Submitted by Мария Лабудова on Fri, 27/02/2015 - 00:29
Этапы урока
Действия учителя
Действия детей
УУД
1.Организационный
момент.
Организует класс на работу:
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели,
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись от души-
До чего ж мы хороши!
Повторение правил посадки.
Руки? - на месте.
Ноги? - на месте.
Локти? - у края.
Спинка? - прямая.
Мотивирует на позитивный настрой:
У. Ребята, с каким настроением начнём урок, у вас на партах смайлики-настроения, покажите мне, какой выбрали вы, почему?
Проверяют организацию рабочего места
Высказываются, обозначают свой выбор смайликов-настроений
Коммуникативные
Личностные
2. Этап мотивации
к уроку.
Мотивирует к обучению и целенаправленной познавательной деятельности (слайд 1)
-Ребята, сегодня к нам на урок пришёл гость. Чтобы узнать, кто это, вспомните, как мы рисуем звёздочку,
Это ВОЛШЕБНИК-УДАРЕНИЕ!
(слайд 2)
Проблемный вопрос:
-Что такое ударение?
-А почему ударение волшебное? Для чего нужно ударение?
- Чему вы должны научиться?
- Оно приглашает нас сегодня на экскурсию, чтобы открыть нам свои секреты.
Высказывают свои мнения:
-Это, когда в слове какой–то слог произносится с большей силой.
Определяют тему урока, ставят цель
-Сегодня мы должны научиться правильно ставить ударения в словах.
Личностные
Познавательные
Регулятивные
3.Актуализация знаний
Организует работу в группе. Повторение раннее изученного.
Куда мы отправимся узнаете, ответив на вопросы УДАРЕНИЯ. (Каждая группа получает тест-лист)
Сколько букв в русском алфавите?
Ж) 42 З) 33 И)23
На какие группы все буквы можно разделить?
М)звонкие –глухие
Н)заглавные – строчные
О)гласные - согласные
Что такое слог? Какие схемы является слогом?
О) Р) П)
Как узнать сколько слогов в слове?
Б)посчитать согласные
А) посчитать гласные
Как называется слог, который звучит громче других?
С)громкий П) сильный Р) ударный
Какой гласный всегда бывает ударным?
Н) и К) ё Л) я
Молодцы! Куда же мы отправимся? (слайд 3)
ЗООПАРК
Организует работу в паре.
1. Бисер котлета коты
У. Поставьте ударения в словах, объясните смысл слов. А теперь прочитаем ударные слоги. Какое слово получилось?(Раздать звёздочки - билеты) (слайд 4)
Работают в группе Представляют проделанную работу, доказывают своё мнение, исправляют ошибки, дают оценку работы своей группы и других групп
Работа в парах, взаимопроверка
Коммуникативные
Регулятивные
Коммуникативные
4.Чистописание.
Предлагает проблемный вопрос.
- Но на нашем пути встретилось препятствие.
Крюк да колечко, крив да зубаст
Никому казны не даст.
«Замок – навесной» (крюк да колечко)
“Молния” (крив да зубаст)
У. А можно сказать, что при письме мы тоже встречаем замочки- соединения?
ок, ом, ос, ол, ….. (слайд 5)
Развивают мелкую моторику рук.
-Соединения букв.
Замочки и соединения букв прописывают в тетрадь.
Познавательные
5. Работа
по теме.
Показывает значимость ударения путем наблюдения, сравнения слов.
1) Смыслоразличительная роль ударения.
У. На экране записано крылатое выражение. Прочитайте его: За семью замками. (Слайд 6)
Как вы это понимаете? (……………)
Да, так говорят о том, что спрятано в надежном месте; о том, что находится под строгим наблюдением. Граница государства на замке и зоопарк тоже закрывают на замок.
-Как мы попадем в зоопарк? Попросим Ударение нам помочь.
Что висит на воротах зоопарка? (замок)
Что такое замок? ( Объяснение из толкового словаря Ожегова) Разделим на слоги, поставим ударение. (слайд 7)
У. А теперь еще раз посмотрите на запись слова “замок”. Скажите, может ли это же слово прозвучать по-другому?
Как? (Замок).
Что вы можете сказать о буквенном составе, слоговой структуре этого слова?
А поменялся ли его смысл? Отчего?
У. Зачем же надо уметь правильно ставить ударение?
У. Какие бывают слоги в словах в зависимости от ударения?
У. Бывают ли слова, в которых нет ударного слога.
Какие вы у меня молодцы!
Предлагает самостоятельно написать, дифференцирует задания.
1 группа:
-Напишите предложения, вставьте нужное слово и обозначьте ударение. (слайд 8 )
2 группа:
-Напишите предложения, вставьте нужное слово и обозначьте ударение, подчеркните основу предложения.
На горе стоит... На двери висит... (Самопроверка по слайду)
- Что меняет смысл этих слов?
-Такие слова в русском языке называются ОМОНИМАМИ. Вы ещё много о них узнаете.
Читают выражение и объясняют смысл.
Развивают умения находить информацию из разных источников
Анализируют слово, сравнивают.
- Буквенный состав не изменился, слогов столько же.
-Слово «замок» имеет другое значение.
-Для точной передачи смысла слова.
- Ударный и безударный.
- Нет, в словах всегда есть ударный слог.
Самостоятельно работают, проверяют по образцу.
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Регулятивные
6. Физминутка
«Зверобика»(слайд 9)
2) Ударение в односложных словах.
-Отдыхая, мы совсем забыли об экскурсии в зоопарк и новых секретах Ударения. Но ударение ждёт нас у первых вольеров. Оно загадает нам загадки. Если разгадаем верно, то увидим животных. Слова-отгадки будем записывать в столбик.
Дифференцирует выполнение задания в тетрадях.
1 группа: написать названия животного
2 группа: название животного и дать ему кличку.
Хищник полосатый,
Рыжий и усатый.
На кота похож немножко
И мяукает как кошка, (тигр) (слайд10)
У этого зверя огромный рост,
Сзади у зверя - маленький хвост,
Спереди зверя - хвост большой.
Кто же это? Кто он такой? (слон) (слайд 11)
Через море - океан
Плывёт чудо - великан,
А ус во рту прячет, (кит) (слайд12 )
Проблемный вопрос.
- Можно ли разделить эти слова на слоги? Почему?
- А нужно ли ставить ударение?
- Какой вывод можно сделать? - 3) Ударение в словах с «ё». (слайд 13)
- Ну, а Ударение приглашает нас дальше. Знаете, ведь оно остановилось в самом интересном месте зоопарка. Это место называется «Детская площадка». Кто здесь находится? (Детёныши животных)
(На доске третий столбик - изображения детёнышей животных.)
- Давайте назовём, кто это, названия запишем в тетрадь.
(На доске четвёртый столбик - названия детёнышей животных, в тетрадях -второй столбик.)
тигр тигрёнок
слон слонёнок
кит китёнок
- Что общего у слов второго столбика? (Сколько слогов?)
- Определите ударный слог в каждом слове.
- Какой вывод мы можем сделать? - Послушайте стихотворение о букве «Ё».
Расскажи-ка, буква Ё,
Как твоё житьё-бытьё?
Буква Ё даёт отчёт:
- Ничего житьё течёт.
Я ударная всегда.
Ой-ёй-ёй. Вот это да!
4) Самостоятельная работа. Поставьте ударение, назовите слова, ударение в которых падает на первый слог, на второй, на третий. (слайд 14)
- Посмотрите внимательно и скажите какому слову нет картинки?
Молодцы! Со всеми задания справились
Выполняют задания дифференцированно.
Развивают творческие способности
Делают вывод:
-если слово состоит из одного слога, ударение не ставится.
На основе анализа объектов делают вывод: буква «ё» всегда ударная.
Читают два ученика по ролям.
Читают слова, написанные на экране и выполняют задания.
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Познавательные
Коммуникативные
Коммуникативные
7.Итог
- Понравилась вам экскурсия?
- А с какими своими секретами вас познакомило Ударение?
У. Давайте поиграем! Я показываю слова на карточках, а вы произносите эти слова, выделяя голосом подчеркнутый слог:
Кружки — кружки, засыпать – засыпать,
стрелки – стрелки, заплачу — заплачу .
(слайды 15- 26)
Обобщают полученные знания на основе проделанной на уроке работы
-Ударение ставится, если в слове несколько слогов; буква ё всегда ударная; любая гласная может быть под ударением; ударение может изменить смысл слова; от ударения зависит смысл слова.
Регулятивные
8. Рефлексия
Поблагодарим Ударение за интересную экскурсию. Если вы хорошо работали на уроке, то приклеите свои звёздочки рядом с Ударением.
У. Ошибка в ударении
Граничит с преступлением,
Пускай запомнит это млад и стар.
Ни молодым, ни старым
Нельзя одним ударом
Не то, что нужно ставить под удар.
Осуществляют познавательную и личностную рефлексию.