Официальный сайт audiophilesoft 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Приемы мнемотехники и эйдетики в обучении ОБЖ

Фото пользователя Фанис Камилович Гайнуллин
Submitted by Фанис Камилович Гайнуллин on Sat, 04/04/2015 - 00:45
Данные об авторе
Автор(ы): 
Гайнуллин Фанис Камилович
Место работы, должность: 

МБОУ татарская гимназия №14 имени Хади Атласи

Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Основы безопасности жизнедеятельности
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p>&nbsp;Чтобы добиться качественного усвоения знаний, нам необходимо сделать учебный процесс максимально эффективным. Задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей своим предметом, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами.&nbsp;&nbsp;&nbsp;</p>

Приемы  мнемотехники и эйдетики  в обучении ОБЖ

 

   Основной целью модернизации всей системы образования в последние десятилетие является – повышение качества образования. Качество знаний не всегда определяется объемом выученного материала, скорее - это умение пользоваться этим материалом.

          У каждого из нас бывают моменты, когда хочется остановиться, оглянуться, проверить – насколько мы успешны, результативны в своей работе? Насколько качественно мы выполняем свои задачи?

Как обучать доступно, интересно, с наименьшими затратами времени и так, чтобы не отбить желания у ребёнка учиться? На  каждом уроке ребенок  получает  вопросы, которые требуют знания новых понятий и определений. Не дождавшись правильного ответа  или какого-то умения или навыка мы говорим ребёнку: «Делай как я! Повторяй за мной!» и не задумываемся, как сложно ему делать то, что умеет учитель.

При объяснении нового материала мы обычно даем лишь словесные определения новым терминам. Это приводит к тому, что дети безрезультатно стараются выучить и запомнить новое. И все больше остаются один на один с возрастающей неуверенностью в себе.

 Поэтому чтобы добиться качественного усвоения знаний, нам необходимо сделать учебный процесс максимально эффективным. Задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей своим предметом, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами.   

Каждый ученик воспринимает этот мир по-своему: кому-то легче это удаётся с помощью глаз (визуалы), другим, с помощью слуха (аудиалы), а третьи ощущают мир тактильно (кинестетики), им нужны прикосновения, движения. Конечно, ребёнок не может быть чистым визуалом или кинестетиком, но всегда какой-то тип будет превосходить.

Ученик-визуал легче всего справляется с информацией, которая поступает к нему через зрительный анализатор. Он отлично запоминает фото, иллюстрации, мультфильмы, быстро различает разные формы, цвета, буквы, может повторить то или иное действие, если ему показать.

Ученик-аудиал будет успешен в обучении  если  постоянно с ним разговаривать, читать ему вслух или давать слушать аудиокниги, музыку. Он без проблем запомнит информацию  в стихотворной или песенной форме.

Ребенок-кинестетик получает информацию преимущественно из телесных ощущений. Он любит разыгрывать прочитанное, у него богатая мимика; чтобы понять, что означает «холодный», ему нужно потрогать, к примеру, лед.

Определив, к какому  же  типу относится ребенок, мы можем помочь ему усвоить большее количество учебного материала за меньшее время. А определить психотип человека не сложно. Ученые говорят что даже одним простым вопросом  можно  это узнать. Давайте это с вами  и сделаем -подумайте  и скажите:

 Где бы вы хотели провести отпуск?

- взгляд вверх – визуал;

- взгляд вниз – кинестетик;

- взгляд прямо – аудиал.

Стоит напомнить, что существует еще и следующая асимметрия полушарий головного мозга: правое полушарие является эмоциональным, образным, левое — логическим. 

Задача  учителя- научить работать оба полушария одновременно, чтобы научиться воспринимать мир всеми органами чувств. Как узнать какое  полушарие ребенка  является  более активным?

  1. Сплетите пальцы рук в замок...
    Если верхним окажется большой палец левой руки, напишите на листе бумаги букву «Л», если большой палец правой руки - букву «П».

    2. Прицельтесь в невидимую мишень...
    Если для этого Вы пользуетесь левым глазом, закрывая правый, напишите букву «Л», если наоборот - «П».

    3. Скрестите руки на груди, приняв позу Наполеона...
    Если кисть левой руки окажется лежащей сверху, пометьте это буквой «Л», если правой - буквой «П».

    4. Поаплодируйте...
    Если Вы бьёте левой ладонью по правой, то это буква «Л», если правая ладонь активнее - буква «П».

Преобладание буквы «П» означает, что у вас логический тип мышления, «Л» - образное мышление.

Мышление – самая трудная для человека работа. Для выполнения ее необходима организованность, хорошо развитое внимание и память, наблюдательность, работоспособность.

Но ограничивать детей  в  восприятии информации   никоим образом  нельзя, конечно же, важны  для ребенка все  каналы получения информации.  Применяя способности  к восприятию  мы  можем очень хорошо  развить память ребенка и запоминание  нужной информации на большой промежуток  времени.

Наша память — это большая кладовая. Когда мы заходим туда и видим огромную кучу разнообразных вещей, что мы вытянем? Наиболее красочные и привлекающие взгляд вещи. Русский полководец А.Суворов заметил, что

 «Память есть кладовая ума, в которой много перегородок, а поэтому надо скорее всё укладывать, куда и как следует».

В  наше время  поток информации настолько велик, что переработать и запомнить его может только человек, обладающий экстраординарными способностями. В этой связи, одна из наиболее ярких актуальных проблем современного образования – воздействие информационного стресса на здоровье детей.

Одним из ее решений может стать обучение детей умению грамотно обрабатывать информацию. И здесь не обойтись без развития памяти.

В большинстве  случаев память детей  мы развиваем  опираясь на логическое мышление и механическую память. В младших классах школы: таблица умножения, правила и пр. В средних и старших классах к этому добавляются даты, формулы, схемы, слова и фразы иностранного языка и большой объем информации, которую нужно запоминать и пересказывать. Возникает вопрос: Как это все запомнить? В таких случаях самым эффективным  являются  мнемонические приемы и эйдетика, т.е. способы, облегчающие запоминание нужной информации и увеличивающие объём памяти.

Для лучшего запоминания с давних пор используются разные приемы. Их суть заключается в том, что информация, которую необходимо запомнить, определенным образом структурируется. Например, дату французской революции – 1789 год – легко запомнить, если обратить внимание на последовательность цифр: 7,8,9.

Мнемотехника и эйдетика  применяется для запоминания «незапоминаемой» информации. При заучивании учебных дисциплин  данная техника  обеспечивает глубокое понимание материала, поскольку методы запоминания предписывают создавать в воображении яркие образные иллюстрации для понятий и определений.

Каковы  же основные приёмы и методы:

- Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации

- Рифмизация

- Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных

- Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией.  Есть разные приемы для запоминания, например,  цифр, телефонов, исторических дат, фамилий и имен, текстовой информации, стихов и т.д.

Например:

Постарайтесь запомнить эти 10 слов:

мандарин, лампочка, стул, снег, тополь, яхта, песок, медуза, водоросли, ковер.

А сейчас напишите по порядку эти слова.

Теперь попробуем эти слова  запомнить при помощи воображения.

Послушайте историю и постарайтесь ее увидеть как мультик, визуализировать! Призовите на помощь воображение!

Итак, закройте глаза, представьте себе, мандарин - оранжевый, круглый, сладкий, шершавый, мы начинаем чистить его и внутри оказывается лампочка, мы разглядываем ее и вместо нитей накаливания видим стул, на него падает снег, мы берем в руки снежинки, любуемся ими, подбрасываем вверх… и на голову нам падает тополиный пух, мы поднимаем голову и видим большой, могучий тополь, который растет ввысь и превращается в мачту яхты, яхта плывет по синему прекрасному морю и врезается в песок, села на мель, услышьте скрежет яхты о песок! На песке лежит медуза, греется на солнце, вокруг ее шеи как шарф обмотана водоросль, неожиданно количество водорослей увеличивается, они заполняют все пространство и сплетаются в причудливый ковер…

Снова запишите  эти слова… Получилось  ли  у Вас лучше?

Воображением  можно  запомнить  и очень серьезный  материал

Кто из  вас  помнит Формулу средней скорости теплового движения молекул   

 V= √3kT ∕ m0  

Три кота на мясо

Один из наиболее действенных способов обеспечить запоминание материала - это зарифмовать его. Этот способ, используемый в некоторых мнемонических упражнениях, также нашел широкое применение в рекламе.

Без сомнения, замечали, что во многих рекламных роликах информация о товарах зарифмована, и это способствует более быстрому ее запоминанию.

Зарифмованные рекламные ролики сами врезаются нам в память, независимо от нашего желания. Поэтому, когда вы сталкиваетесь с важной, но нелогичной и трудно запоминаемой информацией, то стоит попробовать зарифмовать ее.

Итак, если нужно запомнить число или  номер 6631514. Для этого можно    зарифмовать его следующим образом:

Шесть шесть три один пять один четыре

Я все помню в этом мире.

 

 

Другой способ запоминания-   это аббревиатура

Мы сталкиваемся с аббревиатурами каждый день, поскольку их использование весьма популярно. Принцип аббревиатуры также широко используется для фиксирования различного материала, не связанного логическими принципами, помогает нам лучше его запоминать и облегчает процесс вызывания из памяти нужной информации.

Аббревиатура может применяться для фиксирования самой различной информации. Например, не каждый из  нас  сходу  по порядку  назовет  цвета  солнечного спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый - мы обычно пользуемся фразой: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Еще  один  из  способов – это Ассоциации

Кулак человека ассоциируется  12 месяцами. Каждый  из нас  уже  с детства  своим детям  объясняет  как можно определить в месяце  31  день  или 30.

Кроме  того ассоциации широко  используются  при составлении ребусов. Попробуем  их  решить

Заключение

Не каждому человеку от природы дана совершенная память, способная освоить необходимую ему информацию. Конечно, можно использовать для хранения и выборки информации различные бумажные, аудио-, видео- и компьютерные носители, однако в условиях все более усложняющейся окружающей человека среды необходимо большое количество данных хранить в собственной памяти. И не просто хранить, а иметь возможность ее эффективно использовать. У представителей многих профессий - летчиков, космонавтов и т.д. - зачастую просто нет времени обращаться к другим источникам информации, кроме собственной памяти.

Поэтому нужно тренировать память, развивать ее способности. Память можно улучшить с помощью специальных упражнений, улучшить память можно благодаря постоянному заучиванию стихотворений.

Активное развитие памяти происходит в результате чтения, письменной речи, выступления, чтения монолога вслух и тогда не будет необходимости носить с собой записные книжки.

Гораздо больше людей сомневаются в своей памяти, чем доверяют ей. Чем меньше доверяют, тем меньше хотят ею пользоваться. Чем меньше пользуются, тем меньше она работает и, как следствие, доверяют ей еще меньше. Казалось бы, это замкнутый круг, но ситуацию можно изменить.

Имея воображение, желание и капельку терпения, немного посидев, вы и сами сможете придумать приемы  запоминания информации, которые сможете использовать для улучшения  памяти. Желаю вам  удачи!

 

Прикрепленный файл Size
Мнемотехника и эйдетика в ОБЖ .doc 68.5 KB

Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн