Конспект урока русского языка по теме: Двойная роль букв е, ё, ю, я.
Submitted by Валентина Ивановна Можевитина on чт, 02/04/2015 - 18:32
Тема: Двойная роль букв е, ё, ю, я.
Ход урока
Оргмомент.
Основная часть.
Вступительное слово учителя.
Учитель. Доброе утро, ребята, уважаемые гости. Сегодня урок русского языка я хотела бы начать словами Ф. М. Достоевского: «Мир спасет красота».
? – Подумайте, как содержание этих слов может быть связано с темой нашего урока?
Формулировка темы урока.
Учитель. А я предлагаю вам свой вариант ответа. В Белгородской области прошел конкурс «Краса Белогорья – 2014». Корона досталась студентке БелГУ Кузнецовой Дарье. Почему я сегодня о ней вспомнила? Это моя ученица, которая училась у меня с 5 по 11 классы в лицее №32. На несколько секунд представьте, что вы находитесь на конкурсе красоты. Встречайте наших участниц. (Выходят ученицы, на голове у которых короны с гласными буквами, и выстраиваются в 2 ряда)
? – Почему в 1 ряду стоят буквы Е, Ё , Ю, Я? Что их объединяет?
? – Сформулируйте тему нашего урока.
Учитель.
Формулировка цели и задач урока.
Учитель. Любую работу необходимо спланировать. Какова же цель? Сформулировать ее нам поможет игра «Верю – не верю».
Буквы Е, Ё , Ю, Я являются согласными? (Нет)
Буквы Е, Ё , Ю , Я могут обозначать как 1 звук, так и 2? (Да)
Буквы Е, Ё , Ю, Я дают 2 звука в середине слова? (Нет)
Ъ знак пишется в корне? (Нет)
Ученики: - повторить сведения о буквах Е, Ё , Ю, Я;
- узнать, в каких позициях буквы Е, Ё, Ю , Я дают 1 звук, а в какой 2;
- закрепить написание слов с Ъ и Ь.
2.4. Мини-исследование (работа в парах).
Гласные звуки
Купили когда-то
По два нарядных костюма на брата.
По два костюма купили –
И рады.
И то и дело меняют наряды.
– По два костюма на брата?!
Не много ли?
Гласные звуки, я думаю, щеголи,
Франты, лентяи, гуляки…
– Да что ты!
Звукам костюмы нужны для работы! А для чего им
Переодеваться –
В этом попробуйте-ка разобраться.
Проанализируйте положение гласных в словах (упр. 310) и сформулируйте правило, когда буквы Е, Ё , Ю , Я обозначают 1 звук, а когда 2 звука?
Сравните свои выводы с выводами учебника.
2.5. Повторение теории.
Учитель. Повторение теории мы с вами проведем разными способами. Сначала предоставим слово нашей творческой группе, которая подготовила для вас ассоциативный проект.
2.4.1 Защита ассоциативного проекта.
(У доски работают 2 ученика: 1 ученик представляет ассоциативный проект, 2 ученик – защиту проекта)
2.4.2. Обращение к таблице «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я».
2.4.3. Составление схемы «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я».
(Ученик, прослушав защиту проекта, составляют схему и вносят ее в тетрадь)
? – Какая форма теории вам запомнится лучше?
2.6. Промежуточный контроль.
(Ученики вносят ответы в карту урока)
1. Сколько звуков обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я?
2. В какой позиции буквы Е, Ё, Ю, Я дают 1 звук?
3. В какой позиции буквы Е, Ё, Ю, Я дают 2 звука?
2.7. Релаксация.
2.8. Игра «Кто быстрее»
? – Соберите слова, развешенные по стенам, и закрепите на доске по группам:
После гласной
После Ъ/Ь
В начале слова
Поезд
Подъезд
Еда
Каюта
Льют
Яма
Поет
Сошьет
Юг
Стоят
Подъем
Юла
Баян
Ручьи
Январь
2.9. Загадки.
? – Отгадайте слова с Ъ или Ь, запишите их, подчеркните орфограммы, определите количество букв и звуков.
Слово
Значение
Количество букв, звуков
Вьюга
синоним к слову метель
Отъезд
отправление в путь
Обезьяна
четверорукие млекопитающие, наиболее близкие к человеку по строению тела
Объявление
Печатное сообщение, извещение о чем-либо
Семья
Малая группа людей, основанная на браке или кровном родстве
? – Какие орфографические правила вы использовали для написания слов? Сформулируйте.
2. В слове поет количество букв меньше, чем звуков.
3. В слове яма количество букв и звуков совпадает.
Учитель. Всем хорошо известна пословица: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Мы помним, что интеллект и красота способны дать результат. Очень бы хотелось узнать, каковы успехи у каждого из вас.
4. Рефлексия.
? Что удалось на уроке?
? Где испытывали затруднения?
? Какой вид работы хотели бы выполнить на следующем уроке?
Домашнее задание: составить текст на лингвистическую тему