МЕРОПРИЯТИЕ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ТЕМЕ «ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ?»
Submitted by Анжелика Ахмедовна Джуманазарова on Tue, 31/03/2015 - 15:39
План изучения материала:
1. Понятие предпринимательства. Субъекты предпринимательской деятельности.
2. Качества личности предпринимателя (какими характерными чертами должен обладать предприниматель, чтобы быть успешным).
3. Правовая база предпринимательства.
4. Виды предприятий.
5. Регистрация предприятий.
План урока
№ п/п
Этап урока
Содержание этапа
Время, мин
1
Организационный этап.
Проверка готовности оборудования к уроку. Подготовка учащихся к работе на занятии.
2
2
Актуализация опорных знаний и мотивация учащихся.
Формулировка темы урока. Сообщение целей, задач и плана урока.
2
3
Изучение нового материала по экономической тематике.
Выявление основных терминов по предпринимательству, объяснение 1 вопроса по материалу, заранее подготовленные выступления учащихся по 1 вопросу.
9
4
Работа с учащимися.
Создание психологического и морального портрета предпринимателя. Изучение 2 вопроса.
4
5
Работа в группах
Знакомство с азами правовой базы предпринимательства. Изучение 3 и 4 вопросов.
8
6
Работа в группах
Объяснение учителем 5 вопроса. Практическая работа в группах по созданию предприятия на основе алгоритма, предоставленного учителем. Презентация проделанной работы.
12
7
Подведение итогов. Рефлексия.
Выводы. Анализ и закрепление изученного материала. Оценка урока с помощью карт настроения.
2
8
Домашнее задание
При недостатке времени практическая работа по созданию предприятия задается на дом.
Подготовить доклады по темам (на выбор):
- «История успеха( биографии известных предпринимателей)»;
- «Формы социальной ответственности предприятий».
1
Итого:
40
Ход урока
I. Организационный этап.
Проверка готовности оборудования к уроку. Подготовка учащихся к работе на занятии.
II. Актуализация опорных знаний и мотивация учащихся.
Формулировка темы урока (слайд № 1). Сообщение целей, задач и плана урока (слайд № 2, № 3, № 4).
Учитель: Здравствуйте, ребята! Тема нашего сегодняшнего урока: «Легко ли быть предпринимателем?». Сегодня мы с вами вспомним и узнаем кто же такой предприниматель, послушаем биографии известных самарских предпринимателей, составим портрет успешного предпринимателя. Также вы узнаете кто участвует в предпринимательских отношениях, какие бывают формы предпринимательства и каждый из вас попробует создать проект своего предприятия.
III. Изучение нового материала по экономической тематике.
Раскрытие 1 вопроса. Понятие предпринимательства. Субъекты предпринимательской деятельности.
Учитель: Многие из вас знакомы с понятием «предпринимательство» из курса обществознание. Предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке (слайд № 5).
Субъекты предпринимательства: юридические и физические лица ( слайд № 6).
Юридическими лицами являются коммерческие организации и некоммерческие организации (потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации и др.) ( слайд № 7). Данные организации имеют в собственности имущество, которым они по закону имеют право распоряжаться и отвечают им же перед судом, а также они имеют право приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права ( слайд № 8).
Физическое лицо как субъект предпринимательства имеет право заниматься предпринимательской деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя (слайд № 9).
Еще один субъект предпринимательства это владелец фермерского хозяйства (ст.23 ГК РФ) (слайд № 10).
После того как мы узнали что же такое предпринимательская деятельность, давайте с вами узнаем какими качествами должен обладать успешный предприниматель. Для этого обратимся к опыту тех людей, которые были успешны в данной сфере. Поговорим с вами о деятельности самарских предпринимателей: деятельности Курлиных и успехах Альфреда Филипповича фон Вакано.
Сообщение второе: «Деятельность Альфреда Филипповича фон Вакано» (Приложение № 2) ( слайд № 12).
IV. Создание психологического и морального портрета предпринимателя (работа с учащимися).
Изучение 2 вопроса. Качества личности предпринимателя (какими характерными чертами должен обладать предприниматель, чтобы быть успешным).
Учитель: Сейчас мы с вами познакомились с хозяйственной деятельностью людей разных сословий. Любой бизнес начинается с идеи. Идея превращается в дело всей жизни, становится востребованной. Но для ее успешной реализации нужны определенные качества. У всех из нас есть множество идей, но это еще не значит, что каждый из нас может стать предпринимателем. Для этого нужен определенный набор качеств. Что же это за качества?
V.Знакомство с азами правовой базы предпринимательства (работа в группах).
Изучение 3 и 4 вопросов. Правовая база предпринимательства. Виды предприятий.
Учитель: После того, как мы выяснили портрет успешного предпринимателя, перейдем к правам предпринимателя. предпринимательская деятельность регулируется рядом законов и подзаконных актов (слайд № 14).
Общие положение отражены в конституции, а более подробные аспекты регулируются гражданским кодексом.
Данные положения регулируют также определенные права и обязанности предпринимателя: он имеет право: самостоятельно формировать производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливает на нее цены в пределах, определяемых законодательством РФ, и договорами, оспаривать в суде в установленном законом порядке действия граждан, юридических лиц, органов государственного управления.
И обязан: Выполнять обязательства, вытекающие из законодательства РФ и заключенных им договоров; своевременно предоставлять декларацию о доходах и выплачивать налоги в порядке и размерах, определяемых законодательством РФ ( слайд № 15).
Если вы решили организовать собственное дело, то вам необходимо выбрать форму предпринимательской деятельности: как предприятие или как индивидуальный предприниматель.
Отличие этих форм в том, что при ИП семейное имущество и бизнес-имущество неразрывно, а предприятие отвечает только бизнес-имуществом, а имущество семьи - это лично ваше.
От того в какой собственности частной, муниципальной или федеральной находится предприятие зависит его организационно-правовая форма.
Основные из них: хозяйственное товарищество, акционерное общество, производственный кооператив, общество с ограниченной ответственностью (слайд № 16).
Учащиеся: Работа в группах с нормативно-правовыми документами (Приложение № 3). Заполнение таблицы «Организационно-правовые формы предприятий» (слайд № 17).
Организационно-правовые формы юридических лиц
Характеристики
Производственные кооперативы
Некоммерческие организации
Товарищества
Общества
полное
на вере
с ограниченной ответственностью
акционерные
Форма имущественного участия
Паевые взносы, риск убытков
Членские взносы
Вклады, риск убытков
Вклады, риск убытков
Вклады
Покупка акций
Орган управления
Общее собрание
Собрание членов управления
Общее собрание
Собрание полных товарищей
Общее собрание
Общее собрание, совет директоров
Исполнительный орган
Правление, председатель
Правление, председатель
Каждый товарищ
Полные товарищи
Директор, дирекция
Директор, правление
Лица, распоряжающиеся собственностью
Кооператоры, председатель
Правление, председатель
Полные товарищи
Полные товарищи
Директор, вкладчики
акционеры, директор
Учитель: Проверяет ответы учащихся, делает вывод.
Вывод по таблице: Таким образом, мы с вами выяснили в чем основные отличия данных форм предприятий. Для больших капиталовложений нужны акционерные общества, если же в этом нет необходимости то можно создать товарищество или общество с ограниченной ответственностью (слайд № 18).
VI. Алгоритм создание предприятия (объяснение учителя).
Изучение 5 вопроса.
Учитель: Приступаем с вами к изучению последнего вопроса (слайд № 19). Создание предприятия начинается с его государственной регистрации. рассмотрим этапы регистрации:
Первый этап - это подготовка всех необходимых документов для регистрации (слайд № 20).
1) Устав - это основной учредительный документ, в котором указаны
данные учредительного договора, основные виды деятельности предприятия, взаимоотношения учредителей и органов управления предприятия (слайд № 21).
2) Учредительный договор, в котором указываются: реквизиты учредителей. название предприятия и его местоположение, формирование уставного капитала и распределение долей (слайд № 22).
3) Нотариально заверенное заявление, в котором указываются основные положения устава (слайд № 23).
Второй этап - подача документов в налоговую инспекцию.
В течение пяти дней происходит регистрация документов, по истечении которых выдаются зарегистрированные документы, плюс дополнительно налоговая инспекция выдает (слайд № 24):
- Свидетельство о присвоении единого государственного номера в реестре юридических лиц (это основной документ юридического лица, подтверждающий его государственную регистрацию и внесение в единый реестр юридических лиц в Российской Федерации) (слайд № 25).
- Свидетельство о постановке на учет в налоговую инспекцию (слайд № 26).
- Выписка из налоговой инспекции об основных положениях юридического лица (слайд № 27).
Третий этап - подача документов в государственный комитет статистики (слайд № 28).
Подаются следующие документы:
а) копия устава;
в) копия выписки из налоговой инспекции.
Комитет государственной статистики выдаёт информационное письмо о постановке на учёт в Единый государственный регистр предприятий и организаций, в котором прописываются виды разрешённой деятельности предприятия, место образования предприятия и его организационно-правовая форма. Кодируется информация о предприятии в соответствии с общими унифицированными формами статистики в Российской Федерации (слайд № 29).
Четвертый этап - изготовление печати (слайд № 30).
Для осуществления хозяйственной деятельности предприятия необходима печать, которую можно изготовить на частных предприятиях, имеющих лицензию на данный вид деятельности.
Пятый этап - уведомление внебюджетных фондов о создании предприятия (слайд № 31).
Уведомление о создании предприятия во внебюджетных фондах, к которым относятся: Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования и Пенсионный фонд, необходимо, так как каждое предприятие обязано перечислять часть своих средств в эти фонды.
Шестой этап - открытие расчётного счёта в банке (слайд № 32).
После этого государственная регистрация юридического лица закончена и предприятие может осуществлять хозяйственную деятельность.
В процессе объяснения материала используется презентация «Легко ли быть предпринимателем?».
Учащиеся: Записывают этапы государственной регистрации юридического лица.
После класс делится на группы и по предложенному учителем алгоритму создают проект предприятия. по окончанию работы каждая группа презентует свое предприятие (Приложение № 4) (слайд № 33).
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель: Таким образом, теперь каждый из вас может ответить на вопрос «Легко ли быть предпринимателем?». Появилось ли у кого-нибудь желание заняться предпринимательством? Если да, то каких знаний вам пока не хватает? Понравился ли вам урок? (слайд № 34).
Ребята, с помощью карт настроения показывают свое отношение к сегодняшнему уроку:
• Красный цвет - урок понравился, было интересно.
• Зеленый цвет - урок не понравился.
• Серый цвет - мне было все равно.
VIII. Домашнее задание (слайд № 35).
Подготовить доклады по темам(на выбор):
- «История успеха (биографии известных предпринимателей)»;
- «Формы социальной ответственности предприятий».
При недостатке времени практическая работа по созданию предприятия задается на дом.
К оформлению урока претензий нет. Очень подробный конспект с грамотно изложенной информаций. Хотелось бы также отметить наличие качественной презентации, которая облегчает задачу как для учителя, так и для учеников (визуальное восприятие обычно азвито лучше, чем звуковое). Сам материал порадовал глубиной и детальным рассматрением темы. В то же время, такой объём новой нформации, на мой взгляд, можно разделить на два урока, чтобы улучшить процесс усвоения учениками материала, так как его очень много для одного занятия.
Спасибо за вашу разработку! Такой урок интересен для учащихся, эффективно формирует предпринимательские компетенции. Урок может быть более продуктивным, если продумать использование на нём ролевых и деловых экономических игр.
На: МЕРОПРИЯТИЕ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ТЕМ
Лариса Николаевна, спасибо вам за отзыв!
На: МЕРОПРИЯТИЕ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ТЕМ
К оформлению урока претензий нет. Очень подробный конспект с грамотно изложенной информаций. Хотелось бы также отметить наличие качественной презентации, которая облегчает задачу как для учителя, так и для учеников (визуальное восприятие обычно азвито лучше, чем звуковое). Сам материал порадовал глубиной и детальным рассматрением темы. В то же время, такой объём новой нформации, на мой взгляд, можно разделить на два урока, чтобы улучшить процесс усвоения учениками материала, так как его очень много для одного занятия.
На: МЕРОПРИЯТИЕ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ТЕМ
Валерия Валентиновна, спасибо за отзыв.Учту ваши рекомендации.
На: МЕРОПРИЯТИЕ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ТЕМ
Спасибо за вашу разработку! Такой урок интересен для учащихся, эффективно формирует предпринимательские компетенции.
Урок может быть более продуктивным, если продумать использование на нём ролевых и деловых экономических игр.
На: МЕРОПРИЯТИЕ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ТЕМ
Спасибо за отзыв!
На: МЕРОПРИЯТИЕ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ТЕМ
Очень понравился материал урока! Буду применять некоторые формы и методы в своих работах!
На: МЕРОПРИЯТИЕ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ТЕМ
Спасибо Вам за отзыв!!!