Вера нужна человеку для того, чтобы он лучше чувствовал свое предназначение. Только благодаря вере я лучше стал понимать предназначение педагога. Именно вера православная убедила меня неустанно смотреть за собой, за качеством своей работы, ибо через это ты распознаешь ответственность за то, что ты несешь детям , и как это поможет ребенку в будущем стать человеком. Именно православие учит «искать не в селе, а в себе», спрашивать с себя - все ли ты сделал на своем уровне. Чтобы помочь ребенку научить его главной науке жизни – истине глубокого самопознания: кто я такой, в чем смысл моей жизни и где я максимально нужен в семье, в обществе, в государстве. Именно Евангелие убеждает нас - «немногие делайтесь учителями», потому, что наши ценностные ориентиры откладываются в детских сердцах, а если ученики не нашли себя в жизни, то в этом есть и наша вина. Не зажгли факел истины, не научили видеть, где духовное «право и лево», не нашли нужного слова, не подарили необходимого тепла, не полюбили тех, кому в первую очередь нужна была наша любовь. И хотя школа никогда не заменит нам семью, мир знает, что часто школа становится тем островом духовного восхождения человека к человечности, который так необходим ребенку на заре его включения в познавательный процесс. Школа должна растить в ребенке это духовное семя. Поэтому любой урок в школе должен содержать в своей основе нравственную составляющую. Как это сделать? На этот вопрос вера и отвечает. Либо личным примером, как Христос и святые, например выдающийся батюшка и учитель-Иоанн Кронштадтский. Либо через фактический материал, ориентированный на нравственное развитие в ребенке. Вспомним Христа, он всюду говорил притчами и направлял познаваемое на души людей, не осуждая никого, а побуждая к работе над прополкой грядки души от плевел. Хомяков, русский философ, как-то сказал, что русская история носит характер всемирной исповеди и может читаться, как жития святых. В ней столько примеров высочайшей нравственности и бездуховности, что у каждого, кто с ней знаком есть выбор – жить по- Божьи или по -дьявольски. Достаточно посмотреть, как умирают люди верующие и неверущие. Либо через формы и методы, которые прививают интерес к поиску истины в самом себе для ответа на вопросы-кто ты такой и куда ты идешь? Сами эти методы призваны показать преимущество работы над собой и подтвердить примерами, как человек меняется - как Савл становится Павлом, как рыбак Петр становится камнем Веры, а его коллега по ремеслу апостолом Любви.
Основная ответственность лежит на семье, и это мое-главное убеждение, но школа является продолжением семьи, а в современной школе ученикам неуютно, в ней не по- домашнему. Нынешние стандарты перегружают ученика. Второстепенное становится главным, а главное второстепенным. Поэтому от учителя зависит: какие цели на уроке будут главными - познавательно-обучающие или воспитательные. Или ученик будет похож на перегруженный грузовик с грузом знаний или он будет тем проводником, который даст этим знанием правильный ход. Роль учителя здесь ключевая и основная. Он может воспитать Александра Свирского, Александра Суворова, Александра Третьего, а может и промахнуться.
Мне вспоминается совет одного старца: «Не потеряйте ни одного ученика и пусть эти слова станут вашей педагогической философией». Чуть позже об этом же мне скажет мой ученик, только другими словами: «Учитель должен быть больше чем учитель». Тогда и появилась у меня педагогическая формула: «Учитель - это преподаватель плюс воспитатель, а преподаватель - это педагог минус воспитатель». С тех пор я отношусь к своей деятельности как к служению, а не как к работе. Служба, как известно, понятие круглосуточное. Педагогом нельзя быть по понедельникам и пятницам и только на школьном уроке. Учительское попечение, как и любовь, не знает выходных дней и напоминает собой духовное «О3». Вот почему местом моей встречи с учениками является не школа, а сердце.
Только отдав детям несколько лет работы, познав горький вкус первых ошибок и заметив обилие сорняков на своем педагогическом поле, я понял философию служения и библейскую мудрость «не многие делайтесь учителями». Да, строитель может зарабатывать деньги на возведении школьного здания. А тебе, педагогу, необходимо знать, что ты строишь в умах и сердцах своих учеников!
Видя моральное уродство учеников - результат либеральных экспериментов над школой,- я начал глубже понимать, что лежит в основе понятий «образование», «воспитание», «просвещение». В моем понимании образование – это ваяние образа, воспитание – питание духовной оси, а просвещение – возжигание света Истины в душе ученика. В наше время и образы поменялись, и ось неоднократно ремонтировалась, и свет постепенно затухал в ученических сердцах. Укоренились образы вырождения, деформированные оси, а свет затмил мрак бездуховности. Ученик стал похож на нейтральный атом, у которого положительный и отрицательный заряды уравновешенны, и он перестал понимать, где добро, а где зло. Нравственная мудрость веков уступила место многознанию, а мудрость, как известно, есть знание немногого, но самого главного.
Вот тогда я и услышал по-иному слова старца – мудреца, адресованные каждому педагогу: «Сейте добрые семена в душах учеников и не ждите, когда они вырастут. Возможно, при своей жизни вы не увидите своих плодов, но они обязательно будут в свое время». Следовательно, воспитательная цель на уроке истории самая важная, ибо она не подвержена никаким влияниям извне. Человека всегда воспитывала только правда, а проводником к ней была нежная любовь педагога к предмету и ученику. Еще В.О. Ключевский говорил: «Любите то, что преподаете и тех, кому преподаете».
Надо не просто водить указкой по развалинам прошлого, а одухотворять его, относясь к нему как к следам времени, по которым можно выйти на свою дорогу, пользуясь историческим компасом. Ученик, не увидевший красоту и доброту в нас и в истории, не поймет наших слов о красоте и доброте. Быть добрым не значит натаскивать себя на доброделание, а накапливать внутреннее тепло в своем сердце.
Годы безбожия настолько удалили наставников от церкви, что появилась гигантская пропасть между храмом и людьми, между священниками и прихожанами. Преодолеть ее можно лишь взаимообразно. Великим оказалось незнание России в самой России. Деформированные представления о том, что православие учит том, что в жизни существует сплошное «нельзя», что вера в Бога- это абсолютная несвобода для человека и удел одних умирающих бабушек и неудачников-монахов настолько въелись в представления людей, что требуется срочное вмешательство в разрушение этих мифов о православной вере. Уродливые образы очень опасны, ибо мешают тем, кто хочет строить свою жизнь на отеческих традициях. Сломать эти стереотипы может не любой учитель, а именно он ближе к детям, чем священник. Чтобы ребенка ввести в храм надо сначала объяснить ему для чего ему это надо. А если он захочет войти, то пусть сделает это сам. Поэтому рассказ о православии должен быть максимально искренним. Дети должны увидеть плоды любви, о которой свидетельствует вера православная и потому важен пример перед глазами, а не кормежка запретами и страшилками. Дети должны узнать, что суть православия - Любовь и только Любовь. А мы часто начинаем разговор о вере с позиции устрашения Страшным судом. Вот здесь то и может помочь невоцерковленному учителю священник. Мое глубокое убеждение в том, что учитель должен сам участвовать в приходской жизни храма, в таинствах, в беседах на темы, которые интересуют самих учителей. Что будет если за день в класс войдут к детям три разных учителя с разным отношением к вере. Верующий покажет, что Бог существует. Неверующий начнет приводить доводы Дарвина, а третий вообще скажет что «Бог в душе» и в церковь ходить не надо. Получается, что три учителя по своему ломают несформировавшийся духовный хребет ребенка. Вот с таким переломанным духовным позвоночником будет ходить ученик, подстраиваясь, то под одного, то под другого учителя. Недавно я услышал такое мнение от учителя литературы, что Библию написали безграмотные попы. Дети были в недоумении. Авторитет учителя высок. Поэтому роль священника здесь очень велика. Он может устраивать для интересующихся учителей православный ликбез на базе приходского храма. Он должен встречаться с учениками, чтобы те знали, куда и к кому они могут прийти , если появится желание воцерковиться.
Очень помог мне в этом деле наш восстанавливающийся в Саваслейке храм. Тогда отец Виктор Поляков сказал: «Восстановим храм, реконструируем себя и свою душу очистим». Вот тогда мне и открылся смысл хождения в храм. Ты восстанавливаешь храм, а храм восстанавливает тебя. А как быть без примера, который бы вдохновил меня на служение Богу и людям? Одно дело читать о Серафиме Саровском и святых, другое дело – увидеть их в настоящей жизни. И Господь явил мне этого человека – отца Иеронима из Санаксарского монастыря. В его глазах читалось целое небо. Приехав к нему с кучей второстепенных вопросов, поглядев на него, ты понимал, что есть главное, а что периферийное. Главные вопросы оставались, а остальные рассеивались. Достаточно было увидеть нашего старца и обнять его, и все вопросы куда-то уходили.
А отец Иероним благополучно почил в 2001 году, а сказанное им у меня в сердце осталось. « Не потеряйте ни одного ученика», - говорил он нам – учителям. А мы наших детей теряем. А еще нас батюшка называл дровами для ада, а наших детей соломой для ада. Увы, но мы до сих пор еще мало продвинулись в деле собственного просвещения верой, ну а детей и тем более. Вот тогда я стал больше уделять внимания работе с детьми. Дети сами сказали мне, чего не достает нашему брату-урокодателю. Оказывается, любви. Учитель должен быть больше чем учитель. И если наши дети не увидят любви к Богу и людям в священнике и учителе, то никакие ОПК не помогут исправить ситуацию в войне со сложившимися стереотипами.
Государству нужны законопослушные граждане. Они формируются на базе православной культуры. Обществу нужны порядочные люди, профессионалы своего дела. Они растут на ниве православного воспитания. Семье нужны верные мужья и жены. Их даст миру не безопасный секс, а проповедь целомудрия, свойственная православной вере. России нужны верные патриоты, любящие свою Родину и готовые претерпеть лишения во имя своей страны. Их вырастит православная система ценностей, как когда-то вырастила Дмитрия Донского, Александра Невского, Минина и Пожарского, Федора Ушакова. Детям нужны любящие матери и хозяйственные отцы. Их даст православные представления об истинных мужчинах и женщинах. Не прекратим информационную травлю наших детей, не получим ни патриотов, ни верных мужей, ни порядочных людей. Семья, школа и государство должны дать ребенку шанс познакомиться с русской национальной культурой, которой более тысячи лет. Именно ее все эти годы питало православие. Нельзя восхвалять национальных героев России, забыв об их православной принадлежности. Не надо бояться православной культуры. Если она появится в наших детях, от этого выиграют и мусульмане, и буддисты, и иудеи, и атеисты, ибо православие изначально миролюбиво ко всем культурам.
Когда участвуешь в таком конкурсе, ты уже не имеешь право называться учителем, если не чувствуешь своего подвижничества. Каждое слово, каждый урок становятся испытанием перед трудностями в деле твоего служения детям. Когда меня спрашивают о том, куда я иду утром, имея в виду мою работу, я всегда отвечаю: «К детям!» Вот уже много лет они являются объектами моего служения, предметом моей любви, смыслом моей жизни. Я вхожу в класс, где меня ожидают ученики, и каждый раз я это делаю по-разному. Постоянна только любовь к этим неравнодушным созданиям, которые ждут от тебя поучительного урока, задумчивой притчи, красивой легенды из архива времени.
В детстве у меня была мечта стать вратарем футбольной команды, но судьба дала мне место в школьных воротах, в воротах в историю, рядом с воротами в детские сердца. Ко всем воротам был свой ключ и свой код. Если пропуском в историю всегда был «вопросительный знак на компасе вечности», то к душевным вратам учеников можно было подходить только с чувством, коим является любовь, открывающая не только сердца и души детей, но и исторические эпохи со всем духовным богатством разных народов. «Образовательная вратарская педагогика» сродни футбольной. Там голкипер – это еще полкоманды, в школе же учитель – «игрок», от которого зависит судьба не игры, а человеческих жизней. Цена ошибки очень велика.
Другой урок, связанный с участием в конкурсе можно назвать так: конкурс становится катализатором для обобщения своего опыта в систему нравственного воспитания. На конкурс представляешь не отдельно взятые уроки, а индивидуальную работу, пропущенную через опыт и осмысленную в Системе. У меня она представлена в книгах «Нравственное воспитание учащихся на уроках истории: теория и практика» и поэтическом сборнике о школе собственных стихов «Молитва за учеников». Конкурс призывает к поиску новых форм работы, к работе над собой, к методическому оформлению тех идей, которые зрели в тебе, и нашли свой выход в публикациях и на практике. Конкурс-это встреча учителей-нравственников, добившихся хороших результатов, а значит, она станет новой почвой для созидания чего-то принципиального нового, интегрированного через применение в других аудиториях.
И еще я убедился в том, что за учеников надо молиться. Недавно мне на глаза попалась молитва учителя за детей.
В Приамурье подвели итоги областного этапа всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя». Об этом сообщили 12.08.2009 г в областном правительстве.
«Областной этап конкурса «За нравственный подвиг учителя» был организован Министерством образования и науки Амурской области и Благовещенским епархиальным управлением РПЦ. Цель - отбор и популяризация наиболее эффективных педагогических технологий по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи», – рассказали представители областного правительства.
Участниками конкурса стали 52 педагога учреждений дошкольного, общего и профессионального образования. Всего представлено 40 работ, из них 30 - авторских и 10 - коллективных. Среди номинаций конкурса - «Лучшая инновационная разработка года», «Лучшее педагогическое исследование года», «Лучшая программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи» и др.
По итогам конкурса диплом 1-й степени присужден учителям школы №1 с.Ивановка Ивановского района Александру и Татьяне Титаренко. Учителя школы с углубленным изучением отдельных предметов №1 г.Белогорск Татьяна Кащенко и Ирена Кублинская награждены дипломом 2-й степени. Конкурсная работа «Реализация общешкольной программы «Возрождение» как основы духовно-нравственного воспитания школьников» педагогов школы №192 г.Свободный Ольги Куличковой и Раисы Матющенко удостоена диплома 3-й степени.
Архиепископ Благовещенский и Тындинский Гавриил отметил высокий профессиональный уровень участников, актуальность конкурсных работ, их педагогический талант, интересный опыт работы.
Материалы победителей представлены к участию в межрегиональном (окружном) этапе Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» в г.Владивосток. Торжественная церемония награждения победителей и лауреатов регионального этапа конкурса состоится в сентябре 2009 года на педагогическом форуме, посвященном празднованию Дня учителя.
А у нас в Новосибирской области совсем другая картина: информация о конкурсе не была широко распостранена и результаты нужно было узнавать лишь с помощью писем и звонков,т.е основная цель-распостранения опыта учителей по воспитанию нравственности не достигнута
В этом форуме хотелось бы поделиться мыслями, навеянными участием в конкурсе "За нравственный подвиг учителя"
Андрей Елисов