Официальный сайт welinux 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Основные понятия базы данных

Submitted by Юлия Николаевна Арсеньева on вс, 21/12/2014 - 22:29
Данные об авторе
Автор(ы): 
Арсеньева Юлия Николаевна
Место работы, должность: 

МБОУ «Лицей № 40», учитель информатики

Регион: 
Нижегородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Информатика и ИКТ
Цель урока: 

Дать представление о назначении информационных систем и баз данных, познакомить учащихся с основными понятиями базы данных, познакомить со структурой приложения MS Access

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Информатика-базовый курс, 9 класс: Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л., издательство «Бином. Лаборатория знаний»

Используемое оборудование: 
  1. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор.
Используемые ЦОР: 

Приложение к плану-конспекту урока

Основные понятия базы данных

(Тема урока)

 

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Модуль «Проектирование объектов данных»

Открытая образовательная модульная мультимедийная система (ОМС)

Информационный

http://www.fcior.edu.ru/card/23392/proektirovanie-obektov-dannyh.html

2

Базы данных и информационные системы

Единая коллекция ЦОР

Презентация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d93389c8-f059-4d08-bc10-f43316c2e700/9_70.pps

3.

Интерактивный задачник, раздел "Реляционные структуры данных"

 

Единая коллекция ЦОР

Тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7cfdf8d8-a72c-43b3-9ab1-080ef94c8cfb/9_74.swf

 

Краткое описание: 
<p><span style="font-family:times new roman,serif; font-size:12pt">Основные понятия базы данных. Урок 1.</span></p>

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Основные понятия базы данных

  1.  

Предмет

Информатика и ИКТ

  1.  

Класс

9

  1.  

Тема и номер урока в теме

Основные понятия базы данных, урок № 1.

  1.  

Базовый учебник

Информатика-базовый курс, 9 класс: Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л., издательство «Бином. Лаборатория знаний»

  1. Цель и задачи урока

Цель: дать представление о назначении информационных систем и баз данных, познакомить учащихся с основными понятиями базы данных, познакомить со структурой приложения MS Access

Задачи:

- обучающие: изучить основные понятия базы данных;

-развивающие: развивать познавательные интересы учащихся;

-воспитательные: воспитывать информационную культуру обучающихся.

  1. Тип урока: урок-лекция.
  2. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, практическая работа.
  3. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор.
  4. Структура и ход  урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(мин.)

1

2

3

4

5

6

1.

Организационный момент

 

Приветствие, проверка присутствующих

Приветствие, подготовка к уроку

2

2.

Объяснение нового материала

Сцена  1 модуля «Проектирование объектов данных»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сцена  2 модуля «Проектирование объектов данных»

 

 

Сцена  3 модуля «Проектирование объектов данных»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Базы данных и информационные системы»

Объем информации нарастает с каждым годом все больше и больше. Перед обществом стоит задача организовать хранение этой информации таким образом, чтобы её было удобно просматривать, пополнять, изменять, искать нужные сведения, делать любую выборку, осуществлять сортировку в любом порядке. Чаще всего этим занимаются люди, исписывая, перекладывая, исправляя горы бумаги. Например, архивы с различными документами подчас занимают целые здания.

В наше время решению таких задач помогает компьютер. Для этого используют компьютерные информационные системы, которые позволяют хранить большие объемы информации, осуществлять в них быстрый поиск, вносить изменения, выполнять всевозможные манипуляции с данными (группировать, сортировать и пр.). Основой всякой информационной системы является база данных

Базы данных (БД), а также прикладное программное обеспечение для их разработки и функционирования- системы управления базами данных (СУБД) используются достаточно широко. Поэтому современный пользователь должен разбираться в основных понятиям базы данных и уметь конструировать базы данных и заполнять ее информацией.

Определение: БД – это обширные наборы данных, относящие к определенной области, и хранимые во внешней памяти ЭВМ в виде совокупности связанных между собой файлов.

В зависимости от структуры различаются: реляционные, иерархические, сетевые и распределенные БД. Линейные БД слишком просты, и для их организации можно использовать другие приложения, например, Excel.

Реляционные БД представляют двумерный массив, т. е. таблицу, а в более сложном случае – совокупность взаимосвязанных таблиц, где строки таблицы соответствуют записям, а столбцы полям БД.

Иерархическая БД построена с учетом соподчиненности элементов и имеет древовидную структуру, где каждый из элементов (узлов) более высокого уровня может быть связан с одним или несколькими узлами более низкого уровня.

Сетевые БД наиболее сложны по своей структуре и представляют собой граф со свободным характером связей между узлами.

Для разработки и поддержки функционирования базы данных используются системы управления базами данных.

СУБД (системы управления базами данных) – это программное обеспечение для работы с базами данных.

Прикладные СУБД представляют собой готовые программные средства для работы с БД. То есть пользователь, освоивший интерфейс может начать работу по вводу, редактированию и поиску данных.

Инструментальные СУБД представляют собой систему программирования, при помощи которой специалист создает для рядового пользователя оболочку СУБД.

Возможности СУБД:

  1. Создать новые БД
  2. Изменять данные
  3. Дополнять данные
  4. Осуществлять поиск
  5. Упорядочивать информацию в базе данных
  6. Записывать обновленные данные на диск
  7. Выполнять печать данных и ответов на запросы

Этапы создания БД:

  1. Проектирование БД (теоретический этап)
  2. Создание структуры (Используется СУБД для описания структуры таблиц)
  3. Ввод записей

Одной из современных прикладных программ создания баз данных и работы с ними является приложение Microsoft Access.

Это гибкая программа, позволяющая работать как с простыми, так и со сложными базами данными

Приложение MS Access представляет собой прикладную СУБД (пользовательскую оболочку), предназначенную для управления реляционными базами данных, и функционирующую на автономной ПЭВМ или в локальной сети.

При помощи приложения MS Access можно выполнять следующие операции:

  1. Проектирование структуры (макета) БД и ее базовых составляющих (двумерных таблиц) с использованием полей для различных видов данных
  2. Установление связей между таблицами
  3. Ввод, хранение, просмотр, сортировку, модификацию и выборку данных из таблиц
  4. Создание и использование формуляров, запросов, отчетов

Запустить приложение MS Access можно следующим образом:

Пуск -> Все программы -> MS Access

Файл -> Создать -> Новая база данных

В диалоговом окне «Файл новой базы данных» сохранить базу данных под любым именем.

После запуска приложения открывается окно MS Access со всеми атрибутами окна приложения Windows . Отличие – в рабочей области окна MS Access появляется основное окно (окно БД)

Основное окно БД предназначено для создания различных информационных объектов БД и манипулирования с этими объектами. В левой части окна базы данных содержится меню названий типов таких объектов, а после выбора типа объекта справа отображается значки и имена уже существующих объектов выбранного типа, а также Мастера для создания этих объектов.

Для работы в каждом из объектов предусмотрено два режима:

  • Режим конструктора – предназначен для создания или изменения структуры объекта
  • Оперативный режим – предназначен для работы с информационным наполнением объекта.

Типы объектов, поддерживаемых в MS Access:

  • Таблицы – таблицы данных, входящие в состав реляционной БД.
  • Запросы – формулировки условий (критериев) формирования выборок из БД.
  • Формы – создание формуляров для работы с БД
  • Отчеты – сгенерированные по выборке из БД отчеты
  • Страницы – ярлыки к WEB – страницам сетевого доступа к БД
  • Макросы – ярлыки запуска стандартных последовательностей действий по обработке данных в БД.
  • Модули – ярлыки созданных программных модулей на встроенном языке программирования Visual Basic
  • Группы – произвольные наборы объектов разного типа, объединенные пользователем в группы.

Основным объектом базы данных является таблица. Столбцы таблицы называются полями, строки таблицы – записями, ячейки таблицы – реквизитами.

Слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают определение

 

 

 

Записывают в тетрадь

 

 

 

 

Слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают определение

 

 

Слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

Записывают в тетрадь

 

 

 

 

Слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают в тетрадь

 

 

 

 

Слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя

27

3

Закрепление материала

(практика)

 

Интерактивный задачник, раздел "Реляционные структуры данных"

Ответить на вопросы, оценить уровень усвоения знаний. (тест)

Выполняют работу на ПК. Самоанализ.

10

4

Подведение итогов урока.

 

Сегодня на уроке мы познакомились с основными понятиями базы данных и структурой приложения MS Access. Каждый грамотный пользователь должен знать определение базы данных, системы управления базами данных, модели базы данных, виды систем управления базами данных, возможности системы управления базами данных, этапы создания баз данных, то есть все, что мы узнали на этом уроке. Ну а работать с приложением MS Access мы научимся на следующих уроках.

Объявление оценок за работу на уроке.

 

4

5

Домашнее задание

 

a. Теоретический материал по тетради
b. Придумать одну из моделей баз данных.

Записывают домашнее задание

2


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн