«Текст как произведение речи: основные признаки, структура, тема и основная мысль, абзац. Функционально-смысловые типы речи»
Submitted by Марина Сергеевна Киселева on Sat, 14/02/2015 - 17:11
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Кстовский нефтяной техникум имени Б.И. Корнилова»
СК-МД-03-14
Система качества образовательного учреждения
Методическая разработка занятия
Методическая разработка занятия
с применением компьютерных технологий
по дисциплине: «Русский язык»
на тему: «Текст как произведение речи: основные признаки, структура, тема и основная мысль, абзац.
Функционально-смысловые типы речи»
Выполнила
преподаватель
М.С. Киселева
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Кстовский нефтяной техникум имени Б.И. Корнилова»
СК-МД-03-14
Система качества образовательного учреждения
Методическая разработка занятия
Автор (составитель) М.С. Киселева
Рассмотрено на ПЦК
ОГСЭД
«___»_________20___ г.
Протокол №_________
Председатель ПЦК Г.Н. Потапова
Утверждено
на методическом
совете
«___»_________20___г.
Председатель методического совета Е.А. Костина
Содержание
Стр.
1
Пояснительная записка
4
2
Методическая разработка занятия с применением компьютерных технологий
5
3
Список информационных источников
29
4
Приложение
30
Пояснительная записка
Главная цель современного образования заключается в эффективной передаче наиболее ценного и актуального опыта, накопленного предыдущими поколениями, так, чтобы обучающиеся смогли максимально качественно овладеть им.
Качество современного образования зависит не только от эффективного отбора содержания образования, но и от выбора адекватных инструментов их усвоения и передачи. Принципиально новым является в первую очередь опора на текст как на ключевую единицу при изучении русского языка на 1 курсе. Текст – важнейшее лингвистическое понятие. В нем сходятся все сведения о языке и речи. Текст должен использоваться при изучении всех разделов языка: морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, лексики, фразеологии, орфографии и пунктуации. Все это позволяет эффективно добиваться широкого спектра образовательных, воспитательных, научно-методических и психолого-педагогических целей, среди которых особенно нужно выделить воспитание любви и интереса к родному языку как к основе гуманитарной культуры.
Современные информационные технологии предоставляют преподавателю большой резерв технической и технологической поддержки, высвобождающей значительную часть его времени именно для живого общения с обучающимися. Их применение дает возможность использования многообразных форм предъявления материала и вполне достаточно для эффективного ведения диалога и обеспечения естественной и наглядной формы представления текстов, таблиц, рисунков.
Данное занятие предназначено для обучающихся 1 курса, обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих.
Занятие разработано в соответствии с рабочей программой, составленной на основании примерной программы учебной дисциплины «Русский язык», автор Воителева Т.М. - М: центр профессионального образования ФИРО, 2008 г. и тематическим планом дисциплины «Русский язык» для обучающихся специальностей:
270802.10 Мастер отделочных строительных работ 270843.05 Электромонтажник по силовым сетям и электрооборудованию
Программа по русскому языку предназначена для групп НПО, которые проходят программу 10 – 11 класса за I семестр учебного года, продолжительность занятия – 2 астрономических часа (90 минут).
Данное занятие является 4-м в календарно-тематическом планировании и проводится в середине-конце сентября.
Трудности состоят в том, что обучающиеся приходят из разных школ, не все легко и быстро адаптируются к новым условиям, поэтому в начале учебного года преподаватель не в полном объеме знает их личностные качества и способности.
Ожидаемые результаты:
- научить понимать художественные произведения через разные формы анализа, то есть развивать аналитические способности обучающихся;
- научить создавать собственные грамотные тексты для написания сочинения в будущем процессе обучения.
Методическая цель:
- овладение методикой проведения занятий с применением компьютерных технологий, разработка рекомендаций для использования материала в научно-методической работе преподавателей техникума.
- разработка и внедрение в учебный процесс высокоэффективных технологий, основанных на системной и планомерной работе с текстом и направленных на обучение обучающихся владению речевыми компетенциями.
Предлагаемая методическая разработка занятия русского языка представляет собой технологию по использованию современных средств организации учебной деятельности обучающихся, ориентированную на формирование у них предметной компетенции, поискового стиля мышления, развитие широкого кругозора.
Данная методическая разработка может использоваться преподавателями русского языка на собственных занятиях (полностью или фрагментарно).
Методическая разработка занятия
с применением компьютерных технологий
Предмет: русский язык.
Тема: «Текст как произведение речи: основные признаки, структура, тема и основная мысль, абзац. Функционально-смысловые типы речи»
Цель – формировать основные знания о признаках текста: теме, идее текста, об основные типах текстов.
Задачи:
Обучающие:
- дать основные знания о признаках текста: теме, идее текста, об основные типах текстов;
- систематизировать и обобщить орфографические и пунктуационные умения и навыки: правописание –Н- и –НН- в прилагательных и причастиях, сложных прилагательных, знаки препинания в простом и сложном предложениях, при причастном обороте;
- формировать представления о богатстве средств русского языка, обогащать словарный запас, совершенствовать умения находить в тексте эпитеты, метафоры;
- продолжить развивать умение связно излагать свои мысли;
- продолжить развивать грамотную и образную речь обучающихся, устную монологическую и диалоговую речь, умение выступать перед аудиторией;
- формировать умение работать с информацией (поиск необходимой информации, её анализ, сопоставление, выявление сути, умение делать обоснованные выводы);
Воспитывающая:
-воспитать языковой эстетический вкус на примерах художественных произведений;
Виды деятельности на занятии: рецептивные и продуктивные.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная.
2. Проверяет готовность к уроку, наличие у каждого учебного места.
3. Создаёт определённый психологический климат для работы.
1. Приветствуют преподавателя.
2. Проверяют готовность и рабочее место к уроку.
2. Мотивационный (актуализация знаний)
7 мин.
1. Осуществляет устный опрос по заданному на дом материалу:
-чем отличаются значения слов: язык и речь?
-назовите основные функции языка?
-какие функциональные стили вы знаете, приведите примеры?
-назовите изобразительно – выразительные средства языка?
2. Формулирует тему занятия.
3. Знакомит обучающихся с целями и задачами занятия.
4. Демонстрирует презентацию.
1. Отвечают на вопросы по заданному на дом материалу.
2. Записывают тему занятия.
3. Осознают цели и задачи занятия.
4. Знакомятся с презентацией. Делают записи в тетрадях: «Текст как произведение речи: основные признаки, структура, тема и основная мысль, абзац. Функционально-смысловые типы речи».
3. Этап формирования новых знаний и способов действия
45 мин.
1. Объясняет новый материал (теоретические сведения) и демонстрирует презентацию.
2. Дает устное задание обучающимся: «Прочитайте следующие группы предложений»
а) В наш век высокоинтеллектуального развития сугубо индивидуальные оригиналы катастрофически мистифицируют абстракции. И поэтому мы не можем игнорировать тенденции парадоксальных иллюзий.
б) Воображение – это источник художественных образов. Минеральный источник находится высоко в горах. На полотнах художника изображены горы.
в) Любой художник, создавая образы, использует свое воображение. Оно необходимо ему, как источник живой воды необходим измученному путнику, умирающему от жажды. Но настоящий художник обязательно доберетсядо этого источника, который поможет ему создать великие произведения.
3. Задает вопрос: «Какие из них являются текстом? Определите тему текста».
4. Объясняет новый материал.
5. Дает устное задание обучающимся: «Определите вид связи между предложениями на слайде 9».
6. Объясняет новый материал (языковые средства связи при цепной связи).
8. Предлагает тексты для анализа (фрагменты 1, 2).
Фрагмент № 1:
Между тем наступила зима. А зимняя деревня была совсем не похожа на летнюю. Летняя деревня, шумная, нарядная, пестрая, кишащая модными, разноцветными дамскими зонтиками, мороженщиками, экипажами, цветами, детьми, вся исчезала с наступлением первых же заморозков и сразу превращалась в безлюдную, хмурую, всеми покинутую. Зимою можно было пройти ее всю, от станции до самого моря, и не встретить ни одного человека. На зиму все дачи заколачивались, и при них оставались одни только дворники, сонные, угрюмые люди, редко выбиравшиеся из своих тесных и душных берлог.
Фрагмент № 2:
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный, -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
9. Формулирует выводы по текстовым фрагментам.
10. Предлагает текст для анализа (фрагмент 3).
Фрагмент № 3:
Прошло несколько недель… Вдруг батюшка получает из Петербурга письмо от нашего родственника князя Б. Князь писал ему обо мне. После обыкновенного приступа он объявил ему, что подозрения насчет участия моего в замыслах бунтовщиков, к несчастью, оказались слишком основательными, что примерная казнь должна была бы меня постигнуть, но что государыня, из уважения к заслугам и преклонным летам отца, решилась помиловать преступного сына и, избавляя его от позорной казни, повелела только сослать в отдаленный край Сибири на вечное поселение.
Сей неожиданный удар едва не убил отца моего. Он лишился обыкновенной своей твердости, и горесть его (обыкновенно немая) изливалась в горьких жалобах.
11. Формулирует выводы по текстовому фрагменту.
12. Предлагает текст для анализа (фрагмент 4).
Фрагмент № 4:
Стремление к равновесию – один из главных законов развития окружающего нас мира. Нарушение хотя бы одного звена в цепи вызывает ответную реакцию всех связанных воедино компонентов. Рост народонаселения в бассейнах рек, увеличение посевных площадей приводят к росту водопотребления, сокращению речного стока, что ведет к понижению уровня моря, что в свою очередь вызывает соленость морской воды, осолонение нерестилищ, следовательно, сокращению уловов рыбы. Связи эти многозначны, имеют множество побочных сцеплений.
13. Формулирует выводы по текстовому фрагменту.
14. Проверяет заполнение таблицы.
1. Делают записи в тетрадях, просматривают презентацию:
«Текст относится к продукту
речевой деятельности.
Он возникает и существует в процессе общения людей, выступая связующим звеном между ними.
Слово «текст» латинского происхождения и имеет несколько значений: «строение», «сплетение», «структура», «ткань», «связное изложение», «связь».
Содержание речи всегда несет в себе
информацию о чем – либо. Текст должен быть посвящен одной
теме, то есть обладать содержательной
целостностью. Тема текста – это то, о чем говорится
в тексте.
То, ради чего создается текст, - это идея, основная мысль, смысл.
Текст должен нести в себе какой – то определенный смысл, то есть обладать смысловой целостностью.
Признаки текста:
1. Наличие темы и основной мысли
2. Наличие или возможность заголовка
3. Смысловая связь между предложениями
4. Определенная последовательность предложений
5. Использование языковых средств связи между предложениям
2. Знакомятся с группами предложений.
3. Участвуют в обсуждении, отвечают на предложенный вопрос, определяют тему текста.
4. Знакомятся с презентацией, делают записи в тетрадях:
В построение текста важную роль играет порядок слов. Если говорящий высказывается в спокойном тоне, то сначала называется предмет речи (тема), а потом то, что о нем сообщается (идея). Такой порядок слов называется объективным или стилистически нейтральным (например, летние ночи долги).
В большом тексте ведущая тема
распадается на ряд микротем.
Микротеме обычно соответствует абзац.
Смысловые отношения в тексте различны:
1. Параллельная связь
Содержание второго и всех последующих предложений детализирует и поясняет общую тему, обозначенную в первом предложении.
Параллельные связи чаще всего
используются в описании и повествовании.
Особенностью текста является его связность. Каждое следующее предложение строится на базе предыдущего.
2.Цепная (последовательная) связьотражает последовательное развитие мысли, действия, события. В текстах с такой связью каждое новое предложение соотносится со словами и словосочетаниями предшествующего предложения; предложения как бы сцепляются между собой.
5. Выполняют устное задание.
6. Знакомятся с презентацией, делают записи в тетрадях:
Большое значение при построении текста имеют языковых средства связи предложений.
Лексические:
Лексический повтор.
Использование антонимов.
Морфологические:
Употребление глаголоводного вида и одного времени.
Синтаксические средства связи:
Синтаксический параллелизм – несколько
предложений имеют одинаковое строение
с точки зрения порядка членов предложения.
Выделяют несколько типов текстов
в зависимости
от их содержания и от того, какой вопрос
раскрывается в тексте.
7. Знакомятся со структурой таблицы, готовятся к заполнению.
8. Анализируют тексты.
9. Делают записи в таблицах:
Описаниезаключается в изображении целого ряда признаков, явлений, предметов или событий, которые необходимо представить себе все одновременно.
10. Анализируют текст.
11. Делают записи в таблицах.
Повествование– изображение событий или явлений, совершающихся не одновременно, а следующих друг за другом.
12. Анализируют текст.
13. Делают записи в таблицах.
Рассуждениеимеет целью выяснить, развить, доказать или опровергнуть какую – нибудь мысль.
14. Предоставляют для проверки заполненные таблицы.
4. Этап применения знаний, формирование умений и навыков
25 мин.
1. Дает обучающимся задание 1: «Прочитайте следующие отрывки, определите, к какому типу текстов относится каждый из них, тему и идейное содержание. Обоснуйте свой ответ».
2. Раздает обучающимся тексты для выполнения самостоятельной работы.
3. Дает обучающимся задание для выполнения комплексного анализа текста (задание 2).
Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, выполните комплексный анализ.
Сколько бы ни смотреть на море ? оно никогда (не) надоест.
Оно всегда разное, новое, невиданное. Оно меняется на глазах
каждый час.
То оно тихое, светло…голубое? покрытое почти белыми
дорожками штиля. То оно ярко…синее, пламенное, сверкающее.
То оно играет барашками. То под свежим ветром становится вдруг
темно…индиговым, шерстя…ым. Точно его гладят против ворса.
То налетает буря? и оно грозно пр…ображается. Штормовой ветер гонит крупную зыбь. По грифельному небу летают с криками чайки. Взбаламуче…ые волны волокут? и швыряют вдоль берега камни. Резкая зелень горизонта стоит зубчатой стеной над бурыми облаками шторма. Малахитовые доски прибоя? размашисто исписа…ые белыми зигзагами пены? с пушечным громом разб…ваются о берег. Эхо звенит бронзой в оглуше…ом воздухе. Тонкий туман
брызг в…сит кисеей во всю громадную высоту
потрясе…ых обрывов.
Но главное оч…рование моря заключается
в какой …то тайне?которую оно всегда хр…нило
в своих пространствах.
1. Выполняют задание преподавателя (читают отрывки, определяю тип речи, тему и идею, обосновывая свои ответы).
а) Наружи стало еще лучше, чем было. Веяло чем-то новым, чего не было прежде, чем–то волшебным, чем–то весенним, черняво-белым, редким, неплотным, таким, как налет снежной бури в мае, когда мокрые, тающие хлопья, упав на землю, не убеляют ее, а делают еще чернее. Чем–то прозрачным, черняво–белым, пахучим. «Черемуха!» - угадал Юрий Андреевич во сне. (Б. Пастернак «Доктор Живаго»).
б) Вдруг она поднялась, проворно вышла в сад и скрылась. Пробил час… Пробил другой; она не возвращалась. Тогда я встал и, выйдя из дому, отправился по аллее, по которой – я в этом не сомневался – пошла и она. (И.С.Тургенев «Роза»).
в) Давнишняя моя мысль, что искусство не название разряда или области, обнимающей необозримое множество понятий и разветвляющихся явлений, но, наоборот, нечто узкое и сосредоточенное, обозначение начала, входящего в состав художественного произведения, название примененной в нем силы или разработанной истины. И мне искусство никогда не казалось предметом или стороною формы, но скорее таинственной и скрытой частью содержания. (Б. Пастернак «Доктор Живаго»).
2. Знакомятся с текстами.
3. Выполняют комплексный анализ текста согласно плана.
1. Определите тему текста.
2. Озаглавьте текст.
3. Определите основную мысль текста.
4. Определите стиль текста.
5. Выпишите из текста эпитеты и метафоры (по 2 – 3 примера)
6.Определите значение слов: (темно)индиговое, грифельный, малахитовый
8. Найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
5. Фаза рефлексии. Итог занятия
5 мин.
1. Задает вопросы:
1. Что нового узнали на занятии?
2. Что такое «текст»?
3. Каковы основные признаки текста?
4. Назовите типы текстов.
2. Побуждает обучающихся к формулированию выводов по занятию.
3. Подводит итог занятия, благодарит за работу.
4. Выставляет оценки.
1. Участвуют в обсуждении, отвечают на предложенные вопросы.
2. Формулируют выводы по занятию.
3. Участвуют в подведении итогов занятия.
6. Этап информирования обучающихся о домашнем задании
5 мин.
Дает разъяснения по выполнению домашнего задания:
1.§117, упр. 537, 541.
2. Подобрать тексты с заданиями для комплексного анализа.
3. Составить таблицу и подготовить сообщение, используя Интернет-ресурсы «Средства и способы связи предложений в тексте».
Записывают домашнее задание.
Ход занятия
I.Организационный момент. Приветствие. Уточнение количества отсутствующих.
II. Этап актуализации пройденного материала и постановки задач занятия.
На предыдущих занятиях мы начали изучать новый раздел «Функциональные стили речи. Текст как произведение речи», познакомились с новыми терминами.
Проверка домашнего задания. Устный опрос:
-чем отличаются значения слов: язык и речь?
-назовите основные функции языка?
-какие функциональные стили вы знаете, приведите примеры?
-назовите изобразительно – выразительные средства языка?
Тема сегодняшнего занятия продолжает начатый нами раздел и звучит так: «Текст как произведение речи: основные признаки, структура, тема и основная мысль, абзац. Функционально-смысловые типы речи». Приложение 1 (презентация). (Слайд 1)
В связи с темой перед нами стоят следующие цели и задачи:
- формировать основные знания о признаках текста: теме, идее текста, об основные типах текстов;
- развивать умение анализировать текст; обогащать словарный запас языка.
(Слайд 2)
Демонстрация всех основных понятий занятия, терминов, таблиц и текстов производится посредством компьютерных технологий, в частности проектора и интерактивной доски. Каждый обучающийся пишет нужный материал с доски.
III. Этап формирования новых знаний и способов действий.
В нашей речи – устной и письменной – мы чаще всего использует не отдельные слова, а предложения, которые являются главным средством выражения и сообщения мысли. Предложения, соединяясь друг с другом, образуют текст, который может состоять из одного или нескольких предложений. Например, пословицы и поговорки – это тексты: «Мал золотник, да дорог», «Береги платье снова, честь смолоду». Большие по объему тексты состоят из большого количества предложений. Текст может представлять собой целую книгу.
Однако может ли любой набор предложений назвать текстом? Конечно нет. Текст обладает определенными, характерными признаками. Что же такое текст и каковы его признаки?
Текст относится к продукту речевой деятельности. Он возникает и существует в процессе общения людей, выступая связующим звеном между ними. Слово «текст» латинского происхождения и имеет несколько значений: «строение», «сплетение», «структура», «ткань», «связное изложение», «связь». (Слайд 3)
Содержание речи всегда несет в себе информацию о чем – либо. Предмет речи, то, о чем говорится, называется темой. (Слайд 4)
Текст должен быть посвящен одной теме, то есть обладать содержательной целостностью.
То, ради чего создается текст, - это идея, основная мысль, смысл. Текст должен нести в себе какой–то определенный смысл, то есть обладать смысловой целостностью. (Слайд 5)
Так, рассказывая в своих произведениях о каком–либо времени года, допустим, о весне (тема), писатели и поэты стараются показать, как она прекрасна, чем отличается от осени, зимы (идея).
Тема может быть выражена в названии, заголовке и в опорных словах. Опорные слова помогают быстро понять содержание текса, понять, о чем идет речь.
Правильно построенный текст имеет вступление, основную часть и заключение, то есть обладает структурной целостностью. Это говорит о его завершенности.
Признаки текста:
1. Наличие темы и основной мысли.
2. Наличие или возможность заголовка.
3. Смысловая связь между предложениями.
4. Определенная последовательность предложений.
5. Использование языковых средств связи между предложениям. (Слайд 6)
Задание обучающимся:
- Прочитайте следующие группы предложений. Какие из них являются текстом? Определите тему текста.
а) В наш век высокоинтеллектуального развития сугубо индивидуальные оригиналы катастрофически мистифицируют абстракции. И поэтому мы не можем игнорировать тенденции парадоксальных иллюзий.(Слайд 7)
б) Воображение – это источник художественных образов. Минеральный источник находится высоко в горах. На полотнах художника изображены горы.(Слайд 8)
в) Любой художник, создавая образы, использует свое воображение. Оно необходимо ему, как источник живой воды необходим измученному путнику, умирающему от жажды. Но настоящий художник обязательно доберетсядо этого источника, который поможет ему создать великие произведения.(Слайд 9)
Ответы обучающихся: Фрагменты А и Б нельзя назвать текстом, так как они представляют собой отдельные высказывания, посвященные различным темам, отсутствует содержательная целостность, они не раскрывают никакую идею и все вместе не имеют общего смысла.
Фрагмент В посвящен одной теме: воображение художника, предложения служат раскрытию мысли: воображение необходимо художнику, можно выделить структурные части, которые показывают развитие мысли: настоящий художник должен развивать собственное воображение.
В построение текста важную роль играет порядок слов. Если говорящий высказывается в спокойном тоне, то сначала называется предмет речи (тема), а потом то, что о нем сообщается (идея). Такой порядок слов называется объективным или стилистически нейтральным (например, летние ночи недолги). (Слайд 10)
В речи взволнованной, эмоциональной объективный порядок слов может нарушаться. Говорящий стремится сначала сказать главное, а потом к главному в своем сообщении присоединить предмет речи. Поэтому в эмоциональной речи идея предшествует теме. Такой порядок слов называется субъективным или экспрессивным (например, недолги летние ночи). Экспрессивный порядок слов характерен для разговорной речи, поскольку она по природе своей эмоциональна. (Слайд 11)
В большом тексте ведущая тема распадается на ряд микротем. Микротеме обычно соответствует абзац. (Слайд 12)
Особенностью текста является его связность. Каждое следующее предложение строится на базе предыдущего. Как соединяются предложения в тексте? Смысловые отношения в тексте различны:
1. Параллельная связь
При параллельной связи содержание второго и всех последующих предложений детализирует и поясняет общую тему, обозначенную в первом предложении. Параллельные связи чаще всего используются в описании и повествовании. (Слайд 13, 14)
Например:Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подъячим или, по крайней мере, муромским разбойникам? ( А.С.Пушкин)(Слайды 15)
2. Цепная (последовательная) связь отражает последовательное развитие мысли, действия, события. В текстах с такой связью каждое новое предложение соотносится со словами и словосочетаниями предшествующего предложения; предложения как бы сцепляются между собой.
Например: Наконец мы увидели море. Оно было огромным и очень спокойным. Но это спокойствие было обманчивым.(Слайды 16, 17)
Задание:
- определите вид связи между предложениями на слайде 9.
Большое значение при построении текста имеют языковых средства связи предложений (эту тему предлагается изучить более подробно внеаудиторно).
Лексические:
Лексический повтор. Жил на краю деревни старый Бобыль. Была в Бобыля своя хата и собака.
Использование антонимов. Один был высокого роста, другой - роста низкого.(Слайд 18)
Морфологические:
Употребление глаголов одного вида и одного времени. Самолёты налетали так внезапно, что никто не успел броситься в щели. И все попадали тут же на землю.
Синтаксические средства связи:
Синтаксический параллелизм – несколько предложений имеют одинаковое строение с точки зрения порядка членов предложения. Надо быть современным. Надо быть безжалостным к прошлому.(Слайд 19, 20)
Исследовательская работа, анализ текстов. Заполнение таблицы «Функционально-смысловые типы речи» (на экране начерчена таблица, обучающимся розданы таблицы с незаполненными ячейками) (Слайд 21)
Тип текстов
Как изображается мир
Основная цель
Основной вопрос
Модель текста
Разновид-
ности текста
Обучающиеся читают отрывки текстов. Совместно с преподавателем анализируются тексты, последовательно заполняются ячейки таблицы, вместо вопросов используются ключевые понятия. В процессе работы закрепляются умения находить тему, идейное содержание текста.
Фрагмент № 1:
Между тем наступила зима. А зимняя деревня была совсем не похожа на летнюю. Летняя деревня, шумная, нарядная, пестрая, кишащая модными, разноцветными дамскими зонтиками, мороженщиками, экипажами, цветами, детьми, вся исчезала с наступлением первых же заморозков и сразу превращалась в безлюдную, хмурую, всеми покинутую. Зимою можно было пройти ее всю, от станции до самого моря, и не встретить ни одного человека. На зиму все дачи заколачивались, и при них оставались одни только дворники, сонные, угрюмые люди, редко выбиравшиеся из своих тесных и душных берлог.
Фрагмент № 2:
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный, -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Этот тип текста – описание. Описание заключается в изображении целого ряда признаков, явлений, предметов или событий, которые необходимо представить себе все одновременно. (Слайд 22, 23)
Фрагмент № 3:
Прошло несколько недель… Вдруг батюшка получает из Петербурга письмо от нашего родственника князя Б. Князь писал ему обо мне. После обыкновенного приступа он объявил ему, что подозрения насчет участия моего в замыслах бунтовщиков, к несчастью, оказались слишком основательными, что примерная казнь должна была бы меня постигнуть, но что государыня, из уважения к заслугам и преклонным летам отца, решилась помиловать преступного сына и, избавляя его от позорной казни, повелела только сослать в отдаленный край Сибири на вечное поселение.
Сей неожиданный удар едва не убил отца моего. Он лишился обыкновенной своей твердости, и горесть его (обыкновенно немая) изливалась в горьких жалобах.
Повествование – изображение событий или явлений, совершающихся не одновременно, а следующих друг за другом или обусловливающих друг друга. (Слайд 24, 25)
Фрагмент № 4:
Стремление к равновесию – один из главных законов развития окружающего нас мира. Нарушение хотя бы одного звена в цепи вызывает ответную реакцию всех связанных воедино компонентов. Рост народонаселения в бассейнах рек, увеличение посевных площадей приводят к росту водопотребления, сокращению речного стока, что ведет к понижению уровня моря, что в свою очередь вызывает соленость морской воды, осолонение нерестилищ, следовательно, сокращению уловов рыбы. Связи эти многозначны, имеют множество побочных сцеплений.
Рассуждение имеет целью выяснить, развить, доказать или опровергнуть какую-нибудь мысль. (Слайд 26)
Заполненная таблица «Функционально-смысловые типы речи» после анализа текстов (Слайд 27)
Тип текстов
Как изображается мир
Основная цель
Основной вопрос
Модель текста
Разновидности текста
Описание
Мир в статике, неподвижности
Дать характерис- тику предмету описания
Каков предмет?
Предмет
и его признаки
Описание человека (портрет), природы, города, предмета, помещения, явления, внутреннего состояния.
Повествование
Мир в динамике, изменении
Рассказать
о последо-
вательнос-
ти событий
Что произошло?
Лица и их действия
Рассказ о событиях, происходящих в течение определен-ного периода
Рассуждение
Мир в причинно – следственных
связях
Доказать мысль
Почему?
Зачем?
Тезис, доказательства и вывод
Доказательство, объяснение, размышление
IV. Этапприменения знаний, формирование умений и навыков.
Задание 1
Прочитайте следующие отрывки, определите, к какому типу текстов относится каждый из них, тему и идейное содержание. Обоснуйте свой ответ:
а) Наружи стало еще лучше, чем было. Веяло чем-то новым, чего не было прежде, чем–то волшебным, чем–то весенним, черняво-белым, редким, неплотным, таким, как налет снежной бури в мае, когда мокрые, тающие хлопья, упав на землю, не убеляют ее, а делают еще чернее. Чем–то прозрачным, черняво–белым, пахучим. «Черемуха!» - угадал Юрий Андреевич во сне. (Б. Пастернак «Доктор Живаго»).(Слайд 28, 29)
б) Вдруг она поднялась, проворно вышла в сад и скрылась. Пробил час… Пробил другой; она не возвращалась. Тогда я встал и, выйдя из дому, отправился по аллее, по которой – я в этом не сомневался – пошла и она. (И.С.Тургенев «Роза»).(Слайд 30)
в) Давнишняя моя мысль, что искусство не название разряда или области, обнимающей необозримое множество понятий и разветвляющихся явлений, но, наоборот, нечто узкое и сосредоточенное, обозначение начала, входящего в состав художественного произведения, название примененной в нем силы или разработанной истины. И мне искусство никогда не казалось предметом или стороною формы, но скорее таинственной и скрытой частью содержания. (Б. Пастернак «Доктор Живаго»).(Слайд 31)
Задание 2
Самостоятельная работа обучающихся. Комплексный анализ текста (раздаточный материал).(Слайд 32, 33)
Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, выполните задания, следующие после текста.
Сколько бы ни смотреть на море ? оно никогда (не) надоест. Оно всегда разное, новое, невиданное. Оно меняется на глазах каждый час.
То оно тихое, светло…голубое? покрытое почти белыми дорожками штиля. То оно ярко…синее, пламенное, сверкающее. То оно играет барашками. То под свежим ветром становится вдруг темно…индиговым, шерстя…ым. Точно его гладят против ворса.
То налетает буря? и оно грозно пр…ображается. Штормовой ветер гонит крупную зыбь. По грифельному небу летают с криками чайки. Взбаламуче…ые волны волокут ? и швыряют вдоль берега камни. Резкая зелень горизонта стоит зубчатой стеной над бурыми облаками шторма. Малахитовые доски прибоя ? размашисто исписа…ые белыми зигзагами пены? с пушечным громом разб…ваются о берег. Эхо звенит бронзой в оглушенном воздухе. Тонкий туман брызг в…сит кисеей во всю громадную высоту потрясе…ых обрывов.
Но главное оч…рование моря заключается в какой – то тайне? которую оно всегда хр…нило в своих пространствах.
(В.Катаев.)
Выполните следующие задания.
1. Определите тему текста. (Слайд 34)
2. Озаглавьте текст.
3. Определите основную мысль текста.
4. Определите стиль текста.
5. Выпишите из текста эпитеты и метафоры (по 2 – 3 примера)
6.Определите значение слов: (темно)индиговое, грифельный, малахитовый