. мастер-классы, фото, для самостоятельного изучения, анализа, закрепления и совершенствования сложных технических элементов, разученных на тренировке. Мастер-классы от ведущих спортсменов города http://vk.com/barcac.volgodonsk?z=video175190758_171217258%2Fb4cd4cf0823... и мирового уровня, http://sport-lessons.com/teamgames/volleyball/2193-uroki-ot-valerio-verm... , которые помогают ребятам не только совершенствовать изученные технические элементы на занятиях, но и расширить свой кругозор. Выложенные в группу в сети ВКонтакте фото и видео после проведения соревнований, товарищеских встреч или интересных тренировок, направлены на самостоятельную оценку своих действия в игровых ситуациях, с последующей работой над ошибками на тренировках. http://vk.com/barcac.volgodonsk?z=photo-81107854_356031812%2Fwall-811078.... Кроме этого ребята в группе могут обмениваться информацией, обсуждать игровые моменты со сверстниками, одноклассниками, друзьями, родственниками, родителями на тему «Волейбол». С помощью игры мальчишки могут поднять свою самооценку на уровне класса, школы, города. Все это способствует популяризации игры в волейбол, которая в свою очередь пропагандирует здоровый образ жизни. Немаловажную роль играет и то, что ребята заняты по 6-9 часов в неделю проводят в спортивных залах, они учатся рационально распределять свое учебное и свободное время. Они ограждены от влияния «улицы» которая несет не только положительное, но и отрицательное значение для подрастающего поколения: приобретение вредных привычек, правонарушений, травматизма. Огромное значение группа в сети ВКонтакте имеет связь с родителями. С педагогической точки зрения группа «Барсы» способствует сплачиванию коллектива, развивает и укрепляет традиции команды, привлекает ребят к обсуждению основных вопросов тренировки и соревнований; повышает требовательность к себе и членам коллектива; оказывает помощь, доверие и поддержку игроками основного состава, запасным игрокам, новым членам команды; формирует благоприятные межличностные взаимоотношения, согласовывает действия каждого игрока с общей задачей команды - играть коллективно, адекватно реагировать на замечания товарищей и партнеров по команде; обеспечивает благоприятное педагогическое сотрудничество тренера с занимающимися; способствует точному, беспрекословному, добросовестному, вдумчивому выполнению указаний и заданий тренера. Вывод. Применение ЦОР позволили мне сохранить познавательную активность детей на протяжении всего времени реализации образовательной программы и, следовательно, выполнить все поставленные задачи. Дети стали принимать живое, заинтересованное участие в учебно-тренировочном процессе, повысилась двигательная активность, интерес к занятию спортом, появилось желание участвовать в спортивных мероприятиях. ЦОР стал для меня мощным техническим средством обучения, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности с детьми и родителями, способствующим: - созданию и внедрению модели единого открытого информационно- образовательного пространства как пути повышения компетентности родителей; - внедрению дистанционных форм общения с родителями; - использованию ЦОР в индивидуальной работе с детьми в рамках непрерывного воспитательно-образовательного процесса; - формирование у учащихся чувства собственной компетентности в волейболе через обеспечение оперативной обратной связи, в процессе которого он постоянно оценивает себя, сравнивая сегодняшние результаты с вчерашними, убеждается в положительном эффекте занятий спортом; - предоставление возможностей для проявления самостоятельности и инициативы в учебно-тренировочной деятельности; - формирование у детей чувства ответственности («я должен») в достижении спортивного результата; - формирование благоприятных отношений к тренировочной деятельности. - выявление положительных личностных качеств и их реализация на тренировках; - предотвращение неблагоприятных психических состояний, эмоциональная поддержка при неудачах.