Submitted by Оксана Николаевна Дейнекина on Tue, 06/01/2015 - 14:05
Тема: «Притяжательные местоимения»
Цели: 1) знакомство со значением и склонением притяжательных местоимений; различение личных местоимений его, ее, их от притяжательных его, ее, их; употребление местоимений в речи; 2) развитие умений исследовать новый материал, находить самостоятельно отличительные признаки притяжательных местоимений; делать выводы, развивать языковое чутьё; 3) воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование:
Листы с дидактическим материалом для исследования;
Таблицы для исследования;
Презентация и мультимедийное оборудование;
Таблички с выводами, магниты
Ход урока:
Орг. момент.
Повторение ранее изученного материала.
Слайд № 1
Определите, какое слово в каждом ряду является лишним, свой выбор обоснуйте.
Какой частью речи являются эти слова? (Какую сейчас изучаем?) Выпишите эти местоимения.
На какой вопрос отвечают местоимения наш, ваш, твой? На что они указывают?
Как вы думаете, что объединяет притяжательные прилагательные и местоимения наш, ваш, твой? А что их различает?
(Составление алгоритма) – на доске
Медвежий ваш
Чей?
Обозначает указывает
принадлежность
Как вы думаете, какой будет тема урока?
Запись темы урока. Слайд № 2
Что вы сегодня узнаете? Чему научитесь?
Объяснение нового материала.
Задание № 1 Слайд № 3
Прочитайте внимательно текст к заданию № 1.
Таганок
Я –
Камчадал закоренелый,
К дорогам торным так и не привык,
И мой таганчик обгорелый
Стоит среди нетоптаной травы.
Когда-нибудь мелькнёт моя зарница,
Здесь кто-нибудь причалит свой ковчег,
Увидит таганок и удивится:
- Тут был Огонь и Человек!
(Г. Поротов)
Как вы поняли, что такое таганок?
Выпишите из текста словосочетание мест. + существ. Слайд № 4
На что указывают притяжательные местоимения мой, моя, свой? (принадлежность говорящему)
Определите главное и зависимое слово в словосочетании, задайте вопрос, определите род, число и падеж местоимений, каким членом предложения они являются.
Сделайте вывод о притяжательных местоимениях по плану: Слайд № 5
На что указывают притяжательные местоимения? На какой вопрос отвечают? (на принадлежность какому-либо лицу)
Как изменяются? (по родам, числам, падежам)
Каким членом предложения являются? (определением)
Какие местоимения указывают на принадлежность говорящему, говорящим? А какие местоимения будут указывать на принадлежность собеседнику (собеседникам)?
Запишите это в тетрадях.
Мой, наш, свой
Твой, ваш
Вспомните, что мы должны были узнать? А сейчас вам предстоит провести исследование. Обратитесь к заданию № 2.
Задание № 2 (работа в парах) Слайд № 6
Прочитайте задание.
Проведите исследование. Для этого просклоняйте местоимение и прилагательное, выделите окончания. Сделайте вывод: какие окончания имеют притяжательные местоимения в косвенных падежах?
Какой вывод вы сделали? (притяжательные местоимения склоняются как притяжательные прилагательные).
Давайте обобщим всё сказанное.Что мы выяснили?
Откройте учебник на странице 181 и сверьте свои выводы с теоретическим материалом учебника. Правильно мы сделали выводы?
Что-то мы засиделись. Пора и размяться.
Физминутка Слайд №7
Встаньте, пожалуйста, те, кто родился на Камчатке. А теперь встаньте те, кто любит этот суровый край. Кто учится на Камчатке?
Покажите, пожалуйста, какие высокие вулканы на Камчатке. А теперь покажите, какие широкие моря её омывают. А какие низкие мхи растут в тундре. А какие каменные берёзки у нас корявые. Это ветра их наклоняют то в одну сторону, то в другую. Выпрямились. Спасибо. Присаживайтесь.
Задание № 3 Работа с учебником
Мы продолжаем наше исследование. Для этого вновь обратимся к учебнику на странице 181 и к заданию на листочке. Работаете вы вновь в парах.
Рассмотрите примеры под второй звёздочкой, поставьте вопросы к выделенным словам. В каких примерах они обозначают лицо, а в каких – принадлежность? В чём различие между выделенными местоимениями? Занесите ваши наблюдения в таблицу, сделайте по ней вывод: как отличить личное местоимение в Род. п. от притяжательного местоимения.
Личные местоимения
Притяжательные местоимения
Отвечают вопросы
В предложении являются
После предлога появляется
Звучит вывод. Замечательно. А теперь попробуем наши знания применить на практике. Кто помнит, кто являлся автором стихотворения «Таганок»? А сейчас познакомьтесь с текстом о его авторе.
Закрепление знаний.
Прочитайте текст. Устраните речевые ошибки. Запишите получившиеся варианты. Подчеркните местоимения как члены предложения, укажите их разряд.
Георгий Поротов – камчатский поэт. У Г.Поротова много стихотворений о Камчатке. Елизово – родина Г.Поротова. Здесь помнят Г.Поротова и любят его творчество.
Удивительный край - Камчатка. У Камчатки много загадок. Одна из загадок – вулканы Камчатки. Любуюсь красотой вулканов на закате.
Речевая ситуация.
А теперь послушайте, пожалуйста, стихотворение. И ответьте на вопрос: какие речевые ошибки в нём допущены?
Как-то раз во дворе из собачьей миски
Пять чумазых поросят кушали сосиски.
Папа к ним подошёл, крикнул возмущённо:
«Так съедите вы у пса весь обед евонный!»
Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки:
Детям надо пополнять ихние желудки».
Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:
«Слушать я уже устал ейные упрёки.
Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут,
И такая дребедень происходит каждый день».
Какие ошибки вы заметили? А вам приходилось слышать подобные слова? А как правильно? Молодцы.
И у нас во дворе слышала однажды
Как ребята говорят: ихний, ейный, кажный,
Чтобы вы никогда не попали в лужу,
Их, его и её говорить вам нужно.
Слушали мы про поросят,
Намекали на ребят.
То, что можно поросятам,
Непростительно ребятам. (А.Хайт)
Запишите, пожалуйста эти слова.
Подведение итогов.
Вспомните цели, которые вы поставили к уроку и посмотрите, достигли ли вы их. Что нового вы узнали? А что мы сегодня отработали? Молодцы!
Домашнее задание:
Откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание: Повторите § 75.
Выполните Упр. 433 или напишите сочинение-миниатюру , можно несколько предложений на тему «Мой край», используя притяжательные местоимения. Подчеркните их в своих работах.