Submitted by Надежда Николаевна Тархова on Wed, 22/10/2014 - 10:17
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
(Н. Рыленков)
«Современный урок физической культуры
в условиях введения ФГОС нового поколения»
Цель:
Осознание основных критериев современного урока
Повышение интереса педагогов к современным технологиям
Осознание необходимости повышения уровня самообразования
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не совершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Какие бы инновации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.
Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это и совершенно новый, но и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.
В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами:
привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового;
непониманием огромного количества инноваций.
Но ФГОС требует новых учеников. Поэтому меняемся мы, меняются обучающиеся, а для этого важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.
Так в чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?
чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке.
Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Требования к уроку с позиции ФГОС
хорошо организованный урок должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
вывод делают сами учащиеся;
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
времясбережение и здоровьесбережение;
в центре внимания урока - дети;
учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как группа здоровья, уровень физических способностей, стремление и настроение детей;
умение демонстрировать методическое искусство учителя;
планирование обратной связи;
урок должен быть добрым.
Учитель должен помнить что на уроке
ученик сам формирует понятия, для решения задач;
системно - деятельностный подход;
педагог управляет деятельностью учащихся.
Результат современного урока
формирование предметных результатов (образовательные задачи);
формирование метапредметных результатов - регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД (развивающие задачи);
формирование личностных результатов (воспитательные задачи).
Отсюда следует, что при реализации ФГОС вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных учебных действий (УУД). Поскольку существует большое количество видов УУД, то в рамках предмета «Физическая культура» одним учителем невозможно сформировать все УУД. Поэтому определение структуры и содержания УУД, которым отводится на современном уроке особое место, является творчеством самих педагогов.
Виды УУД, которые формируются на уроках физической культуры:
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
1.Самоопределение
2.Смысло-образование
1.Соотнесение известного и неизвестного
2.Планирование
3.Оценка
4.Способность к волевому усилию
1.Формулирование цели
2.Выделение необходимой информации
3.Структурирование
4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи
5.Рефлексия
6.Анализ и синтез
7.Сравнение
8.Классификации
9.Действия постановки и решения проблемы
1.Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами
2.Постановка вопросов
3.Разрешение конфликтов
Сложность заключается в том, что урок физической культуры должен обладать высоким уровнем моторной плотности, а в случае использования материалов по формированию УУД необходимо осуществлять вынужденные простои. Следовательно, для того, чтобы уроки физической культуры не выпали из общей направленности образовательного процесса, и одновременно с этим успешно решали узкопредметные задачи физической культуры, необходимо выявить методы и приёмы, при помощи которых можно осуществлять формирование УУД у обучающихся без ущерба для остальных задач урока физической культуры. Те учителя, которым удается изменить ход урока так, что это нравится не только им, но и ученикам, стремятся совершенствовать свою деятельность дальше, делая ее творческой и увлекательной, вовлекая в этот процесс своих учеников. Меняют свою позицию от «театра одного актера» традиционного образования, где учитель берет на себя 90% нагрузки, он постепенно начинает разделять ее с учениками, которые фактически переходят из «объектов» в «субъектов». Фронтальная работа на уроке должна уйти!!! Учитель, таким образом, не освобождается от своей основной функции – учить. Он начинает учить по-новому. А урок остается!!!