Скорректированная программа курса информатики и информационных технологий для 5-6 классов общеобразовательной средней школы
Submitted by Елена Михайловна Коптева on Wed, 17/06/2009 - 14:05
Цели обучения информатике и информационным технологиям в 5—6 классах:
•формированиеу учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся вих желании применять средства информационныхи коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
•пропедевтика понятий базового курса школьнойинформатики;
•развитиетворческих и познавательных способностей учащихся;
•воспитание ответственного отношения к соблюдению этических норм информационной деятельности;
•приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
В основу вводного курса информатикидля 5-6 классов положены такие принципыкак:
1.Непрерывность, означающие, чтоданная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в 8-9 (основной курс) и 10-11 (профильные курсы) классах.
2.Принцип целостного представления о мире предполагает формирование у ребёнка обобщённого, целостного представления о мире (природе – обществе – самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук.
3. Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современнойнауки с учетом возрастных особенностей обучаемых).
4. Практико-ориентированность, обеспечивающаяотбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятыхсредств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.
5. Принцип дидактической спирали как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.
6. Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий,но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).
7. Принцип деятельности (ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебной деятельности).
8. Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
9. Принцип психологической комфортности, предполагающий снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
Уже на самых ранних этапах обучения школьникидолжны получить представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи,хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, учиться классифицировать информацию, выделять общее и особенное,устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогиии т. д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения.
Умение построить модель решаемой задачи, установить отношения и выразить их в предметной, графической или буквенной форме — залог формирования нечастных, а общеучебных умений. В рамках данного направления в курсе информатики 5-6 строятся логические, табличные, графические модели, решаются нестандартные задачи.
Алгоритмическое мышление, рассматриваемое какпредставление последовательности действий, наряду собразным и логическим мышлением определяет интеллектуальную мощь человека, его творческий потенциал. Навыки планирования, привычка к точному и полному описанию своих действий помогают школьникамразрабатывать алгоритмы решения задач самого разного происхождения.
Задача современной школы — обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научитькаждого школьника пользоваться новыми массовымиИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.). Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкреплятьсясамостоятельной творческой работой, личностно значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием. Только в этом случаев полной мере раскрывается индивидуальность, интеллектуальный потенциал обучаемого, проявляются полученные на занятиях знания, умения и навыки, закрепляются навыки самостоятельной работы.
Важнейшим приоритетом школьного образованияв условиях становления глобального информационногообщества становится формирование у школьников представлений об информационной деятельности человекаи информационной этике как основах современного информационного общества.
Содержание курса информатики и информационных технологийдля 5—6 классовобщеобразовательных школ в соответствии с существующей структуройшкольного курса информатики представлено следующими укрупненными модулями.
1. Модуль «Теоретическая информатика»
Основные понятия: информация, информативность, информационный объект, информационный процесс, кодирование информации, язык, двоичная система счисления, бит, байт, алгоритм, исполнитель, система команд исполнителя, блок-схема.
Темы для изучения:
•Информатика и информация.
•Многообразие форм представления информации.
•Действия с информацией: поиск информации, сбор информации, обработка информации, хранение информации, передача информации.
•Кодирование информации.
•Метод координат как универсальный способ кодирования графической информации с помощью чисел.
•Системы счисления,
•Двоичное кодирование текстовой и графическойинформации.
•Единицы измерения информации.
•Понятие алгоритма, примеры алгоритмов.
•Исполнители алгоритмов, СКИ.
•Способы записи алгоритмов.
2.Модуль«Средства информатизации»
Основные понятия: процессор, оперативная память,внешняя память, носители информации, устройстваввода информации, устройства вывода информации, файл, операционная система.
Темы для изучения:
•Аппаратное обеспечение компьютера.
•Виды памяти в компьютере.
•Информационные носители.
•Файл, основные операции с файлами.
•Программное обеспечение компьютера.
•Назначение операционной системы.
•Техника безопасности и санитарно-гигиеническиенормы при работе на компьютере.
3.Модуль«Информационные технологии»
Основные понятия: текстовый редактор, графический редактор, калькулятор, мультимедийный документ.
Темы для изучения:
• Текстовый редактор: назначение и основные функции.
•Графический редактор: назначение и основные функции.
•Калькулятор и его возможности.
•Мультимедийные технологии.
4. Модуль «Социальная информатика»
Основные понятия: информационная деятельностьчеловека, информационная этика.
Темы для изучения:
•Предыстория информатики.
•Основные этапы развития вычислительной техники.
•Роль информации в жизни общества.
•Информационная этика.
Требования к подготовке школьников в областиинформатики и информационных технологий
5 класс
Учащиеся должны:
•понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
•различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
•приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельностичеловека, в живой природе, обществе, технике;
•приводить примеры информационных носителей;
•иметь представление о способах кодирования информации;
•уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
•определять устройства компьютера, моделирующиеосновные компоненты информационных функций человека;
•различать программное и аппаратное обеспечениекомпьютера;
•запускать программы из меню Пуск;
•уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
•вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
•уметь применять текстовый редактор для набора,редактирования и форматирования простейшихтекстов;
•уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
•уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
•знать о требованиях к организации компьютерногорабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
6 класс
Учащиеся должны:
•различать необходимые и достаточные условия;
•иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
•уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
•иметь представление об алгоритмах, приводить ихпримеры;
•иметь представления об исполнителях и системахкоманд исполнителей;
•уметь составлять простые алгоритмы, используя СКИ;
•уметь применять текстовый процессор для набора,редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
•уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
•создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
•иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.
Тематическое планирование к учебно-методическому комплекту по информатике для 5-6 классов (автор Л,Л. Босова). Разработано на основе методического пособия Босовой Л.Л. «Уроки информатики в 5-6 классах» - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2004.
Поурочное планирование по информатике 5 класс,
1 час в неделю, всего 34 часа
№ урока
Тема
Кол-во часов
Практическая работа
1. Информация и компьютер
Цели:
1. Сформировать представления о предмете изучения информатики, информационных процессах, основных устройствах компьютера.
2. Сформировать первоначальные навыки пользования мышью и клавиатурой.
1
Информатика и информация. Техника безопасности и организация рабочего места.
1
2
Виды информации. Информационные процессы
1
3
Устройство компьютера
1
4
Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши.
1
Освоение мыши, Раскраска
5
Главное меню. Запуск программ.
1
Запуск программ
6
Основные элементы окна программы
Исследовательская работа
7
Клавиатура. Основные группы клавиш
1
Клавиатурный тренажёр в режиме игры
8
Основная позиция пальцев на клавиатуре. Клавиатурный тренажер
1. Сформировать представление об истории развития информационных носителей, средств передачи информации; способах представления и кодирования информации.
2. Сформировать умение изменять формы представления информации и обработки информации с помощью компьютера.
10
Хранение информации
1
Тестирование памяти
11
Носители информации
1
12
Передача информации
1
Работа в локальной сети
13
Кодирование информации
1
Исследование способов кодирования команд в окне приложения
14
Формы представления информации. Метод координат
1
15
Обработка информации
1
Вычисления с помощью калькулятора
16
Табличная форма представления информации. Проверочная работа
1
Решение логических задач
3. Обработка текстовой информации
Цели:
1. Сформировать умение вводить, редактировать и форматировать текст с помощью текстового редактора.
17
Ввод текста
1
Ввод текста
18
Редактирование текста
1
Редактирование текста
19
Работа с фрагментами
1
Копирование, вставка, найти - заменить
20
Изменение формы представления информации. Систематизация.
1
Создание таблицы
21
Форматирование текста
1
Работа со шрифтом
22
Проверочная работа
1
Создание газеты
4. Обработка графической информации
Цели:
1. Сформировать представления о компьютерной графике.
2. Сформировать умение использовать инструменты и палитру графического редактора для создания изображений на компьютере; создавать комбинированные документы.
23
Компьютерная графика
1
24
Инструменты графического редактора
1
Знакомство с инструментами рисования графического редактора