Размещено чт, 26/03/2015 - 17:30 пользователем Любовь Михайловна Бородинова.
Мякутина Марина Алексеевна,
учитель русского языка и литературы,
Первомайский МР
Несомненно, первое место в приобщении к чтению занимает семья. Мне повезло: мои родители устраивали семейные чтения раз в неделю, показывали положительный пример общения с книгой ежедневно.
На второе место я бы поставила учителя. Что делаю лично я? Вот некоторые примеры:
- организую знакомство с современной литературой на уроках внеклассного чтения. Например, подростки с удовольствием читают А. Костюнина, его рассказы «Рукавичка», «Совёнок», «Вальс под гитару». А К 9 Мая в старших классах читаем «Звездопад» В. Астафьева;
- провожу интегрированные уроки;
- организую встречи с местными поэтами и писателями. Последними гостями школы стали В. Мутин, Р. Федина – поэты из Пречистого;
- работаю в тесном контакте с библиотекой, вместе организуем библиотечные уроки и участие в конкурсе «Проба пера»;
- организую участие детей в конкурсах. Сейчас готовимся к конкурсу «Читаем А. Лиханова»;
- организую проектную деятельность на уроке литературы, например: по теме «Книги детства наших родителей»;
- делюсь с детьми впечатлениями о прочитанном самостоятельно и побуждаю их к обмену впечатлениями об их самостоятельно прочитанных книгах;
- после прочтения книги иногда организую просмотр художественных фильмов, после чего дети сопоставляют фильм и книгу;
- провожу мероприятия к юбилеям писателей. Последним было районное мероприятие к 200-летию М.Ю. Лермонтова. Часто организую мероприятия в начальной школе, посвящённые детским писателям.
Размещено Tue, 05/03/2019 - 09:20 пользователем Ольга Анатольевна Крестова.
Меня очень беспокоит низкий уровень читательской культуры детей с ОВЗ. Эта проблема влечет за собой плохую усваиваемость детьми учебного материала по всем школьным предметам. Как помочь таким учащимся? Как научить их читать хорошо и осознанно? Один из путей решения данной проблемы - активное привлечение родителей к работе по воспитанию у детей потребности в чтении. В моей педагогической практике накоплен немалый опыт по применению на уроках и внеклассных мероприятиях приемов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". В связи с этим родилась идея - провести "ликбез" среди родителей детей с ЗПР, то есть обучить их эффективным приемам работы с текстом. Это было мероприятие для родителей и их детей - "Читаем вместе". Содержательной основой его я выбрала небольшой по объему, но, я считаю, удачный с воспитательной точки зрения рассказ М. Зощенко "Леночка". Используя базовую модель урока по технологии РКМЧП (вызов - осмысление - рефлексия), я организовала совместную работу детей и родителей по усвоению содержания произведения. В ходе этого мероприятия родители узнали, а дети в очередной раз использовали наиболее эффективные, на мой взгляд, приемы работы с текстом: "дерево предсказаний", "чтение с остановками", "шесть шляп мышления". Содержание и идею рассказа М. Зощенко усвоили все дети, а помогли им в этом их родители.
Размещено чт, 26/03/2015 - 17:26 пользователем Любовь Михайловна Бородинова.
Котомина Галина Васильевна,
учитель русского языка и литературы,
библиотекарь,
Новосельская сош, Большесельский МР
Читай, и ты полетишь.
Пауло Коэльо
Современный школьник читает очень мало. Хорошие ученики в лучшем случае прочитывают только обязательный программный минимум по литературе, о середнячках и того не скажешь.
Что же делать библиотекарю в условиях, когда потребности в духовной пище у подрастающего поколения зачастую нет? Ответ стар, как мир. Библиотекарю необходимо активно работать, нести книгу читателю, стремясь, чтобы в условиях нынешнего малочтения это были произведения, способные оказать влияние на формирование личности ученика.
Расскажу о тех формах общения с читателем, которые использую в своей работе.
Важно, чтобы ученик начальной школы знал библиотекаря в лицо. Хотя многие школьные библиотекари – совместители, необходимо заниматься не только книговыдачей, следует обязательно общаться с маленьким читателем: пригласить в библиотеку, выяснить, какое впечатление осталось у ребёнка от прочитанной книги, какие эпизоды понравились более всего, показать имеющиеся в библиотеке книги этого автора, порекомендовать что-то для продолжения чтения. Так уже в начальном звене выделится ядро учащихся, которые станут опорой в работе библиотекаря, его союзниками по привлечению к чтению одноклассников. Как правило, это дети, пользующиеся уважением в классе. И если этот хороший читатель уже познакомился с книгой, то в «началке» быть «слабым звеном» не хочет никто, и книгу продолжают читать в классе.
В среднем и старшем звене стараюсь заинтересовать ребят проблематикой произведения: приношу книгу в класс, называю проблемы, которые поднимаются в ней, объясняю, что эти проблемы имеются в детском коллективе, и прочтение поможет разобраться не только в себе, но и в других (проблема самовоспитания, толерантности, сострадания, ответственности за свои поступки и др.). Следует отметить, что, будучи учителем словесности, мне гораздо легче почувствовать проблемы и вопросы, тревожащие современных школьников, актуальные для них. Выбор рекомендуемой для самостоятельного чтения книги часто подсказывают уроки литературы. Для чтения выбираю небольшое по объёму произведение. После прочтения каждый ребёнок формулирует вопросы к тексту, ответы на которые он хотел бы получить у меня или у товарищей, выписывает слова, значения которых он не знает. Часто ещё до обсуждения книги между ребятами идут споры, разговоры о прочитанном. Тут важно «подогреть» ребячий интерес: выбираем «художников» для иллюстрирования, другим ребятам поручается работа со словарём и объяснение слов, лексическое значение которых является неясным для товарищей. Третья группа выясняет значение имен персонажей, действующих в тексте, четвёртая озадачена подбором пословиц, поговорок, подтверждающих идею произведения, кто-то под руководством библиотекаря готовит сообщение об авторе книги.
Поручения, данные ученикам, должны быть посильны для них, справочная литература – лежать наготове (особенно для учащихся 5-7 классов), необходимо создавать для читателя ситуацию успеха.
Готовлю выставку произведений, посвящённых данной проблеме, на случай, если кто-то захочет расширить свой кругозор. Тематическая выставка поможет детям понять значимость проблемы для общества. Такая совместная подготовка очень сплачивает детей, повышает их культурологическую компетентность.
Конечно, эта работа требует от библиотекаря как душевных, так и временных затрат, но эти затраты окупаются сторицей, когда в ходе обсуждения книги понимаешь, что удалось затронуть душу ребёнка, вызвать его на откровенный разговор. Немного перефразировав строки Новеллы Матвеевой, эти усилия библиотекаря можно определить так:
Я такие здесь расставлю сети
И такие чары разведу,
Что полюбят книгу наши дети…
Ю. Мориц[1]
Заметила, что зачастую при обсуждении произведения не из школьной программы наиболее активными бывают те учащиеся, которые на обычном уроке предпочитают промолчать. Значит, у ребёнка был духовный запрос, необходимость обсудить проблему с товарищами, если он раскрылся и заговорил.
Говорю это неголословно. В разные годы мы с учащимися коллективно обсуждали (осмысливали!) такие произведения как «Иван» и «Зося» Вл. Богомолова, «Последние холода» А. Лиханова, «Повелитель мух» У. Голдинга, «Женский разговор» В. Распутина, «Чучело» Вл. Железникова, «Звезда» Э. Казакевича, «Облава» В. Быкова, «Людочка» В. Астафьева, новеллы Д.С. Лихачёва, повесть М. Мартиросовой «Фотографии на память». Сейчас в 10 классе мы готовимся к обсуждению рассказа В. Токаревой «Я есть. Ты есть. Он есть.», а в 7 классе – рассказа Елены Габовой «Не пускайте рыжую на озеро». В последнее время нами прочитаны рассказ Н. Ключарёвой «Юркино Рождество», рассказы В. Гусевой «Старая шинель» и Б. Екимова «Говори, мама, говори», Т. Крюковой «Единожды солгавший», повесть Т. Веденской «Зелёный подъезд», повести В. Распутина «Живи и помни» и Б. Васильева «В списках не значился», Ф. Абрамова «Поездка в прошлое» и др. После прочтения, если произведение экранизировано, стараемся посмотреть, и это приводит порой к новому витку осмысления: «Иваново детство», «Повелитель мух», «Звезда» - посмотрели 2 экранизации 2002 и 1949гг, «Чучело», «Живи и помни», «Костя+Ника».
Чем продиктован выбор произведений? Необходимо дать ученикам возможность размышлять над вопросами, определяющими суть жизни человека: гуманное отношение к людям, любовь к ближнему, терпимость.
Работа по продвижению книги к читателю будет результативнее, если ею заинтересовать того, кто в классе является лидером. Его негромкое «Читать было интересно» способствует продвижению книги намного интенсивнее, чем учительские уверения в пользе чтения, ежедневный контроль количества прочитанных страниц, назначение срока прочтения.
Хотя иногда (особенно в среднем звене!) безотказно действует «приём разворачивания в честь детей своих лучших читательских воспоминаний» (Д. Пеннак).
Заинтересованности детей способствует также проецирование прочитанного на их собственную жизнь, жизнь класса. После обсуждения повести «Фотографии на память» мы провели занятие под таким же названием, но авторами урока были уже сами дети: они принесли фотографии из семейных альбомов, звучали рассказы о дорогих им людях, память о которых хранится в семье. В качестве эпиграфа выбрали слова «Сквозь дымку лет лиц милых свет…» Дети, как правило, отвечали очень искренне и эмоционально. Они обращались за помощью к родителям, чтобы узнать о своих родственниках, те сообщили им много интересного.
Хочу также отметить, что была очень активна сама: задала эмоциональный тон всего урока, принесла фотографии, не боясь быть предельно открытой перед детьми в выражении своих чувств.
Использую также и столкновение с трудностью. Особенно хорошо этот приём действует, на мой взгляд, при осмыслении заголовка произведения, помогает учащимся выйти на уровень обобщения, установить культурологические связи с другими произведениями и концептами нашей культуры. Почему повесть Казакевича названа «Звезда»? Ученики сразу отвечают, что таков был позывной разведгруппы, о которой идёт речь в повести. Но работа со словом-концептом приводит их к мысли о том, что звезда – и небесное тело, и символ СССР, олицетворяющий для разведчиков Родину, и знак вечности, бессмертия, и олицетворение лучших качеств человека. Вот и сейчас ученикам 10-го класса предложен вопрос о заголовке «Я есть. Ты есть. Он есть»: Олег исчезает из жизни Анны и Иры, кто (или что?) скрывается за словом «он»?
Помогают при обсуждении книги приёмы технологии РКМЧП: приём РАФТ, составление синквейна. Использую эти приёмы на заключительном этапе обсуждения. Если ученик с ними справился, это свидетельствует о том, что он разобрался в содержании книги, понял идею произведения. Значит, чтение не было безрезультатным. Ведь по словам С. Соловейчика «Книга – это письмо до востребования…Письмо к способному понять…».
Думается, названные здесь приёмы работы с книгой интересны прежде всего тем, что идут от усилий ученика.
Как часто мы пытаемся всё-всё растолковать ученику, разжевать и в рот положить, забывая о том, что так нельзя пробудить читательский аппетит. Ученик под нашим ненавязчивым руководством может сам наладить диалог с книгой, конечно, каждый в меру своих душевных сил и способностей. Подлинное «пиршество чтения» (Д. Пеннак) ученик испытает только тогда, когда приложит собственные усилия к постижению произведения, и эти усилия окрылят его.
Может показаться, что авторы эпиграфов, вынесенных в начало выступления, противоречат друг другу. Хочу обратить внимание на то, что фраза П. Коэльо созвучна мысли Пеннака и мастерски выражена на уровне синтаксиса: несмотря на повелительное наклонение глагола, связь в сложном предложении не подчинительная, а сочинительная. Наслаждение словом испытывает только тот, кто заставил работать свой ум, свою душ
[1] Ю. Мориц. По закону – привет почтальону. - М.: Время, 2005.
На: Как побудить детей к чтению и обсуждению книги...
Мякутина Марина Алексеевна,
учитель русского языка и литературы,
Первомайский МР
Несомненно, первое место в приобщении к чтению занимает семья. Мне повезло: мои родители устраивали семейные чтения раз в неделю, показывали положительный пример общения с книгой ежедневно.
На второе место я бы поставила учителя. Что делаю лично я? Вот некоторые примеры:
- организую знакомство с современной литературой на уроках внеклассного чтения. Например, подростки с удовольствием читают А. Костюнина, его рассказы «Рукавичка», «Совёнок», «Вальс под гитару». А К 9 Мая в старших классах читаем «Звездопад» В. Астафьева;
- провожу интегрированные уроки;
- организую встречи с местными поэтами и писателями. Последними гостями школы стали В. Мутин, Р. Федина – поэты из Пречистого;
- работаю в тесном контакте с библиотекой, вместе организуем библиотечные уроки и участие в конкурсе «Проба пера»;
- организую участие детей в конкурсах. Сейчас готовимся к конкурсу «Читаем А. Лиханова»;
- организую проектную деятельность на уроке литературы, например: по теме «Книги детства наших родителей»;
- делюсь с детьми впечатлениями о прочитанном самостоятельно и побуждаю их к обмену впечатлениями об их самостоятельно прочитанных книгах;
- после прочтения книги иногда организую просмотр художественных фильмов, после чего дети сопоставляют фильм и книгу;
- провожу мероприятия к юбилеям писателей. Последним было районное мероприятие к 200-летию М.Ю. Лермонтова. Часто организую мероприятия в начальной школе, посвящённые детским писателям.
Re: На: Как побудить детей к чтению и обсуждению книги...
Меня очень беспокоит низкий уровень читательской культуры детей с ОВЗ. Эта проблема влечет за собой плохую усваиваемость детьми учебного материала по всем школьным предметам. Как помочь таким учащимся? Как научить их читать хорошо и осознанно? Один из путей решения данной проблемы - активное привлечение родителей к работе по воспитанию у детей потребности в чтении. В моей педагогической практике накоплен немалый опыт по применению на уроках и внеклассных мероприятиях приемов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". В связи с этим родилась идея - провести "ликбез" среди родителей детей с ЗПР, то есть обучить их эффективным приемам работы с текстом. Это было мероприятие для родителей и их детей - "Читаем вместе". Содержательной основой его я выбрала небольшой по объему, но, я считаю, удачный с воспитательной точки зрения рассказ М. Зощенко "Леночка". Используя базовую модель урока по технологии РКМЧП (вызов - осмысление - рефлексия), я организовала совместную работу детей и родителей по усвоению содержания произведения. В ходе этого мероприятия родители узнали, а дети в очередной раз использовали наиболее эффективные, на мой взгляд, приемы работы с текстом: "дерево предсказаний", "чтение с остановками", "шесть шляп мышления". Содержание и идею рассказа М. Зощенко усвоили все дети, а помогли им в этом их родители.
На: Как побудить детей к чтению и обсуждению книги...
Котомина Галина Васильевна,
учитель русского языка и литературы,
библиотекарь,
Новосельская сош, Большесельский МР
Читай, и ты полетишь.
Пауло Коэльо
Современный школьник читает очень мало. Хорошие ученики в лучшем случае прочитывают только обязательный программный минимум по литературе, о середнячках и того не скажешь.
Что же делать библиотекарю в условиях, когда потребности в духовной пище у подрастающего поколения зачастую нет? Ответ стар, как мир. Библиотекарю необходимо активно работать, нести книгу читателю, стремясь, чтобы в условиях нынешнего малочтения это были произведения, способные оказать влияние на формирование личности ученика.
Расскажу о тех формах общения с читателем, которые использую в своей работе.
Важно, чтобы ученик начальной школы знал библиотекаря в лицо. Хотя многие школьные библиотекари – совместители, необходимо заниматься не только книговыдачей, следует обязательно общаться с маленьким читателем: пригласить в библиотеку, выяснить, какое впечатление осталось у ребёнка от прочитанной книги, какие эпизоды понравились более всего, показать имеющиеся в библиотеке книги этого автора, порекомендовать что-то для продолжения чтения. Так уже в начальном звене выделится ядро учащихся, которые станут опорой в работе библиотекаря, его союзниками по привлечению к чтению одноклассников. Как правило, это дети, пользующиеся уважением в классе. И если этот хороший читатель уже познакомился с книгой, то в «началке» быть «слабым звеном» не хочет никто, и книгу продолжают читать в классе.
В среднем и старшем звене стараюсь заинтересовать ребят проблематикой произведения: приношу книгу в класс, называю проблемы, которые поднимаются в ней, объясняю, что эти проблемы имеются в детском коллективе, и прочтение поможет разобраться не только в себе, но и в других (проблема самовоспитания, толерантности, сострадания, ответственности за свои поступки и др.). Следует отметить, что, будучи учителем словесности, мне гораздо легче почувствовать проблемы и вопросы, тревожащие современных школьников, актуальные для них. Выбор рекомендуемой для самостоятельного чтения книги часто подсказывают уроки литературы. Для чтения выбираю небольшое по объёму произведение. После прочтения каждый ребёнок формулирует вопросы к тексту, ответы на которые он хотел бы получить у меня или у товарищей, выписывает слова, значения которых он не знает. Часто ещё до обсуждения книги между ребятами идут споры, разговоры о прочитанном. Тут важно «подогреть» ребячий интерес: выбираем «художников» для иллюстрирования, другим ребятам поручается работа со словарём и объяснение слов, лексическое значение которых является неясным для товарищей. Третья группа выясняет значение имен персонажей, действующих в тексте, четвёртая озадачена подбором пословиц, поговорок, подтверждающих идею произведения, кто-то под руководством библиотекаря готовит сообщение об авторе книги.
Поручения, данные ученикам, должны быть посильны для них, справочная литература – лежать наготове (особенно для учащихся 5-7 классов), необходимо создавать для читателя ситуацию успеха.
Готовлю выставку произведений, посвящённых данной проблеме, на случай, если кто-то захочет расширить свой кругозор. Тематическая выставка поможет детям понять значимость проблемы для общества. Такая совместная подготовка очень сплачивает детей, повышает их культурологическую компетентность.
Конечно, эта работа требует от библиотекаря как душевных, так и временных затрат, но эти затраты окупаются сторицей, когда в ходе обсуждения книги понимаешь, что удалось затронуть душу ребёнка, вызвать его на откровенный разговор. Немного перефразировав строки Новеллы Матвеевой, эти усилия библиотекаря можно определить так:
Я такие здесь расставлю сети
И такие чары разведу,
Что полюбят книгу наши дети…
Ю. Мориц[1]
Заметила, что зачастую при обсуждении произведения не из школьной программы наиболее активными бывают те учащиеся, которые на обычном уроке предпочитают промолчать. Значит, у ребёнка был духовный запрос, необходимость обсудить проблему с товарищами, если он раскрылся и заговорил.
Говорю это неголословно. В разные годы мы с учащимися коллективно обсуждали (осмысливали!) такие произведения как «Иван» и «Зося» Вл. Богомолова, «Последние холода» А. Лиханова, «Повелитель мух» У. Голдинга, «Женский разговор» В. Распутина, «Чучело» Вл. Железникова, «Звезда» Э. Казакевича, «Облава» В. Быкова, «Людочка» В. Астафьева, новеллы Д.С. Лихачёва, повесть М. Мартиросовой «Фотографии на память». Сейчас в 10 классе мы готовимся к обсуждению рассказа В. Токаревой «Я есть. Ты есть. Он есть.», а в 7 классе – рассказа Елены Габовой «Не пускайте рыжую на озеро». В последнее время нами прочитаны рассказ Н. Ключарёвой «Юркино Рождество», рассказы В. Гусевой «Старая шинель» и Б. Екимова «Говори, мама, говори», Т. Крюковой «Единожды солгавший», повесть Т. Веденской «Зелёный подъезд», повести В. Распутина «Живи и помни» и Б. Васильева «В списках не значился», Ф. Абрамова «Поездка в прошлое» и др. После прочтения, если произведение экранизировано, стараемся посмотреть, и это приводит порой к новому витку осмысления: «Иваново детство», «Повелитель мух», «Звезда» - посмотрели 2 экранизации 2002 и 1949гг, «Чучело», «Живи и помни», «Костя+Ника».
Чем продиктован выбор произведений? Необходимо дать ученикам возможность размышлять над вопросами, определяющими суть жизни человека: гуманное отношение к людям, любовь к ближнему, терпимость.
Работа по продвижению книги к читателю будет результативнее, если ею заинтересовать того, кто в классе является лидером. Его негромкое «Читать было интересно» способствует продвижению книги намного интенсивнее, чем учительские уверения в пользе чтения, ежедневный контроль количества прочитанных страниц, назначение срока прочтения.
Хотя иногда (особенно в среднем звене!) безотказно действует «приём разворачивания в честь детей своих лучших читательских воспоминаний» (Д. Пеннак).
Заинтересованности детей способствует также проецирование прочитанного на их собственную жизнь, жизнь класса. После обсуждения повести «Фотографии на память» мы провели занятие под таким же названием, но авторами урока были уже сами дети: они принесли фотографии из семейных альбомов, звучали рассказы о дорогих им людях, память о которых хранится в семье. В качестве эпиграфа выбрали слова «Сквозь дымку лет лиц милых свет…» Дети, как правило, отвечали очень искренне и эмоционально. Они обращались за помощью к родителям, чтобы узнать о своих родственниках, те сообщили им много интересного.
Хочу также отметить, что была очень активна сама: задала эмоциональный тон всего урока, принесла фотографии, не боясь быть предельно открытой перед детьми в выражении своих чувств.
Использую также и столкновение с трудностью. Особенно хорошо этот приём действует, на мой взгляд, при осмыслении заголовка произведения, помогает учащимся выйти на уровень обобщения, установить культурологические связи с другими произведениями и концептами нашей культуры. Почему повесть Казакевича названа «Звезда»? Ученики сразу отвечают, что таков был позывной разведгруппы, о которой идёт речь в повести. Но работа со словом-концептом приводит их к мысли о том, что звезда – и небесное тело, и символ СССР, олицетворяющий для разведчиков Родину, и знак вечности, бессмертия, и олицетворение лучших качеств человека. Вот и сейчас ученикам 10-го класса предложен вопрос о заголовке «Я есть. Ты есть. Он есть»: Олег исчезает из жизни Анны и Иры, кто (или что?) скрывается за словом «он»?
Помогают при обсуждении книги приёмы технологии РКМЧП: приём РАФТ, составление синквейна. Использую эти приёмы на заключительном этапе обсуждения. Если ученик с ними справился, это свидетельствует о том, что он разобрался в содержании книги, понял идею произведения. Значит, чтение не было безрезультатным. Ведь по словам С. Соловейчика «Книга – это письмо до востребования…Письмо к способному понять…».
Думается, названные здесь приёмы работы с книгой интересны прежде всего тем, что идут от усилий ученика.
Как часто мы пытаемся всё-всё растолковать ученику, разжевать и в рот положить, забывая о том, что так нельзя пробудить читательский аппетит. Ученик под нашим ненавязчивым руководством может сам наладить диалог с книгой, конечно, каждый в меру своих душевных сил и способностей. Подлинное «пиршество чтения» (Д. Пеннак) ученик испытает только тогда, когда приложит собственные усилия к постижению произведения, и эти усилия окрылят его.
Может показаться, что авторы эпиграфов, вынесенных в начало выступления, противоречат друг другу. Хочу обратить внимание на то, что фраза П. Коэльо созвучна мысли Пеннака и мастерски выражена на уровне синтаксиса: несмотря на повелительное наклонение глагола, связь в сложном предложении не подчинительная, а сочинительная. Наслаждение словом испытывает только тот, кто заставил работать свой ум, свою душ
[1] Ю. Мориц. По закону – привет почтальону. - М.: Время, 2005.