1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
(3 минуты).
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха, включение в познавательную деятельность.
|
Приветствие
Демонстрация видеоролика и работа с презентацией.
Вот так выглядела наша планета Рада раньше (1-2 слайд), а теперь она выглядит так (3 слайд). Наш народ был вынужден искать себе новый дом для жизни.
|
Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.
Включение в деловой ритм.
|
Ученики встали, настроились на работу, проверили наличие принадлежностей к уроку
|
Регулятивные УУД
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
|
Устная оценка учителя
|
2. Постановка учебной задачи.
(3 минуты)
ЦЕЛЬ - создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.
|
Наши с вами друзья-космонавты нашли кое-что. (Слайд 4. Слайд 5).
В: Можем ли мы сразу высадиться на эту планету? Почему?
В: Какова тема урока?
Его цель?
На какие вопросы мы должны получить ответы?
(Слайд 6.)
|
Создает условия для постановки учебной задачи.
Помогает сформулировать проблемные вопросы, записывает их на доске.
|
Формулируют тему и цель урока. Определяют его задачи.
Определяют проблемные вопросы.
|
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний
|
Устная оценка учителя, взаимооценка.
|
3.Обобщение знаний
(10 мин)
Цель: обобщение знаний учащихся о строении, составе, среде обитания, роли в природе живых организмов.
|
Работа с текстом « Оболочки Земли» (раздаточный материал)
Задание 1. Прочти текст. Обсуди его в паре. Заполни схему по красным стрелкам, вписав основные понятия. Приготовь устный рассказ.
(Для учеников, обучавшихся ранее на другом языке, текст упрощён).
(Приложение 1)
Оболочки Земли
Планета Земля имеет 4 оболочки: атмосферу, гидросферу, биосферу, литосферу.
Атмосфера—внешняя газовая оболочка Земли. Ее нижняя граница проходит по литосфере и гидросфере, а верхняя—на высоте 1000 км. Атмосфера состоит из кислорода, углекислого газа, азота, паров воды и других газов.
Гидросфера занимает 71% поверхности Земли. Ее средняя соленость составляет 35 грамм на литр. Температура океанической поверхности — от 3 до 32 °С. Солнечный свет проникает на глубину 200 м, а ультрафиолетовые лучи — на глубину до 800 м. Гидросфера представлена водами морей, рек, озер, подземными, ледниками.
Биосфера, или сфера жизни, сливается с атмосферой, гидросферой и литосферой. Ее верхняя граница достигает верхних слоев тропосферы, нижняя — проходит по дну океанских впадин.
Литосфера—каменная оболочка Земли—толщиной от 40 до 100 км. Она включает материки, острова и дно океанов. Литосфера состоит из минералов, горных пород, почвы.
Работа с ЭОР в группах (Группы образованы из учении ков с различными образовательными потребностями).
Задание 2.
посмотреть модуль, выделить существенное, заполнить схему по зеленым стрелкам
(Приложение 1)
1группа. Особенности растений
2.группа. Особенности животных
3.группа.Особенности грибов
4.группа. Особенности бактерий
5.группа. Особенности вирусов
|
Организует работу в парах.
Опрашивает
В: Какое устройство имеет планета Земля?
Организует групповую работу по повторению особенностей основных царств природы.
В: Чем представлено живое население планеты?
|
Работают в парах, читают текст. Заполняют схему по красным стрелкам
Отвечают на вопрос учителя. заполняют схему на доске, осуществляют самопроверку выполнения задания.
Работают в группах, выполняют задания. заполняют схему по зеленым стрелкам.
Отвечают на вопрос учителя. заполняют схему на доске, осуществляют самопроверку выполнения задания.
|
Познавательные УУД
анализ объектов с целью выделения существенных признаков, выбор оснований и критериев для сравнения,
Коммуникативные УУД
планирование учебного сотрудничества со сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
|
Устная оценка учителя. самооценка
|
3.Обобщение знаний
Цель: обобщение знаний учащихся о строении, составе, среде обитания, роли в природе живых организмов.
(20 минут)
|
Лабораторная работа «Выявление приспособленности организмов к различным условиям обитания» Выполняется в парах.
Задание 3. Задание: рассмотрите выданные организмы. Распредели их по средам обитания и укажите приспособленность к определенной среде обитания. Заполни схему по желтым стрелкам.
(Приложение 1)
Задание 4. Самостоятельное выполнение задания по теме «Экологические факторы». Заполнение схемы по синим стрелкам.
(Приложение 1)
1. Совокупность физических и химических факторов неживой природы, воздействующих на организм в среде его обитания - фактор
1) биотический 2) антропогенный
3) абиотический 4) экологический
2. Все компоненты природной среды, влияющие на состояние организмов, популяций, сообществ, называют
1) абиотическими факторами
2) биотическими факторами
3) экологическими факторами
4) движущими силами эволюции
3.К абиотическим факторам не относят
1) свет 2) температуру
3) влажность 4) наличие хищников
4.К биотическим факторам не относят
1) влажность 2) хищничество
3) паразитизм 4) симбиоз
5. К антропогенным экологическим факторам относят
А) загрязнение среды
Б) уменьшение освещенности в водоемах с увеличением глубины
В) выпадение осадков
Г) прекращение вулканической деятельности
Д) распашку почвы Е) разливы нефти
Дополнительное задание
( для обучающихся с особыми потребностями в обучении).
*6.Найдите соответствие
1) поедают травоядных животных
2)разрушают органические остатки
3)обеспечивают круговорот веществ 4)производят питательные вещества
5)являются хищниками
6)используют солнечную энергию
Заполнение схемы по синим стрелкам.
А) разрушители Б) производители
В)потребители
|
Организует выполнение лабораторной работы в парах.
Организует взаимопроверку выполнения. (эксперты оценивают правильность выполнения)
Организует самопроверку выполнения задания.
|
Выполняют лабораторную работу в парах.
Оценивают выполнение работы. комментируют, исправляют ошибки.
Выполняют задание, заполняют схему по синим стрелкам. Проводят самопроверку выполнения.
(Слайд 7.)
|
Познавательные УУД
анализ объектов с целью выделения существенных признаков, выбор оснований и критериев для сравнения,
Регулятивные УУД
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
|
Взаимооценка
Самооценка
|
4.Подведение итогов
Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности
( 3 минуты)
|
Какое устройство имеет планета Земля?
Чем представлено живое население планеты?
Какие среды жизни живых организмов существуют на Земле?
Какие факторы оказывают влияние на жизнь живых Организмов?
Как связаны живые организмы между собой?
Все ли живые организмы нужны на Земле? Почему?
Каким словом можно назвать устройство жизни на Земле?
Что необходимо предпринять, чтобы не повторить наших ошибок на планете Рада?
Чтение стихотворения и просмотр ролика о природе. (Приложение 3)
|
Учитель задает вопросы
(Слайд 8)
Демонстрирует ролик
|
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Читают стихотворение, просматривают ролик.
|
Личностные УУД
ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Познавательные УУД
контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
|
Оценка учителя
|
5. Рефлексия деятельности.
3 минуты
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
|
В конце занятия педагог предлагает каждому ребёнку выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось.
(Слайд 9).
«5 баллов»
Оценить по 5-бальной шкале работу на занятии с позиции:
„Я“ 0________5
„Мы“ 0________5
„Дело“ 0________5
«Фразы»
Урок полезен, все понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться!
|
Дает оценку деятельности учащихся на уроке, организует самооценку деятельности, комментирует ее.
|
Проводят самооценку деятельности на уроке.
|
Регулятивные УУД
оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
|
самооценка
|